Инновационные приемы и формы работы в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся
статья на тему

Тертица Елена Владимировна

Инновационные приемы и формы работы в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_priemy_i_formy_raboty_v_ramkakh_nauchno.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные приемы и формы работы в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся.

08.02.2013

  Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка,

уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.

Конфуций

Коренные преобразования в обществе требуют воспитания социокультурной элиты, которая будет определять перспективы развития государства. Необходимо не только выявить способности учеников на  олимпиадах, научных конференциях, турнирах, выставках и конкурсах, но и реализовывать современные цели образования через научно-исследовательский подход.

        Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности и этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.  

Возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных образовательных технологий, реализующей принципы личностно - ориентированного  образования. Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий.

Поэтому в своей педагогической практике,  я  активно использую передовые педагогические технологии, рассматривая их как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчающий доступ к информации, открывающий возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяющий по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  

        Обучение я осуществляю на основе современных образовательных технологий:  обучение в сотрудничестве, частью которого является метод проектов, проблемное обучение, включающее поисковые и  исследовательские методы, новые информационно-коммуникационные технологии, технологии интерактивного обучения, кейс технологии.  Эти   технологии наиболее органично вписываются в рамки коммуникативного, личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного,  деятельностного подходов в обучении. Данные технологии непосредственно направлены на формирование и реализацию принципа индивидуальности. Их использование позволяет ученику находиться в зоне ближайшего развития: с учетом его интересов и способностей индивидуально осваивать ступени повышенного уровня знаний.

          Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это процесс освоения практического опыта использования знаний, умений и навыков (полученных в рамках учебных программ) на основе развития индивидуальных природных задатков и способностей с целью удовлетворения познавательного интереса в той или иной отрасли науки и практики продуктивной, созидательной, творческой деятельности, способ знакомства с особенностями содержания, форм и методов работы специалистов, достигших больших успехов в науке.

        Внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития одаренности учащихся. Это факультативы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах. Особую роль играет система внеурочной исследовательской работы учащихся. С 2009 года я являюсь руководителем научного общества «Гейзер», а с 2012 года начала вести внеурочную деятельность в 5 классах в рамках программы «Я-исследователь» по ФГОС. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно – исследовательской и научно-экспериментальной деятельности. В таблице представлены результаты  работы  научного общества «Гейзер» за последние 3 года:

   

Уровень

2009-2010 гг.

2010-2011 гг.

2011-2012 гг.

Муниципальный

5

8

12

Зональный

4

6

3

Краевой

4

4

2

Россия

1

2

       

      Цель исследовательской деятельности, осуществляемой во внеурочное время: развитие у учащихся навыков исследовательской работы, приобретение ими опыта работы с источниками, расширение кругозора школьников, формирование их научно-исследовательских предпочтений и выбор сферы научных интересов; расширение опытно-экспериментальных навыков. Главным результатом этой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на научно – практические конференции.

      В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе школы. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  • помощь в профессиональной ориентации;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

    Формы научно исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательном учреждении можно разделить на следующие группы:

1.научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс:

· выполнение заданий «за страницами учебника»;

· проблемные уроки и семинары;

· поисково-исследовательские и проектные методы на уроках, лабораторных и

практических работах, применение метода «кейс-технологий»;

· творческие задания, расширенного вида;

2. научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс:

· научные кружки;

· научные ученические общества, занятия в «Малых академиях наук»;

· участие в предметных олимпиадах и конкурсах;

· научно-практические конференции, семинары;

· Дни науки, Недели науки;

· предметные недели;

· творческие лаборатории;

· поисковая работа;

· экспедиции; походы и экскурсии по родному краю;

         На своих занятиях я использую различные педагогические технологии. Вот некоторые приемы, которые я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.  

         Кейс - технологии (case study) - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений. Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей —навыки групповой работы.

        Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Кейс ase-studiеs) – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Кейс состоит из трех частей: учебная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:

1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

         Одним из приемов данной технологии является «мозговой штурм». Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. В группе действуют правила работы: "Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!" Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Учитель "погружает" учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает всё, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации - по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Практическая часть мастер-класса:  

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлены несколько кейсов. Вам необходимо с помощью приема «мозговой штурм» решить данные ситуации. Не забывайте о правилах работы!

  • Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?
  • Найдите возможные причины вымирания диназавров.
  • Вы нашли цветик-семицветик. Ваши действия? (Вырабатывается ряд предложений, потом совместным обсуждением выбирают семь из них.)
  • Робинзон хотел покинуть необитаемый остров, на котором он оказался в результате кораблекрушения. Он месяц рубил огромное дерево. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы выдолбить из этого дерева лодку. Все это время Робинзон отгонял от себя мысль: а как же спустить эту лодку на воду? Когда же лодка была готова - а получилась она такая большая и надежная, что на ней смело можно было пускаться в плавание через океан - отгонять этот вопрос было уже некуда. Попытки сдвинуть лодку с места оказались безуспешными. Робинзон попробовал сделать "наоборот" - подвести к лодке воду. Но прикинул объем работы и отказался от этой попытки. А что сделали бы Вы?
  • Вот из пластика бутылка

              Крышка есть, но сбоку дырка

              Здесь у самого у дна

              Для чего же мне она?

