Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы. Программа "Растим профессионалов".
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».
Цель: Использовать потенциал сообщества родителей обучающихся для создания условий профессионального самоопределения обучающихся в образовательном учреждении в соответствии с Основной образовательной программой школы.
Работа по осуществлению профессионального самоопределения обучающихся – важная составляющая образовательной программы. Примерная образовательная программа основного общего образования ставит перед ОУ следующую задачу: «Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rastim_professionalov_-_ermakova_yu.e._shkola_207.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы.
Программа "Растим профессионалов"
Ермакова Юлия Евгеньевна
Педагог-организатор ГБОУ школа 207 Центрального района Санкт-Петербурга
В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».
Цель: Использовать потенциал сообщества родителей обучающихся для создания условий профессионального самоопределения обучающихся в образовательном учреждении в соответствии с Основной образовательной программой школы.
Работа по осуществлению профессионального самоопределения обучающихся – важная составляющая образовательной программы. Примерная образовательная программа основного общего образования ставит перед ОУ следующую задачу: «Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда».
Для решения этой задачи необходимо широкое знакомство обучающихся с разными видами профессий. Привлечение родителей к этой работе позволяет, во-первых, использовать их профессиональную компетентность, диапазон которой достаточно широк; во-вторых, снизить нагрузку педагогов, высвободив их время и силы для решения других образовательных задач; и в-третьих, заострить внимание самих родителей на проблемах профессионального самоопределения их детей, помочь им избежать ошибок в этих вопросах.
Для достижения нашей цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Диагностировать уровень сформированности профессионального самоопределения обучающихся и определение проблемных зон;
2. Создать с помощью Совета родителей банк данных, содержащий сведения о родителях, готовых принять участие в работе по осуществлению программы «Растим профессионалов», а также располагающих дополнительными административными и организационными ресурсами;
3. Разработать варианты коммуникативных событий, чтобы совместно с родителями выбрать наиболее привлекательные формы работы;
4. Осуществить на практике выбранные из предложенного веера возможностей коммуникативные события;
5. Оценить полученные образовательные результаты;
Выбор профессии — это не какое-то одномоментное решение, основанное на сиюминутном желании или совете родителей и учителей, а процесс, растянутый во времени. Важно, чтобы ребенок постоянно получал информацию о профессиях. Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии самому ребенку. Именно поэтому участие в программе «Растим профессионалов» начинается со 2 класса.
Главная задача — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор вместо ребенка.
Безусловно, определиться со склонностями помогают дополнительные занятия и внеурочная деятельность. Но дополнительные занятия в младшем школьном возрасте – это еще не будущая профессия.
Программа «Растим профессионалов» позволяет родительской информационной поддержке не ограничиваться кружками и секциями в профориентации учащихся.
Мы разработали разные формы взаимодействия родителей и детей, которые зависят от возрастных особенностей.
Чтобы родители лучше поняли идею проекта и захотели в нем участвовать, была проведена Общешкольная конференция, на которой
- Выступил школьный психолог с анализами результатов диагностики профессионального самоопределения, где были озвучены тревожные зоны такие как:
- Недостаточное знание собственных ресурсов и склонностей;
- Отсутствие или недостаточность внимания к вопросам профориентации в семье и школе;
- Недостаточность альтернативных источников информации о профессиях;
- Недостаточность или отсутствие представлений о содержании и предмете труда в различных профессиональных областях;
- Отсутствие или недостаточность информации о требованиях рынка труда;
- Снижение определенности мотива выбора профессии;
- Несформированность навыков планирования карьеры;
- Тревожность.
- Школьный методист рассказал о перспективах развития рынка труда и «Атласе новых профессий»;
- Выступил педагога-организатора, рассказал о возможности использования тест-игры проф. Н.С. Пряжникова «Что? Кто? Где?», ресурс intalent
- Была проведена секционная работа, где проанализировали банк интерактивных форм внеурочной деятельности, разработали предложения в программу «Растим профессионалов» и выбрали координаторов в параллелях.
На данный момент в банке данных родителей – участников проекта у нас находится 62 человека. Но в процессе работы подключаются и другие родители, которых нет в базе. То есть эта программа начинает находить отклик у большего числа людей и интересна для реализации не только детям, но и родителям.
Те формы работы, которые были выбраны делегатами конференции, мы включили в практику работы.
