Урок Победы "Помнить, чтобы жить"
классный час (9 класс)

Антонова Наталья Александровна

Цель: формирование патриотических качеств личности через историческое и  героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войны


Задачи: 
•        зародить в сердцах детей чувство благодарности и уважения к тем, кто защитил нашу страну и отстоял ее независимость в годы Великой Отечественной войны;

•        способствовать повышению исторической грамотности среди обучающихся с ОВЗ;

•        сформировать у учащихся патриотическое сознание, уважение к историческому наследию и гордости за свою Родину;
• формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, взаимовыручка, подвиг, патриотизм;

 • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка классного часа32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Антонова  Наталья Александровна, учитель КГБОУ ШИ 12 г.Вяземский, Хабаровского края

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №12»

г. ВЯЗЕМСКИЙ, ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Урок Победы

«Помнить, чтобы жить»

                                                                                          Разработала:

                                                                                          учитель математики                          

                                                                                          Н.А. Антонова

г. Вяземский

Хабаровский край

2020 год

Цель: формирование патриотических качеств личности через историческое и  героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войны


Задачи: 
•        зародить в сердцах детей чувство благодарности и уважения к тем, кто защитил нашу страну и отстоял ее независимость в годы Великой Отечественной войны;

•        способствовать повышению исторической грамотности среди обучающихся с ОВЗ;

•        сформировать у учащихся патриотическое сознание, уважение к историческому наследию и гордости за свою Родину;
• формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, взаимовыручка, подвиг, патриотизм;

 • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся.


Оформление: класс украшен разноцветными шарами, рисунками ко Дню Победы, в центре – георгиевская ленточка с надписью «9 Мая – День Победы»


Оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, презентация по теме мероприятия, записи песен «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), «Журавли» (муз. Яна Френкеля, сл.Р. Гамзатова), «Бессмертный полк» (автор - Вл.Слепак), музыка «Вальс», «Голос Левитана», песня «Летите голуби, летите»; толковый словарь.

Возрастная группа обучающихся: ученики 9 классов школы.

Форма проведения: урок Победы.

Ход классного часа:

  1. Организационный момент

(Звучит музыка «Вальс».  На слайде видеосюжет: выпускники 1941 года отмечают окончание школы.  Звучит грохот бомб, визг самолетов. Голос Левитана, объявляет о начале войны, звучит песня «Священная война. Девушки провожают юношей на фронт.)

  1. Вводная часть

Учитель. Так было и в далёком 1941 году. Пары кружились в вальсе, когда на рассвете 22 июня 1941 года объявили, что началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой страшной войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

Учитель задает вопросы:

-Какие надежды и планы могли строить выпускники 1941 года, ведь 20 июня были балы у всех советских выпускников?

-Как вы думаете, что произошло в душе у этих ребят, когда они услышали слова Левитана о начале войны?

-Как бы ты поступил, если бы оказался на их месте?

Актуализация знаний

- Сегодня мы проведем не совсем обычный классный час, это будет урок. Урок, посвященный  Победе времен великой Отечественной войны.

- Сколько лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война?

- В 2020 году 9 мая наша страна будет отмечать 75 -летие со Дня Победы.  

Прочитайте тему урока Победы.

-А как вы думаете, должны ли мы помнить об этой войне? Почему?

-Как вы понимаете слово память?

Работа с толковым словарем:

-Ребята, найдите объяснение слова «память» в толковом словаре (Находят, зачитывают вслух)

Память, п′амять, -и, ж.

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чём-н. отдалённом: он это помнит, был свидетелем происходившего). 2. То же, что воспоминание о ком-чём-н. Хранить п. о событии.

  1. Основная часть

Учитель.  В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад… 97 из 100!.. Вот она, война! Это ли не подвиг? Это ли не герои?

-Ребята, что такое подвиг, и кто такие герои?

Работа с толковым словарем:

Подвиг -подвиг, п′одвиг, -а, м. Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины. 

Герой – герой, гер′ой, -я, м.

1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.

• Герой Советского Союза почётное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм.

Герой Социалистического Труда почётное звание, присваивавшееся за заслуги в области народного хозяйства, политической деятельности и культуры.

-В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест... Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной...

-Ученица и ее родители класса провели поисковую работу и сейчас Татьяна Козлова расскажет о результатах своей работы.

