Тема урока: «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)
план-конспект урока (9 класс) на тему

Цели урока: 
образовательные:познакомить учащихся с содержанием рассказа  Е. И. Носова «Живое пламя».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_lit_9_kl_pomn_chtob_15noya_16g.docx30.18 КБ
Файл prot_poseshch_ur_lit.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва

«Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

____________________________________________________________________________________

Конспект

открытого урока по литературе в 9 классе, проведенного учителем

высшей квалификационной категории

Донгак Надеждой Очуровной

от 15 октября 2016 года

Тема урока:

«Помнить, чтобы жить»

(тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока:  
образовательные: познакомить учащихся с содержанием рассказа  Е. И. Носова «Живое пламя».
развивающие: развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, пополнять словарный запас, следить за произношением, развивать РСВ.

коррекционные: работа над произношением и РСВ, применение видов контроля: самоконтроль и беглый контроль
воспитательные:

- донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.

- воспитывать уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны., воспитывать патриотизм.
Оборудование: 
• презентация к уроку, 
• тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя», 
• словари: 


                                                     Ход урока: 
1) Организационный момент.

-Здравствуйте, поздоровайтесь с гостями. Садитесь.

...  спроси у ребят какой звук сегодня дежурный?

Ребята, скажите какой звук сегодня дежурный?

-Звук [м]

- ………, ребята сказали, что сегодня дежурный звук [м].

Говорите правильно звук [м]  в слогах, словах и в предложении.

 

- звук [м]________ , -ам____я,  ам_____е,  память, пламени.

... маки подходили на зажженные факелы  с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.

- Ребята, в течение урока хорошо говорите  звук [м] и контролируйте свои критические звук.

- ... какой урок будет?

-Будет урок литературы.

У.: Что мы делали на прошлом уроке?

- На прошлом уроке мы знакомились с биографией Носова.

-  Что за человек Евгений Носов? Расскажите о нем, о его творчестве .

У.: Какое было домашнее задание?

- Прочитать рассказ Носова "Живое пламя"

У.: Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать с рассказом Евгения Носова «Живое пламя», поразмышляем над прочитанным, подумаем, что хотел донести до нас писатель. Сначала давайте поработаем со словарем.

У.: Задание: Посмотрите на слайд: подумайте, какое слово пропущено в данных высказываниях. (слайд 1)
1.  Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего. (Т. Котарбиньский) 
2.  Потерял … - потерял себя. (Пословица) 
3. Без … наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн) 
У.: Верно, это слово – ПАМЯТЬ. - Что такое память?

У.: Прочитайте определение из словаря. Какое определение вам кажется более подходящим? 

ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)

- Сейчас будем работать над ее содержанием рассказа.

3) Беседа по рассказу.

У.: ... спроси у ... то главные герои рассказа?

- .... скажи кто главные герои рассказа?

-Рассказчик и тетя Оля.

- …….,   ...  сказал(а), что главные герои рассказа рассказчик и тетя Оля.

У.: Что нам известно о рассказчике?

-Он писатель.

У.: Кем он приходится тёте Оле?

- Снимает комнату у Ольги Петровны.

У.: Расскажите об Ольге Петровне,( используя иллюстрацию к рассказу).(слайд 3)

-Тётя Оля одинока, затаенная печаль переполняет ее сердце. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но скорбь иногда выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны.

У.:  Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце.

-Тихий старенький домик, сочувственно оглядев меня, как-то сгорбившись.

 У.: Ощущается ли присутствие Алексея? Докажите словами текста.

- Комната его сохранилась в том виде, в каком была при хозяине. 

У.: Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

-Чтобы унять душевную боль.

 У.: Почему тётя Оля не любила маки?

-Для клумбы мак не подходит: вспыхнул и сразу сгорел.

  Выразительно прочитайте описание клумбы.

У.: Каким цветам автор уделяет особое внимание? 

- Макам.

-Почему?

-Чтобы показать, что цветы, посаженные тётей Олей, красивы и разнообразны. Но даже они становятся незаметными, когда распускаются маки - даже если их всего три.

У.: Какие художественные приёмы использует автор при описании маков?

 (слайд 4.)

-Эпитеты, сравнения, метафоры.

