Методическая разработка урока «От берёзы вся Русь рождена…» 6 класс Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
методическая разработка по литературе (6 класс)
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, "Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5-9 классы" и "Рабочим программам. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы".
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.
Иногда для собственно поиска этих связей и их анализа приходится увеличивать количество часов на изучение того или иного произведения, поэтому такие уроки, как сегодняшний, нечасты, но очень необходимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.a.-shkola-219_metodicheskaya-razrabotka_iyun.docx | 641.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
«От берёзы вся Русь рождена…»
6 класс
Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2022
Предмет: литература
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Тема урока: «От берёзы вся Русь рождена…» (Первый урок в цикле уроков по анализу стихотворения А.А.Фета «Учись у них-у дуба, у берёзы…»)
Литература. 6 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. ФГОС
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, "Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5-9 классы" и "Рабочим программам. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы".
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.
Иногда для собственно поиска этих связей и их анализа приходится увеличивать количество часов на изучение того или иного произведения, поэтому такие уроки, как сегодняшний, нечасты, но очень необходимы.
Цель урока: выявление символического смысла образа берёзы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь анализировать художественный текст, его структурно-языковую организацию; распознавать литературные образы, представляющие собой русскую литературную традицию, адекватно выражать своё отношение к фактам истории своей Родины, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Метапредметные:
Владеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, в том числе полученного с помощью информационных технологий.
Личностные:
Владеть способами самооценки, в том числе на основе наблюдения за собственной речью, способами взаимодействия с одноклассниками и учителем, способствовать развитию умения работать в команде.
Межпредметные связи: ОДНКНР, история, обществознание, биология,экология.
Материалы и оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, раздаточный материал.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Используемые приемы оценивания: словесная оценка учителя, самооценка .
I. Организационно-мотивационный этап.
- Учитель приветствует учащихся, создает комфортную атмосферу.
Заходят под песню Зыкиной «Волгоградская берёзка»
РАСТЕТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЕЗКА
Музыка Григория Пономаренко
Слова Маргариты Агашиной
Ты тоже родился в России,
Краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – береза,
Береза под каждым окном.
СЛАЙД 1
- Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые. Сегодня я, Марина Анатольевна Московских, проведу для вас урок родной литературы. Надеюсь на вашу поддержку, активную работу. В знак нашего дальнейшего приятного и плодотворного сотрудничества помашем друг другу веточками берёзы.
Как вы думаете, почему я вам раздавала ветки именно берёзы? А какой праздник недавно отметила наша страна?
II. Этап воспроизведения и коррекции знаний для решения поставленных задач.
СЛАЙД 2
Берёза- самое светлое дерево русского леса. Действительно, его мы считаем нашим, русским деревом, символом нашей страны. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? С чем будет связан образ берёзы?
СЛАЙД 3
Тему урока я сформулировала строчкой из стихотворения Олега Шестинского. Может быть, догадаетесь какой? Почему? Объясните свой выбор. Какая строчка станет темой урока, а какая одной из задач? Одна из задач нашего урока, да и в целом всех сознательных взрослых состоит в том, чтобы передать новому поколению нашу беззаветную любовь к своей стране через изучение её символики, поэтической в том числе. И тогда каждый из вас, выражаю любовь к Родине, обязательно скажет: «Без берёзы не мыслю России».
СЛАЙД 4
Да, мы попытаемся найти ответ на вопрос: почему образ берёзы стал традиционным, как в искусстве, так и за его пределами?
Оно часто встречается и в поэтических, и в прозаических текстах, на полотнах русских художников, кинолентах.
СЛАЙД 5
Сергей Есенин, Ф.И.Тютчев, Всеволод Рождественский
Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Иван Шишкин «Берёзовая роща», Николай Соколов «Молодая берёза», Исаак Левитан «Берёзовая роща»
III. Этап актуализации знаний и осуществления первичного действия.
Создание проблемной ситуации
В 6ом классе для изучения предлагается стихотворение А.А.Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы…». Стихотворение было написано им уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным.
А.А.Фет
Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
СЛАЙД 6
В 6ом классе для изучения предлагается стихотворение А.А.Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы…». Стихотворение было написано им уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным.
Случайно ли выбор автора пал на эти деревья? Многие литературоведы объясняет эти образы так: «Автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча».
