рабочая программа по православной культуре 1 год обучения по программе Шевченко
рабочая программа по теме
рабочая программа по православной культуре 1 год обучения по программе Шевченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pravoslavnaya_kultura_1_god_obucheniya.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебного предмета «Православная культура» для 1-го года обучения.
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету “Православная культура”» и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач:
- Передача современным школьникам знаний в области православной традиции России как средства духовно нравственного и эстетического развития личности.
- Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости и дружелюбия), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.
В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, были конкретизированы задачи образования (воспитания и обучения) детей.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
- Дать знания о библейском происхождении мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики.
- Развитие нравственных чувств на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых.
- Формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
Задачи эстетического образования:
- Развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры.
- Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
- Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
- Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Соответственно с требованиями программы дети должны получить базовые знания об основных феноменах православной культуры на основе художественных впечатлений, узнать базовые понятия христианской этики, научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры, в различных выразительных средствах.
С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами обучения при решении учебно-воспитательных задач были определены принцип опоры на положительное воспитание в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.
Умение видеть красоту мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка способна откликнуться на отражение красоты в окружающем мире при условии развития у него нравственных и эстетических чувств. Материал 1 года закладывает основу для развития этих способностей.
Таким образом, исходя из особенностей и возможностей детского восприятия православной культуры, определяется тематика 1 года: это годовой круг-календарь основных церковных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и представленных в историко-культурном контексте восприятия событий православными детьми из произведений русской художественной и житийной литературы.
В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения.
- Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснения школьниками понимания христианами правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых ими во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни детей-христиан.
- Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение на основе содержания православной культуры). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов)- создателей объектов православной культуры.
- Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православной духовной культуры и искусства: религии – через содержание Священного Писания, понятия о молитве как центре жизни христиан, храма, богослужения; в произведениях религиозной живописи, архитектуры через освоение основных компонентов- цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства- жанров, интонации.
На уроках православной культуры развиваются навыки и потребности в общении с объектами православной культуры: с Библией - величайшим памятником мировой литературы, литературой о жизни святых, о православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни. Умения в области православной культуры предполагает творческое применение полученных знаний в повседневной жизни.
Отсюда следует два вывода:
- Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным.
- Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры.
В неделю 1 час.
В году 34 часа
Содержание программы.
- Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем.
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире. Поиски красивого вокруг себя. Священная история рассказывает о мире: Бог-Творец красивого мира; как Бог создал мир; сотворение человека, общение человека с Богом, поручения, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и звучании. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. Библия.
- В ожидании Рождества – самого красивого события зимы.
Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояние поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Мог ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей. Невозможность существования печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице Ее праздника. Песнопения и величания.
- Праздники – радости.
Рождество Христово- самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как христиане понимали праздники? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Дмитрий Донской.
- Пасха: цвета и звуки весны.
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого – сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?
Учебное пособие:
Шевченко Л.Л. учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. В двух частях. 6-е издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. 112 с.
Литература для учителя.
- Азбука православного воспитания.- М., 1997.
- Артемий Владимиров, священник. Учебник жизни.-М., 2001.
- Димитрий Конюхов, священник. Школьное православное образование. – М., 1999.
- Сергий Коротких, священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий// Материалы для школьных уроков. Ч.2 (второй год обучения). – Калининград,2001.
- Как подготовить праздник Рождества Христова. –Центр «Покров». М.,2001.
- Опыты православной педагогики / Сост. А.Стрижева и С.Фомина. – М.,1993.
- Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. – Кострома, 1998.
- Прекрасный Божий мир / Сост. епископ АхелойскойЕфимий. – М., 1996.
- Православная культура: Методическое пособие для учителя: 1 год обучения. 4-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 128 с.
- Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации» 1 год обучения. 4-е издание.- М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2008. – 112 с.
Литература для учащихся.
- Бахметьева А.Н. жития святых для детей. – М., 1997.
- Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / сост. пр. Александр Соколов. – М., 1999.
- Библия в пересказе для детей. – М.: Библейское общество, 1997.
- Киреева Н. История рождественской елочки. – М.,1998.
- Пасхальный подарок для детей (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа»). – М., 2001.
- Православный мир. – М., 2000.
Календарно -тематическое планирование.
Общая тема 1-го года обучения: «Мы и мир Божий вокруг нас».
