Рабочая программа по православной культуре 5 класс
рабочая программа по теме

Острикова Ирина Викторовна

 

      Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57.

Рабочая программа  по курсу «Православная культура» разработана на основе регионального  компонента государственного стандарта общего образования. Базовыми учебными пособиями служат учебники Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007, а так же учебно-методический комплект: Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008, Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие.  Православная культура» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

На изучение предмета «Православная культура»  в 5 классе  отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Цели курса:

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;

- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.

Задачи:

- приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

- формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

- укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Формы обучения: комбинированный урок, экскурсии, проведение праздников.

Виды деятельности: слушание рассказа учителя, обсуждение, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, игры на темы нравственного выбора и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ghfdjckfdbt_5_rkfcc.zip30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по православной культуре 5 класс


№ урока


Наименование разделов и тем

Часы учебного времени


Плановые сроки прохождения


Дата проведения


Примечание

О чем рассказывает православная культура (9 часов)

Цель: познакомить детей с возникновением православной культуры,

 формировать у школьников чувства любви к своей Родине

1/1

Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный.

1

2/2

О чем рассказывает христианская православная культура?

1

3/3

О чем рассказывает Библия?

1

4/4

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

1

5/5

Монастырь – центр христианской православной культуры.

1

6/6

Язык христианской православной культуры

1

7/7

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан.

1

8/8

Закрепление знаний по теме: «О чем рассказывает православная культура»

1

9/9

Религиозная живопись. О чем рассказывает икона?

1

Золотая цепь святых (7 часов)

Цель: раскрытие темы святости на примере житий святых христианской Церкви.

10/1

Золотая цепь святых.

1

11/2

Начало христианской эры. Святые апостолы.

1

12/3

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы.

1

13/4

Святые Акилина, Вит.

1

14/5

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Святая мученица Татьяна.

1

15/6

Мудрость жизни христиан.

1

16/7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Христианские добродетели»

1

Утверждение христианской веры (10 часов)

Цель: раскрыть тему преемственности святости как цели и идеала жизни христиан

17/1

Святые великомученицы Екатерина, Варвара

1

18/2

Святые воины. Георгий Победоносец.

1

19/3

Святые воины. Димитрий Солунский, Федор Стратилат

1

20/4

Святые врачеватели. Святые Косьма и Дамиан.

1

21/5

Всемилостивый целитель Пантелеимон.

1

22/6

Защита христианской веры. Вселенские Соборы.

1

23/7

Святые равноапостольные  Константин и Елена. Святые Отцы Церкви.

1

24/8

Утверждение христианского учения.

1

25/9

Учителя веры – Святители Василий великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

1

26/10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Утверждение христианской веры»

1

Пути к спасению (9 часов)

Цель: показать школьникам незыблемость и преемственность христианских ценностей добра

27/1

Пути к спасению.

1

28/2

Великие подвижники пустыни: Преподобный Антоний Великий,  Пахомий Великий, Павел Фиейский.

1

29/3

Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин.

1

30/4

Пути к спасению. Преподобный Досифей.

1

31/5

Святитель Павлик Милостивый

1

32/6

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена.

1

33/7

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

1

34/8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Пути к спасению»

1

35/9

 Экскурсия: «Путешествие по родным местам»

1

Пояснительная записка

      Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57.

Рабочая программа  по курсу «Православная культура» разработана на основе регионального  компонента государственного стандарта общего образования. Базовыми учебными пособиями служат учебники Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007, а так же учебно-методический комплект: Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008, Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие.  Православная культура» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

На изучение предмета «Православная культура»  в 5 классе  отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Цели курса:

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;

- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.

Задачи:

- приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

- формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

- укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Формы обучения: комбинированный урок, экскурсии, проведение праздников.

Виды деятельности: слушание рассказа учителя, обсуждение, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, игры на темы нравственного выбора и др.


Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

- уметь выделять особенности русской православной культуры;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

        Учебно-тематический план

Общая тема 5 года: «Счастье (ценности) жизни христиан. Христианская вера» 35 часов в год, 1 час в неделю

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Введение. Основы православной культуры

1

«О чем рассказывает православная культура»

9

2

История христианской Церкви в житиях святых. Христианская церковь входит в мир.

Золотая цепь святых.

7

3

Утверждение христианской веры

10

4

Пути к спасению

8

5

Экскурсия

1

        

Содержание изучаемого курса

Основы православной культуры.

Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Изучаем — повторяем: о чем рассказывает религиозная культура? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом.

О чем рассказывает христианская православная культура? Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее отсчет от Рождества Христова. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Счастье жизни христиан. Основные положения христианской веры: догмат о Троице, Боговоплощение. Примеры благочестивой жизни святых. Лестница духовного восхождения человека к Богу. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Притчи о Пастыре Добром, о блудном сыне, о мытаре и фарисее - как раскрывающие путь спасения. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология - учение о человеке. Положения христианской антропологии в работах отечественных педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.

О чем рассказывает Библия? Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. О Боге, о мире и человеке. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадение. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Чему Христос учил людей: заповеди Блаженства. Христос рассказывает о Царствии Небесном. Притча и зерне горчичном. Чудеса Спасителя, их смысл. Как человек мог возвратиться к Богу. Забота об украшении души добродетелями. Крестная Жертва - Искупление человека. Воскресение Христово.

Создание Церкви. Как люди узнали о христианстве? Евангелие — о христианском понимании будущего людей и мира. Страшный Суд. Ответственность человека.

Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово (Боговоплощение); Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви.

Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве, христианских праздниках.

Монастырь — центр христианской православной культуры. О христианской радости. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте - даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. Как возводились монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри и имена святых, с ними связанные. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры.

Язык христианской православной культуры. Как христианская православная культура рассказывает о Боге? Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер христианского искусства. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом - основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители - ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. Два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.

Символы христианской православной культуры - крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы названные в честь Воздвижения Креста Господня.

В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм - дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма; священнослужители и их одежда (облачение); богослужебные предметы. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. Как было установлено Таинство Причащения. Тайная Вечеря. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Священная топография мира - православные храмы, названные в честь событий Священной истории. Названия православных храмов рассказывают о событиях Священной истории. Истории создания храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.

Религиозная живопись. О чем рассказывает икона? Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона - окно в мир невидимый. Икона - христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Картина и икона. Их отличия. Изучаем иконографию икон.

Красивый мир церковнославянской азбуки. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. Духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие - первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Монастыри -центры просвещения и книжности. Произведения духовной литературы. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. По каким книгам обучались грамоте дети в Древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы?

История христианской Церкви в житиях ее святых

Начало христианской эры. Век апостольский. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Иисусом Христом апостолов. Образование Церкви. Схождение Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостола Петра. Образование первых христианских общин. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Призвание апостола Павла. Христианские праздники: День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов.

Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры: Евангелие на церковнославянском языке, духовная поэзия, памятники зодчества.

Святые дети — мученики за веру. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа - Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Смысл слова «благословение». Смысл евангельского эпизода «Благословение детей». Святой Игнатий Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Святые отроки-мученики и их учитель - святой епископ Вавила Антиохийский. Смысл мученичества. Почему дети-христиане проявляли мужество? Молитва. Жития юных мучеников. Произведения духовной поэзии рассказывают о детской молитве. Священное Писание об основаниях почитания христианами жертвы мучеников (Псалом 115). Церковные песнопения. Ектений - молитвы прошения.

Христианские добродетели вера, надежда и любовь в жизни святых. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. О святой деве Татиане. Христианские добродетели. Размышление о духовной красоте. Евангельский текст о понимании христианами красоты как совершенного подобия Отцу Небесному (Евангелие от Матфея, гл.5, стихи 44-48). В чем проявлялась любовь христиан к врагам?

Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Чем отличалась жизнь христиан от жизни других людей? Главные ценности жизни христиан. Притчи Христа о Царствии Небесном: о драгоценной жемчужине, о закваске, о зерне горчичном. Как христиане старались обрести сокровища небесные? Христианская мудрость. Какого человека христиане называли мудрым? Житейская мудрость. Священное Писание - о премудрости мира (1 послание апостола Павла коринфянам). Христианская радость. Духовная поэзия размышляет о человеческой мудрости. Церковные песнопения — тропари великомученицам. Почему Крест назван в них оружием? Христианские добродетели и наименование великомученицы Варвары «всечестная». Размышления о драгоценных качествах души человека. Путешествия по святым местам - монастыри и храмы в честь святых Екатерины и Варвары.

Святые воины. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. Что христиане называли духовной смертью? Какими подвигами прославились святые воины-великомученики? Какие добродетели проявили (в детстве, в воинском служении, в христианском подвиге)? О почитании святых воинов. Как на Руси почитали память святых Георгия Победоносца, Димитрия Солунского? Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Ответ императора Константина Великого об отношении христиан к врагам личным и врагам Отечества. Апостол разъясняет христианам о воинских доспехах христианина: броне любви к Богу, вере в Его помощь, шлеме надежды на спасение. Духовная красота человека. Борьба христианина с внутренними врагами: грехами - страстями своей души. Грех, откуда он появился? Грехопадение. Враги человека - грехи гордости, зависти, ненависти, злости, обжорства, гнева. Воинская рать христианина - христианские добродетели и добрые дела: смирение, милосердие (милостыня), чистота (целомудрие), любовь, пост (умеренность), кротость. Борьба христианина за красоту своей души. Что искажает красоту души? Откуда в человеке зло? Евангелие учит: сердце - поле сражения за красоту человека. Почему христиане ведут это сражение постоянно? Кто может помочь в этом сражении? Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами. Феномены православной культуры (иконы, памятники зодчества), посвященные святым христианским воинам.

Святые врачеватели Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеймон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие - о дарах: «Даром получили - даром давайте». Притча о талантах - дарах Бога человеку. Сражение бескорыстия и корыстолюбия. Какие добродетели проявляли святые в детстве; какими христианскими добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Сохранение языческих привычек новообращенными христианами. Защита христианского вероучения от ересей. 7 Вселенских Соборов. Утверждение Вселенскими Соборами основных догматов христианской веры: о Троице, Боговоплощении, почитании Богородицы. Утверждение «Символа веры». Труды святых Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, папы Римского Льва Великого, Василия Великого, Григория Богослова. Период иконоборчества. Почитание христианами икон. Святой Иоанн Дамаскин. Отражение событий эпохи Вселенских Соборов в произведениях религиозной живописи, духовной поэзии, музыки. Церковнославянские тексты рассказывают о почитании христианами Креста. Что такое святыня? Отношение к святыне. Крест в жизни христиан. Крестоношение. Развитие византийской культуры в период эпохи Вселенских Соборов. Храм Святой Софии - Премудрости Божией.

Утверждение христианского учения. Учителя веры — святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст? Какие добродетели святые проявляли в детстве? Кого называют православными христианами? О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. В какие христианские праздники поют песнопения, составленные святителями? Иоанн Златоуст учит христианскому благодарению. За что христиане благодарили Бога? Смысл слов «благодарение» и «благословение».

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл - спасение души. Разные пути к спасению. Монашество - путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Житие. О чем святой размышлял с детских лет? Как была устроена жизнь древних монастырей? Лавры, скиты. Духовный руководитель - авва (отец). Духовное родство святых. Братья во Христе. Почему монашество называют ангельским чином? Монашеские обеты послушания, нестяжания, целомудрия. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Священное Писание о добродетелях, о воздаянии Божием к праведным и грешникам, о преподобных.

Путешествие по святым местам - древним монастырям Святой Земли: лавра святого Саввы Освященного, монастырь святого Герасима Иоарданского, монастырь святого Георгия Хозевита.

Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египтская, Ефрем Сирин. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Пути: монашеский, семейная жизнь, иные. Борьба со страстями души - путь к спасению. В чем святой Ефрем Сирин увидел действие Промысла Божиего о человеке? Действие Промысла Божия в жизни святой Марии Египетской. Христианские добродетели, проявленные святыми на пути спасения. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Какие добродетели христиане старались взрастить в своей душе? Великий Пост в жизни христиан. Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Отражение тем покаяния в русской классической литературе. Церковнославянские тексты Священного Писания - о преодолении страстей.

Путь к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый. Ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Как может спастись христианин? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Как святой Досифей выбирал путь к спасению. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности - путь к спасению души. О милости Божией человеку. Искупительная Жертва, принесенная Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения: эпизод Евангелия «Христос и грешница». Милость и милосердие христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Добродетель милосердия в жизни святителя Павлина Милостивого. Отражение заповеди «Не судите, да не судимы будете» в феноменах православной культуры: церковнославянском языке, традициях жизни христиан (милостыня, неосуждение), духовной поэзии, живописи на религиозные темы.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи - миссионеры-проповедники. Трудность миссионерского подвига среди языческих племен. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Христианские добродетели. Проявленные ими в детстве. Как отрок Константин (Кирилл) размышлял о ценностях жизни человека; как определил для себя жизненный путь? В чем были трудности просвещения славянских племен? Апостольские труды святых.

Почему именно Кирилл и Мефодий были посланы в славянские земли? Противодействие проповеди святых со стороны немецких священников и его причины. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке. Непрерывность (преемственность) апостольского подвига в утверждении христианской веры в мире: апостолы Христа -Вселенские учители веры (Символ Веры) - просветители славянские Кирилл и Мефодий.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Список рекомендованной литературы

Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.

Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб.пособие общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. 3-е издание, стереотипное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008

Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008

Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие]:  5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008

Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец.  «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.

http://www.eroshka.ru

http://www.skaz.ru

http://www.radostmoya

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Магнитофон, (музыкальный центр) -  даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.

Формы и средства контроля

Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и  т. д.).

Проверочные работы

Самостоятельная работа

1. Объясни слова: вера, религия, культура, культурный человек, историческая память, духовность, христианство, православие, добро, зло, добродетель, страсть, грех, красота рукотворная, красота нерукотворная, красота духовная, милость, милосердие, христианская любовь, спасение, монастырь, монах, храм, икона.

2.    Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, нетерпеливость, жестокость, гневливость, ненависть, жадность, лицемерие, печаль, неверие.

3. Перескажи евангельскую притчу о блудном сыне и дай оценку поведения всех участников событий с позиции христианской культуры.

4. Дай определение понятия «икона».

5. Укажи характерные особенности изображений икон Божией Матери: «Оранта», «Одигитрия» «Умиление». Что означают эти названия?

6.  Назови известные тебе изображения икон Иисуса Христа.

7. Что означает почитание христианами креста?

Тестирование по теме:  «Утверждение христианской веры»

1. Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее

                      - бескорыстие

                      - любовь к Отечеству

                      - защита близких

                      - восстановление справедливости

                      - нажива

     2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)

                               - чтобы было убито побольше врагов

                               - чтобы была взята большая добыча

                               - чтобы меньше людей погибло

                               - о победе

     3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:

                               - личное покаяние

                               - подаяние нищим

                               - совершение только хороших дел

                               - вера во Христа

    4. Что бывает только у монахов?

                           

                                - четки

                               - клобук

                               - постриг

                               - обет

                               - молитва

5. Венцы в таинстве венчания символизируют:

                               - вечность

                               - богатство

                               - долгую жизнь

                               - единство любви и испытаний

 6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?

