Проблема преемственности на разных этапах образования
статья на тему
Предварительный просмотр:
Институт образования является одним из наиболее значимых и фундаментальных институтов в современном обществе. Его роль в жизни отдельного человека и социума в целом постоянно возрастает. Увеличение и обновление знаний, быстрый рост темпов развития техники и технологий, появление новых форм и видов труда требует, чтобы образование стало непрерывным. В ноябре 2001 г. Европейская Комиссия приняла Коммюнике по «реализации превращения Европы в пространство непрерывного образования». В документе подчеркивается, что непрерывное образование должно охватывать все виды формального и неформального образования - от дошкольного до пенсионного возраста. Происходит отказ от понимания образования как одного из этапов жизни человека, признается, что образование является постоянной формой жизнедеятельности личности.
В современном мире важно отказываться от понимания образования как результата усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, так как при таком подходе формируется человек, способный действовать лишь по жестко заданной схеме в определенных условиях. В образовании надо видеть не результат обучения, а процесс накопления, передачи, преобразования и усвоения социального опыта. Это возможно только в условиях преемственности образования. Преемственность является базовым механизмом непрерывного образования.
Российское образование можно разделить на несколько уровней: дошкольное; школьное, которое делиться на начальное, среднее и среднее-общее; среднее специальное (колледжи, техникумы, лицеи); высшее, которое делиться на бакалавриат, магистратуру, специалитет, аспирантуру; и также можно выделить профессиональное образование (рис.1).
Проблему преемственности в образовании можно заметить уже на житейском уровне, ведь не зря, когда мы оканчиваем школу и приходим в вуз, нам говорят: «Забудьте все, чему вас учили в школе». А приходя на работу нам говорят: «Забудьте все, чему вас учили в вузе». и сразу возникает вопрос: А зачем учиться вообще?
Образование современного россиянина дискретно. Уровни российского образования существуют фактически автономно друг от друга. Это ставит учащихся в ситуацию, когда обучение на каждом образовательном уровне они вынуждены начинать как бы «с нуля». Речь не идет, конечно, о содержании образования, хотя зачастую знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в рамках одного уровня образования, не всегда хватает для перехода на последующий. Дело в том, что на любом образовательном уровне предполагается наличие определенных, специфических отношений, стратегий поведения, организации обучения, характера образовательной деятельности. У учащегося, не подготовленного к новым условиям на предыдущей ступени обучения, затягивается период адаптации к ним. Фактически каждый раз человек вынужден кардинально менять свой образ жизни (некоторые ученики так и не в состоянии приспособиться к изменившимся условиям, вынуждены отказываться от обучения на том или ином образовательном уровне). Это негативно сказывается на качестве образования и мешает нормальному ходу становления и социализации личности.
Проблема преемственности в образовании не является новой, её изучают и с точки зрения педагогики, и с точки зрения психологии, и социологии. Однако несмотря на то, что данная проблема получила широкое изучение, незаметны изменения.
Недавно в системе образования в России были приняты изменения, вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации об Образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. В школах были также введены Федеральные, государственные, образовательные стандарты (ФГОС).
Рис.1. Система образования в РФ
Профессиональная
деятельность
Высшее образование.
Магистратура, Аспирантура
Высшее образование.
Бакалавриат, Специалитет
Средне-специальное; Среднее--
полное (колледжи; 10-11 кл.)
Средняя шк. (5-9 кл.)
Начальная школа
(1-4 кл.)
Дошкольное
образование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема преемственности и развития метапредметных результатов начального и основного общего образования
В образовании преемственность - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного проц...
Проблемы преемственности между начальным и основным образованием.
Педагоги,психологи,ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешно адаптации учащихся при переходе от одной ступени обра...
Презентация "Проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием"
Взаимодействие детского сада и школы в вопросах подготовки первоклассников....
«ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО»
Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаютс...
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...
Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования
Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из т...