Рабочая программа по православной культуре 4 класс
рабочая программа по теме
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57.
Рабочая программа по православной культуре для 3года (4 класс) обучения школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году. Программа обеспечена: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) год обучения. Книга первая, вторая 3-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
На изучение предмета «Православная культура» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Цель: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ghfdjckfdbt_4_rkfcc.zip | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по православной культуре 4 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Дата проведения | Примечание |
Отечество Небесное. Бог (8 часов) Цель: показать нравственные эталоны поведения христианина, определенные Богом, сформировать положительное отношение к феноменам христианской православной культуры. |
1/1 | Бог просвещающий. | 1 |
2/2 | Что говорит о Боге православная культура? | 1 |
3/3 | Свет на горе Фавор. | 1 |
4/4 | Бог спасающий. | 1 |
5/5 | Что говорит о человеке православная культура? | 1 |
6/6 | Христиане в православном храме. | 1 |
7/7 | Золотое правило жизни. | 1 |
8/8 | Добро и зло. | 1 |
Добродетели в жизни христианина (8 часов) Цель: познакомить учащихся с основными понятиями христианской аскетики – учения о духовно-нравственном развитии человека |
9/1 | Как Бог строил дом спасения человека. | 1 |
10/2 | Воеводы сил любви. Добродетели. | 1 |
11/3 | Непобедимое оружие христиан. | 1 |
12/4 | Защита святынь. Сила тьма. | 1 |
13/5 | Небесные помощники. | 1 |
14/6 | Увенчанные венцами. Христианская семья. | 1 |
15/7 | Добрый ответ. | 1 |
16/8 | Обобщение знаний по теме «Добродетели в жизни христиан» | 1 |
|
Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображенный. Святые (10 часов) Цель: введение сложного понятия «Царствие Небесное», разработка понятия «христианские добродетели» |
17/1 | Как преображался человек? По ступенькам восхождения. | 1 |
18/2 | Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга. | 1 |
19/3 | Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. | 1 |
20/4 | Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец. | 1 |
21/5 | Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской. | 1 |
22/6 | Ступенька «Надежда на бога». Смиренный чудотворец. | 1 |
23/7 | Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец. | 1 |
24/8 | Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних. | 1 |
25/9 | Ступенька «Любовь к Богу и ближнему». Матерь Божия у Креста. | 1 |
26/10 | Принявший венец победы. | 1 |
Отечество Земное и Небесное. Человек преображенный. Герои (9 часов) Цель: раскрытие христианского понимания смысла жизни как служения, показать отражение в жизни христианских героев и святых. |
27/1 | Доброе имя – во славе моего Отечества. | 1 |
28/2 | Россия помнит. Святыни родного края. | 1 |
29/3 | Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские. | 1 |
30/4 | Священный долг. | 1 |
31/5 | Ступенька «Благодарение». Перед престолом небесным. | 1 |
32/6 | Благословение. | 1 |
33/7 | Богомудрые учителя веры и благочестия. | 1 |
34/8 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Какой он, христианин?» | 1 |
35/9 | Экскурсия: «Путешествие по святым местам» | 1 |
Пояснительная записка
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57.
Рабочая программа по православной культуре для 3года (4 класс) обучения школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году. Программа обеспечена: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) год обучения. Книга первая, вторая 3-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
На изучение предмета «Православная культура» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Цель: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.
Задачи:
- приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;
- формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
- укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
Формы обучения: комбинированный урок, экскурсии, проведение праздников.
Виды деятельности: слушание рассказа учителя, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение рассказов, стихотворений, игры на темы нравственного выбора и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- базовые знания об основных феноменах православной культуры на основе художественных впечатлений;
- узнать базовые понятия христианской этики;
- научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры и различных выразительных средствах.
- понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Учащиеся должны уметь:
- видеть изображение и слышать музыку;
- смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья).
Учебно-тематическое планирование
Общая тема 4 класса: «Преображение. Человек преображенный» - 35 часов в год, 1 час в неделю
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | Отечество Небесное. Бог. | 8 |
2 | Добродетели в жизни христианина | 8 |
3 | Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображенный. Святые. | 10 |
4 | Отечество Земное и Небесное. Человек преображенный. Герои. | 8 |
5 | Экскурсия | 1 |
Содержание изучаемого курса
Отечество Небесное. Бог.
Бог просвещающий.
О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Религия. Религиозные представления разных народов мира. Христианство – одна из основных мировых религий. Религиозная культура. Православие как основная религия в России. Священное писание. Священное предание. Отражение Священного предания в церковных песнопениях и иконографии. Представление иконы «Вседержитель». Смысл поговорки «Начать с азов».
Что говорит о Боге православная культура?
Явление Троицы Аврааму. Жертвенная любовь. Представление иконы «Троица» А.Рублёва. Подготовка иконописца к написанию иконы. Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Праздник Святой Троицы.
Свет на горе Фавор.
Смысл Преображения. Христианское понимание человеком смысла жизни. Изображение смысла жизни в рисунках и иконах. Представление иконы «Преображение Господне» Феофана Грека. Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами: Бог и человек (пророки и ученики).
Бог спасающий.
