Методическая разработка урока по теме "Заправочные супы. Борщ московский"
методическая разработка по теме
Методическая разработка урока по теме "Заправочные супы" содержит план урока, цели, материально-техническое оснащение, ход урока, инструкционные и технологические карты, схема для приготовления Борща московского. Описываются процессы, происходящие при варке борща. Для закрепления знаний по изучаемой теме даны упражнения и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 46.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
По теме «Заправочные супы»
«Борщ московский»
Цели: дать представление о пищевой ценности супов, значение их в питании человека. Сформулировать знание и умение по технологии приготовления борща «московского». Научить практическому приготовлению блюда.
Воспитывать трудолюбие и самостоятельность, правильное использование инструментов, приспособлений, технологических карт. Бережное отношение к продуктам и любовь к профессии. Отработка технических навыков, осуществляет межпредметные связи различными формами и методами, выработать вкус блюда, умение определять соответствие его требований к качеству.
Порционирование и отпуск. Развивать творческую деятельность учащихся, активность и способность работать в группе.
Методы обучения: беседа, выступление учащихся, практическая работа.
Материально-техническое оснащение: сборник рецептур блюд, продукты для приготовление блюда, рабочее место, набор посуды, инструментов приспособлений, технологические карточки, карточки-задания, плакаты, наглядные пособия, схему, конспект урока.
Метод проведения - фронтальный показ.
План урока:
Организационный момент.
Приветствие, проверка наличия учащихся, внешний вид.
Слово мастера (вводный инструктаж). Инструктаж по безопасным приемам труда.
Кратко рассказать о приготовление борща «московского». Повторить основные моменты в процессе приготовления борща. Обратить внимание на последовательность в процессе приготовления. Опросить учащихся с целью закрепления знаний. Проверить расчет продуктов.
Текущий инструктаж:
Проследить правильность приготовления блюда. Наблюдение за приемами работы учащихся. Наблюдение за уборкой рабочих мест.
Заключительный инструктаж:
Заполнение учебной документации. Выставление оценок и отметки программы. Подведение итогов работы за день.
Указать на качество работы, на допущенные ошибки, их причины и способы устранения. Проверить количество выпущенной продукции из полученного сырья. Закрепить усвоение технологии приготовленного блюда. Сообщить учащимся тему следующего урока и дать задание на дом.
Конспект урока.
Тема урока «Борщ Московский»
Организовать рабочее место (стол, доски, ножи поварские, мелкий инвентарь, посуда, сковороды, весы, сито, плита, лопатки).
Подготовить сырье, кости порубить, обмыть, залить холодной водой и варить 5-6 часов, периодически снимая жир и пену, положить подпеченные коренья. Сварить бульон с добавлением ветчинных костей.
Готовый бульон процеживаем. В кипящий бульон закладываем порезанную соломкой белокочанную капусту, варим 8-10 минут. Далее закладываем пассерованный овощи и варим. Затем добавляем тушеную свеклу, заправляем пассированной мукой, разведенной бульоном. В конце варки кладем соль, перец горошком, лавровый лист, уксус, сахар и варим до готовности. Если для борща используем квашеную капусту, то ее в тушеном виде закладываем вместе со свеклой. Свеклу в борщ можно использовать печеную и вареную.
Варит с добавлением уксуса, и кладут в борщ вместе с пассерованными овощами.
1)Инструктаж по безопасным приемам труда
2)Расчет продуктов по сборнику
3)Приготовление бульона
4)Первичная обработка овощей
5)Пассерование овощей
6)Тушение свеклы, пассируем томат-пюре
7)Последовательно заправить бульон
8)Борщ довести до вкуса
9)Отпуск
Тушение свеклы:
Тушим в сотейнике под крышкой (15-20% к весу свеклы) с добавлением бульона, уксуса и жира. Также можно добавить томат и сахар. Тушат 1-1,5 минуты, периодически помешивая.