СЛАЙД 7
«Фет не зря выбрал в качестве примера березу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных» По логике специалистов, дуб символизирует какую силу? Физическую выносливость. А берёза, значит, слабость. Вы согласны с такой точкой зрения? Остаётся вопрос: может ли слабый вынести все выпавшие на его долю испытания? Может быть потому, что это традиционные для русской культуры образы оба символизируют силу? Так почему образ берёзы стал традиционным, как в искусстве, так и за его пределами?
IV. Этап постановки цели и учебных задач урока.
Создание плана по решению проблемы.
СЛАЙД 8
Почему образ берёзы стал традиционным, как в искусстве, так и за его пределами?
ТРАДИ́ЦИЯ
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
2. Обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь.
Киевская Русь как государство начинает отсчёт с 882 года. Христианство как религия утверждено в 988 году.
В каких поколениях мы будем искать начало этой литературной традиции? В дохристианской Руси. В устном народном творчестве.
Деление на группы по цвету
СЛАЙД 9
Перед Вами лежат конверты. Возьмите ближайший к себе. Откройте. Достаньте только бумажный материал
- Лист самооценки
- Информация
- Задание для группы
Народная славянская «Колечко-колечко, выйди на крылечко»
Сайт Славянский портал «Славянская лавка. Там, где дух предков»
V. Решение проблемной ситуации.
СЛАЙД 10
Само слово «береза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь».
Март Березень(укр)
Март Březen.(чешский)
Март Сакавік (белор)
Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с девичьей красой и женским началом, точно так же, как дуб стал ассоциироваться с мужественностью.
Ответ группы 1
Текст 1
Береза — священное дерево языческой Руси. У славян береза, если она росла рядом с домом, непременно считалась семейной берегиней. Да и сама языческая богиня Берегиня, по преданиям, принимала облик белоствольного дерева.
Издавна народ верил, что Берегиня оберегает род людей, защищает семьи и особенно маленьких детей, что являются продолжателями рода.
Во власти Берегини находились и поля, от урожая на которых зависела жизнь людей. Неспроста земледельцы особенно почитали богиню, что дарила плодородие землям и хранила всходы от болезней, холодов и пожаров.
В славянском фольклоре можно заметить не одно, а целых три направления появления Берегинь. Первым и основным считались силы материнства, которыми наделена каждая женщина. В таком образе Берегиня – это хранительница домашнего очага, любящая жена и заботливая мать.
Мифы рассказывают, что в начале времён, когда ещё не было ничего во Вселенной, Берегиня стояла у истоков жизни вместе с Родом. Своей энергией богиня помогала верховному богу создавать наш мир, делать его прекрасным и упорядоченным.
Как ни странно, но второй ипостасью Берегинь становились добрые русалки. Согласно поверьям, утонувшие юные девушки превращались в несчастных созданий, что предупреждали об опасности живых, становились спасителями. Такой образ Берегини очень часто встречается в старинных песнях и легендах.
Третий образ Берегини – это ведунья. Их считали сильными волшебницами, колдуньями, что могли до конца своих дней оберегать какой-либо род или природу, ведь они являлись мудрыми хранительницами древних обрядов и тайных знаний.
Берегиня в славянской мифологии часто ассоциируется с березой, поэтому берёза стала предметом поклонения.
У славян береза наделяется волшебной силой, способной уберегать от проделок злых духов. Возможно, это взаимосвязано именно с языческой богиней, которая в художественном образе представала белоствольной березкой. Свойствами оберега обладает не только само дерево, но и его ветви, листья. Не зря веники из березы считаются любимым банным атрибутом, как средство с чудодейственными очищающими, целительными свойствами.
Текст 2
Изображали Берегиню (или берегинь) следующим образом:
- Совсем юная девица в белых одеждах, со светлыми волосами и голубыми глазами.
- Символ – ромб с точками, другие ромбы.
- С покоем и умиротворением на лице.
- В ее руках непременно будет всегда либо цветок (или венок из трав и цветов), либо колосок, либо птица
Задание к тексту 1.
Выпишите жанры устного народного творчества, из которых мы узнаём, что берёза-самое почитаемое дерево дохристианской Руси благодаря связи этого образа с образом богини Берегини.
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.________________________
Задание к тексту 2.
- 2. 3.
Сравните образы Берегини. Выберете тот, который соответствует описанию богини нашими предками. Объясните свой выбор.
СЛАЙД 11
Мудрость народа передавалась не только через песни, легенды, мифы, обряды, но и пословицы и поговорки, которые мы употребляем, иногда даже не замечая этого, так они прочно вошли в нашу современную жизнь.
