Логопедическое занятие «Звук и буква Ц» 1 класс
план-конспект урока по теме
Программное содержание:
- учить детей выделять звук Ц в слогах, словах, предложениях. Добиваться правильного произношения в слогах и фразах.
- закрепить понятие «всегда твердый звук».
- совершенствовать навыки анализа и синтеза.
- активизировать умственную деятельность, развивать память, внимание, восприятие, навыки самоконтроля.
- расширять словарь по теме «Цирк».
- формировать навыки общения и правильного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие
«Звук и буква Ц»
1 класс
Оборудование :
Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы.
Программное содержание:
- учить детей выделять звук Ц в слогах, словах, предложениях. Добиваться правильного произношения в слогах и фразах.
- закрепить понятие «всегда твердый звук».
- совершенствовать навыки анализа и синтеза.
- активизировать умственную деятельность, развивать память, внимание, восприятие, навыки самоконтроля.
- расширять словарь по теме «Цирк».
- формировать навыки общения и правильного поведения.
Методы и приемы:
Метод наглядного моделирования, метод самоконтроля.
План занятия:
- Организационный момент.
- Логопедический массаж.
- Определение темы занятия.
- Дыхательная гимнастика.
- Характеристика звука.
- Фонетические упражнения. Речевая гимнастика.
- Определение места звука Ц в словах.
- Развитие зрительного гнозиса.
- Фонематический диктант.
- Работа с предложениями.
- Физкультминутка.
- Работа с карточками.
- Итог занятия.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?
- Логопедический массаж:
Для того чтобы правильно произносить все звуки, мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. И в этом нам поможет логопедический массаж.
Для начала согреем свои ручки.
Массаж пальцев рук:
«РАЗОТРУ СВОИ ЛАДОШКИ»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
( растирание ладоней и пальчиков)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(потереть ладошкой о ладошку)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(пальцы в «замок»)
Выпущу я пальчики,
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Пусть бегут, как зайчики»
Теперь у нас теплые ручки и мы можем приступить к массажу лица.
Массаж:
- массаж лба: от середины лба к вискам; от середины бровей к волосистой части головы;
- массаж щек: от висков к уголкам рта; от уголков рта к вискам; от уголков глаз к вискам;
- массаж подбородка: от крыльев носа к подбородку; от середины подбородка к ушам;
- массаж шеи.
- Определение темы занятия:
Сегодня у нас необычное занятие. Прежде чем мы приступим к нему, давайте разгадаем загадку, которая укажет нам название места, куда так любят ходить ребята со своими родителями.
Загадка:
« На арене трюкачи,
Клоуны, жонглеры,
Разноцветные лучи,
Громкий смех веселый».
Где это все происходит? ( в цирке). Сегодня мы поговорим о цирке. Скажите, а кто нас встречает в цирке? Кого мы так любим и ждем? ( перечисляют). Правильно, выход клоуна. Но прежде, чем раздать приглашения, нужно выполнить одно условие,
определить, с какого звука начинается слово « цирк»? ( со звука Ц). Молодцы. Теперь мы можем начать занятие ( Раздают приглашения).
Так как , слово «цирк» начинается со звука Ц, то сегодня мы будем говорить о звуке и букве Ц.
- Дыхательная гимнастика:
В цирке работают силачи и гимнасты. Они все очень сильные и умеют правильно дышать. Мы тоже можем выполнить дыхательную гимнастику, которая поможет нам правильно произносить звуки.
Упражнение « Звук Ц»
И.п. руки подняты вверх над головой, кулаки сжаты. Произнесение звука начинается со звука Т, резким движением руки опустить вниз и разжать кулаки на уровне диафрагмы, движение переходит в энергичное нажатие раскрытыми ладонями типа «насос» с произнесением звука С. Далее движение сокращается до встряхивания рук ( «Брызгалка») . Потом остается короткое движение «Брызгалки» на уровне губ.