Пассерование томата:
Томат перед пассерованием разводят небольшим количеством бульона или воды, и пассеруют с жиром 20-30 минут под закрытой крышкой. Можно пассеровать томат вместе с овощами, тогда вначале овощи пассеруют до размягчения, а затем кладут разведенный томат и пассеруют вместе.
Пассерование овощей:
Пассеруют овощи в сотейнике или на сковородке. В начале в посуде расплавляю жир 10-15% от массы продукта, затем кладут овощи слоем 3-4 см. и пассеруют при температуре 110-120 градусов периодически помешивая, без изменения цвета. Если борщ неяркий, то перед подачей его подкрашивают свекольным настоем. Подают борщ в подогретой тарелке. При отпуске кладут мясной набор, наливаю борщ, сметану, зелень, отдельно можно подать ватрушку с творогом. Температура подачи 75-80 градусов.
Борщ Московский относиться к заправочным супам, которые заправляют пассерованными овощами. Особенностью заправочных супов является то, что подготовленные продукты закладывают в определенной последовательности и проваривают в жидкой основе, поэтому супы приобретают вкус и запах тех продуктов, которые использовались для супа. Варят борщ при слабом кипении, чтобы овощи сильно не разваривались, а сохранили форму и не улетучились ароматические вещества. Сваренный борщ оставляют без кипения на 10-15 минут, чтобы он настоялся, жир всплывает на поверхность и борщ будет прозрачным.
Пассерование муки:
При пассеровании муки без жира (сухая пассеровка) просеянную муку насыпают на противень или сковороду слоем 2-2,5 см и пассеруют в жарочном шкафу или на плите при температуре 120-130 градусов, периодически помешивая, до образования светло-желтого цвета.
Домашнее задание:
Повторить дома тушение свеклы, пассерования томата, муки, тушение квашеной капусты, приготовление борща Московского.
Технология приготовления.
1.Организационный момент – организация рабочего места.
2.Получение продукта.
3.Подготовка костей для бульона.
4.Процесс варки.
5. Использование.
6. Пищевая ценность.
Позвоночные кости рубим поперек, суставные головки трубчатых костей рубят на несколько частей, плоские 5-6 см. Кости моем, заливаем холодной водой (на 1 кг костей-4 литра воды). Телячьи и свиные кости слегка подогреваем (улучшает вид и вкус бульона).
Когда бульон закипит – снимаем пену (сварившийся белок). Пену снимаем 5-6 раз (используется в котлетную массу). За 40-60 минут кладем подпеченные овощи – морковь и лук (для аромата и цвета) при кипячении жирных неп. для пассерования овощей. Варим бульон при слабом кипячении 5-6 часов. Процеживаем через сито.
Процессы происходящие при варке:
Во время варки жир эмульгирует и гидролизируется, поэтому бульон может иметь неприятный салистый вкус и запах мыла. Белок свертывается и на поверхности образуется пена, которую можно удалить и использовать для приготовления соуса.
Время варки бульона: Продолжительность варки бульона из говяжьих костей 4 часа, из свиных и телячьих 2-3 часа.
Требования к качеству: Бульон прозрачный, цвет желтый с коричневым оттенком. Вкус в меру соленый с ярко выраженным ароматом овощей. На поверхности небольшие блестки жира.
Использование: Использовать бульон можно для приготовления первых блюд, соусов.
По окончанию работы: После выполнения работы убрать рабочее место, вымыть оборудование, инвентарь обсушить. Бульон использовать по назначению.
Инструкционная карта
Приготовление бульона: «Бульон костей».
Упражнения: расчет продуктов, подготовка продуктов к тепловой обработке, приготовление бульона, применение.
Контроль.
Сырье: кости пищевые, овощи: морковь, корень петрушки, лук репчатый, соль.
Инструменты, инвентарь: котел пищеварочный, ножи, доски для нарезки овощей, стул разрубочный, шумовка, сито.
Оборудование: плита, весы.