Ответ группы 2
Текст 1
Фёдор Абрамов «Пелагея»
Война у Пелагеи с дочерью из-за работы идет давно, считай, с того времени, как Алька к нарядам потянулась.
Пелагея заглянула в миску, из которой она обычно смазывала верхнюю корочку только что вынутого из печи хлеба. Смазывала постным маслом на сахаре – уж на это не скупилась. Тогда хлеб любо в руки взять.
- Чем смазывала? - Пелагея метнула суровый взгляд в сторону Альки. -Простой водой?! Да разве ты первый раз на пекарне? – стала она отчитывать дочь. – Не видала, как матерь делает?
– Ладно, – отмахнулась Алька, – есть захотят – слопают.
– Да ведь сегодня слопают, завтра слопают, а послезавтра и пекаря взашей прогонят!
Вот и поговори с ней. На все у ней ответ, на все отговорка.
Нет, хоть и сказано у людей: каковы березки, таковы и отростки, – а не ейный отросток эта девка. Она, Пелагея, разве посмела бы так ответить своей матери?
А у Альки единственная работа, которую она в охотку делает, это вертеться перед зеркалом да красу на себя наводить. Тут ее никакая усталость не берет.
Задание к тексту 1
Объясните смысл пословицы «Каковы берёзки, таковы и отростки»
Вспомните другие пословицы о взаимоотношениях родителей и детей (продолжите пословицу по предложенному началу).
- Яблоко от яблони ______________________________.
- Умел дитя родить, ______________________________.
- Кто родителей почитает, _______________________________.
- Нет такого дружка, как родимая _________________________.
СЛАЙД 12
Кто родителей почитает, ……… .
Есть три известных продолжения этой пословицы.
Наши предки понимали важность воспитания молодого поколения. Ведь в ваших руках будущее нашей страны. Значит вы должны быть и умными, и хорошими, отличными гражданами нашего Отечества.
Группа 3
Текст 1
В пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» юная красавица не придумана, а заимствована у собирателя славянского фольклора Александра Афанасьева, который, в свою очередь, создал образ на основе народных преданий.
Текст 2
Христианские праздники, традиционно связанные с берёзой:
Праздник Семик, который в древности отмечался 4 июня.
Праздник Берещенье отмечается 11 апреля.
Праздник Ивана Купала с 6ого на 7ое июля.
Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) 12 мая.
Петров день 12 июля
Существовал ряд традиций, подходящих для всех этих праздников:
- Если что-то тревожило наших предков, первым делом они отправлялись в берёзовую рощу, где находили "свое" дерево. Нужно было обнять ствол берёзки и прижаться к ней лбом с южной стороны, поговорить с ней, попросить защиты. В народе верят, что если пойти в березовую рощу, постоять, обнявши березку, и рассказать ей о своих бедах, то все нерешаемые проблемы и муки отступят.
- Плакучая береза растёт преимущественно у воды. Считалось, что она была связана с миром мертвых. У плакучей березы можно было мысленно задать предкам вопрос, получить от них мудрый ответ.
- Девушки плели венки из полевых цветов и веток берёзы.
VI. Этап обобщения и систематизации знаний.
Умение определять понятия, умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Умение обобщать, формулировать, аргументировать собственное мнение.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание
Ознакомиться с информацией
1.Богиня Берегиня
2.Фёдор Александрович Абрамов «Пелагея»
3.Фильм «Снегурочка» по пьесе А.Н.Островского
4. Национальные символы России
5. Посадить берёзку
VIII. Рефлексивно-оценочный этап.
Лист самооценки.
Итак, оцените свой результат.
Подведение итогов.
САМООЦЕНКА (4. «Невысказанные знания»).
- Новая информация
- Интересная информация
- Посмотрите материал
- Хорошее настроение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на программу «Азы журналистики» (автор-составитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования)
Программа «Азы журналистики» является подпрограммой к программе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Профессиональное самоопределение учащихся как одно из условий успешной социализации ли...
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Автор Шевченко Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Представлена программа по русскому языку для 5 класса. В данной программе отражены личностные, предметные и предметные цели с учетом ФГОС....
Аттестационный материал на первую квалификационную категорию по должности «учитель» Макаровой Юлии Анатольевны, учителя русского языка и литературы
Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деяте...
Индивидуальный план профессионального развития Маловой Марины Васильевны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 22» Нижнекамского муниципального райо
Перспективный план педагогической деятельности№Направление работыУчебный год2013-20142014-20152015-20162016-20172017-2018 Аттестация * Курсы повышения квалификации...
Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».
Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...