Семья и школа в век образования
статья на тему

выступление для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_shkola_v_vek_obrazovaniya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                Семья и школа в век образования

           Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые  шаги, получает первые уроки  жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит , что ребёнок , уходя в  море, вовсе отрывается от берега. Моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег , и  каждый моряк знает, чем он обязан  берегу.

                                                                                                                    Л.Кассиль

           Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности в  любой период развития общества.. Среди таких тем - взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды , который  определяет успешность или неуспешность не только  воспитательного процесса , но и  общества в целом. Особенно актуальна эта тема в период перемен не  только в обществе  в целом , но и в образовании. От того ,как будет построено сотрудничество семьи и школы , зависит , каким будет  наше общество в будущем.

            Зачем нужна школа, какова её роль в общественно-социально-политической жизни – всё это вопросы чисто риторические. А вот что даёт обществу семья? Задумывались ли мы над этим вопросом?... А зря. По мнению Сухомлинского, без семьи мы- я имею в виду школу- были бы бессильны.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сказано: «Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье».Значит, роль семьи в жизни общества  гораздо важнее. Во всяком случае, семья при необходимости  может в какой-то степени заменить ребёнку школу. А школа, какой  бы она ни была хорошей, никогда не заменит ребёнку семью. Её  основная задача - способствовать социализации школьника, научить его способам поведения в обществе, дать знания, умения и навыки для получения в дальнейшем интересной профессии, что в свою очередь необходимо для создания и обеспечения семьи. А семья - это ключ к счастью, ведь человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Семья – это главный воспитатель ребёнка. В семье  он получает первый опыт жизни. «Все мы вышли из детства» (С.Экзюпери) . Именно семья помогает ребёнку освоить действительность ,  активно включиться в общественную жизнь (т.е. обеспечивает взаимодействие личности и общества), формирует ценностные установки и межличностные отношения,  формирует стиль поведения в различных жизненных ситуациях – одним словом, семья даёт ребёнку первые уроки жизни , А мы потом в школе или закрепляем эти уроки, или отвергаем их.

Мы часто сетуем на то, что школе  не становится легче, а скорее наоборот – всё труднее и труднее. А семье? Стало ли легче родителям растить и воспитывать своих детей? Увы…И дело даже не в материальных затруднениях (хотя их более чем достаточно), дело в том, что родители в замешательстве: как и кого им нужно сейчас воспитать? Умного, образованного или  предприимчивого и делового человека?  Как и что сделать для того, чтобы это  всё сочеталось в ребёнке.

Итак,  мы видим:  семья и школа, родители и педагоги находятся в одинаковом положении. И их взаимодействие – это взаимодействие равных. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу .А какой же принцип  является  самым важным  для осуществления взаимодействия? Ответ на этот вопрос мне подсказала  одна китайская притча.

 Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 1 слово было написано на бумаге: «Понимание» А в конце листа: « СТО РАЗ Понимание»

-И это все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

       Дети,  родители,  учителя – мы все члены одного коллектива. У нас есть общие проблемы, общие заботы. И решать их надо сообща. Учителя и родители – сотрудники, т.к. их объединяет одно:  заинтересованность в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала , делание из человека Человека.

      Сотрудничество и взаимодействие не возникают сами по себе. Они- результат огромных усилий и творчества двух сторон- учителя и родителя , школы и семьи. Будем откровенны: в реальной жизни  добиться этого  бывает неимоверно трудно. Многие родители , не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных  особенностей ребёнка , особенностей его развития, «лепят» ребёнка по своему  образу и подобию без опоры на  научные знания. Задача  современной школы -  помочь родителям, сохраняя лучшие традиции семейного воспитания, растить детей на основе достижений отечественной педагогики.  «Воспитывая детей, мы подчас  обязаны одновременно воспитывать и взрослых  родителей», - завещал В.А. Сухомлинский.

