Семья и школа в век образования
материал по теме

Ворожцова Наталья Валерьевна

конкурсное выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_shkola_v_vek_obrazovaniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа в век образования

Однажды мне встретилось высказывание: «У всех выдающихся людей были великие матери». Я задумалась, а почему не «великие педагоги», не «великие школы»? Давайте сегодня вместе поразмышляем над этим вопросом. Я предлагаю остановиться на следующих аспектах: во-первых, как трактуется современное понятие «образование» и кто является участниками процесса образования, во-вторых, как видят роль и значение семьи в образовании некоторые представители социальных слоёв и, в-третьих, что предлагают великие педагоги изменить по отношению к семье.

Наше время называют веком образования. Что подразумевается под этим? Это век высоких технологий, невероятных открытий и новых достижений. В обществе значительно возрос престиж образования, государство выделяет образование как приоритетное направление своей политики, стало модно иметь высшее образование, а лучше не одно, а несколько. Многие отмечают значительный рост интеллектуального уровня современных детей. Им не требуются специальные знания для того, чтобы освоить компьютер или другую электронную технику. Складывается впечатление, что они уже сами всё знают. Родители стремятся отдать своего ребёнка в престижную школу, где он получит максимальную сумму знаний. В результате, из школы и из института выходит человек, обладающий энциклопедическими знаниями, но можно ли назвать его образованным?  

Современное образование является очень ёмким и сложным понятием. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова «образование – это получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение; это совокупность знаний, полученных в результате обучения».

Но процесс образования нельзя рассматривать только как процесс научения, а само образование как сумму знаний и навыков. Его характерная черта – «целенаправленное и ускоренное развитие тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знания и технологий, от поколения к поколению». Можно сделать вывод, что образованный человек – прежде всего культурный человек; человек, обладающий нравственной культурой, духовной культурой, культурой поведения, и т.д.  Тогда почему в век образования так остро встаёт вопрос нравственности и духовности общества, преемственности поколений? Школу обвиняют в том, что подрастающее поколение не знает своей культуры, распущенно, не уважает старших и мн. др. Определённые проблемы с воспитанием в школе действительно есть. С другой стороны, ни для кого не секрет, что основы культуры закладываются в первые пять лет жизни ребёнка, в тот период, когда ребёнок находится в семье. К сожалению, во всех определениях, трактующих понятие «образование», отсутствует такая важная составляющая как семья. Семья - самый первый и самый важный участник процесса воспитания личности. Если говорить о воспитании как о процессе передачи культуры, нравственных ценностей, то кто, если не родители, бабушки и дедушки являются носителями этой культуры, семейных обычаев и традиций? Я полностью согласна с высказыванием - «Воспитание ребёнка нужно начинать с его бабушки».

Согласно декларации прав ребёнка, ответственность за образование и обучение ребёнка лежит, прежде всего, на его родителях. Согласно Закону РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» ст.52 «Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание…». Согласно Семейному кодексу РФ от 29 декабря 1995 г.№223-ФЗ ст.63 «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Это во-первых.

Во-вторых, если родители в ответе, то образование должно строиться вокруг каждой семьи, зависеть от неё, начинаться с семьи и возвращаться в семью. В таком случае родители должны принимать участие во всём процессе, а между школьным и семейным воспитанием не должно быть принципиальных отличий. А что происходит на деле? Фактически семья оказалась отрезанной от процесса воспитания. Родители лишены возможности влиять на образовательный процесс, а если бы у них она появилась, большинство педагогов, да и родители, воспитанные советской системой, сочли бы это кощунством.

О роли семьи в воспитании много говорили и священнослужители, и выдающиеся педагоги, и государственные деятели. Иоанн Златоуст говорит отцу: «Не поселил ли я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать и настраивать повелел Я». Конечно, посторонние учителя, профессионалы тоже могут готовить ребёнка к жизни. Иоанн продолжает: «Юность имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях», но это никак не означает отстранение родителей от процесса, «профессионалы» - только помощники основного педагога. Иоанн утверждает: «Участь детей наших хуже даже скотов: об ослах и лошадях мы более заботимся, нежели о детях. Если кто имеет лошака, то всячески старается найти лучшего конюха, который был бы честен, не вор, не пьяница, и знал своё дело. Ежели нам нужно дать наставника сыну, то мы просто, без всякого выбора, берем, кого случится». Если перенести действие в современную ситуацию, то вывод окажется следующий: родители должны тщательно выбирать всех учителей и педагогов для ребёнка, для этого необходимо узнавать преподавателя и как человека, и как специалиста ещё до того, как он начнёт учить детей.

«На ком именно лежит обязанность учить народ?», - спрашивает святитель Иннокентий Московский. И отвечает: «Обязанность эта лежит, во-первых, на родителях, потом на восприемниках и, наконец, на пастырях церкви». Слова священномученика Владимира,  митрополита Киевского и Галичского, ещё более конкретны. Он осуждает тех родителей, которые считают, что с поступлением детей в школу обязанность воспитывать детей прекращается и переходит на школьных учителей. Митрополит Владимир говорит: «Родители с законоучителями и учителями должны идти рука об руку и в религиозном обучении, и в руководстве к благочестивой жизни, даже более: они должны вести это дело, законоучители же и учителя им только помогают. Родителям даровал бог детей, и от них, прежде всего он потребует их обратно. Поэтому они – первые и главные воспитатели своих детей; священники же и учители – только помощники в деле этого воспитания».

