Краеведение как фактор развития исследовательской деятельности учащихся.
статья по краеведению на тему
В работе раскрыты основные пути развития исследовательской деятельности учащихся на основе краеведческого материала, интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraeved.docx | 14.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение как фактор развития исследовательской деятельности учащихся.
Бахаруева С.П.
Учитель
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей 1» г. Оренбург
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Современный учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность школьников. Эта деятельность является одним из интересных направлений современного образования. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность учеников на уроках истории, педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем. Поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности: организация исследовательской практики учащихся, учебные экскурсии с четко обозначенными образовательными целями. Так с учащимися 6-7 классов провожу учебные экскурсии в пос. Саракташ, в д. Вязовку. Впоследствии, на основе этих поездок ученики написали исследования «Истоки народных промыслов», «Народные умельцы», заинтересовались историей православия.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. Изучая свою родословную, учащиеся начинают связывать историю своей семьи с историей страны и выходят на такие темы исследования:
История семьи на фоне истории страны.
Трудовая биография моей семьи.
Мои предки – участники Великой Отечественной войны.
Восстанавливая семейную историю, учащиеся тем самым приумножают духовные ценности и сами более активно приобщаются к ним. Особенно радует преемственность, когда работу выпускника продолжают его младшие брат или сестра, обучающиеся в лицее и такие примеры существуют. Совместный поиск информации, изучение своей истории воспитывает историческую память, способствует формированию активной жизненной позиции, пробуждает и укрепляет интерес к истории малой Родины.
Таким образом, через уроки истории, работу с семейным архивом, складывается интерес учащихся к истории Отечества, своего края, семьи. Учащиеся развивают исследовательские навыки, учатся оформлять доклады и творческие работы, принимают участие в конкурсах и выступают с докладами на конференциях.
Исследовательская деятельность учащихся лицея в создании семейных родословных – важная часть не только учебной деятельности, но и жизни.
Краеведческие исследования развивают моральные качества и духовный мир школьника; учат охранять культуру и природу; осуществляют эстетическое воспитание. Краеведение – верный путь к развитию исследовательского и научного знания ученика и его руководителя. Позиция исследователя в краеведческих изыскания реальная, а не игровая. . Краеведение развивает навыки, которые понадобятся каждому в дальнейшей жизни.
Исследовательская деятельность – это эффективный путь самореализации учащихся и учителей и возможность сотрудничества на равных. Кроме того, используя данный метод, я имею возможность реализовать региональный компонент. Например, при изучении темы «Движение Е. И. Пугачёва»» широко используется краеведческий материал, т.к. эти события происходили в нашем крае.
Следуя системе работы по организации исследовательской деятельности учащихся, учитель выполняет социальный заказ общества - формирует не только конкурентоспособного выпускника, но и гражданина своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках как личностного качества ".
В помощь учителю....
Семинар "Развитие исследовательской деятельности учащихся на основе курса «Сочиведение»
Данная презентация посвещена организации научно-исследоватеской деятельности учащихся в рамках курса "Сочиведение", реализуемой на базе МОБУ СОШ № 7 г.Сочи....
Школьное научное общество - форма развития исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.
Востребованность исследовательского обучения, продиктованная материалами федерального государственного образовательного стандарта, требует подготовленности педагогического коллектива к его реализации ...
Летняя лингвистическая смена "Полиглот" как фактор развития познавательной деятельности учащихся по иностранным языкам
Опыт организации и проведения лингвистической смены "Полиглот" в период летнего отдыха детей на базе ДООЦ Буревестник Энгельсского района Саратовской области. Цель программы: создание естественных усл...
Аляпышева И.И. «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности»
И.И. Аляпышева, учитель английского языка гимназии №74Текст выступления «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности» на Санкт-Петер...
Педагогический проект «Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся»
Педагогический проект «Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся»...
Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"
Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...