Семейный исследовательский проект

«Альбом памяти»

След Великой Победы в моей семье

Тема войны, она бесконечна… Когда я была маленькая, то играла с мальчишками в войнушку. Мой брат играет в нее на компьютере.  Да и в школе мы постоянно слышим о войне: пишем сочинения, встречаемся с ветеранами, возлагаем цветы к памятникам… Каждый раз нам говорят о том, что мы не должны забывать о подвиге нашего народа, должны помнить тех, кто защищал нас.  Но совсем недавно для меня всё изменилось.  На классный час я принесла Орден и рассказала одноклассникам о своем прадеде.  А всё началось с акции «Нам завещаны Память и Слава», которая проходит в школе и приурочена ко дню Великой Победы. Нет, всё началось намного раньше, когда я в очередной раз вместе с мамой открыла наш старый семейный альбом. Я вновь увидел своего прадеда, такого молодого и улыбчивого, и мне вдруг захотелось рассказать о нём всем. Рассказать друзьям, о том, что он сделал, как он жил. Мой прадедушка, Дубинский Яков Григорьевич родился 26 мая 1924 года и умер 20 сентября 2004 года.

Прадедушка родился в Алтайском крае, Новичихинском районе в селе Токарево. В пятнадцатилетнем возрасте на тракторе пахал колхозные поля. Когда началась война, семья переехала в Приморский край, и Яков Григорьевич  стал работать на лесобирже мастером.

25 декабря 1942 года был призван на службу в Армию и мой прадедушка  выполнял свой долг в первом зенитном Артиллерийском полку матросом. В 1943 году во Владивостоке служил на морском сторожевом катере и охранял государственные морские границы на Русском острове.

А в 1945 году участвовал в боевых действиях против милитаристской Японии, за что и был удостоен медали за победу над Японией. По окончанию войны был награжден орденом Отечественной войны II степени.

После войны работал в геологоразведовательной станции, которая базировалась в поселке Спартак Вяземского района и занималась добычей золота. Там же Яков Григорьевич познакомился со своей будущей супругой Марией Семеновной.

Уже, будучи семейным, прадедушка и прабабушка переехали жить в город Вяземский, где работал бригадиром в РСУ (ремонтно-строительный участок), отсюда же ушел на пенсию.

Я повзрослела, я понимаю всю трагедию судьбы поколения войны.  Те далёкие времена стали для меня близкими и нужными как никогда. Мой прадед жив, пока жива моя память. Я рассказываю теперь о нём своему младшему брату, буду рассказывать своим детям и внукам. Ведь пока мы помним о них, они живы и улыбаются нам со старых фотографий альбома.

Сотрите пыль с семейного альбома,

Вглядитесь в лица прадедов своих.

У очага родительского дома

Поговорим о мертвых и живых.

Поверьте, память оживляет корни,

А без неё духовно мы бедны.

Мы все живем. Живем, покуда помним,

И памятью ушедших дней сильны.

(Музыка «Бессмертный полк» автор - Вл.Слепак)

-Ребята, как Вы считаете, правильно ли поступила Татьяна, что рассказала нам о своем прадедушке, который на себе испытал все тяготы той страшной войны?

Учитель.  По плану гитлеровских генералов война должна была продлиться всего два-три месяца. Героически трудились в тылу женщины и дети. В годы войны дети участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. Некоторым из них, наравне с взрослыми, присуждено звание – Герой Советского Союза.

(Ученик читает стихотворение)

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

- Одна из страшных страниц войны – блокада Ленинграда. В осажденном городе оказалось около 400 тыс. детей. Они наравне с взрослыми сражались с врагом, восстанавливали разрушенные немцами здания, погибали от голода и холода. Смотреть на обессиленных детишек и чувствовать свою полную беспомощность, понимая, что ничем не можешь им помочь,- нет ничего ужаснее для матерей.

-Ребята, а вы помните имена пионеров-героев времен  Великой Отечественной войны? (Дети называют имена героев, выставляют портреты в ряд)

- О войне уже много сказано, много написано книг, снято фильмов.

-Какие произведения о войне знаете вы?

-Какие фильмы о войне вы смотрели?

-Давайте взглянем на историю войны через солдатские письма.

Ученик читает стихотворение

Эти письма эпохи войны,

                Что хранятся в семейных архивах,

     На бумаге полет желтизны,

            И протерты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны

        Необычного требуют чтенья:

            Тем их краткие строки сильны,

            Что мы сами – их продолженье! 

