Взаимодействие семьи и школы, как средство гуманизации образования.
консультация по теме
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в области образования назван его гуманистический характер. Мне кажется, что для реализации данного принципа необходимо, прежде всего, обращение к семье, а особенно к педагогической культуре родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya1.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы, как средство гуманизации образования.
Перепелица Юлия Александровна, учитель истории, права и ОРКСЭ,
МОУ СОШ №4 с. Северного Александровского района
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе»
A.C. Макаренко
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в области образования назван его гуманистический характер. Мне кажется, что для реализации данного принципа необходимо, прежде всего, обращение к семье, а особенно к педагогической культуре родителей.
Современная психологическая наука и практика, анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, показывает, что 75 % детей остро переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр.
В «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» сказано, что сегодня происходит “омоложение” наркоманов и пополнение их числа детьми из благополучных слоев общества, с высоким материальным достатком. Средний возраст начала употребления наркотиков — 7 лет, алкоголя – 12 лет, а приобщения к токсико-наркотическим веществам – 14. Родители приобщают детей к алкоголю в возрасте до 10 лет в 60% случаев, 53% алкозависимых детей – не получают должное внимание и уход от своих родителей. В письме Министерства образования РФ “О мерах профилактики суицида среди детей и подростков” говорится о том, что в результате самоубийств ежегодно погибает 2800 детей в возрасте от 5 до 19 лет. Эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Прокуратурой установлено, что 62 % детских самоубийств вызвано семейными конфликтами, причем три четверти детей, покушавшихся на самоубийство, проживали во внешне благополучных семьях. Дети решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против непринятия, непонимания, безразличия, жестокости.
Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Поэтому позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка. В связи с этим родителям нужна квалифицированная помощь со стороны школы.
Но, к сожалению, сегодня родители заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии, они самоустранились от воспитания своих детей, переложив это на детский сад, школу, телевидение, компьютер и т. д.
Но какой бы идеальной не была школа, процесс воспитания будет не полным, если не будет чёткого, открытого и доверительного взаимодействия с семьями учеников. Всем нам понятно, что школа и семья — это два основных общественных института, направленных на будущее нашего общества. Вот почему работа современной школы должна быть сосредоточена на взаимодействии с семьёй и только тогда мы сможем достигнуть целей, поставленных перед нами государством и обществом.
Ещё большая ответственность в этом плане ложится на сельскую школу, т. к. она на сегодняшний день является ещё и основным культурным центром села, местом, где дети проводят большую часть своего времени, развивая свои способности и таланты. В современном обществе мало иметь хорошие знания по предметам, необходимо уметь определять цели, содержание, средства своей жизнедеятельности, а также взаимодействовать с окружающими людьми, в целом — средой. Именно на этом строится работа по взаимодействию школы с семьёй в нашем районе. Наши педагоги в работе с родителями, ориентируются на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй, показывая желание оказать педагогическую поддержку родителям. В этом нам большую помощь оказывают органы местного самоуправления.
В нашей школе реализуются такие формы работы с родителями как: родительские собрания, дни открытых дверей, родительский лекторий, встречи с администрацией, с учителями класса, взаимодействие с родительским комитетом, индивидуальные консультации и беседы, организация совместной трудовой и познавательной деятельности (конкурсы, викторины, оформление кабинетов, субботники и т.д.), совместная организация досуга, которые позволяют сформировать у родителей положительный настрой на проблему обучения, воспитания и развития их детей, правильно установить причину неблагополучия и выбрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями, направленные на повышение педагогической культуры.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Только вместе с родителями общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой, умел любить и быть любимыми.
Закончить своё выступление хочу выдержкой из ежегодного обращения президента РФ к Федеральному собранию. «Мы гордимся нашей страной» и мы будем поддерживать «ценности традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценности гуманизма и разнообразия мира».
Спасибо за внимание.
Источники:
Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию 2013г.
“Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”
Письмо Министерства образования РФ “О мерах профилактики суицида среди детей и подростков”
Закон РФ “Об образовании”
Социальный паспорт МОУ СОШ №4
Методика и технология социально педагогической работы с семьей (Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога (стр. 158 - 182).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...
Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....
Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"
Данная методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...
Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и школы
Какой бы самостоятельной ни была деятельность учащегося над проектом, учитель все равно тратит немало времени и сил для того, чтобы организовать работу в данном направлении. Как можно эту нагруз...
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....
Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы. Программа "Растим профессионалов".
В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».Цель: Использовать потенциал сообщества родителей обучающихся для создания условий профессиона...