108 лет назад 25 марта 1901 года император Николай II подписал очень важный документ, определяющий путь, по которому должно было идти усовершенствование российского образования. В этом документе содержится суть концепции образования, которая, по мнению царя, должна быть положена в основу начинающейся реформы. Всю ответственность за решение этого вопроса Николай возлагал на себя. На помощь себе Государь призывает родителей и семью – ведь именно они «ближайшим образом» обязаны «пещись о детях». И этот союз государства, в лице царя, и семьи создаст «твёрдую и верную надежду Отечества». В рамках проведения реформы во время царствования Николая II возникало всё больше новых учебных заведений, всё больше образовательных проектов, в которых школа строилась на действительно новых началах, и прежде всего на активном участии семьи в образовательном процессе.

Однако завершить «коренной пересмотр и исправление» школы оказалось невозможно. Наступил 1917 год. Произошла революция. Политика Николая II сменилась противоположной. Для революции семья стала таким же врагом, как церковь и царство. В своей статье «Разрушение семьи в советском государстве» И.А.Ильин говорит, что все усилия коммунистов направлены на разрушение и упразднение буржуазной семьи, искоренение связанных с ней обычаев, а также обычного буржуазного права». А вот слова Бухарина: «Когда родители говорят «моя дочь, мой сын», то это указывает и на право родителей на воспитание собственных детей. С социалистической точки зрения, это право никак не обосновано… следует отвергнуть и беспощадно высмеять претензии родителей». В советской системе образования дети не были полностью отняты у родителей, но право на их воспитание было отдано исключительно обществу. Государь призывал родителей участвовать в деле образования – советская школа отрезала семью от образования. Государь указывал на обязанность родителей «пещись о детях» - советская школа «беспощадно высмеяла» это право.

Сейчас уже очевидно, что идея общественного воспитания несостоятельна. Жизнь доказывает постоянно, что дети не нужны обществу. Не здесь ли кроется корень всех бед, за которые так осуждает то же самое общество систему образования в целом и школы в частности?

Необходимо вернуть семье её главную функцию – воспитание своих детей. Это будет сделать довольно трудно, ведь не одно поколение родителей выросло с твёрдым убеждением, что воспитанием должна заниматься школа. Почти всегда можно слышать от родителей, что у них нет времени, потому что они зарабатывают деньги, чтобы обеспечить будущее своим детям. По этой же причине отцы практически не участвуют в воспитании, эта функция переложена на плечи матери. Доказано, что женское воспитание имеет свои особенности, благодаря которым вырастают женоподобные мужчины, не имеющие примера мужского поведения. Что посоветовать таким родителям? Можно обратиться к словам А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. А если дома вы грубы, или хвастливы или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания». А.С.Макаренко также отмечает, что воспитание не заключается в постоянном контроле и оберегании ребёнка от жизни. Нужно правильно организовать жизнь ребёнка и уметь вовремя её скорректировать.

Участие родителей в образовательном процессе детей К.Д.Ушинский представляет так: «Отдавая детей на руки воспитателю или помещая их в учебное заведение, родители, конечно, не избавляются этим от священной обязанности наблюдать за воспитанием.…Наблюдая за одними отметками, переходами из класса в класс и экзаменационными аттестациями весьма недостаточно; родители должны знать требования и цель различных родов воспитания и учения, уметь выбрать и оценить воспитателя…»

Если говорить о родительском влиянии на школу, это вполне осуществимо. Не всегда у родителей есть возможность выбора образовательного учреждения, учителя, образовательной программы. Но можно допустить родителей в жизнь школы другими путями. Это различные формы взаимодействия с родителями: родительские комитеты, советы ОУ, опросы, анкетирование, позволяющие родителям принимать важные решения, касающиеся школьной жизни; открытые уроки и мероприятия для родителей; тематические родительские собрания и др., и постоянное напоминание о важности семейного, отцовского воспитания. Политика государства и политика каждой отдельной школы должна помочь вернуть семью в образование. Конечно же, если появятся условия для полноправного участия в образовании детей, не все родители  бросятся реализовывать своё право. Многих вполне устраивает ситуация с фактическим проживанием ребёнка в школе. Но чем крепче закрывать двери школы, тем меньше шансов услышать стук в эти двери. «Родители не хотят заниматься детьми», - говорят педагоги. А родителей кто-нибудь спрашивал? Сначала надо создать условия, а потом уже делать выводы.

И не случайно название лекции – «Семья и школа в век образования». Главное слово всегда стоит на первом месте, поэтому семья всё-таки должна стать приоритетным институтом в образовании. Сейчас, 108 лет спустя, мы читаем обращение государя, наказ последнего русского царя. Государство, в котором мы живём, в лице своего президента признаёт сферу образования «системообразующей». Наше государство также признаёт, что существующая система образования нуждается в пересмотре. Какой путь мы выберем сегодня, в 2009 году? Давайте услышим призыв государя: «Да помогут нам в наших трудах родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твёрдую и верную надежду отечества и стойкую опору его в будущем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Семья и школа в век образования"

Статья о необходимости взаимодействия школы и семьи  в современном обществе....

Методическая разработка родительского собрания "Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего образования".

Цель данной методической разработки состоит в создании условий для осознанияродителями и школьниками важности проблемы профессионального выбора. Познакомить ...

Семья и школа в век образования

выступление для родительского собрания...

Взаимодействие семьи и школы, как средство гуманизации образования.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»  одним из основных принципов государственной политики в области образования назван его гуманистический характер. Мне кажет...

Родительское собрание №3 Качество образования:задачи семьи и школы при подготовке учащихся к ГВЭ

Качество образования:задачи семьи и школы при подготовке учащихся к ГВЭ...

Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы. Программа "Растим профессионалов".

В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».Цель: Использовать  потенциал сообщества родителей обучающихся для  создания условий профессиона...

«Ценностные ориентиры семьи и школы в условиях современного образования.»

laquo;Ценностные ориентиры семьи и школы в условиях современного образования.»...