Групповая работа

 (Дети в группах читают письма с фронта)

Письмо подпольщицы Нины Попцовой из гестаповского застенка Пятигорска

Прощай, мамочка!

Я погибаю… Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много врагов. Мама! Придет наша родная Красная Армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня и за наши мучения. Мама, милая! Еще раз прощай… ведь больше мы с тобой не увидимся. Я погибаю… А как хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит в глаза… Как мне хотелось работать, служить для Родины!.. Но эти варвары, убийцы… Они отнимают у нас нашу молодую жизнь. Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: «Выходите», идут к нашей камере, это… ' Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем… Нина Попцова.

6 января 1943 г. [2; С. 146]

Письмо танкиста А. Голикова  

Милая Тонечка! 
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц. 
Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной.
… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись.
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила-то?» «28 июня» 1941г. 

Учитель. Голос павших солдат донесли до нас их письма. Простые маленькие солдатские треугольники. Со страниц этих писем мы слышим голос тех,  кто отдал свои жизни, за то, чтобы жили мы и сделали все то, чего не успели сделать они.

-Что вы чувствуете, читая эти строки из писем солдат?

-Какие человеческие качества помогали совершать в то время  подвиги?

-Какое было настроение у солдат, которые шли на смерть?

-Что объединяет этих солдат?

(Песня «Журавли» Яна Френкеля, сл.Р. Гамзатова)

  1. Заключительная часть

Учитель. Война закончилась, но до сих пор заживают раны в сердцах и душах людей.

Неугасима память поколений,

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте ж встанем на мгновенье,

И в скорби постоим, и помолчим.

(Минута молчания. Горят свечи в лампадках.)

Ученица читает стихотворение:

Преклоним колени пред памятью павших, 
И всем ветеранам поклонимся нашим.
За нашу Победу, за их ордена и медали, 
За мир и покой, и счастливую жизнь, что нам дали. 
Спасибо военным, опоре для нашей страны, 
Что мир охраняют, чтоб не было больше …
Войны

-Ребята в нашей школе, в преддверии Дня Победы проходит акция «Голубь мира». Давайте с вами к этой акции изготовим голубей.

Голубь мира – любовь, чистота, надежда. В военное время голуби исправно несли службу в качестве связистов. Для гарнизона осажденной крепости голубь нередко оставался последней надеждой для спасения и единственным средством передать мольбу о помощи.

(Учащиеся изготавливают  в группах самостоятельно модели голубей под музыку «Летите голуби, летите )

Рефлексия

-Какие чувства остались после урока Победы?

-Нужны ли такие уроки Победы для вас?

Список используемой литературы:

  1. Безымянная О. Праздник-чудное мгновенье. Авторские сценарии школьных праздников (с методическими рекомендациями и нотными приложениями). 5-9 классы: ООО «Глобус», 2007.
  2. Клинкова Л.Н. Гражданско-патриотическое воспитание. Волгоград: Учитель, 2017.
  3. Орешета М. Память остается всегда. //Полярная правда, 2007, 23 октября.
  4. Пашканова Н.А. Живая память //Классный руководитель, 2006, № 1.
  5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России XX в. – М.: ОЛМА – Пресс Образование, 2003.
  6. Филиппов Л.В. Новейшая история России, 1945 – 2006г.г. – М.: Просвещение, 2007.
  7. Стихотворения поэтов.
  8. Гончарова Н.М. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. Волгоград: Учитель, 2015.

Приложение: презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"

УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ,    НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...

Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...

Тема урока: «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: образовательные:познакомить учащихся с содержанием рассказа  Е. И. Носова «Живое пламя»....

Технологическая карта урока "Как жить, чтобы жить честно?" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

В ТК урока по роману Л.Н. Толстого рассматривается принципиальное различие в мироощущении любимых героев писателя - А. Болконского и П. Безухова через призму личности самого великого мыслителя. В ТК п...

«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя») Урок лиетратуры. 7 класс. (Программа Коровиной В.Я.)

Урок с использованием технологии модерация АМО.Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения. Цель...

Информационный час «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»

Школьный возраст - очень ответственный период в жизни ребенка. Это время, когда происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе существенно увеличивает эмоциональную и физичес...