 СРАВНЕНИЯ: как зажжённые факелы
ЭПИТЕТЫ: лёгкий ветер, полупрозрачные лепестки, густой багрянец
МЕТАФОРЫ: трепетно – яркий огонь,

живые  языки пламени, маки вспыхивали, озорная ярость, маки слепили, маки

опалят.

 У:. Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.

 У.: Как показана недолгая красота маков?

Назовите глаголы, передающие действие маков.

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

 У.: Как вы поняли слова тети Оли: Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.

ёте он напомнил о её погибшем сыне лётчике. 

    Физминутка.
У.
: Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

- Вспомнила она о погибшем на войне сыне, боль о котором ее никогда не покидала.

У.: Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

-Сын тети Оли военный летчик, он погиб на войне

- Его жизнь оборвалась в самом расцвете, когда он направил свой горящий самолет на врага

У.: О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Каким вы себе представляете Алексея? Найдите это предложение в рассказе.

- Я думаю, что Алексей смелый, храбрый человек, способный на подвиг?

-Алексей-герой, совершил подвиг, разбил немецкий самолет.

У.: Сумел ли Евгений Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? (ответы детей)

-У.:В произведении Носов Е. И. не дает описаний боев.

 Сын тёти Оли геройски погиб. Короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. В этих предложениях, в которых говорится об Алексее, достаточно, чтобы понять чувства матери, испытывающей горечь от потери единственного сына.  Найдите отрывок в тексте.

У.: Прочитайте последний абзац.  Как вы понимаете конец рассказа?

- Живое пламя из цветов символизирует в нем человеческую память. Для тети Оли это память о ее погибшем сыне. Для всех жителей страны это сохранение имен миллионов людей, отдавших себя в разное время великой цели – победе над врагом и освобождению Родины.

 У.: Почему тётя Оля изменила свое отношение к макам?

Они – память о её сыне. Алексей не вернулся с войны, но он навсегда в сердце матери.
У.: О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить?

 -Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей.

-Да, вы правы, Алексей совершил подвиг во имя жизни других людей, защищая свою родину. О таких сыновьях родина всегда помнит. Люди с древних времен ценили свою родину, любили её. Об этом говорят пословицы о Родине. (слайд 5.)

Любовь к Родине сильнее смерти.

Человек без Родины – всё равно, что земля без семени.

А теперь выполите задание : Найдите вторую часть данных пословиц.

Первое в жизни - честно служить Отчизне.

Жить – Родине служить.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

 - Как вы думаете с какой войны не вернулся Алексей?

-  Алексей не вернулся с Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

У.: Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне?

-22 июня 1942 года фашисты неожиданно напали на нашу страну. Эта война длилась 4 года. Она была кровопролитная и жестокая. В ней погибло более 20-ти миллионов человек; были уничтожены и сожжены тысячи и тысячи городов и сёл.

У:Почему она называется Отечественная?

  -Потому, что весь народ встал на защиту Отечества.

У.: Подберите синоним к слову Отечество.

-Отчизна, Родина, страна, родной край.

- Какой праздник скоро  будет отмечать вся страна?

- Вся страна будет отмечать великий праздник –День Победы.

У: Сколько лет Великой Победе будем праздновать?

   - 70 лет.

У.: Давайте сделаем вывод , какова  же главная мысль рассказа Носова? 

-Я,  думаю главная мысль рассказа тема памяти.

 Вывод: На примере истории из жизни  Алексея автор показал, что Память о погибших в Великой Отечественной войне вечно живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. 

Заключительное слово учителя. Прошло 70 лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.( Слайд № 6). Вечный огонь. 
Фронтальная беседа

-.... спроси у ... какой урок был?

- .... скажи какой урок был?

-Был урок литературы.

- Чему был посвящен наш урок?

- Наш урок был посвящен  ВОВ, которая отражена в рассказе  Е. И. Носова «Живое пламя»,

- Что вы делали на уроке?

- Отвечали на вопросы, читали рассказ,

-Что вы узнали из урока?

- Прошло 70 лет,  как закончилась война, и мы не должны забывать ужасы войны, чтобы они не повторились вновь

- Будем  всегда помнить о тех, кто отдал свою жизнь за нашу Родину и за нас.

