Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_ist_ros.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 16 ВЕКА В 6 «В» КЛАССЕ НА ТЕМУ «ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. УСИЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО КЯЖЕСТВА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ТЮЛЬКИНОЙ Н. А.
Дата проведения: 31. 03. 2008
Цели урока: обучающая: познакомить учащихся с предпосылками
объединения русских земель, актуализировать
знания об основных сферах общественной жизни,
показать роль Московского княжества в
объединении русских земель;
воспитательная: воспитывать у учащихся уважению к
прошлому;
развивающая: продолжить формирование умений работать с
исторической картой, схемами, учебником,
конспектом.
Тип урок: ознакомление с новым материалом
Форма проведения: беседа
Учебное оборудование: карта «Образование Российского
централизованного государства», схемы: «Русь
после нашествия монгол», «экономический подъем
на Руси», «Роль Московского княжества в
объединении русских земель».
Оформление доски: тема урока, новые слова, домашнее задание.
Основные понятия: Московское государство, великое владимирское
княжение, калита.
Структура урока:
1. Организационный момент. (2 минуты)
2. Изучение новой темы. (30 минуты)
- постановка задачи перед учащимися
3. Закрепление изученного на уроке.(3 минуты)
4. Итоги урока. (3 минуты)
- анализ хода урока преподавателем
- оценка знаний учащихся и их активности
5. Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Садитесь.
- Проверка отсутствующих в журнале.
2. Изучение новой темы.
- постановка задачи перед учащимися
Итак, сегодня на уроке, мы познакомимся с предпосылками объединения русских земель, с основными сферами общественной жизни населения, узнаем, какова роль Московского княжества в объединении русских земель.
План:
1. Введение в тему «Становление Московского государства».
2. Русь после нашествия монгол.
3. Экономический подъем на Руси.
4. Предпосылки объединения русских земель.
5. Роль Московского княжества в объединении русских
земель.
1. Введение в тему «Становление Московского государства».
Учащиеся вспоминают периодизацию российской истории, изучаемую ранее. Ответ фиксируется на доске:
Восточные славяне в древности (5-9 в.в.).
Древнерусское государство (9-12в.в.).
Политическая раздробленность на Руси (12-14в.в.).
Становление Московского государства (14-16в.в.).
Ребята, мы приступаем к изучению периода российской истории, который называется «Становление Московского государства».
Подумайте над названием предыдущего периода российской истории и попробуйте определить основную суть эпохи становления Московского государства. (Эпоха становления Московского государства – период объединения русских земель в одно государство).
2. Русь после нашествия монгол.
Нашествие монголов |
Русь (вторая половина12в.) |
Экономический упадок |
Сокращение производства ремесленных изделий | Упадок торговли | Сокращение сельскохозяйственного производства |
3. Экономический подъем на Руси.
Нашествие монголов на Русь привело к упадку экономики, но уже в конце 13 в. в стране начинается ее подъем. Почему? Численность населения стала увеличиваться. Растущие потребности людей, которым было нужно все больше пищи, одежды и других материальных благ, стимулировали развитие экономики.
Рост численности населения |
Повышение спроса на ремесленные и сельскохозяйственные продукты |
Рост ремесленного и сельскохозяйственного производства и торговли |
Экономический подъем на Руси с конца 13 в. |
4. Предпосылки объединения русских земель.
Что могло помешать экономическому подъему на Руси? Если однажды монголы разрушили русские города, убили или увели в плен тысячи русских крестьян, ремесленников, купцов, могли ли они сделать это опять? Кто бы им помешал? Вспомните, в каком состоянии была Русь во время нашествия монголов. Русь распалась на множество удельных княжеств; княжеские усобицы, запреты покупать землю в разных княжествах. Никто монголам не мог помешать снова разорять Русскую землю, поэтому княжества должны были вновь объединиться в единое государство. Перечислим предпосылки объединения русских земель в единое государство:
1). Укрепление торговых связей между русскими землями.
2). Рост боярского сословия и феодального землевладения. Стремление
вотчинников покупать земли по всей Руси.
