Проект Помнить, чтобы жить
проект на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
№ 15 с. ПОДГОРНОЕ АНДРОПОВСКОГО РАЙОНА
Социально – педагогический проект на тему: «Помнить, чтобы жить!»
Мы дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы!
Мы учимся в школе, растим тополя
Мы любим походы в леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти!
О. Высоцкая
Автор проекта
I. Об авторе.
Давыдова Елена Викторовна – работает учителем русского языка и литературы в МКОУООШ № 15 с. Подгорное Андроповского района с 1998 года. За время работы зарекомендовала себя как специалист, имеющий разносторонние знания в различных областях, владеет компьютерной грамотностью, постоянно занимается самообразованием. За время работы в данной должности зарекомендовала себя с положительной стороны. Сумела определить узловые моменты в работе по воспитанию подрастающего поколения, которые должны быть усилены социально-педагогическим воздействием. Одна из главных целей ее внеклассной деятельности является патриотическое воспитание школьников.
Приоритетным направлением своей деятельности педагог считает организацию нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Как воспитывать патриота? Как «заставить» подрастающее и будущее поколения полюбить Россию? Поиск ответов на эти вопросы побудил педагога обратиться к новым формам деятельности, в частности, к проектной деятельности.
Совместно с учащимися Елена Викторовна разработала проект: «Социально - педагогический проект «Помнить, чтобы жить!» (к 65 годовщине Победы в ВОВ)
На занятиях по внеурочной деятельности педагог создает условия для осуществления реальной проектной деятельности школьников как наиболее ценного социального опыта, который необходим сознательному и активному гражданину России.
Проектная деятельность способствует активизации знаний, умений, навыков ребенка, реализует принципы сотрудничества со взрослыми.
Краткая аннотация проекта
Проект для учащихся направлен на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Поэтому Елена Викторовна решила вовлечь учащихся в осуществление проекта «Помнить, чтобы жить!»
Проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
ЗАДАЧИ:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
- совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
- развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся основной общеобразовательной школы № 15 с. Подгорное, родители учеников.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2008 ГОДА – март 2013 ГОДА.
ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- фотографии, рисунки, поделки
- презентации, исследовательские работы
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Познавательные занятия (классные часы, экскурсии в школьный и районный музеи, библиотеки), интегрированные уроки, исследовательские и творческие работы, уроки мужества, фотовыставки, конкурсы рисунков, патриотические мероприятия, создание презентаций, участие в конкурсе патриотической песни.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
- Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей широкого выбора внеурочной занятости.
- Расширить знания детей о нашей стране, роли человека в обществе.
- Вовлечение ребят и их родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются, перестраиваются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.
В результате реализации Проекта ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
- создание работы по патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания патриотического воспитания;
- вовлечение в работу патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. Для ученика:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- - повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОЕСПЕЧЕНИЕ:
Нормативные документы:
Конституция РФ.
Закон «Об образовании».
Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.».
Семейный кодекс.
Закон «О днях воинской славы».
Программа «Дети России».
Устав школы.
Положение об ученическом самоуправлении.
Накопительный материал по патриотическому и гражданскому воспитанию
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: сельская и школьная библиотеки, интернет, музей, архивные материалы школы.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
III. Описание социального проекта.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаний - невозможна. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации определено содержание, основные направления и пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности».
Суть - охватить весь педагогический процесс, пронизать все структуры, интегрируя в учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами то, что составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Истинный патриотизм включает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Патриот – это человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств Родины, чувствует неразрывные корни со своей семьей, отечеством и национальной культурой.
Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции детей рассматривать процесс патриотического воспитания. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких.
Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Быть патриотом в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально- экономических условиях – еще более сложная проблема. И всё же это возможно. Благоприятные условия для работы над формированием одного из наиболее глубоких чувств – патриотизма – в современной системе образования существуют.
Героико-историческое направление патриотического воспитания ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, развитие чувства гордости за победу в Великой Отечественной войне и за деяния героических предков. Историческая память народа выступает основой этого направления.
Особенности педагогической деятельности в данном направлении связаны с положениями, отраженными в законах Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», в Указе Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановлениях Правительства Российской Федерации.
Реализации героико-исторического направления в образовании детей способствуют следующие виды деятельности: увековечивание памяти погибших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны; проведение уроков мужества, вахт памяти, мероприятий в музеях боевой славы; создание портретной галереи героев.
Огромное значение в военно-патриотическом воспитании имеет общеобразовательная школа. Здесь закладываются основы знаний родного языка, естествознания, истории, других наук, которые дают общее представление об окружающей действительности и человеческой деятельности. В содержание военно-патриотического воспитания школьников включаются культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, военно-технический, духовно-нравственный и физический компоненты.
Духовно-нравственное направление базируется на идее актуализации духовных сил ребенка. Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В названии направления выделяются два аспекта: духовный как синоним устремленности, направленности личности на достижение личностно значимого идеала и нравственный – система гуманных отношений к окружающему миру.
