Рабочая программа по православной культуре 3 класс
рабочая программа по теме
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57.
Рабочая программа по православной культуре для 2 года обучения (3 класс) школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году. Программа обеспечена: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий 2 год обучения. Книга первая, вторая 3-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
На изучение предмета «Православная культура» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов, 3 из них - повторительно-обобщающие уроки, с целью воспитания обучающихся на духовных традициях родного края добавлен материал православного краеведения – 1 экскурсия.
Цель: формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящийх воспитательный и развивающий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ghfdjckfdbt_3_rkfcc.zip | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по православной культуре 3 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Дата проведения | Примечание |
Радостный мир православной культуры (8 часов) Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник). Цель: активизация нравственного чувства сопереживания; актуализация смысла Священной истории для современных школьников с учетом состояния их духовно-нравственного развития. |
1/1 | Красота и радость в жизни людей. | 1 |
2/2 | Буквица славянская. История славянской азбуки. | 1 |
3/3 | Праздники – радости сентября. Рождество Пресвятой Богородицы. | 1 |
4/4 | Православный храм – дом Божий. | 1 |
5/5 | О чем рассказывают иконы. | 1 |
6/6 | Радостный мир православной иконы. | 1 |
7/7 | Скорби и торжество в православной иконе. | 1 |
8/8 | Печаль и радость. | 1 |
Православная культура в жизни людей (8 часов) Творец как радость и смысл жизни человека. Цель: развитие духовно – нравственных ценностей |
9/1 | Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. | 1 |
10/2 | Радостные гимны Романа Сладкопевца. | 1 |
11/3 | Какими законами Бог сохранял красоту мира. | 1 |
12/4 | Синайское законодательство | 1 |
13/5 | История Царя Давида. Псалтырь. | 1 |
14/6 | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 1 |
15/7 | Что мы видим в православном храме? | 1 |
16/8 | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? | 1 |
|
Радость православной веры (10 часов) Цель: разработка понятия «христианская радость», опережающее введение сложного понятия «Царствие Небесное», разработка понятия «христианские добродетели» |
17/1 | Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. | 1 |
18/2 | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | 1 |
19/3 | Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. | 1 |
20/4 | Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются». | 1 |
21/5 | Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. | 1 |
22/6 | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека. | 1 |
23/7 | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. | 1 |
24/8 | Радость послушания. Дети и родители. | 1 |
25/9 | «Небесное веселье». Христианские мученики. | 1 |
26/10 | Радости православной веры. | 1 |
О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт певчий)? (9 часов) Цель: познакомить детей с объектами православной культуры и их создателями |
27/1 | О чем рассказывают создатели православной культуры? | 1 |
28/2 | Благовестие спасения. | 1 |
29/3 | Воля Божия и воля человеческая. | 1 |
30/4 | Радость праведных. | 1 |
31/5 | Праздник праздников. Торжество торжеств. | 1 |
32/6 | Защита веры. Святые люди. | 1 |
33/7 | Доброта и милосердие христианина. | 1 |
34/8 | Какой он, христианин? | 1 |
35/9 | Экскурсия в храм: «Святыни родного края » | 1 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области" от 3 июля 2006 г. N 57.
Рабочая программа по православной культуре для 2 года обучения (3 класс) школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, изданной Центром поддержки культурно - исторических традиций Отечества в Москве в 2008 году. Программа обеспечена: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий 2 год обучения. Книга первая, вторая 3-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
На изучение предмета «Православная культура» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов, 3 из них - повторительно-обобщающие уроки, с целью воспитания обучающихся на духовных традициях родного края добавлен материал православного краеведения – 1 экскурсия.
Цель: формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящийх воспитательный и развивающий характер.
Задачи: 1) преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей;
2) воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих необходимость осуществления нравственных ценностей в своем поведении;
3) передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности
Формы обучения: комбинированный урок, экскурсии, проведение праздников.
Виды деятельности: слушание рассказа учителя, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение сказок, стихов, рассказов, игры на темы нравственного выбора и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
Учащиеся должны
- знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие», иметь представление об их назначении, основы церковнославянского языка;
- уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;
- понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл православных праздников;
- узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.
- проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).
Учебно-тематическое планирование
Общая тема 2 года обучения (3 класс): «Радостный мир православной культуры вокруг нас» - 35 часов, 1 час в неделю
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм- православная икона-православный праздник)» | 8 часов |
2 | «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина» | 8 часов |
3 | «Радость православной веры» | 10 часов |
4 | «О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» | 8часов |
5 | Экскурсии | 1 часа |
Содержание изучаемого курса
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм - православная икона - православный праздник).
О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.
Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?
Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?
Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.
Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. ОЦарствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?
Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?
Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина.
Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость добродела-ния. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?
Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста « Радуйтесь ». Чему радовались христиане?
Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?
Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?
Радость праздника « Введение во храм Пресвятой Богородицы ». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?
Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?
Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).
Радость православной веры.
Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?
Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.
Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.
Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что « многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?
Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.
Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке.
Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство - счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.
Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.
«Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?
Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время «веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?
О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?
Какими качествами души обладали православные мастера?
Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.
Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.
«Праздник праздников и торжество торжеств » - Воскресение Христово.
Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.
Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.
Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.
Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Список рекомендованной литературы
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения: Книга первая, вторая – М.: Издательский дом «Покров», 2007.
Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: Методическое пособие для учителя: 2-й год обучения. Книга вторая. – М.: Издательский дом «Покров», 2007.
Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 2-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
Я иду на урок в начальную школу [Текст]: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
http://www.eroshka.ru; http://www.skaz.ru; http://www.radostmoya.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы окружающего мира.
Формы и средства контроля
Задания на закрепление и проверку изложены в учебном пособии для учащихся.
Вопросы и задания для повторения тем за курс 3 класса.
Рассмотри илл. № 99 и расскажи о событиях Священной истории, которые на ней изображены.
Как называются книги, в которых рассказывается об этих событиях? (Библия, Евангелие).
Какие имена носили авторы четырёх Евангелий? (Матфей, Марк, Лука, Иоанн).
Кто такие апостолы? (Посланники Божии).
Сколько апостолов избрал Иисус Христос первоначально? (12).
Рассмотри илл. № 98, послушай церковнославянский текст и расскажи о событиях, которые на них изображены.
Посмотри на илл. №№ 100, 101 и скажи, какие события Священной истории изображены на них
Сравни илл. № 50 и № 51 и ответь, какая из них является иллюстрацией иконы? (№ 51).
Ответь на вопрос, о каком празднике сказано: «Праздник праздников. Торжество торжеств». (Праздник Воскресения Христова).
Объясни, почему это событие радостно празднуется христианами всего мира.
Как называются праздничные песнопения?
Что такое икона?
Как называют человека, который пишет иконы?
Скажи, какие иконы, посвященные христианским праздникам, ты знаешь?
Расскажи историю создания первой иконы Спасителя.
Что означает слово «аллилуйя»?
Назови, какие церковнославянские буквы ты знаешь.
Назови слова, которые начинаются с этих букв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по православной культуре 2 класс
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...
Рабочая программа по православной культуре 4 класс
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об...
Рабочая программа по православной культуре 5 класс
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об...
Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса
Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса...
Рабочая программа по Православной культуре 6 класс
Данная программа составлена программы учебного предмета «Православная культура», для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. ...
Рабочая программа по Православной культуре 9 класс
Данная программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин\16 Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», закона Бе...
Рабочая программа по Православной культуре 9 класс
Данная программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин\16 Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», закона Бе...