Упражнение и порядок выполнения:
Упражнение №1. Расчет продуктов для приготовления костного бульона.
Взять «сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для ПОП» 1982 года и выписать рецептуру №174-бульон костный. Согласно количеству приготавливаемых порций, рассчитать нужное количество продуктов.
Упражнение №2. Подготовка продуктов к тепловой обработке.
Кости:
Для приготовления бульона кости измельчить для более полного измельчения питательных веществ. Позвоночные и плоские кости рубят поперек на части, размером 5-6 см, суставные головки трубчатых костей разрубают на несколько частей, трубки оставляют целыми.
Овощи:
- Взять по весу.
- Перебрать.
Морковь, корень петрушки моют, удаляя с поверхности землю, очищают, нарезают на половинки (крупные корнеплоды разрезают вдоль на несколько частей).
Репчатый лук:
Нарезают крупными дольками, а мелкий лук разрезают пополам.
Годные в употребление в пищу отходы лука и других овощей, используют для ароматизации и подкрашивания бульона.
Упражнение №3. Подготовка рабочего места.
Подготовить все необходимые инструменты, инвентарь, посуду.
Вымыть столы. Организовать свое рабочее место так, чтобы не было ничего лишнего, мешающего работать. Разложить и расставить все необходимое так, чтобы удобно было работать.
Упражнение №4. Приготовление бульона.
Пищевые кости, предварительно вымытые и разрубленные, заложить в котел и залить холодной водой из расчета от 1,25 до 2 литров на 1 кг. После закипания воды, снять с поверхности жир и пену, затем варить при слабом кипении. За 30-40 минут до окончания варки кладут слегка подпеченные коренья и лук, для ароматизации – стебли пряных овощей, связанные в пучок. Готовый бульон солят и процеживают.
Технологическая карта.
Наименование блюд: Костный бульон.
Кости пищевые – 100г.
Морковь – подпеченная за 40-60 минут до окончания варки.
Лук репчатый – подпеченая за 40-60 минут до окончания варки.
Петрушка или сельдерей сырые – в конце варки.
Жидкость (вода)-400-450г.
Готовый бульон- 350-400г.
Бульон при варке не солят.
Используют для приготовления супов, соусов.
Пищевая ценность: содержит жиры, азотистые вещества, минеральные соли, экстрактивные вещества, белки.
Борщ «Московский».
Борщ – украинский национальное блюдо, в состав которого обязательно входит свекла. Он приготавливается на костном бульоне, с добавлением ветчинных костей.
Свеклу нарезают соломкой, сечение 0.3-0.2 см, длина 3-4 см; капусту нарезают соломкой, сечение 0.3-0.2 см, длина 3-4 см; морковь нарезают соломкой, сечение 0.3-0.2 см, длина 3-4 см; лук репчатый нарезают соломкой, сечение 0.3-0.2 см, длина 3-4 см; петрушку (коренья) нарезают соломкой, сечение 0.3-0.2 см, длина 3-4 см; петрушку мелко рубят.
При отпуске в тарелку кладут мясные продукты, наливают борщ, кладут сметану, зелень, отдельно на пирожковой тарелке подают ватрушку с творогом.
Варка борща. Бульон поцеживают, кипятят, и закладывают последовательно свежую капусту, варят 5-10 минут, кладут пассерованные овощи и варят, затем тушеную свеклу. Борщ можно заправить пассерованной мукой.
Требования к качеству. Борщ должен иметь кисло-сладкий вкус и темно-красный цвет. На поверхности блестки жира.
Отпуск борща. В тарелку кладут продукты, наливают борщ с равномерно жидкой и густой основой, кладут сметану, зелень. Отдельно на тарелке можно подать ватрушку с творогом, температура подачи 75-80 градусов.
По окончанию работы. После выполнения работы убрать рабочее место, вымыть оборудование и инвентарь.
Инструкционная карта
Заправочные супы «Борщ Московский»
Упражнение: расчет продуктов, первичная обработка и подготовка их к тепловой обработке, приготовление бульона, приготовление борща, оформление и отпуск борща.