  • Представьте, каждый из вас - летописец, живущий в Киеве, за окном не 2013, а 968 год. Вам удалось пережить нападение половцев, и вы, как летописец, должны оставить какие-либо важные сведение об этом нападении для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили, записали, зарисовали?
  • Обед в Англии наступает поздно, поэтому весь день изобилует короткими перерывами на чай — «tea breaks». Самый знаменитый из «полдников» — «five-o-clock» — был введен в 1840 году Герцогиней Анной Бедфордской Седьмой как «five -o-clock» или «Afternoontea»

Достигнув берегов Англии, лишь в 17 веке, первые образцы чая – мгновенно приобрели популярность, и чай стал национальным напитком страны. Поэтому знаменитый «пятичасовой» послеполуденный чай, почитаемый и соблюдаемый англичанами всех социальных прослоек, является неизменной традицией уже более ста лет.

Традиция такова, что ни один начальник не имеет права лишить своих служащих возможности сделать перерыв на чай — подобные попытки могут привести к серьезным осложнениям в служебных отношениях.

Думаю, все помнят сказку известного английского писателя Луиса Кэрролла «Алиса в стране Чудес» и главу про безумное «five-o-clock» чаепитие в компании Мартовского Зайца, Безумного Шляпошника и Сони. Что касается России, то ритуал чаепития был не менее впечатляющим, чем китайская чайная церемония. Как гласят старинные летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от вредных мыслей, болезней и забот. У москвичей было принято пить чай четыре раза в день, а у псковичей шесть и более, особенно в дни поста. В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. 

Задание

Вы креативщик в известном рекламном агентстве, к вам поступил заказ на создание рекламного ролика чая. Создайте презентацию вашего будущего рекламного ролика и постарайтесь заинтересовать потенциального заказчика.

   

 Прием «Кластеры»

        Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют "наглядным мозговым штурмом".

       Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

        Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Этот прием используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.

       Задание: Уважаемые коллеги, составьте кластеры к следующим темам: Сочи 2014, война, рыцарь, компьютер. А затем составьте небольшой рассказ, из 4-5 предложений, используя все ассоциации.

        ПОПС - формула - метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

     Данный метод способствует формированию таких навыков, как умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; проявление креативности в проблемной ситуации.

       Например: Нужно ли разрешать ребенку играть в компьютерные игры?

Прием «Инсерт».

         Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Можно дополнить работу заданием- составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера. Маркировка текста следующая:  «v», «+», « - », «?».

«v»

«+»

« - »

«?»

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Например, тема «Великие географические открытия»

Значки

Ключевые слова

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

+

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

?

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

      Уважаемые коллеги, в конце нашего мастер класса, в качестве рефлексии, составьте синквейн по темам заданий, используя инструкцию.

       Приобщение способных ребят к научно-исследовательской деятельности  позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации. Главный принцип – это «не быть учителем», а быть партнером ребенка, не навязывать ему свои идеи, а тонко направлять его интеллектуальную и творческую деятельность в нужное русло, не заставлять его учить, а учиться, сотрудничать вместе с ним, всегда уважать его мнение. Особенно эффективным в обучении детей является их участие в конференциях, семинарах, конкурсах. В работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

  • доброжелательность и создание благоприятной атмосферы
  • поощрение высказывания оригинальных идей
  • предоставляю детям возможность активно задавать вопросы
  • поощряю их инициативность и самостоятельность

Научить ребенка критически мыслить, определять проблематику как исторических событий, так и повседневных явлений, это значит вооружить навыком работы с проблемой и с точки зрения научного познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные приемы работы в рамках научно-исследовательской деятельности

Инновационные приемы работы в рамках научно-исследовательской деятельности...

Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В РАМКАХ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Выступление на международном семинаре "Инновационное образование" в г. Вильнюс, Литва, 24 января 2014 года.В статье рассказывается об интерактивном расследовании по событиям войны 1812 года. Инновацио...

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)

Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)...

Инновационный проект " Партнёрство обучающихся и студентов в научно-исследовательской деятельности"

Данный проект направлен на развитие научно-интеллектуального потенциала обучающихся. Партнёрское взаимодействие на базе платформы" вуз-школа", безусловно, даёт положительные результаты ....

Приемы и формы работы, активизирующие деятельность учащихся на уроках русского языка.

Выступление на постоянно действующем  школьном семинаре. Много примеров  интересных методических приемов для привлечения внимания, интереса к урокам русского языка....

Сотрудничество с обучающимися в рамках научно-исследовательской деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15946887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 291px; height: 400px; float: right;","width":"349"}}]]Материалы...

3.3. Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской, проектной деятельности (в рамках реализуемой ДООП)

Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской, проектной деятельности (в рамках реализуемой ДООП) за период 2020 - 2024гг. объединения "Атлетическая гимнастика" и "ОФП"...