ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
статья на тему

Дьячкова Оксана Ильинична

Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что-либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2._o.i.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

        Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что-либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку.

        Поэтому, в совершенствовании воспитательно-профилактической работы большое значение имеет – организация  досуга детей и подростков.

        В понятие досуг входит широкое пространство и время жизнидеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Отличительная особенность сферы досуга- добровольный, в зависимости от интересов и потребностей ребенка, выбор форм досуговой деятельности.

        Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут  сыграть учреждения дополнительного образования. Эти учреждения предоставляют ребенку широкие возможности для разнообразной деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, группах. Действуя и общаясь, ребенок осознает и удовлетворяет свои интересы и потребности.

      Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые порой провоцируют детей на девиацию.

      Таким образом, проведя анализ и изучив мнение детей по проблемам отклоняющегося от норм поведения и мер его профилактики, мы видим явную тенденцию к росту девиантного поведения подростков и его омоложение, что заставляет педагогов, психологов, медиков и родителей задуматься о наиболее эффективной организации профилактической работы с детьми и подростками.

       Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает, прежде всего, смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с детьми и подростками и их родителями.

      Главной целью в работе с детьми является – создание благоприятных условий для личностного развития (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему  социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации.

     Реализуя главную цель в профилактической работе с детьми, мы ставим перед собой следующие задачи – формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций, создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности.

    Основные цели, которые ставит перед собой педагог – это:

-формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции;

-развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности.

В связи с этими целями можно выделить следующие направления в работе с детьми: нравственно-патриотическое, спортивно-оздоровительное, краеведческое, театральное и т.д.

      Основными направлениями в проведении профилактической работы с учащимися являются – организация социальной среды – проведение  различных акций, подготовка подростков – лидеров, проводящих соответствующую работу.

Информирование –это наиболее привычное для нас направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео и телефильмов.

Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности являются познание (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество.

    Очевидно, что сегодня общеобразовательное учреждение должно противостоять обострению негативных установок (антиценностей) и росту их привлекательности. Поэтому необходимы такие формы работы, которые бы помогли самоутвердиться, самореализоваться. При этом ненавязчиво, но неуклонно вели бы молодых людей к духовному росту, к формированию и укреплению нравственных форм поведения. Именно такой формой может являться – литературный театр. Задачами которого является приобщение учащихся к высоко духовным произведениям, самореализация и самоутверждение через постижение собственного творческого потенциала.

    Важной особенностью нравственно-патриотического воспитания является то, что оно охватывает все процессы работы с детьми: умственный, трудовой, эстетический, физический, экологический, правовой.

  Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся.

    Многое зависит от нас, педагогов. И если мы хотим, чтобы ребенок завтра поднялся на одну ступеньку выше в своем духовном, интеллектуальном, нравственном развитии, педагогу на эту ступеньку нужно подняться сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные напрвления деятельности социального педагога в рамках кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни.

Основные виды деятельности по данной теме, работа, проводимая социальным педагогом в кабинете антинарко, фотоматериалы....

Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.

   Основные направления деятельности и формы взаимодействиясоциального педагога в работе с учащимися и их родителями....

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога.

Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающи...

Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Теоретическая часть с использованием указанных в тексте источников плюс наша практическая составляющая (по результатам личной деятельности)....

Нормативно-правовые основы, регламентирующие направления деятельности социального педагога

В данной статье отображены основные документы, регламентирующие деятельность социального педагога в системе образования, которыми он пользуется в повседневной работе....