№ | тема | Кол-во часов | сроки по плану | сроки по факту | цель | УМК | оборудование |
1 четверть. Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем. | |||||||
1 | Красота в окружающем мире. | 1 | 6.09 | Развитие умений эстетического восприятия: Видеть и слышать красивое; Привлечение внимания детей к цвету и форме в природе и в рисунке. | Книга 1. Стр. 4-9; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 1). | |
2 | Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. | 1 | 13.09 | Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. | Книга 1. Стр. 14-23; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 2). | |
3 | Красота рукотворная и нерукотворная | 1 | 20.09 | Развитие умений эстетического восприятия: Видеть и слышать красивое. | Книга 1. Стр. 23-38; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 3). | |
4 | Бог – Творец красивого мира. | 1 | 27.09 | Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта - красота». | Книга 1. Стр. 38-46; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 4). | |
5 | Сотворение человека. | 1 | 4.10 | Рассказать библейскую историю о сотворении человека. | Книга 1. Стр. 46-54; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 5). | |
6 | Правила жизни, данные людям. | 1 | 11.10 | Рассказать библейскую историю о правилах, данных Богом первым людям. | Книга 1. Стр. 54-59; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 6). | |
7 | Правила жизни, данные людям. | 1 | 18.10 | Рассказать библейскую историю о правилах, данных Богом первым людям. | |||
8 | Как изобразить доброе и красивое? | 1 | 25.10 | Разработка связи между нравственными и эстетическими понятиями | Книга 1. Стр. 59-70; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 6). | |
9 | Как изобразить доброе и красивое? | 1.11 | Завершение коллективной творческой работы «Наш красивый мир». | ||||
2 четверть. В ожидании Рождества – самого красивого события зимы. | |||||||
10 | Как люди покинули Рай. | 1 | 15.11 | Рассказать, как жили первые люди в Раю, чему радовались. | Книга 1. Стр. 71-78; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 9-10). | |
11 | Как люди покинули Рай. | 1 | 22.11 | ||||
12 | Добрые и злые люди. | 1 | 29.11 | Разработка духовно-нравствен-ных понятий «благочестие – красота - грех». | Книга 1. Стр. 78-83; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок11). | |
13 | За что были наказаны люди. | 1 | 6.12 | Расширение ряда понятий «непослушание, зло, печаль, смерть». | Книга 1. Стр. 83-87; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 12). | |
14 | Как Бог простил людей. | 1 | 13.12 | Рассказать библейскую историю о том, как Бог простил людей. | Книга 1. Стр. 87-94; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 13). | |
15 | В ожидании праздника. | 1 | 20.12 | Рассказать о детстве Пресвятой Богородицы и введении Ее во храм. | Книга 1. Стр. 94-100; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 14). | |
Праздники – радости. | |||||||
16 | Чему мы радуемся зимой? | 1 | 27.12 | Рассказать историю о Рождественской звезде. | Книга 2. Стр. 5-16; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 15). | |
3 четверть. Праздники – радости. | |||||||
17 | Праздник Рождества Христова. | 1 | 17.01 | Рассказать о том, что можно увидеть и услышать в православном храме на Рождество. | Книга 2. Стр. 16-23; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 16). | |
18 | Зимние радости. Святки. | 1 | 24.01 | Разработка связи между нравственными и эстетическими понятиями: любовь (Бога к людям), благоволение, мир (на земле), красота, благодарение. | Книга 2. Стр. 23-28; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 17). | |
19 | Праздник Крещения. | 1 | 31.01 | Рассказать о Крещении. | Книга 2. Стр. 28-34; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 18). | |
20 | Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. | 1 | 7.02 | Рассказать о Святом покровителе христианина. | Книга 2. Стр. 34-39; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 19). | |
21 | Праздник дня защитника Отечества. | 1 | 14.02 | Разработка духовно-нравствен-ных понятий: Герой, защитник, слава, православие. | Книга 2. Стр. 39-46; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 20). | |
22 | Радости масленицы. Прощеное воскресенье. | 1 | 21.02 | Рассказать об обычаях празднования масленицы. | Книга 2. Стр. 46-50; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 21). | |
23 | Как люди предали Христа. | 1 | 28.02 | Рассказать о Великом Посте. О Тайной Вечере; предательстве Иуды, Распятии. | Книга 2. Стр. 50-57; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 22-23). | |
24 | Как люди предали Христа. | 1 | 7.03 | ||||
25 | Повторение. Региональный компонент. | 1 | 14.03 | Повторить и закрепить изученное. | |||
Пасха: цвета и звуки весны. | |||||||
26 | Весенние радости. | 1 | 21.03 | Рассказать о смысле праздника, о праздничных обычаях. | Книга 2. Стр. 59-67; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 25). | |
4 четверть. Пасха: цвета и звуки весны. | |||||||
27 | В ожидании праздника. | 1 | 4.04 | Рассказ: Страсти Христовы. | Книга 2. Стр. 67-71; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок26). | |
28 | Какого цвета праздник Пасхи? | 1 | 11.04 | Рассказать Священную историю: благая весть о спасении людей. | Книга 2. Стр. 71-81; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 27). | |
29 | Праздник Дня Победы. | 1 | 18.04 | Эмоциональное сопоставление радости-радуги и радоницы-памяти о предках. | Книга 2. Стр. 81-88; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 28). | |
30 | Родословие моей семьи. | 1 | 25.04 | Рассказать о христианском понимании семьи. | Книга 2. Стр. 88-99; | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 29). | |
31 | Мои обязанности. | 1 | 2.05 | Рассказать об обязанностях христианина по отношению к Богу, к другим людям, по отношению к себе. | Книга 2. Стр. 99- 108. | Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 30). | |
32 | Мои обязанности. | 1 | 10.05 | ||||
33 | Повторение. | 1 | 16.05 | Повторить и закрепить изученное. | |||
34 | Итоговый проект. | 1 | 23.05 | Контроль знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по православной культуре 2 класс
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...
Рабочая программа по православной культуре 3 класс
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...
Рабочая программа по православной культуре 4 класс
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об...
Рабочая программа по православной культуре 5 класс
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об...
Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса
Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса...
Программа по православной культуре (УМК Шевченко) 6 класс
Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ, предусматривается изучение культуры прав...
Программа по православной культуре (УМК Шевченко) 7 класс
Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров. Изложение материала тематических линий носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможно...