Проблемы преемственности между начальным и основным образованием.
статья на тему
Педагоги,психологи,ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешно адаптации учащихся при переходе от одной ступени образования к другой-действительно проблемный вопрос первостепенной важности. Переход от нчального образования ко второй ступени - своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. В статье на примере гимназии рассматриваются проблемы адаптации пятиклассников и пути их решния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya_5_klassov.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы преемственности между начальным и основным образованием.
Для пятиклассника, пришедшего 1 сентября в нашу гимназию из другого образовательного учреждения, все оказывается новым. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса- сложный этап, и не только для ребенка, и его родителей но и для учителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками только учебного процесса.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости- главного личностного новообразования младшего подростка. И поэтому возникает необходимость в адаптации-привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди основных трудностей адаптации к учебному процессу в гимназии можно отнести:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать и читать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней;
- привыкание к новому зданию, кабинетам и т.д.
К особенностям адаптационного периода при переходе из начальной школы к среднему звену можно отнести так же:
- Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. При переходе в 5 класс – столкнулся с проблемой множественности: много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, к тому же новый коллектив – много новых ребят
- Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Если действия учителей согласованы, то детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. В начальной школе учитель выполнял функцию и учителя, и классного руководителя и контролера. При переходе в 5-й класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявничать» и что-то не сделать- в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны – появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах, не организует в полной мере досуг после уроков, и как следствие у некоторых детей начинается регрессия, а у других наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения.
- Пробелы в знаниях. В начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти «шероховатости» сглаживались индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение материала, то в пятом классе такого отслеживание не происходит. И не усвоив тему, ребенок рискует не понять материал следующего урока. Материал усложняется от урока к уроку и если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки. Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Ведь сразу сложно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Так, например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. а значит будут ошибки в правописании, потому что не сможет подобрать проверочные слова. Так же могут быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
В то же время переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к гимназисту разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького»- в средней – все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но – действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. И наша задача определить к какой из них тянется ребенок? Почему?
Проведенное в конце октября 2011 г. в нашей гимназии исследование адаптированности учащихся 5-х классов говорит о том, что социальная адаптация пятиклассников прошла достаточно успешно: у 94% ребят благоприятная обстановка в семье, у 92% сложились нормальные отношения с одноклассниками, у 85% учащихся 5-в и 5-г и примерно у 75% учеников 5-а и 5-б - с классным руководителем. Однако процесс первичной адаптации в целом ни в одном из обследованных классов не завершен.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классе зависит и от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Для начального общего образования приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Цели образования в 5 классах определяются, прежде всего, той ответственностью, которая возлагается на переходный (от начального к основному) период обучения. Ответственность связана с необходимостью обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5 классе. С учетом развития качеств (самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать собственные силы), которые формируются в начальной школе, приоритетной целью обучения является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами.
- Содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития, до сих пор ученик работал лишь с отдельными единичными понятиями, лишь с некоторыми понятийными связями. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями пятиклассников-шестиклассников. Новые научные термины и понятия нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности.
- Высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных учебных траекторий, порой не учитывает возрастные особенности младших школьников и угрожает эмоциональному благополучию большей части обучающихся. Поэтому так важно работать с учащимся в «зоне его ближайшего развития», что означает помощь и поддержку -учителя в тех случаях, когда школьник еще не может самостоятельно решить данную учебную задачу. «Открытая» помощь постепенно переходит в косвенную, что дает ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это и обеспечит развивающий эффект обучения.
- Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, другой эпохи, другого мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться - теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего высказанные авторами учебников и учебных хрестоматий.
Другая важная задача основной школы связана с самоопределением и самореализацией подростков. При решении этой задачи основная школа должна особое внимание уделить обеспечению возможности формирования умения делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника.
Специальное исследование по поводу выбора учащимися нашей гимназии не проводилось, но при общении с пятиклассниками и их родителями, можно сделать следующие выводы:
1. Высокий уровень знаний, получаемый в нашей гимназии
2. Комфортность
3. Чувство "коллективизма" - большинство пошли к Вам
Успешность самореализации подростков тесно связана с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.
Обеспечение преемственности и перспективности в решении этих задач - обязательное условие адаптации школьников к обучению в 5 классе.
Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию пятиклассников:
1) Урок остаётся основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.
2) Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Гимназисты должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения.
3) Учительские контрольно-оценочные действия часто одинаково касаются как результата, так и процесса деятельности, поэтому школьник получает заниженную отметку даже тогда, когда работа выполнена правильно.
