Программа по православной культуре (УМК Шевченко) 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров. Изложение материала тематических линий носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_umk_shevchenko.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по православной культуре для 7 года обучения школьников разработана в соответствии с тематическими линиями, определёнными Примерным содержанием (МО РФ, Москва, 2002 год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров. Изложение материала тематических линий носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье – ценности жизни христиан.
Содержание программы основной школы позволяет раскрыть его значение и показать ценности жизни христиан в контексте истории христианской Церкви. С этой целью определена интегративная тема – «Ценности жизни христиан как путь к спасению». Этот концентр программы углубляет раскрытие всех семи содержательных линий, указанных в Примерном содержании по предмету «Православная культура».
Ведущей темой программы 7 года обучения является интегративная тема «Святая Русь.18-20 века».
Цели программы обучения для 7 года обучения школьников:
- воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
- освоение знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
- развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
- формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
В рамках требований рабочей программы учащиеся должны уметь:
- называть и показывать;
- определять и измерять, фиксировать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте.
Обучение проводится по учебному пособию «Православная культура» Шевченко Л.Л. 7 год обучения, разработанному в соответствии с Примерным содержанием образования «Православная культура», представленным Министерством образования РФ.
Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 3 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие контрольные работы:
10. Контрольная работа по теме «Основы православной культуры».
18. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях её святых".
28. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
35. Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.
Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.
Требования к уровню подготовки
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.
В рамках требований учащиеся должны:
- называть и показывать;
- определять и измерять, фиксировать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. Д.).
Учебно-методический комплект
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учеб-ного вре-мени | Плановые сроки про- хождения | Домаш-нее задание | Приме- чание |
1. | Церковная реформа Петра I. Святой Митрофан Воронежский | 1 | |||
2. | Святой Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский | 1 | |||
3. | «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский | 1 | |||
4. | «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский | 1 | |||
5. | Святые 19 века. | 1 | |||
6. | Преподобный Серафим Саровский | 1 | |||
7. | Преподобный Серафим Саровский | 1 | |||
8. | Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский | 1 | |||
9. | Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский | 1 | |||
10. | Великие старцы Оптиной Пустыни | 1 | |||
11. | Великие старцы Оптиной Пустыни | 1 | |||
12. | На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский | 1 | |||
13. | На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский | 1 | |||
14. | Резерв учителя. Проведение Рождественского праздника | 1 | |||
15. | Царственные мученики | 1 | |||
16. | Царственные мученики | 1 | |||
17. | Новомученики и Исповедники российские | 1 | |||
18. | Новомученики и Исповедники российские | 1 | |||
19. | Новомученики и Исповедники российские | 1 | |||
20. | Христианские мученики ГУЛАГа | 1 | |||
21. | Христианские мученики ГУЛАГа | 1 | |||
22. | Христианские мученики ГУЛАГа | 1 | |||
23. | Православная культура России свидетельствует | 1 | |||
24. | Православная культура России свидетельствует | 1 | |||
25. | Православная культура России свидетельствует | 1 | |||
26. | Православная культура в жизни христиан | 1 | |||
27. | Православная культура в жизни христиан | 1 | |||
28. | Православная культура в жизни христиан | 1 | |||
29. | Золотая цепь святых | 1 | |||
30. | Золотая цепь святых | 1 | |||
31. | Золотая цепь святых | 1 | |||
32. | Золотая цепь святых | 1 | |||
33. | Резерв учителя. Экскурсии «По святым местам родной земли» | 1 | |||
34. | Резерв учителя. Экскурсии «По святым местам родной земли» | 1 | |||
35. | Итоговое повторение | 1 |
Содержание программы учебного предмета
православная культура
7 год обучения
Святая Русь.(18-20 века)
Церковная реформа Петра1. Святые Митрофан Воронежский и Дмитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский. Русские поэты размышляют о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина»? Какие изменения произошли в жизни людей 17 века? В чём царь Пётр видел источник могущества России? Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни Митрофана Воронежского. Христианская добродетель кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского.
Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранялись христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Как русские писатели и поэты использовали жития святых при работе над своими произведениями.
«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. Почему 18 век называли «блестящим» веком? Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования Екатерины II.Закрытие монастырей. «Великий милостивец» Тихон Задонский. Церковное искусство как отражение состояния внутреннего (душевного и духовного) мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества18 века. Стиль барокко. Изменение стиля церковного пения как следствие изменений духовных ценностей человека 18 века.
Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. Положение Православной Церкви в государстве 19 века. Падение нравов вследствие разрушения веры. Управление церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами веры святых того времени. Подвиги поста, послушания и молитвы святого. Добродетельная и подвижническая жизнь святого. Основание Серафимо-Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли: мощи преподобного Серафима, Свято-Троицкий собор, канавка Божией матери, святые источники, Святые дивеевские жены.
Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.
Мудрый наставник. 50-летнее служение церкви. Духовный и нравственный облик святителя. Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества.
Великие старцы Оптиной пустыни. Оптина пустынь – центр духовного возрождения Росси в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Новомученики и исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века.
На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Сострадание доброго пастыря. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. Пророчества святого Иоанна Кронштадтского.
Царственные мученики. Разрушение христианской культуры в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трёхсотлетней царской династии. Семья царя Николая II – Царственных мучеников страстотерпцев.
Новомученики и Исповедники Российские. Священная история–о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Вениамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
Христианские мученики ГУЛАГа. Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников (Соловецких, Домодедовских, Верейских, Оптинских…). Бутовский полигон – место покаяния. Иконография « Собор Новомучеников и Исповедников». Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.
Православная культура России свидетельствует. Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской культуры – о России. Поэты 19-20 веков размышляют о людях своего века.
Изучаем церковно-славянский язык – тексты, в которых прославляются Святые Новомученики.
Православная культура в жизни христиан. Священная история – о велении Христа рассказать всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия – главное Богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинства Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви к людям.
Золотая цепь святых. Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Кто войдёт в Церковь небесную. Святые дети в Церкви небесной. Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности. Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии – рассказ о святости родной земли. Изучаем церковно - славянский язык – торжество и радость в тексте Евангелия, в христианских песнопениях Пасхи, песнопениях святым. Бессмертие.
Примеры контрольных работ
- Вставьте пропущенные слова: «На пятидесятый день после … на … сошёл … в виде огненных языков»; «В этот день Православная Церковь отмечает праздник … …».
- Объясните, когда человек способен жить счастливо.
- Кого мы называем святыми людьми?
- С какого возраста можно жить святой жизнью?
- Назовите полные, принятые Церковью имена святых: святой великомученик … Победоносец, святой великомученик и … Пантелеимон, святитель … Чудотворец, святые благоверные князья, … Донской, … Невский, … Московский, преподобные … Радонежский, … Свирский, … Саровский, святая блаженная … Петербуржская, святой праведный … Кронштадтский.
- Объясните, почему современному человеку часто непонятно поведение святых людей .
- Назовите имена русских патриархов.
- Назовите пять самых крупных монастырей Руси.
- Расставьте номера, которые будут означать последовательность великих праздников Православных праздников: Крещение, Сретение, Рождество, Вознесение, Воскресение.
- Заполните пропуски и определите понятия: «Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь, Елеоосвящение, Священство – это церковные…»
- Подберите понятия, противоположные по значению следующим: целомудрие, стыдливость, супружество.
- Напишите, какие нравственные правила существуют в вашей семье, и подчеркните наиболее важные из них.
- Назовите одним словом виды нравственных отношений людей: в труде, в быту, в семье, в коллективе сверстников, в обществе, на войне.
- Назовите соборы Московского Кремля и их архитектурные особенности.
- Перечислите названия основных частей православного храма.
- Уточните хронологию: «Софийский собор в Киеве, храм Покрова на Нерли – это памятники древнерусского зодчества… - … веков».
- Приведите примеры храмового зодчества в России в стиле ампир, классицизм, барокко в 18-19 веках.
- Дополните ряд: «Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв, …»; «В русской иконографии используются следующие иконографические типы образа Пресвятой Богородицы: «Оранта» , «Одигитрия» , …» .
- Ученые ведут споры, что было вначале – глаголица или кириллица. Обоснуйте вашу точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса
Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса...
рабочая программа по православной культуре 1 год обучения по программе Шевченко
рабочая программа по православной культуре 1 год обучения по программе Шевченко...
Программа по православной культуре (УМК Шевченко) 6 класс
Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ, предусматривается изучение культуры прав...
Рабочая программа по православной культуре 6-9 классы
Рабочая программа составлена на основе Концепции и программы Л.Л.Шевченко учебного предмета "Православная культура" 1-11 годы обучения.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций О...
Рабочая программа по православной культуре 10-11 класс
Рабочая программа, КТП и контрольные работы по предмету православная культура...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...