      Тонкость заключается  в том, чтобы неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах; не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства; не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь , не спрашивать  родителей за плохое воспитание ребёнка, не требовать и не укорять семью в  ошибках , ибо это мешает взаимопониманию, искажает ход общения  учителя и родителей, главное, на мой взгляд,– научиться разбираться в характере ученика , его поступках , используя те возможности , которыми располагаем и мы, учителя, и родители, и обязательно увлечь отцов и матерей перспективой совместных педагогических действий. Ведь чем полнее  родители будут поддерживать школьное  влияние на  детей, тем эффективнее будет  воспитание  .  

          Путей взаимодействия  семьи и школы много , Я хочу остановиться только на тех, которые мы используем в своей школе:

1.изучение семейной атмосферы , окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

2.психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания;

3.вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

4.участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом;

        Итак, первое направление работы - изучение семей. Мы хорошо должны представлять, с кем, с какими родителями нам предстоит работать. Здесь нам помогает наблюдение, анкетирование.

           Второе-  психолого-педагогическое просвещение родителей .В доступной форме, используя коллективные, групповые и индивидуальные формы работы, мы , педагоги, помогаем  родителям овладеть азами педагогической психологии, настраиваем  их на  совместную деятельность в помощь  ребёнку.

          В - третьих, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.   Сначала это  получается лишь с несколькими родителями, но наша задача - постепенно вовлечь в эту деятельность всех родителей, используя традиционные и нетрадиционные формы работы.

        В – четвёртых, развитие различных форм самоуправления, в том числе и родительского. Родители не просто могут, а должны стать соучастниками в управлении учебно- воспитательным процессом в школе. И в нашей школе мы это тоже  внедряем.

           Это взаимодействие возможно только тогда, когда и школа, и семья  учитывают функции и содержание деятельности друг друга. Основные функции семьи: воспитание, общение, досуг, отдых, творческое развитие. Основные функции школы: социализация, образование (обучающая), профориентация, творческое развитие, приобщение к культурному досугу, духовное развитие . Как видим, некоторые функции переплетены, но не все.

           В общем, как ни крути, а  школе никогда не уйти от работы  с семьёй. Без контакта этих двух социальных институтов воспитание подрастающего поколения становится ущербным. Этому искусству и родители,  и учителя должны учиться, обогащаться знаниями средств и методов воспитания, эта необходимость диктуется потребностями самих детей.

         Роль школы - сделать родителей настоящими и искренними помощниками, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того , как относятся к школе  родители, зависит отношение к ней детей. Если родители ей доверяют ,значит , и дети тоже доверяют школе. А это очень хороший  фундамент для сотрудничества, для общего дела, для партнёрства.

        Воспользуемся вновь поэтической аналогией : школа-море, семья-берег - и представим , что школа и семья –партнёры, волею судьбы расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребёнка желающие плыть к вполне определённому пункту движения- Счастью ребёнка. А чтобы плавание было успешным, им необходимо соблюдать несколько правил:

  • Прежде чем плыть,  договариваемся  на берегу;
  • Хотим доплыть- гребём  в одну сторону;
  • Скорость лодки зависит от нашего самочувствия ;
  • В общем плавании делим полномочия;
  • Доплывём, если объединим общие усилия.

  И мне кажется , если все участники образовательного процесса будут  соблюдать эти правила, то наша дорога, наше плавание в век образования  будет счастливым.

           

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Семья и школа в век образования"

Статья о необходимости взаимодействия школы и семьи  в современном обществе....

Семья и школа в век образования

конкурсное выступление...

Методическая разработка родительского собрания "Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего образования".

Цель данной методической разработки состоит в создании условий для осознанияродителями и школьниками важности проблемы профессионального выбора. Познакомить ...

Взаимодействие семьи и школы, как средство гуманизации образования.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»  одним из основных принципов государственной политики в области образования назван его гуманистический характер. Мне кажет...

Родительское собрание №3 Качество образования:задачи семьи и школы при подготовке учащихся к ГВЭ

Качество образования:задачи семьи и школы при подготовке учащихся к ГВЭ...

Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы. Программа "Растим профессионалов".

В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».Цель: Использовать  потенциал сообщества родителей обучающихся для  создания условий профессиона...

«Ценностные ориентиры семьи и школы в условиях современного образования.»

laquo;Ценностные ориентиры семьи и школы в условиях современного образования.»...