Христос – пастырь добрый. Притчи о чудесах, творимых Иисусом Христом: исцеление расслабленного, воскрешение дочери Иаира. Таинство крещения. Беседа Христа с Никодимом о духовном рождении человека. Отличие иконописи от живописи на религиозные темы. Картины русских художников на библейские темы: Иванов, Поленов и др.
Что говорит о человеке православная культура?
Притча о талантах. Смысл выражения «зарыть талант». Добродетели – дары Божьи. Добро – главная добродетель. Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой. Качества, украшающие душу человека. Христианские понятия «смирение» и «радость», их взаимосвязь. Примеры проявления красоты человеческой в Священной истории. Спаситель как проявление высшей красоты. Детская православная литература о человеке (Шмелев).
Христиане в православном храме
Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют православные христиане? Символ православной веры. Таинства православной веры. Православное Богослужение.
Золотое правило жизни.
Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Заповеди Блаженства. Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Иисуса Христа в иконописи. Церковно-славянская азбука.
Добродетели в жизни христианина
Добро и зло. Как Бог строил дом спасения человека.
Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появилось в мире. Грех как проявление зла. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение. Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. О Богородице – лествице, послужившей соединению небесного и земного.
Воеводы сил любви. Добродетели.
Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Притча о сеятеле. Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами смертными.
Непобедимое оружие христиан.
Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные.
Защита святынь. Силы тьмы.
Священная история о падении людей исполинов. Страсти гнева, тщеславия, гордости. Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы.
Небесные помощники.
Воевода Сил бесплотных – Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Почитание Небесных Сил бесплотных.
Увенчанные венцами. Христианская семья.
Пример проявления добродетелей в жизни христианской семьи. Семья – малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев.
Добрый ответ.
Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде.
Повторительно-обобщающий урок.
Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображенный. Святые.
Как преображался человек? По ступенькам восхождения
Как преображался человек? О чём возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Житийная литература.
Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.
Начало подъёма по ступенькам духовного преображения. Прообраз – 15 ступеней Иерусалимского храма. Соборность Церкви. Иоанн Богослов.
Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.
Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Православное паломничество.
Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.
Как Илья Муромец богатырём стал. Христианские добродетели, почитаемые на Руси.
Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.
О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Житие князя в поэзии.
Ступенька « Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.
О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи.
Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.
О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную добродетель проявил Серафим Саровский. Христианское прощение. Серафимо – Дивеевский монастырь.
Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.
Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский.
Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста.
Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию почитают как Честнейшую Херувим. Апостол Павел о христианской любви.
Принявший венец Победы.
Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Храмы России, освящённые в честь Георгия Победоносца.
Отечество Земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.
Доброе имя – во славе моего Отечества.
Наука побеждать полководца – христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. Верность памяти предков.
Россия помнит. Святыни родного края.
Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита отечества. Как был построен храм Христа-Спасителя. Святыни Бородина. Храмы Старого Оскола.
Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.
Что такое подвиг? Русская Голгофа. Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Добро и зло в душе человека созидателя – православного зодчего; разрушителя святынь – вандала. Новомученики и Исповедники Российские. Священномученик Онуфрий (Гагалюк).
Священный долг.
Всенародный подвиг. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.
Ступенька «Благодарение». Перед престолом Небесным.
Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. Основные иконографические типы изображений Божией Матери. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите».
Благословение.
Благословение детей. Как христиане понимали смерть. «Символ Веры» о воскресении. Пробуждение души. Христианская заповедь любви.
Богомудрые учителя веры и благочестия.
Путешествия по святым местам Русской земли. Оптина пустынь – центр духовной жизни. Старчество. Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители.
Итоговое повторение.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Список рекомендованной литературы
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4)-й годы обучения: Книга первая, вторая – М.: Издательский дом «Покров», 2007.
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 3(4)-й год обучения. Книга вторая. – М.: Издательский дом «Покров», 2007.
Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 3(4)-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
Я иду на урок в начальную школу [Текст]: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
http://www.eroshka.ru; http://www.skaz.ru; http://www.radostmoya.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.
Формы и средства контроля
Примеры контрольных заданий для начальной школы (1-4 классы)
1.Подчеркните слова, которые относятся к предмету «История религиозной культуры»: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди Божий, Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые.
2.Продолжите предложение: «В начале сотворил ...».
3.Объясните, почему христиане называют Христа Спасителем.
4.Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность, непослушание.
5.Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.
6.Вставьте пропущенные с лова и объясните смысл: «Чти отца твоего и......, да благо тебе будет, и да долголетен ... на земле ».
7.Дайте характеристику двум поступкам блудного сына.
8.Нарисуйте две картинки: «Дерево греха» и «Дерево жизни» и расположите на их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость, себялюбие (эгоизм), кротость, честность. Самостоятельно дополните названия плодов.
9. Допишите предложения: Человека называют добрым, когда ... Семья - это...
Любить родителей - значит ...
10.Что означает выражение «сорок сороков»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по православной культуре 2 класс
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...
Рабочая программа по православной культуре 3 класс
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...
Рабочая программа по православной культуре 5 класс
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об...
Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса
Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса...
Рабочая программа по Православной культуре 6 класс
Данная программа составлена программы учебного предмета «Православная культура», для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. ...
Рабочая программа по Православной культуре 9 класс
Данная программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин\16 Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», закона Бе...
Рабочая программа по Православной культуре 9 класс
Данная программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин\16 Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», закона Бе...