ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
статья на тему
Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что-либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2._o.i.docx | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что-либо предотвратить, нежели исправлять уже допущенную ошибку.
Поэтому, в совершенствовании воспитательно-профилактической работы большое значение имеет – организация досуга детей и подростков.
В понятие досуг входит широкое пространство и время жизнидеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Отличительная особенность сферы досуга- добровольный, в зависимости от интересов и потребностей ребенка, выбор форм досуговой деятельности.
Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Эти учреждения предоставляют ребенку широкие возможности для разнообразной деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, группах. Действуя и общаясь, ребенок осознает и удовлетворяет свои интересы и потребности.
Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые порой провоцируют детей на девиацию.
Таким образом, проведя анализ и изучив мнение детей по проблемам отклоняющегося от норм поведения и мер его профилактики, мы видим явную тенденцию к росту девиантного поведения подростков и его омоложение, что заставляет педагогов, психологов, медиков и родителей задуматься о наиболее эффективной организации профилактической работы с детьми и подростками.
Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает, прежде всего, смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с детьми и подростками и их родителями.
Главной целью в работе с детьми является – создание благоприятных условий для личностного развития (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации.
Реализуя главную цель в профилактической работе с детьми, мы ставим перед собой следующие задачи – формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций, создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности.
Основные цели, которые ставит перед собой педагог – это:
-формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции;
-развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности.
В связи с этими целями можно выделить следующие направления в работе с детьми: нравственно-патриотическое, спортивно-оздоровительное, краеведческое, театральное и т.д.
Основными направлениями в проведении профилактической работы с учащимися являются – организация социальной среды – проведение различных акций, подготовка подростков – лидеров, проводящих соответствующую работу.
Информирование –это наиболее привычное для нас направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео и телефильмов.
Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности являются познание (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество.
Очевидно, что сегодня общеобразовательное учреждение должно противостоять обострению негативных установок (антиценностей) и росту их привлекательности. Поэтому необходимы такие формы работы, которые бы помогли самоутвердиться, самореализоваться. При этом ненавязчиво, но неуклонно вели бы молодых людей к духовному росту, к формированию и укреплению нравственных форм поведения. Именно такой формой может являться – литературный театр. Задачами которого является приобщение учащихся к высоко духовным произведениям, самореализация и самоутверждение через постижение собственного творческого потенциала.
Важной особенностью нравственно-патриотического воспитания является то, что оно охватывает все процессы работы с детьми: умственный, трудовой, эстетический, физический, экологический, правовой.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся.
Многое зависит от нас, педагогов. И если мы хотим, чтобы ребенок завтра поднялся на одну ступеньку выше в своем духовном, интеллектуальном, нравственном развитии, педагогу на эту ступеньку нужно подняться сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные напрвления деятельности социального педагога в рамках кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни.
Основные виды деятельности по данной теме, работа, проводимая социальным педагогом в кабинете антинарко, фотоматериалы....
Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.
Основные направления деятельности и формы взаимодействиясоциального педагога в работе с учащимися и их родителями....
Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога - это профориентация....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Как же в нашем образовательном учреждении ведется работа в этом направлении? Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...
Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога.
Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающи...
Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Теоретическая часть с использованием указанных в тексте источников плюс наша практическая составляющая (по результатам личной деятельности)....
Нормативно-правовые основы, регламентирующие направления деятельности социального педагога
В данной статье отображены основные документы, регламентирующие деятельность социального педагога в системе образования, которыми он пользуется в повседневной работе....