-Как бы вы поступили ребята, если бы были на месте Алексея?

- Мы поступили бы так же, как Алексей.

-Защитили бы вы свою Родину?  Почему?

- Да я защитил бы свою Родину. Потому  что люблю  свою Родину.

-Наш урок закончен. молодцы вы все хорошо работали.

 Домашнее задание: выучить наизусть отрывок о цветущих маках. 



Предварительный просмотр:

Протокол посещения урока

Дата  15 октября 2016 года     Класс   9

Предмет:   литература                                    ФИО учителя:  Донгак Надежда Очуровна

Количество учащихся на уроке:    6    Поурочное планирование:          имеется

Цель посещения:       открытый урок

Тема урока:  «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя»

Цели и задачи урока:

Цели урока:  
образовательные: познакомить учащихся с содержанием рассказа  Е. И. Носова «Живое пламя».
развивающие: развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, пополнять словарный запас, следить за произношением, развивать РСВ.

коррекционные: работа над произношением и РСВ, применение видов контроля: самоконтроль и беглый контроль
воспитательные:

- донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.

- воспитывать уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм.

Тип урока:   Урок актуализации знаний и умений.  

Форма урока:   традиционный

Организация урока, этапы урока: оргмомент – 1 мин, фонетическая зарядка – 1 мин, проверка домашнего задания –  10 мин, объяснение нового материала – 15 мин, закрепление изученного – 6 минут, физминутка – 2 мин, итог - 3 мин, домашнее задание – 1 мин, оценивание работы учащихся – 1 мин.

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, устный, специфический

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, виды коррекционного контроля – самоконтроль и беглый контроль.

Количество опрошенных учащихся:      7

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивные, проблемно-сообщающий, частично-поисковый или эвристический,  исследовательский.

Методы

На каких этапах урока используются

Объяснительно-иллюстративные

Объяснение новой темы

репродуктивные

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, итог

Проблемно-сообщающий

Объяснение новой темы, закрепление, итог

Частично-поисковый

Проверка домашнего задания, итог

Критического мышления

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление новой темы

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, дифференцированные, рациональное сочетание форм работы

Организация самостоятельной работы: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная на всех этапах урока

Эффективность:  высокая, низкая

Количество времени:   40 мин,  больше,  меньше

Уровень: репродуктивный, частично-поисковый, критического мышления

Организация работы со способными учащимися: высокая,  выражение своего понимания ситуациии

Использование ТСО, ИКТ:  компьютер, слайды

Наглядность: словари, книга,  таблички 

Здоровьесберегающая технология: гимнастика для глаз, физминутка, релаксация

Композиция урока: логичность подачи материала,  наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока

Темп ведения урока: оптимальный

Плотность: достаточная

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, вопросы на сравнение, повторение:

в течение урока

Психологический климат, учет РУВ, особенностей учащихся:  в течение урока

Домашнее задание: наличие инструкции, методические советы по выполнению, запись на доске

Активность и работоспособность учащихся - высокая

Уровень знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение на практике - хорошая

Работа над формированием общих учебных навыков: развитие речи, работа с книгой, с текстом, картой, в тетрадях, практические навыки – высокие

Урок окончен:  вовремя

Рекомендации: все задания продуманы, взаимосвязаны. На каждом этапе подведен итог. Урок построен методически грамотно. Выбранные методы способствовали увеличению мотивации, познавательной активности учащихся. 

Урок поставленных целей: достиг – не достиг, результативен - нерезультативен.

Урок проведен на высоком методическом уровне.

Эксперты:

1.Скачек  Е.С.,  зав. по методической  работе   ____________________________________

2. Курыгина Т.В., заместитель директора по ВР    __________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"

Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает вчеловеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мыне имеем права заб...

Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...

«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя») Урок лиетратуры. 7 класс. (Программа Коровиной В.Я.)

Урок с использованием технологии модерация АМО.Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения. Цель...

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".

quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog      ссылка на презентац...

Рассказ Е. И. Носова "Живое пламя".Урок литературы,7 класс

Урок литературы с использованием технологии РКМЧП...

Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"

Конспект урока литературы "Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» (обучение целостному анализу эпического произведения)"...