Результаты обследования свидетельствуют о том, что 5-а,5-в и 5-г классы можно в основном считать гимназическими: примерно половина обследованных учащихся в каждом из этих классов характеризуются хорошим уровнем интеллектуального развития, т.е. они могут осваивать гимназические программы. уровень интеллекта большинства остальных учащихся этих классов - средний, т.е. соответствует возрастной норме. 5-б класс тоже близок к гимназическому уровню. однако сильных учеников там меньше, чем в других классах (40%), а слабых - наоборот, больше (18%). Поэтому, работая в 5 “Б”, необходимо создавать условия для развития познавательного интереса обучающихся
Администрацией посещено 12 уроков. В ходе посещения уроков отмечается, что дети на уроках активны, проявляют интерес к знаниям, умеют анализировать, обобщать, но выводы делают с трудом, не умеют работать в группах, плохо развита децентрация (способность понимать других людей и сосуществовать с ними).
Учителя используют разнообразные формы работы, но мало игровых моментов, не всегда проводится физкультурная минутка.
Говоря о психологических особенностях школьника 10—12 лет, необходимо кратко остановиться на тех возрастных особенностях, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для 4—6 классов, а в худшем - служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками.
«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, — особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - уверенностью подростка в учительской несправедливости и необъективности.
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность. Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью.
Протекание школьной жизни учеников 5 класса осложняется еще и неоправданными требованиями, которые начинают предъявлять подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах. Это недопустимо по меньшей мере по трем причинам:
- Содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития, до сих пор ученик работал лишь с отдельными единичными понятиями, лишь с некоторыми понятийными связями. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями пятиклассников. Новые научные термины и понятия нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности.
- Высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных учебных траекторий, порой не учитывает возрастные особенности младших школьников и угрожает эмоциональному благополучию большей части обучающихся. Поэтому так важно работать с учащимся в «зоне его ближайшего развития», что означает помощь и поддержку учителя в тех случаях, когда школьник еще не может самостоятельно решить данную учебную задачу. «Открытая» помощь постепенно переходит в косвенную, что дает ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это и обеспечит развивающий эффект обучения.
- Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, другой эпохи, другого мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться - теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего высказанные авторами учебников и учебных хрестоматий.
Итоги контрольных работ по русскому языку и математике показали, что материал за курс начальной школы усвоен почти всеми всеми учащимися.
Результаты контрольной работы по русскому языку
5 А | 5 Б | 5 В | 5 Г | |
Учителя | Глухова Л.В. | Порошина Е.А.. | Сипинев Ю.А. | Бойцова Г.А. |
Всего человек в классе | 25 | 24 | 23 | 24 |
Писали диктант | 24 | 24 | 22 | 22 |
Оценки за диктант | ||||
"5" | 2 | 3 | 2 | 1 |
«4» | 9 | 3 | 7 | 13 |
«3» | 5 | 15 | 8 | 4 |
«2» | 5 | 3 | 5 | 4 |
Оценки за грамматическое задание | ||||
«5» | 4 | 5 | 5 | 11 |
«4» | 15 | 19 | 12 | 6 |
«3» | 8 | 1 | 5 | 5 |
«2» | - | - | - | - |
Орфографические ошибки (общее количество) | ||||
5 А | 5 Б | 5 В | 5 Г | |
Безударные проверяемые гласные | 8 | 6 | 10 | 6 |
Безударные непроверяемые гласные | 10 | 9 | 9 | 3 |
Непроизносимые согласные | 6 | 5 | 6 | 3 |
Окончания существительных | 1 | 3 | 2 | 2 |
Окончания прилагательных | 6 | 5 | 3 | 4 |
«Ь» после шипящих (существительные, глаголы) | 9 | 8 | 4 | 5 |
У/Ю после шипящих | 6 | 6 | 2 | 5 |
Отдельно: «парашют» | 3 | 2 | 3 | 3 |
Разделительные Ь и Ъ | 8 | 7 | 6 | 6 |
Суффикс наречия «О» на конце слова | 4 | 3 | 3 | 5 |
Описки, замена букв (ш-щ) | 2 | 4 | 3 | 2 |
Пунктуационные ошибки (общее количество) | ||||
1.Запятая при однородных членах предложения (или ошибки выявления однородных членов) | 4 | 3 | 6 | 7 |
2.Запятая в сложносочиненном предложении | - | - | - | - |
3.Запятая в сложноподчиненном предложении | 2 | 3 | 2 | 5 |
4.Немотивированные знаки | 3 | 2 | 4 | 3 |
Ошибки в грамматическом задании (количество учащихся, допустивших ошибки) | ||||
Ошибки в разборе по составу | 5 | 9 | 7 | 8 |
Ошибки в разборе предложения | 6 | 7 | 5 | 6 |
Ошибки в классификации частей речи | 3 | 4 | 3 | 2 |
Таким образом, из данных таблицы видно, что западают темы: "Безударные проверяемые гласные" и "Безударные непроверяемые гласные", а при выполнении грамматического задания учащиеся допускают ошибки в разборе слова по составу и разбор предложения. В целом результаты контрольной работы удовлетворительны:
Диктант | Критерии | 5а | 5б | 5в | 5г |
Усвояемость | 79% | 88% | 77% | 82% | |
Качество знаний | 46% | 24% | 41% | 64% | |
Средний бал | 3,3 | 3,2 | 3,1 | 4,1 | |
Грамматическое задание | Усвояемость | 100% | 100% | 100% | 100% |
Качество знаний | 79% | 96% | 77% | 77% | |
Средний бал | 4 | 4,2 | 3,9 | 3,9 |
По мнению многих учителей-предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности. Кроме этого, основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, - это художественные тексты или научно-популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе «учитель—ученик».
