Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования
статья по математике (5 класс)
Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Но если организация адаптация при переходе из начальной школы в среднее звено построена правильно, то этот период пройдет успешно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.docx | 21.69 КБ |
problemy_preemstvennosti.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования
Слайд 1
Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования традиционно считается одной из наиболее сложной педагогической проблемой, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов.
Слайд 2
Проблема преемственности в обучении математике приобрела особое значение в связи с широким внедрением Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС рассматривает ученика не как субъект, а как объект обучения. Поэтому на выходе из начальной школы выпускник должен владеть определенным набором математических знаний и умений, иметь соответствующую логическую подготовку и определенный уровень математической грамотности, позволяющий ему успешно изучать математику и смежные предметы на основной ступени обучения.
Переход со ступени на ступень – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Слайд 3
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
нестыковкой программ начальной и основной школы;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В основной школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам и учителям начальных классов договориться и выдвинуть единые требования к пятикласснику.
Как известно, одной из основных образовательных задач, стоящих перед начальной школой является формирование у детей вычислительных навыков в процессе обучения арифметическим действиям с натуральными числами. Судя по моим наблюдениям, начальная школа справляется с этой задачей довольно успешно. Неуспевающих среди младших школьников практически нет, а средний балл успеваемости достаточно высок. Между тем при переходе в пятый класс ситуация меняется. Успеваемость падает. Учителя жалуются на плохую подготовку выпускников начальной школы, на то, что дети за лето забывают многое из того, чему их научили раньше. Появляются проблемы.
Слайд 4
Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом можно поделить на три группы: организационно-психологические; общеучебные умения и навыки; специальные математические знания, умения и навыки.
Слайд 5
Организационно-психологические проблемы.
1. Недостаточная наполняемость урока материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу.
2. Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать.
3. Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ.
4. Пассивность большинства учащихся в процессе обучения.
5. Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математике.
6. Привычка у детей получать отметки за любое (самое малое) действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы.
7. Создание у детей учителем и родителями в конце 4 класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 классе.
Слайд 6
Возможности разрешения:
1. уменьшение доли фронтальных бесед, использование печатных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей.
2. приучать начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу
3. разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
4.использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.
5.учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке.
6. добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи, не допускать выставления необоснованно высоких оценок за неполные ответы.
7. знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4 классе, проведение математических праздников, олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5 класса.
Слайд 7
Общеучебные умения и навыки.
1. Недостаточная техника чтения, большие проблемы в понимании текста учащимися, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.
2. Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей.
3. Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей.
4. Недостаточная тренированность долговременной механической памяти.
Слайд 8
Возможности разрешения:
1. постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов,
2. рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки.
3. на уроках предлагать цепочные вычисления,
4.практиковать письменный опрос правил.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Специальные математические знания, умения и навыки.
1. Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно).
2. Ошибки в письменном делении многозначных чисел и письменном умножении многозначных чисел.
3. Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно - два действия).
4. Недостаточное развитие графических умений.
5. Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения.
6. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся.
Слайд 12
Возможности разрешения:
1.постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета.
2. регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления и умножения,
3. предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме; при обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое действие именно такое?
4. регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам.
5. большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной.
6. учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах.
Слайд 13
Я на своих уроках использую все возможные способы разрешения проблем адаптации:
- постоянно анализирую свою деятельность, стремлюсь обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
Слайд 14
- оценочную деятельность строю в авансирующем ключе, подробно объясняю школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
- уделяю больше внимания формированию учебных умений и навыков, формирую способы самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности,
- поддерживаю мотивацию к учебе, использую возможности сотрудничества школьников на уроке, развиваю умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения
- использую возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований.
Слайд 15-18
Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
Слайд 19
Но если организация адаптация при переходе из начальной школы в среднее звено построена правильно, то этот период пройдет успешно.
Слайд 20
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема преемственности в обучении математике приобрела особое значение в связи с широким внедрением Федерального государственного образовательного стандарта . ФГОС рассматривает ученика не как субъект, а как объект обучения .
Причины отрицательных последствий перехода со ступени ООН на ступень ООО: 1. Смена социальной обстановки . 2. Изменение роли учащегося . 3. Увеличение учебной нагрузки. 4. Изменение режима дня . 5. Разные системы и формы обучения. 6. Нестыковка программ начальной и основной школы . 7. Различие требований со стороны учителей. 8. Изменение стиля общения учителей с детьми.
