Методическая разработка родительского собрания "Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего образования".
методическая разработка (7 класс) на тему
Цель данной методической разработки состоит в создании условий для осознанияродителями и школьниками важности проблемы профессионального выбора. Познакомить учащихся с профессиями родителей. Познакомиться с интересным опытом выбора профессионального пути родителей и приглашенных.
Стимулировать нравственный мотивы выбора професии: вырабатывать активную жизненную позицию. Помочь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Второй территориальный конкурс методических разработок «Педагогический калейдоскоп»
ГБОУ ООШ № 11
Учитель:
Орлова Светлана Константиновна,
классный руководитель 6 класса.
Тема родительского собрания:
«Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего образования»
г. Новокуйбышевск
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.
Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. «За чашечкой чая» родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта. Данная форма проведения родительского собрания была наиболее эффективной, т.к. в ходе родительского собрания все родители смогли внести свой вклад. Родители выдвинули предложение проводить как можно чаще собрания в нетрадиционной форме.
Сценарий родительского собрания
«Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего образования»
Цель:
- создание условий для осознания родителями и школьниками важности проблемы профессионального выбора;
- познакомить учащихся с профессиями родителей;
- стимулировать нравственные мотивы выбора профессии;
- вырабатывать у учащихся активную жизненную позицию.
Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.
- Задачи:
- 1. Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии; продолжить изучение профессиональных предпочтений учащихся;
2.Организовать встречу с представителями разных профессий;
3.Познакомиться с интересным опытом выбора профессионального пути родителей и приглашённых;
4.Выработка рекомендаций родителями и детьми по выбору профессии;
5.Презентация «Моя будущая профессия». - 6. Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения.
- 7. Дать родителям информацию о возможных путях получения образования их детьми после окончания школы.
- 8. Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся.
Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.
Показать, какие профессии являются перспективными в современном российском обществе.
Форма проведения – педагогическая мастерская
А) Предварительная подготовка
Анкетирование учащихся по следующим вопросам:
1. Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе?
2. После окончания 9-го класса:
• ты продолжишь обучение в 10–11-м классах;
• пойдешь учиться в какой-либо колледж;
• пойдешь работать;
• еще не решил.
3. Выбрал ли ты уже профессию?
4. С кем ты прежде всего посоветуешься при выборе профиля обучения:
• с сотрудниками школы (учителем, классным руководителем, школьным психологом);
• с родителями;
• с друзьями;
• сам все решу.
Б) Подготовка анкеты для родителей, которая предлагается им на собрании:
1. Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?
2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования (учеба в 10–11-м классах, колледже, другие варианты)?
3. Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обучения)?
4. Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?
5. Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?
В) Методика «Мои ценности»
Оптимально, если у каждого подростка будет листок, на котором напечатаны инструкция и список ценностей. Если такой возможности нет, прочитайте и разъясните инструкцию, список ценностей напишите на доске. Впрочем, инструкцию надо разъяснять в любом случае.
У каждого учащегося также должен быть чистый листок для ответов.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо. Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то кажется очень значимым иметь, например, хорошее здоровье и друзей, кому-то — уверенность в себе, хорошую работу и т.д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны. Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое значение. Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши то, что для тебя наиболее ценно в жизни (и сейчас, и в будущем). Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность. И так далее. В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце — наименее важное. |
СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ 1. Хорошее образование. 2. Хорошая работа и карьера. 3.Счастливая семья. 4. Слава. 5.Деньги, богатство. 6. Деньги, богатство. 7.Дружба. 8.Достижения в искусстве, музыке, спорте. 9.Уважение и восхищение окружающих. 10.Наука как познание нового. 11.Хорошее здоровье. 12.Уверенность в себе, самоуважение. 13.Хорошая пища. 14.Красивая одежда, ювелирные украшения. 15. Власть или положение. 16.Хороший дом, квартира. 17.Сохранение жизни и природы на Земле. 18.Счастье близких людей. 18.Благосостояние государства. |
Обработать этот небольшой массив данных можно с помощью таблицы.