Какой звук у нас получается? Какой звук мы слышим? (звук Ц).
- Характеристика звука:
Мы уже с вами умеем составлять схемы, различаем звонкие и глухие звуки, умеем их различать по мягкости- твердости. Давайте вспомним, что мы знаем про звук Ц?
Звук Ц -согласный, глухой (определяем ладошкой « работу горлышка»), всегда твердый ( составляют схему на доске, используя карточки).
- Фонетические упражнения. Речевая гимнастика.
Мы также можем поиграть со звуком .
Фонетические упражнения:
- «кузнечик стрекочет»: ЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦ……
- « девочка просит не шуметь детей»: ЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите! ( звук произносится отрывисто)
А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.
Речевая гимнастика:
«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать» (читают с плаката).
- Определение места звука в словах:
Ребята, послушайте рассказ о цирке.
Чтение рассказа «Цирк»:
« В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зрителей клоуны. Они шутят, публика смеется. На арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец».
Назовите все слова со звуком Ц ( цирк, трапеция, кольца, канатоходцы, наездница, зверинец). Вы должны определить . где находится звук: в начале, середине или в конце слова? Положите перед собой схему и синий кружок. Самостоятельно определите
место звука у себя на схеме. (дети определяют местоположение звука на схеме, после-проверяют).
- Развитие зрительного гнозиса:
Дети, а на что похожа буква Ц? (демонстрация картинки). Послушайте стихотворения про букву Ц:
- Буква Ц- внизу крючок,
Точно с краником бочок.
- Вот такая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Из скольких элементов состоит буква Ц? ( из 3-х элементов).
Не путайте ее с другими буквами.
- Фонематический диктант:
Откройте свои тетради. Подпишите число. На следующей строчке поставьте точку. Сейчас мы напишем с вами фонематический диктант. Я вам продиктую звукосочетания, а вы мне запишите только согласные звуки.
Ацу,исе, иса, уцу, ицу, есу,ису, ецу, оцы, осы, оси.
Проверьте еще раз себя, найдите ошибки(читают,проверяют).
Поменяетесь тетрадями. Побудьте на время учителями. Оцените своих друзей.
- Работа с предложениями:
Пока мы с вами писали диктант, я нечаянно перепутала все карточки и теперь не знаю, какая карточка подходит к схеме. Давайте, правильно разложим схемы к предложениям (работа у доски).
- Физкультминутка:
«Веселый цирк»
«Веселый цирк у нас в гостях
Жонглер бросает шарики
(«бросают шарики»)
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся»)
Смешит больших и маленьких.
(показывают руками «больше-меньше»)
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
(разводят руки в стороны)
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
(поднимают «гири»)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело
(показывают, как скачут)
А мы мороженое едим
(«Едят мороженое»)
И хлопаем под песенку.
( хлопают).
- Работа с карточками.
Задание: вместо точек вставьте пропущенные буквы. Работа в тетради.
Какая буква пропущена? Буква Ц.
- Подведение итогов:
Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. А я каждому из вас приготовила подарок - воздушный шарик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Звук и буква И"
Данное занятие ориентировано на обучающихся 1 классов с общим недоразвиием речи. Большое внимание уделяется не только фонематическому восприятию, правильной артикуляции звука и, закреплению написания ...
конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"
здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...
Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.
Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...
Конспект логопедического занятия "Звук и буква М"
Конспект урока для детей с ОНР....
Конспект логопедического занятия "Звуки и буквы Ш-Ж"
КОНСПЕКТ логопедического занятия с учащимися 1-х классов, имеющих нерезкое общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи(НОНР и ФФНР)....
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Э » в средней группе для детей с ОВЗ
На занятии возможно обобщить представления детей о весне,учить называть приметы весны, работать над лексико-грамматическим строем.Также дети знакомятся с новым звуком и его характеристиками. ...
Конспект логопедического занятия "Звук и буква "З"
Познакомить детей со звуком З и его характеристикой...