Результаты контрольной работы по математики
Классы | 5а | 5б | 5в | 5г |
Учитель | Виноградова М.С. | Аксенова Н.В. | Аксенова Н.В. | Виноградова М.С. |
Учащихся по списку | 25 | 24 | 23 | 24 |
Писали работу | 25 | 24 | 22 | 24 |
«5» | 14 | 7 | 7 | 9 |
«4» | 5 | 7 | 10 | 8 |
«3» | 5 | 6 | 3 | 3 |
«2» | 1 | 4 | 2 | 4 |
Успеваемость | 97% | 96% | 91% | 84% |
Качество знаний | 79% | 62% | 77% | 72% |
Средний балл | 4,2 | 3,5 | 4 | 3,9 |
Основные ошибки были допущены учащимися 5-х классов при умножении, делении натуральных чисел; в решении текстовых задач; вычитание с единицами длины, времени; составление выражения к задаче.
Для успешной учебы требуется полноценный навык чтения. следствием неумения читать является неграмотность. кроме того, если ребенок не умеет бегло читать, он ничего и не читает, потому что ему это трудно. поэтому у не умеющих читать детей внутренний мир остается убогим, кругозор ограниченным. У ряда пятиклассников навык чтения еще не установился и находится на уровне 1-2 класса. Технику чтения эти дети успешно сдают, поскольку они умеют озвучивать текст, однако при этом они не понимают смысла прочитанного. Исходя из вышеизложенного можно отметить, что техника чтения у большинства учащихся в норме и выше нормы, что позволяет проводить качественное обучение, но имеются дети, чей навык чтения находится на уровне 1-3 класса.
Классы | Количество учащихся | ||
Навык чтения на уровне 1 класса | Навык чтения на уровне 2-3 класса | Итого | |
5 «А» | 1 | 4 | 5 |
5 «Б» | - | 8 | 8 |
5 «В» | 1 | 7 | 8 |
5 «Г» | 3 | 5 | 8 |
Всего: | 5 | 24 | 29 |
Исходя из данных таблицы видно, что из 4-х пятых классов один класс (в количестве 29 человек) совсем не умеет читать либо читает по слогам.
Выводы и рекомендации:
1. Не все учащиеся 5-х классов подготовлены к изучению учебного материала программ гимназического образования.
2. Адаптация к условиям обучения в среднем звене гимназии проходит в пределах допустимой нормы.
3. Учителя, ведущие уроки, учитывают возрастные особенности учащихся 5 класса при работе с ними, используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене гимназии, но результаты анкетирования всё же свидетельствуют о наличии временной дезадаптации отдельных учащихся.
4. Учителям необходимо поддерживать интерес к учёбе, используя методы положительной мотивации, и использовать игровые моменты. Строить объяснение материала, опираясь на ведущую систему восприятия.
5. Работать с учениками, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
6. Учителям-предметникам продолжить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии.
7. Провести промежуточные и итоговые контрольные работы по русскому языку, математике и английскому языку в декабре и апреле, проверку техники чтения в апреле месяце.
Литература
Баттервот Дж. “Принципы психологии развития” М.: Совершенство,1999.
Битянова М.Р. “Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка” М.: Педагогический поиск, 1997.
Битянова М.Р. “Организация психологической службы” М.: Совершенство,1998.
Маркова А.К. “Формирование мотивации учения в школьном возрасте” М., 1983.
“Рабочая книга школьного психолога”/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
Третьяков П.И. “Школа: управление по результатам” М.: Новая школа, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вопросы преемственности между начальной и основной школой при освоении нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»
В нашей школе сложилась определенная система по подготовке детей 4 классов к переходу в 5, предусматривающая разработанные единые требования к учащимся и использование форм и методов работы, необходим...
Преемственность между начальной и основной школами при введении ФГОС.
Ведущие принципы ФГОС - преемственность и развитие, которые реализуются в требованиях к результатам освоению.я основных образовательных программ. Преемственность на этапе начальная школа -...
Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС
9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....
План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием
Вступление на педагогическом совете...
Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС
В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....
Пакет документов по преемственности между начальным и основным уровнем образования
Пакет документов по преемственности был создан с целью систематизации работы в данном направлении. он включает в себя Дорожную карту по преемственности, советы психолога, планируемые результаты освоен...
Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС. Проблемы и пути их решения.
Выступление на МО учителей начальных классов и учителей русского язка и литературы...