Воспитательная работа как средообразующий фактор исследовательской деятельности учащихся
статья по теме

Пересыпкина Татьяна Ивановна

Воспитательная работа является средообразующим фактором исследовательской деятельности учащихся, так как в процессе подготовки к различным мероприятиям, ребята решают творческие задачи, подбирают и изучают материал, обобщают его, делают собственные выводы. Это все – элементы исследовательской деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Воспитательная работа как средообразующий фактор исследовательской деятельности учащихся»

                                                                                                          Пересыпкина Т.И., зам.директора по УВР,                                  

                                                                                                учитель русского языка и литературы

Воспитание - сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия учащихся, преподавателей, коллектива образовательного учреждения в целом, других организаций и ведомств. Лишь такое взаимодействие позволит эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации.

Цель  воспитательной работы в ГБОУ лицей № 82 на 2012-2013 учебный год:

Создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи воспитательной работы в 2012-2013 учебном году:

1. Отработка структуры взаимодействия самоуправления, детской организации как основы межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.

2. Укрепление и развитие традиций школы.

3.Создание условий для формирования здорового образа жизни учащихся, полноценного физического развития ребенка.

4. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

5.Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего Отечества, народа, родного края.

6. Развитие творческого потенциала педагогов и учащихся.

7.Развитие форм внеурочной деятельности и системы дополнительного образования.

Направления деятельности:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание
  2. Гармонизация межэтнических отношений («Толерантность»)
  3. Профориентационная  работа
  4. Формирование здорового образа жизни
  5. Художественно-эстетическое (досуг)
  6. Экскурсионная работа
  7. Профилактика правонарушений
  8. Предупреждение ДТТ.

По всем этим направлениям в лицее проходит огромное количество мероприятий: конкурсы, фестивали, акции, викторины, семинары, конференции, экскурсии, защита проектов, поисковая работа.  Все эти мероприятия проводятся с целью  воспитания всесторонне развитой личности, обладающей такими компетенциями, как коммуникативность,  постоянное желание самореализоваться, инициативность и т. д.

Все эти компетенции, без сомнения, развиваются у учащихся в результате исследовательской деятельности, обязательными этапами которой являются:

  • мыследеятельность  (выдвижение идеи, целеполагание,

формулирование задачи, выбор способов и методов пути в деятельности, планирование, самоанализ, рефлексия…)

  • поисковая деятельность  (умение находить информацию в различных источниках: каталог, книга, журнал, Интернет…)
  • коммуникативная деятельность (умение слушать и понимать других,  выражать собственные мысли, уметь их отстоять, находить компромиссное решение…)
  • презентационная деятельность (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации…)

        Мы можем с уверенностью говорить  о том, что  воспитательная работа является средообразующим фактором исследовательской деятельности учащихся, так как в процессе подготовки к различным мероприятиям, ребята решают творческие задачи, подбирают и изучают материал, обобщают его, делают собственные выводы. Это все – элементы исследовательской деятельности.

Например, при подготовке к фестивалю «Песни военных лет» лицеисты, подбирая песню для выступления, знакомились с историей её создания, узнавали об исполнителях. Работа над проектом «Россия готовится к олимпиаде в Сочи» также включила в себя элементы исследовательской деятельности: изучение истории Олимпийских игр, создание эмблемы Олимпийских игр, презентации, посвященной зимним Олимпийским видам спорта и т.д. Готовясь к конкурсу творческих работ «Государственные символы России», учащиеся изучают символику государства, историю создания, прежде чем выполнить творческую работу. Участие в краеведческой программе, районном проекте «Моя Петроградская сторона», естественно, подразумевает исследование.  И таких мероприятий много.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что исследовательская деятельность активно используется не только  в урочной деятельности, но и  в системе воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая работа. Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках «Технологии».

В настоящее время, которое характеризуется  активизацией творческой деятельности всех слоёв нашего общества, проблема усиления развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения в обу...

Статья "Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся"

В статье отражён опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Статья представлена в Сборнике тезисов Всероссийской научно-практической конференции "Учебно-исследовательская деятель...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.

   Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, ...

Инновационные приемы и формы работы в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся

Инновационные приемы и формы работы в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся...

Краеведение как фактор развития исследовательской деятельности учащихся.

В работе раскрыты  основные пути развития исследовательской деятельности учащихся на основе краеведческого материала, интеграции урочной и внеурочной деятельности....

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"

Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...