Контроль.
Сырье: свекла, капуста свежая и квашеная, морковь, петрушка, лук, томат-пюре, кости, мука пшеничная, жир, сметана, уксус, мясные продукты, бульон или вода.
Оборудование: котел наплитный или электрический, весы, доски, кастрюли, сотейник, сито, ножи поварские, сковороды, разливательная ложка, подносы, тарелки.
Упражнение и порядок выполнения.
Расчет продуктов для приготовления «борща Московского». Взять сборник рецептур блюд 1982 года и выписать рецептуру №179 – «борщ Московский». Согласно количеству приготавливаемых порций рассчитывать нужное количество продуктов. Согласно рецепту получить продукты.
Подготовка продуктов к тепловой обработке. Для приготовления борща овощи взять по весу и перебрать морковь, корень петрушки, свеклу моют, удаляя с поверхности землю, очищают и нарезают соломкой; капусту очищают, удаляют кочерыжку, нарезают соломкой; репчатый лук очищают от чешуек, нарезают соломкой.
Бульон варят с добавлением копченых свиных костей. Все овощи шинкуют, свеклу тушат, морковь и лук пассеруют. В кипящий бульон закладывают нашинкованную капусту и варят 8 – 10 минут. Затем кладут пассерованные овощи, тушеную свеклу и варят до готовности. За 5 – 10 минут до окончания варки добавляют мучную пассеровку, соль, сахар, специи. При использовании квашеной капусты ее в тушеном виде вводят в борщ вместе со свеклой.
Технологическая карта
Наименование блюд: «Борщ Московский»
Вес брутто Вес нетто Вес готового продукта
Кости свиные – 50 г, 50 г
Масло сливочное - 16 г, 16 г
Свекла – 200 г, 160 г
Капуста свежая – 150 г, 120 г
или квашеная – 171 г, 120 г
Морковь – 50 г, 40 г
Петрушка(коренья) – 13 г, 10 г
Лук репчатый – 48 г, 40 г
Томат-пюре – 30 г, 30 г
Сахар – 10 г, 10 г
1000 г
На порцию 500 г
Говядина (лопатка) – 33 г, 24 г, 15 г
Окорок – 20 г, 15 г, 15 г
Сосиски – 15 г, 15 г
Карточка-задание
Борщ «Московский»
- Рассчитать потребность продуктов на 10 порций борща.
- Подобрать посуду, инструменты, инвентарь.
- Подобрать кости для бульона (как?)
- Залить кости холодной водой и варить 5-6 часов (как?)
- Нарезаем и тушим свеклу (как?)
- Нарезаем свежую белокочанную капусту (как?)
- Нарезаем коренья и пассеруем (как?)
- Пассеруем томат-пюре (как?)
- Подготовить мучную пассеровку (как?)
- Мучную пассеровку развести
- Последовательно заправить бульон (как?)
- Борщ довести до (кисло-сладкого вкуса, темно-красного цвета)
- Ввести перец, лавровый лист (когда?)
- Провести дегустацию, оценить количество выполненной работы.
- Сдать работу мастеру.
Особенности русской кухни
Русская кухня широко известна по всему мире. Ассортимент блюд русской кухни очень разнообразен, а ее популярность в Европе настолько велика, что еще в начале прошлого века о ней говорили с таким уважением, как о знаменитой французской кухне.
Особенности русской кухни является обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд. Ни в одной стране мира нет такого широкого ассортимента овощных, мясных, рыбных и других закусок, первых, вторых, сладких блюд и других кулинарных изделий.
Мастер производственного обучения
Коршунова Валентина Игоревна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...
Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.
Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....
Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».
Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы». Различные ф...
Методическая разработка методиста ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»
Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методической разработке предложены некоторые из них....
Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»
Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методическо...
Методическая разработка урока «От берёзы вся Русь рождена…» 6 класс Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, "Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5-9 классы" и...