Воспитание патриотизма и гражданственности неразрывно связано с развитием духовности, нравственности и мировоззрения личности, трактовка этих качеств и процессов являлась предметом особой дискуссии и в философии, и в педагогике.
IY. Механизмы выполнения проекта.
1. Этапы реализации.
Этапы реализации проекта «Организация патриотического воспитания»
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
II этап: практический
Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
3. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
4. Проводить мониторинг реализации.
5. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации.
3. Спланировать работу на следующий период.
2. Программа реализации проекта.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Школа сотрудничает с музеями, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации
Оценка результативности реализации осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Проекта проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки рисунков, плакатов, поделок; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Мероприятия по патриотическому воспитанию
№ | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Исполнители |
Торжественная линейка, посвященная освобождению нашего села от фашистских захватчиков | январь ежегодно | Учащиеся школы, старшая вожатая, библиотекарь, учитель русского языка и литературы | |
Участие в комплексном мероприятии, посвященному Дню защиты детей | ежегодно | Учащиеся класса, классный руководитель | |
Участие в районном фестивале «Здравствуй, мир!» | апрель ежегодно | Старшая вожатая, учитель русского языка и литературы | |
Районный конкурс песни о войне, посвященный Дню Победы «Нам этот мир завещано беречь!» | ежегодно | Учащиеся класса, классный руководитель, учитель русского языка и литературы | |
Встречи тружениками тыла ВОВ (к сожалению, ветеранов ВОВ живых у нас не осталось), сбор коллекции писем. | ежегодно | Учащиеся класса, классный руководитель, руководитель школьного музея, учитель русского языка и литературы. | |
Спортивные соревнования, посвященные Великой Победы | ежегодно | Учащиеся класса, классный руководитель, родители | |
Подготовка и проведение общешкольного мероприятия, посвященного 65- летию Великой Победы в школе и на территории соседнего села Казинка | 2010 | Учащиеся, учитель русского языка и литературы | |
Участие в традиционном общешкольном мероприятии , посвященного празднованию Дня Победы | ежегодно | Учащиеся, классный руководитель | |
Уход за памятниками погибших в ВОВ | ежегодно | Учащиеся.классный руководитель, родители | |
Изготовление траурного венка на памятник своими руками | ежегодно | Учащиеся.классный руководитель, родители | |
Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа: -«Человек на войне. Цена победы») - «Герой советского Союза Лаар И.И.» -«Никто не забыт и ничто не забыто!» (Об истории памятника и братской могилы, находящихся на территории нашего села) -оформление уголков мужества | 2009-2012 | Учащиеся класса, классный руководитель, родители Подручная Анастасия Давыдова Ирина Павлова Татьяна Селезнев Александр | |
Участие в общешкольном мероприятии ко дню Защитника Отечества | ежегодно | Учащиеся класса, классный руководитель, учитель русского языка и литературы |
Полезные ресурсы
Список используемой литературы:
- Антуфьева О.А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: учеб.-метод. пособие /О.А. Антуфьева и др.- Волгограв: Учитель, 2006.-164 с.
- Видякин В.М. Военно-патриотическое воспитание в школе: учеб.-метод. пособие /В.М. Видякин и др .- Волгограв: Учитель, 2006.-164 с.
- Вырщиков А.И. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Метод.пособие для школ. администраторов. - М.: Глобус, 2007.-330 с.
- Даусон О.П. «созвездие славных», 1996 г, Ставрополь
- Память. Документально-публицистическая книга, 1995 г, с. Курсавка.
- В.А. неженский «Звезды героев», 1080 г, г. Ставрополь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Помнить, чтобы жить"
Наступает великая дата - 70-летие со дня Победы в ВОВ Во всех образовательных учреждениях пройдёт много мероприятий, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Предлагаю вашему вниманию проект,...
Помнить, чтобы жить
На здании нашей школы установлена мемориальная доска, где написано, что в годы Великой Отечественной войны в нашем селе Индерка формировалась 354-я стрелковая дивизия. Меня заинтерес...
Тема урока: «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)
Цели урока: образовательные:познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»....
Урок Победы "Помнить, чтобы жить"
Цель: формирование патриотических качеств личности через историческое и героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войныЗадачи: &bull...
«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя») Урок лиетратуры. 7 класс. (Программа Коровиной В.Я.)
Урок с использованием технологии модерация АМО.Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения. Цель...
Социальный проект "Помнить, чтобы жить!"
Социальный проект "Помнить, чтобы жить!" направлен на приобщение школьников к великой истории страны, родного края через общение с людьми разных поколений, воспитание чувства патриотизма и н...
Помнить, чтобы жить!»
Цели коллективного творческого дела: формирование чувства патриотизма, ответственности за судьбу своего народа, а также формирование благоприятного психологического микроклимата в классе по...