Проблемы преемственности в преподавании математики: -Организационно - психологические - Общеучебные -Специальные математические
Организационно-психологические проблемы: Недостаточная наполняемость урока Недостаточно организованное и четкое проведение урока Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей Пассивность большинства учащихся в процессе обучения Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе Привычка у детей получать отметки за любое (самое малое) действие Создание у детей учителем и родителями в конце 4 класса настороженного ожидания трудностей учения в 5 классе
Возможности разрешения: 1. уменьшение доли фронтальных бесед, использование печатных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей. 2. приучать начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу 3. разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности при выполнении домашних заданий. 4.использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы. 5.учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке. 6. добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи, не допускать выставления необоснованно высоких оценок за неполные ответы. 7. знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4 классе, проведение математических праздников, олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5 класса.
Общеучебные умения и навыки. 1. Недостаточная техника чтения, большие проблемы в понимании текста учащимися, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его. 2. Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей. 3. Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей. 4. Недостаточная тренированность долговременной механической памяти.
Возможности разрешения : 1. постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, 2. рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки. 3. на уроках предлагать цепочные вычисления, 4.практиковать письменный опрос правил.
Проверка понимания математических терминов Задание 1. Допиши определение. Длина траектории, по которой двигалось тело в течение какого-то промежутка времени, называется … (путь) Равенство, в котором неизвестное обозначается буквой, называется … (уравнение) Отношение перемещения к промежутку времени – это … (скорость) Физическая величина, основной единицей которой является секунда – это … (время) Изменение положения тела или его частей относительно друг друга с течением времени называется механическое … (движение)
Проверка знаний математических терминов Задание 2. Верно – неверно. Найди верные утверждения. 1. Скорость не является физической величиной. (неверно) 2. Физическую величину можно измерить. (верно) 3. Основная единица длины – метр.(верно) 4. Одна миля – русская мера длины. (неверно) 5. Корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство. (верно) 6. Основная единица времени – секунда. (верно) 7. Решить уравнение – значит найти его корни или доказать, что их нет. (верно)
Специальные математические знания, умения и навыки . 1. Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно). 2. Ошибки в письменном делении многозначных чисел и письменном умножении многозначных чисел. 3. Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно - два действия). 4. Недостаточное развитие графических умений. 5. Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения. 6. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся.
Возможности разрешения : 1.Постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения , проведение содержательного устного счета. 2. Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления и умножения . 3. Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме . 4. Регулярное выполнение чертежей. 5. Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной. 6. Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные.
Способы разрешения проблем адаптации : -постоянный анализ своей деятельности, -обновление методов и приемов обучения, -оценочная деятельность должна быть стимулирующей, -необходимо формировать различные способы самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, -поддерживать мотивацию к учебе, использовать различные возможности сотрудничества учащихся на уроке
Инновационные образовательные технологии: 1. Уровневая дифференциация 2. Личностно- ориентированное обучение 3. Проблемно – поисковый способ обучения 4. Исследовательские методы 5. Игровые технологии
Если организация адаптации при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования будет построена правильно, то этот период пройдет успешно
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную
Адаптация пятиклассников (возрастные особенности, основные проблемы, рекомендации)...
УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНУЮ СТУПЕНЬ
Адаптация – процесс присущий каждому человеку. На протяжении всей своей жизни человек переживает его несколько раз. Существует три переломных момента, которые ребенок проходит ...
Описание опыта "Использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики на ступени основного общего образования"
Цель работы: показать возможности использования приёмов технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках математики в основной школе для достижения образовательных результат...
Основное содержание математики на ступени основного общего образования (ФГОС)
Основное содержание математики 5-6 классов по разделам и темам ...
Моделирование проблемной ситуации на уроке математики на ступени основного общего образования в контексте ФГОС
Сегодня, в связи с изменениями ценностных ориентиров российского общества, образование оказалось перед необходимостью кардинальных перемен.В этой статье я предлагаю свой взгляд на решение этой п...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 5-7 классы (III ступень)
Воспитательная программа для 5-7 класса с планированием по четвертям....
Комментарии
Ирина Викторовна! Прекрасный
Ирина Викторовна! Прекрасный материал! Совершенно с Вами согласна, сотрудничество между начальной и средней школой поможет нашим детям перейти на новую ступень обучения успешно и комфортно.