                         

                         - любовь ко Христу

                         - молитва ко Христу

                         - защита природы

                         - защита Отечества

                         - милосердие

                         - честный труд        

7. Заповедей блаженства

            - пять

            - восемь

            - девять

8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва  Мея «Слепорожденный»

  … истое блаженство

 Себе наследует лишь тот,

 Кто духом нищ, кто слезы льет,

 Кто правды алчет, правды жаждет,

 Кто кроток был и незлобив,

 Кто сердцем чист, миролюбив…

9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого

   

        Любовью к ближним пламенея,

       Народ смиренью Он учил,

       Он все законы Моисея

       Любви закону подчинил

       - о Христе

       - об Андрее Первозванном

       - о Петре 1

 10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?

        - болгарские танцы

        - греческая икона

        - немецкий орган

11. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:

Я был голоден -

Я жаждал -

Я был в темнице -

Я был болен -

Я был странником -

Я был наг -

Итоговая проверочная работа

Отметьте слова, которые относятся к предмету «Православная культура»:

 Книга                                    Кремль

 Библия                                  Храм

Любовь                                  Крест

Заповеди  Божии

Сколько Заповедей дал Бог людям:

6

8

10

Что такое храм:

Дом, где живут священники

Дом, где живут простые люди

Дом Божий

Как зовут нашего Бога:

Моисей

Авраам

Иисус Христос

Какого возраста были святые мученицы Вера, Надежда, Любовь:

Взрослые

Старики

Дети

Как звали их мать:

Татьяна

Мария

Софья

Как звали одного из святых воинов:

Серафим Саровский

Георгий Победоносец

Игнатий Богоносец

Косьма и Дамиан – это:

Святые воины

Святые врачеватели

Святые мученики

Назовите учителей веры:

Святитель Василий _________________

Святитель Григорий ________________

Святитель Иоанн ___________________

 Кто создал славянскую азбуку:

Лука и Матфей

Кирилл и Мефодий

Андрей и Моисей

Итоговая    контрольная работа за курс: «Ценности жизни христиан»

1. Объясни слова: вера, религия, культура, культурный человек, историческая память, духовность, христианство, православие, добро, зло, добродетель, страсть, грех, красота рукотворная, красота нерукотворная, красота духовная, милость, милосердие, христианская любовь, спасение, монастырь, монах, храм, икона.

2.    Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, нетерпеливость, жестокость, гневливость, ненависть, жадность, лицемерие, печаль, неверие.

3. Перескажи евангельскую притчу о блудном сыне и дай оценку поведения всех участников событий с позиции христианской культуры.

4. Дай определение понятия «икона».

5. Укажи характерные особенности изображений икон Божией Матери: «Оранта», «Одигитрия» «Умиление». Что означают эти названия?

6.  Назови известные тебе изображения икон Иисуса Христа.

7. Что означает почитание христианами креста?

8. Назови самое главное богослужение Православной Церкви.

9. Назови имена создателей церковнославянской азбуки.

10.  Вставь пропущенные слова и укажи источник текста: «Я, Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме______»;

«Почитай _       _ твоего и _      __ твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле».

11.  Назови основные христианские добродетели.

12.  Приведи примеры храмового зодчества. Объясни, в чем состоит духовная красота православного храма.

13.  Объясни смысл праздника Рождества Христова.

14.  Объясни смысл праздника Воскресения Христова.

15.     Обоснуй утверждение: «Изучение христианской православной культуры помогает в освоении других учебных предметов в школе: русского языка, литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания».

16.  Объясни, почему связаны слова: «благочестие - красота», «раскаяние - прощение», «непослушание - грех - наказание - смерть», «грех - покаяние - благочестие - спасение -христианская радость - небесное веселье», «рай - послушание -возделывание - красота - ответственность - родная земля», «совесть - добродетель».

17.  Объясни: «Православие является традиционной религией в России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по православной культуре 2 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...

Рабочая программа по православной культуре 3 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...

Рабочая программа по православной культуре 4 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об...

Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса

Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса...

Рабочая программа по Православной культуре 6 класс

Данная программа составлена программы учебного предмета «Православная культура»,  для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. ...

Рабочая программа по Православной культуре 9 класс

Данная программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин\16 Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», закона Бе...

Рабочая программа по Православной культуре 9 класс

Данная программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин\16 Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», закона Бе...