Ценности | Номер | Сумма |
Хорошее образование | 1, 5, 4... |
|
Хорошая работа и карьера | 4, 2, 12... |
|
Счастливая семья | 7, 1, 1... |
|
... |
|
|
Графу «Ценности» составляет список, с которым работали дети.
В графу «Номер ценности в ответах детей» вносятся те номера (места), на которые поставили эти ценности подростки в своих ответах. Если, например, в этой методике принимали участие 20 учащихся, то напротив каждой ценности должно стоять 20 разных номеров.
Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для подростков вашего класса (группы).
Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей, поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеров (в ответах подростков эта ценность занимала первые места). На второе место — ту, которая имеет следующее наименьшее значение. И так далее. На последнем месте, естественно, будет ценность с наибольшей суммой номеров. Это значит, что ребята ставили ее в своих выборах на последние места.
Г) Методика «Престижные профессии»
Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:
1. Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии, это — ...
2. В будущем я, наверное, получу профессию... потому что...
Д) Подготовить (тиражировать) для родителей следующие списки:
• список учреждений начального профессионального образования (колледжей), которые находятся в вашем городе (округе, районе): кратко указать специализацию этих колледжей и условия приема;
• список близлежащих школ с указанием их профилей обучения.
Экспресс – тест (для учащихся) «Как я ориентируюсь в мире новых профессий?»
В мире появляется много новых профессий. Давайте проверим себя, знаете ли вы некоторые из них. Только один ответ наиболее точно описывает профессию. Постарайтесь выбрать именно его.
- Логист:
- а) тот, кто занимается логикой;
- б) специалист по организации транспортировки продукции;
- в) организатор конференций и научных саммитов.
- Вебмастер:
- а) тот, кто работает на компьютере;
- б) разработчик программ;
- в) разработчик проектов сайтов.
3. Маркетолог:
- а) тот, кто работает на рынке ценных бумаг;
- б) специалист по изучению рынка;
- в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
4. Фандрайзер:
- а) тот, кто ищет деньги и возможности для организаций;
- б) фанат, которого нанимает «звезда»;
- в) специалист, изучающий пути развития предприятия.
Правильные ответы:
Логист- специалист по организации транспортировки продукции. Профессия пользуется большим спросом, для её получения необходимо базовое экономическое образование и курсы специализации.
Вебмастер- разработчик проектов сайтов. Спрос на профессию со временем упадёт, так как пик приходится на настоящий момент, но вебмастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.
Маркетолог- специалист по изучению рынка. Профессия требует экономического образования, специализации с 3-4 курса ВУЗа. Спрос на профессию постоянно высокий, но приоритет отдается тем, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательное образование- экономическое, инженерно- техническое. В качестве маркетолога во многих торговых компаниях работают социологи.
Фандрайзер- тот, кто ищет деньги и возможности для организаций. Курсы по фандрайзенгу проходят при крупных научных центрах. Спрос на профессию постоянно высок, требует целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Это дополнительное образование, которое нужно многим специалистам и организациям.
5. Конкурсная программа:
1. Родителям и детям предлагается продолжить пословицы и поговорки о труде:
Дерево узнают по плодам, …( а человека по делам.)
Сидя на печи,… (генералом не станешь.)
Кто хочет много знать,…(тому надо мало спать.)
Дорого то,…(что своим горбом заработано.)
Была бы охота,… (наладится любая работа.)
Пахарю земля-мать,…( лодырю - мачеха.)
