Статья "Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся"
статья по теме
В статье отражён опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Статья представлена в Сборнике тезисов Всероссийской научно-практической конференции "Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы"", прошедшей в Омске (апрель 2013 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shamanina_n.s.pptx | 2.97 МБ |
shamanina_tezisy.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы организации учебно-исследовательской деятельности: знакомство с предметными областями, возможными объектами исследований; определение научного аппарата исследования; развитие экспериментальных умений; определение актуальных проблем для проведения исследования; планирование исследовательской деятельности; реализация плана работы; получение конечного продукта, рефлексия.
Схема трансляционно-оформительского этапа работы
Исполняется гимн Научного общества учащихся «Поиск» (на мотив «Гаудеамус») В этот мир с тобой пришли, Чтоб его изведать. Знать о многом мы должны Чтобы всем поведать. Пусть сияет много лет Пламя светлой мысли. Мы даем сейчас обет На все годы жизни. Славен «Поиск» наш, друзья, Мы не знаем скуки. Мы единая семья, Нас роднят науки. В этот мир с тобой пришли, Чтоб его изведать. Знать о многом мы должны Чтобы всем поведать. БОУ г. Омс ка «Средняя общеобразовательная школа № 127» НОУ "ПОИСК"
Предварительный просмотр:
Н.С. Шаманина
Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 127», Россия, г. Омск
Одной из социально значимых задач современного общества, имеющей отражение в Законе РФ "Об образовании", является развитие творческой личности, способной решать задачи в различных областях деятельности. [1] Современный школьник находится в условиях достаточно динамичной картины мира, в огромном информационном пространстве, где немалую роль отводится критическому осмыслению, творческим способностям и исследовательским навыкам. На первый план (согласно ФГОСам) выходят личностно и общественно значимая деятельность, «формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию», «активная учебно-познавательную деятельность» и т.д. [2]
Осуществлению формирования метапредметных умений и навыков способствует исследовательская и проектная деятельность учащихся, которая позволяет развить самостоятельность планирования и реализации этапов деятельности, такие ключевые компетенции, как ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, компетенции личного самосовершенствования. [3]
В настоящее время достаточно разработанным аспектом является последовательность организации учебно-исследовательской деятельности, в своей работе придерживаюсь следующих основных этапов:
- знакомство с предметными областями, возможными объектами исследования (занятия носят коллективный характер, проводятся в лекционно-семинарском режиме);
- определение научного аппарата исследования (работа проходит в группах, по предложенным темам формулируются темы, чётко обозначается объект и предмет изучения, гипотеза, ставиться цель и обозначаются шаги (задачи) по её достижению);
- развитие экспериментальных умений (проведение ряда практических и лабораторных работ индивидуального, парного, группового характера);
- определение актуальных проблем для проведения исследования (актуальность определяется, в том числе и личной значимостью и сферой интересов будущего исследователя);
- планирование исследовательской деятельности (позволяет определить индивидуальную траекторию исследовательской работы и её желаемый результат);
- реализация плана работы (подразумевает систему индивидуальных консультаций);
- получение конечного продукта, рефлексия.
Считается, что исследовательской деятельностью занимаются одаренные дети, ориентированные на процесс познания. На протяжении нескольких лет в моей практике учащиеся работали над учебно-исследовательскими проектами с совершенно разными целями: развитие коммуникативных умений; повышение собственной самооценки; завоевание уважения среди сверстников; формирование авторитета у взрослых (родителей, учителей) и т.д.
Хотя мной изначально перед ребёнком не ставится целью участие в научно-практических конференциях, но всегда присутствует трансляционно-оформительский этап исследовательской работы. Данный этап не отделяю от собственно самого процесса исследования, при этом практически никогда не отводилось отдельного времени для оформления работы. Создание текста работы идёт по ходу реализации выстроенного плана деятельности.
В методике существует несколько подходов к обучению учащихся представлению результатов учебно-исследовательской работы: инструктаж, использование видеоматериалов и т.д. Пользуюсь же достаточно эффективно схемой работы по учебным текстам, в которых отражены основные моменты, на которые должен обратить внимание школьник при подготовке текстового варианта работы, а также публичного выступления на конференциях.
Такой подход позволяет помочь юному исследователю подготовить презентацию результатов своей исследовательской работы, но без чрезмерного вмешательства учителя, без нарушения принципа самостоятельности.
Выделяются различные типы учебных текстов для работы учащихся. Были выбраны инструментальные (придерживаясь классификации Кулюткина Ю.Н. [4,5]), составленные на основе принципов: самодостаточности, комфортности использования, логичности и лаконичности изложения, интенсивности подачи материалов, научности и доступности.
Получив предварительную инструкцию о предстоящей работе, схему и комплект текстов, ученик выполняет последовательно каждый шаг. После завершения каждого из этапов оформления исследовательской работы (готовность ученик определяет самостоятельно) представляются результаты на консультации с руководителем, в случае неточностей идёт доработка с повторным использованием учебного текста.
В организации учебно-исследовательской деятельности важно четко обозначить этапы, последовательность которых может варьироваться в зависимости от прохождения процесса исследования, его условий, своеобразия объекта, степени осознанности результатов исследования, наличия определённых знаний и умений у ребенка.
Организация исследовательской работы достаточно технологичный процесс, самым сложным моментом является создание условий, в которых у ребёнка возникает желание заняться исследовательской деятельностью. Если же желание возникло, то ничто уже не помешает завершению начатого процесса.
Отрадно каждый раз слушать защиты результатов работ, а выступления на конференциях становятся потребностью представить свой труд, получить оценку не только руководителя. Как правило, ребята самостоятельно определяют уровень конференций, так как преследуют разные цели: кто-то ограничивается мини-конференцией на кружковых занятиях, а кто-то чувствует силы пройти дальше (дорабатывают свои работы, иногда не один год).
За время моей педагогической деятельности были выполнены работы исследовательского и проектного характера по экологии, химии, географии, работы по интегрированным областям с ребятами младшего, среднего и старшего школьного возраста. Ребята неоднократно становились лауреатами школьных, городских и региональных конференций: «Шаги в науку», «Поиск», «Почемучка», «КИПР», «Живая наука».
Не каждому дано пройти путь исследователя, представить проект на должном уровне, для этого необходим самоконтроль, упорство, стремление достичь цели, преодолеть трудности познавательного процесса.
Список литературы:
- Закон РФ "Об образовании"
- Федеральный Государственный стандарт среднего (полного) общего образования.
- Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. http://www.eidos.ru /journal/2005/1212.htm
- Кулюткин Ю.Н. Анализ функциональных стилей текста/ в кн. Проблеме школьного учебника. – М.: Просвещение, 1977.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. – М.: Педагогика, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы в научной и проектной деятельности учащихся
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства на уроках»...
Обобщение опыта работы по теме « Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм урока».
Обобщение опыта работы....
"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"
Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...
"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"
Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...
Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."
Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи опыта: Раскрыт...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....