Теперь я расскажу подробнее о том, что мы уже реализовали на практике.
В параллели вторых классов прошел «Город мастеров»: одновременное проведение семи мастер-классов, с возможностью для обучающихся свободного выбора двух.
Темы мастер-классов были такие:
«Букет из конфет» (профессия: свит-дизайнер)
«Украшаем интерьер» (профессия: художник-декоратор)
«Берем интервью» (профессия: журналист)
«Инженеры-электронщики» (профессия: инженер)
«Актерская школа» (профессия: актер)
«Привлекаем покупателей» (профессия: специалист по рекламе)
«Художественная фотография» (профессия: фотограф)
Событие состоялось 15 ноября
В параллели третьих классов состоялась творческая встреча с режиссером-документалистом в рамках мероприятия «Реклама профессии»
В параллели четвертых классов прошла интерактивная игра «Путешествие в мир профессий» по станциям:
Знаменитые архитекторы (профессия – архитектор)
Связь и коммуникации (профессия – инженер-связист)
Принимающий туризм (профессия – гид-переодчик)
Откуда в магазине мороженое? (профессия – логист)
Тайны, которые кроются в нас (профессия – психолог)
О сказках и не только (профессия – культуролог)
Событие состоялось 23 ноября
В параллели пятых классов интерактивная игра «Путешествие в мир профессий» по таким профессиям: директор по спорту, креативный директор, связист, архитектор, IT-специалист, театровед.
В параллели шестых так же прошла классов интерактивная игра «Путешествие в мир профессий», где ребята в игровой форме познакомились с такими профессиями, как художник-реставратор, связист, программист, креативный директор, архитектор и фандрайзер.
А на прошлой неделе учащиеся 7-х классов приняли участие в СВОЕЙ ИГРЕ "ЗНАТОКИ ПРОФЕССИЙ" в рамках программы «Растим профессионалов».
Классы разделились на 12 команд и отвечали на вопросы о таких профессиях, как АДВОКАТ, ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ (пульмонолог, реаниматолог), ПСИХОЛОГ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТАМИ и КРЕАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР.
Все вопросы были разработаны нашими родителями – профессионалами своего дела, которые составили свои вопросы так интересно, что 5 раундов игры пролетели незаметно и очень динамично.
Для 8 классов прошел конкурс «Через тернии – к звездам», где школьники рассказали о профессиональных достижениях в своей семье в номинациях эссе, интервью, исследование и художественное творчество.
Для 9 классов были проведены лекции «О профессии от профессионала» и экскурсии на предприятия.
А в 10 классах прошла пресс-конференция «Слушаем профессионалов», где учащиеся смогли задать любые интересующие их вопросы и вступить в дискуссию с родителями – представителям разных профессий, участвующих в конференции.
Помимо этого, мы привлекаем родителей к созданию «Книги профессий» - интернет-сборника очерков, который будет выложен на Информационный портал нашей школы для помощи в профориентационном самоопределении учащихся. Информационный портал разработан родителями, где они могут давать нам обратную связь, задавать вопросы и общаться между собой.
За первый год жизни программы «Растим профессионалов» мы разработали много форм взаимодействия родителей и детей в рамках этой программы, набрались опыта и готовы дальше совершенствовать наши наработки.
Думаю, что в следующем году мы сможем поделиться не только идеей о привлечении родителей к профессиональному самоопределению обучающихся и некоторыми формами наших событий, но и конкретными результатами деятельности, а так же оформленными методическими материалами для наших коллег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы
Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Доклад о проблемах духовно-нравственного воспитания в школе в рамках VII муниципальных образовательных Рождественских чтений....
Взаимодействие семьи и школы, как средство гуманизации образования.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в области образования назван его гуманистический характер. Мне кажет...
Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
«МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ взаимодействие при организации работы в отношении семей с детьми, опыт и перспективы развития»
В БУ «Когалымский комплексный центр социального обслуживания населения» состоялась рабочая встреча по вопросу межведомственного взаимодействия при организации работы с семьями несовершенно...
Взаимодействие семьи и школы: проблемы и перспективы
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе общеобразовательного учреждения и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно д...
Статья «Интеграция РДШ в систему воспитательной работы школы. Опыт и перспективы».
laquo;Интеграция РДШ в систему воспитательной работы школы. Опыт и перспективы»....