2. Отгадайте слова, имеющие два значения, одно из которых - название профессии (слайд)
1. Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотер)
2. Не только вещество, хорошо проводящий электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон.(Проводник)
- Не только справочник о каком-либо историческом месте, музее, но и прежнее (устаревшее) название гида. (Путеводитель)
- Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счёт, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер)
- Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник)
- Не только сто рублей, но и придворный чин на Руси до 17 века. (Стольник)
- Не только многолетняя медоносная трава семейства розоцветных, но и торговец мукой и зерном в прежнее время. (Лабазник)
- Не только плоский чемоданчик для книг и бумаг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат)
- Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий.(Конструктор)
- Не только консервирование в соленом растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол)
- Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График)
- Не только один из стеклоочистителей автомобиля, но и человек, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)
- Ответьте на вопросы профи- теста. Вам понадобятся знания не только о профессиях:
Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?
- Джанни Родари
- Владимир Маяковский
- Агния Барто
- Сергей Михалков
2. Кто на съёмках кинофильма вместо актера прыгает из окна третьего этажа?
- Гример
- Режиссер
- Каскадер
- Сценарист
3. У кого из сказочных персонажей Астрид Линдгрен отец был капитаном дальнего плавания?
- У Карлсона
- Пеппи
- Рони
- Кале
4. Где работает крупье?
- На конюшне
- На мельнице
- На бирже
- В казино
5. Где работает брокер?
- В банке
- На бирже
- На базаре
- На ипподроме
Ход собрания
I. Вводное слово классного руководителя
Сегодняшнее собрание посвящено такой проблеме. Наши дети-подростки уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование. Однако учащиеся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения успеха. Впрочем, эти вопросы настолько сложны, что и немногие взрослые знают на них ответы. Давайте сегодня поговорим об этом.
II. Анализ результатов методики «Мои ценности»
Реальные жизненные ценности — основа воспитания, без их тщательного изучения невозможно воспитывать молодежь. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать ему толчок к духовному саморазвитию.
Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса. (Классный руководитель анализирует результаты проведенной им методики. Далее приводятся результаты, полученные нами. В каждом конкретном случае они могут немного отличаться.)
Ответы учащихся показали, что наиболее значимой ценностью для подростков является хорошее здоровье: большинство опрошенных поставили эту ценность на первое место. Второе место уверенно занимает счастливая семья. Далее идут хорошее образование, дружба, хорошая работа, карьера, счастье близких людей.
При обсуждении этих результатов с подростками выяснилось, что абсолютное большинство мечтает о хорошей работе, карьере в будущем и счастливой семейной жизни, а хорошее здоровье и образование нужны им как средства для достижения этих целей. То есть их выбор связан с рациональными путями самоопределения. Главное же для них — это достижение успеха собственными силами, с помощью интеллекта и настойчивости.
В большинстве исследований подтверждается ценность семьи, счастливой семейной жизни. В последние годы неизмеримо выросла ценность здоровья. Она является значимой для подростков, так как хорошее здоровье может стать средством достижения высокого материального благосостояния, является основой для профессиональной карьеры. Нельзя также забывать, что подростки высоко ценят счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу.
Мы видим также, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди подростков, однако эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план традиционные ценности нашего общества.
III. Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация».
В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, а самое главное — повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.
Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
Многие педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профессиональной ориентации молодежи (Поляков В.А., Чистякова С.Н., 1993, Митина Л.М., 1998, Пряжников Н.С., 1996, Климов Е.А., 1996, и др.), подчеркивают необходимость подготовки высококвалифицированных работников, способных быстро адаптироваться к новым условиям труда.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той же специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции «свободного носителя» социальных услуг.
Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:
— Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5–15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
— смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.
Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.
IV. Анализ результатов методики «Престижные профессии»
Классный руководитель приводит обобщенные результаты, рассказывает родителям, какие профессии учащиеся считают наиболее престижными на сегодняшний день, какие профессии выбирают (пусть пока и предварительно) их дети и по каким причинам.
V. Информация для родителей «Перспективные профессии и современная социальная ситуация»
(данный материал составлен на основе современных социологических исследований)
Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это — не знают. Им явно не хватает информации о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями.
Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высший уровень профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по профессиональным сферам получается следующим: 1) финансово-экономическая деятельность; 2) юридическая, правоведческая; 3) культура, наука, образование, здравоохранение; 4) архитектура, дизайн, художественное творчество; 5) торговля, коммерция; 6) государственное управление; 7) инженерно-техническая деятельность; 8) промышленное производство.
Как видно, профессиональные приоритеты молодежи связаны, в первую очередь, с финансово-экономической и правовой сферами деятельности.
Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов сферы промышленного производства. Так, в последнее время резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям.
Экономист, юрист — знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий (спроса) и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становится все большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что минимизирует реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии.
Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональными выборами учащихся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на более реалистичные, пользующиеся спросом профессии, а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и др.
Как видим, выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается выпускниками средних школ на основании идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему времени стала широкодоступной в большинстве городов страны.
У1. Показ презентации «Моя будущая профессия».
VП. Заключительное слово классного руководителя
В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Родителям желательно обратить внимание на развитие личности подростка в целом. При этом нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.
Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее образование, развить необходимые качества личности. Родители и педагоги получают при этом возможность позитивного влияния на развивающуюся личность подростка: помогают ему в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом.
Исключительно важно формировать у учащихся: во-первых, гражданские и нравственные ценности, во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу жизненного и профессионального самоопределения.
Особое внимание следует обратить на формирование у подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, эмоциональной устойчивости, заинтересованности и потребности в самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий и к переквалификации, а самое главное — повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
Классный руководитель обращает внимание родителей на списки учебных заведений (список профилей в школе, школ и колледжей), которые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.
Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые родители!
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Литература для подготовки к собранию .
1. Родительские собрания Авт.-сост. Л.А. Егорова М. «Вако» 2009
2. Степанов А. Н., Бендюков М. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. СПб., 1995.
3. Поляков В. Технология карьеры. М., 1995.
4. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/Авт.-сост. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова и др. М.: Школа-Пресс, 1994.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальный заказ
Изменения в школе : от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы
Личностные УУД: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция
Познавательные УУД: Самостоятельное формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации; Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Рефлексия Смысловое чтение Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.
Что такое средство? «Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»)
Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? 2) СКАЗАТЬ – I спряжения 3) СКАЖЕТЕ – будущее время 4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: ска´ж - ЕТЕ скаж – и´ - ТЕ
« Знаю – хочу узнать – узнал – научился» Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
«Верные–неверные утверждения» Деепричастие – самостоятельная часть речи Деепричастие – особая форма глагола Деепричастие обладает признаками глагола и наречия Деепричастие не изменяется Деепричастие изменяется по временам Деепричастие в предложении является сказуемым
Работа с текстом Составление плана Составление граф-схемы Тезирование Составление сводной таблицы Комментирование Чтение с остановками Чтение с пометами Составление кластера
Составление кластера на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне
Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек
Заключительный урок по сказкам.
Проектная и исследовательская деятельность формирует коммуникативные регулятивные познавательные личностные
Системно-деятельностный подход «Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский)
Список литературы 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. 5. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207 7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. 9. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. и др. источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
CОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпева...
Педагогические находки по теме «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся»
Одной из функции классного руководителя является обеспечение связи общеобразовательного учреждения (школы) с семьей. Тема, над которой я работаю как классный руководитель- это «Взаимодействие семьи и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для сам...
Выступление на методическом объединении "Взаимодействие семьи и школы по реализации ОЭД школьников с ОВЗ" 2015-2016уч.г
Практические рекомендации...
Родительское собрание №3 Качество образования:задачи семьи и школы при подготовке учащихся к ГВЭ
Качество образования:задачи семьи и школы при подготовке учащихся к ГВЭ...
Взаимодействие семьи и школы: проблемы выбора профессии
Старший школьный возраст это не просто возраст личностных изменений, это также возраст, когда активно развивается профессиональная направленность учащегося. Важным психологическим моментом, определяющ...