3). Раздробленность способствовала грабительским набегам монголов на Русь.
Перед страной встала задача освобождения от ордынского ига, что явилось
политической предпосылкой объединения русских земель.
4). Общий язык – древнерусский.
5). Общая религия – православное христианство.
6). Общие законы – Русская Правда.
7). Династия Рюриковичей, правящая во всех княжествах.
Ребята, какие из предпосылок объединения русских земель к каким сферам общественной жизни относятся? (1), 2) – экономика; 3), 6), 7) – политика; 4), 5) – культура).
5. Роль Московского княжества в объединении русских земель.
Ребята, объединение русских земель возглавляло Московское княжество. Что- бы познакомиться с тем, как проходил объединительный процесс, давайте составим схему. Московское княжество было одним из многих удельных княжеств Владимиро-Суздальской Руси. Его географическое положение мало чем отличалось, например, от Тверского княжества. Через территории обоих княжеств проходили торговые пути. Оба княжества были защищены от вражеских набегов лесами и болотами. Более того, Московское княжество по территории было гораздо меньше Тверского княжества ( см. карта на странице 159 в учебнике), но именно Московское княжество возглавляло объединение Русских земель. Почему?
Схема комментируется следующим образом. Александр Невский разделил Владимиро-Суздальскую Русь на уделы между своими родственниками. Его младший брат Ярослав получил большое Тверское княжество, младшему сыну
Невского Даниилу досталось маленькое Московское княжество. Даниил и его
преемники стремились расширить свои владения. Они скупали земли других княжеств, завоевывали их. В результате возник конфликт между московскими и тверскими князьями из-за ярлыка на великое владимирское княжение. Ярлык выдавали ханы Золотой Орды. Московский князь Иван Калита в 1327 г. подавил антиордынское восстание в Твери. За это хан Узбек выдал ему ярлык на великое владимирское княжение и право собирать дань со всех русских земель. Московское княжество стало главным среди всех русских княжеств. Дань, которую собирал Калита, была больше, чем он отвозил в Орду. На оставшиеся средства он скупал другие русские княжества, строил церкви и монастыри, помогал бедным. У него всегда на поясе была сумка для денег – калита, чтобы подавать милостыню. По названию этой сумки Иван Данилович и получил свое прозвище.
Александр Невский – великий владимирский князь |
Даниил – младший сын | Ярослав – младший брат |
Московское княжество (маленькое) | Тверское княжество (большое) |
Расширение территории | Конфликт из-за великого владимирского княжения |
В 1327 г. московский князь Иван Калита подавляет антиордынское восстание в Твери |
Иван Калита получает великое владимирское княжение и право собирать дань для Орды со всех русских земель |
3. Закрепление изученного на уроке.
Учащиеся по записям в тетради рассказывают о состоянии русских земель после нашествия монголов, начале экономического подъема на Руси, предпосылках объединения русских земель, возвышении Московского княжества; показывают на карте Тверское княжество, Московское княжество, Золотую Орду.
4. Итоги урока.
- анализ хода урока преподавателем
После нашествия монголов Русь переживала экономический упадок, но с конца 13 в. в стране начинается экономический подъем, появляются предпосылки объединения русских земель в единое государство, среди них возвышается Московское княжество.
- оценка знаний учащихся и их активности
Выставление оценок в журнал и в дневники.
5. Домашнее задание.
1. Прочитать на пересказ & 17, записи в тетради.
2. Подготовиться к контрольному тесту.
3. Нанести на контурную карту Тверское княжество, территорию Московского княжества к 1340 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс
Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс...
Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством М...
Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Педагогические цели:· образовательная: раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, сформировать представление о пол...
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. 6 класс.
Цель:сформироватьу учащихся представление о политической ситуации на руси в начале XIV века и причин объединения русских земель....
ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. УСИЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО КЯЖЕСТВА
Цели урока: обучающая: познакомить учащихся с предпосылками...
Конспект урока по истории России для 6 класса "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества."
Методическая разработка открытого урока по истории России для 6 класса "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества." Включает план-конспект урока, презентацию к у...