Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»
методическая разработка

            Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методической разработке предложены некоторые из них.

            Анализ урока учителя проводит администрация школы, методисты, представители проверяющих организаций районного отдела образования, городского комитета по образованию и т. д. Учителю-предметнику важно проводить самоанализ своего урока для того, чтобы быть уверенным, что на уроке достигнуты поставленные цели; чтобы знать: какой урок он провёл (отличный, хороший или удовлетворительный); чтобы выявить «сильные стороны» своей работы и увидеть проблемы и пути решения этих проблем; а также, чтобы совершенствовать своё мастерство и поддерживать «на высоте» свой профессионализм.

            Данная методическая разработка будет полезна учителю любого предмета. Я «адресую» её прежде всего учителям математики, так как являюсь учителем математики.

            Одним из распространённых анализов урока является Отзыв об уроке, применяемый при аттестации учителя на квалификационную категорию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны

«Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»

        Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методической разработке предложены некоторые из них.

        Анализ урока учителя проводит администрация школы, методисты, представители проверяющих организаций районного отдела образования, городского комитета по образованию и т. д. Учителю-предметнику важно проводить самоанализ своего урока для того, чтобы быть уверенным, что на уроке достигнуты поставленные цели; чтобы знать: какой урок он провёл (отличный, хороший или удовлетворительный); чтобы выявить «сильные стороны» своей работы и увидеть проблемы и пути решения этих проблем; а также, чтобы совершенствовать своё мастерство и поддерживать «на высоте» свой профессионализм.

        Данная методическая разработка будет полезна учителю любого предмета. Я «адресую» её прежде всего учителям математики, так как являюсь учителем математики.

        Одним из распространённых анализов урока является Отзыв об уроке, применяемый при аттестации учителя на квалификационную категорию.

Отзыв об уроке/занятии

(Ф.И.О. педагогического работника, должность, место работы)

(тема и дата проведения мероприятия)

Критерии

Баллы

(0-4)

1

Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них

2

Замысел занятия реализован

3

Содержание урока оптимально (научно, доступно)

4

Проблемный характер изложения учебного материала

5

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов

6

Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения

7

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:

в предметной области

в области информационных технологий

в проектно-аналитической деятельности

в исследовательской деятельности

в плане продолжения образования и эффективного самообразования

8

Занятие способствовало развитию качеств личности:

коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

критическое мышление

креативность, установка на творчество

самостоятельность и ответственность

рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

9

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

10

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении

11

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

12

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

13

Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест

14

Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

15

Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

16

Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся

Всего баллов:

Вывод:___________________________________________________________________________

Эксперт___________________________________________________________________________

        Если учитель получает за урок от 80 баллов до 100 баллов, то:

Отзыв об уроке положительный. Рекомендуется тиражирование опыта.

При этом необходимо 2 таких отзыва на высшую квалификационную категорию.

Если учитель получает за урок от 60 баллов до 80 баллов, то:

Отзыв об уроке положительный.

При этом необходимо 2 таких отзыва на первую квалификационную категорию.

Так необходимо для аттестации учителя.

        Отзыв содержит основные направления работы учителя на уроке, но он не отражает (в этом нет необходимости) специфику работы учителя-предметника. Отзыв универсален для учителя любого предмета.

Рассмотрим Анализ используемых методов на уроке на примере анализа урока алгебры в 7 классе по теме «Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными».

Анализ используемых методов на уроке

Используемые методы/ формы организации познавательной деятельности учащихся

Характер используемых методов

Репродуктивный

Проблемно-поисковый

Исследовательский

Вводное слово учителя, постановка целей и задач урока/ фронтальная

+

+

Актуализация знаний учащихся через выполнение устных примеров/ фронтальная и индивидуальная

+

+

Самопроверка решённых устных примеров/ фронтальная и индивидуальная

+

Введение темы урока – ситуативная задача, составленная учителем/ фронтальная и индивидуальная

+

+

+

Введение нового материала: определение системы двух уравнений с двумя неизвестными и её решения/ фронтальная

+

+

Введение нового материала: алгоритм способа сложения/ фронтальная и индивидуальная

+

+

Введение нового материала: ситуативная задача практического содержания о способе подстановки при решении систем двух уравнений с двумя неизвестными, составленная учителем/ фронтальная и индивидуальная

+

+

+

Введение нового материала: алгоритм способа подстановки / фронтальная и индивидуальная

+

+

Первичное закрепление полученных знаний – решение системы двух уравнений с двумя неизвестными способом подстановки/ фронтальная и индивидуальная

+

+

Вторичное закрепление полученных знаний – выбор учащимися способа решения системы двух уравнений с двумя неизвестными/ фронтальная и индивидуальная

+

+

Учебная рефлексия / фронтальная и индивидуальная

+

Домашнее задание/ фронтальная и индивидуальная

+

Ответы на вопросы учащихся/ фронтальная и индивидуальная

+

+

Итог урока / фронтальная и индивидуальная

+

Используется необходимое количество методов. Методы различны: репродуктивный, проблемно - поисковый и исследовательский. Методы обучения (в основном проблемно - поисковый и исследовательский, что позволяет хорошо развивать логическое мышление и смысловую память) адекватны возможностям учащихся.

        Существует анализ на качество урока.

Качество урока

Параметры оценивания

Критерии оценивания

Шкала оценивания (0-1-2)

Количество набранных баллов

К1

Коммуникативная культура учителя

внешний вид, мимика, жесты

0-1-2

богатство словарного запаса, чистота и точность лексики и произношения

0-1-2

тактичность и демократичность общения с учащимися

0-1-2

Максимально

6 баллов

К2

Качество содержания учебного материала

реальность, чёткость постановки целей и задач урока

0-1-2

научность, доступность изучаемого учебного материала

0-1-2

актуальность и связь с жизнью (теория и практика, личный опыт детей)

0-1-2

степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации

0-1-2

оптимальность объёма предложенного для усвоения материала

0-1-2

Максимально

10 баллов

К3

Оценка эффективности использования различных способов и видов деятельности на уроке (методическая культура учителя – качество деятельности учителя)

целесообразность выбора типа и формы проведения урока

0-1-2

рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа работы

0-1-2

целесообразность выбора технологий, методов и приёмов работы

0-1-2

эффективность использования учебно-методического комплекса кабинета (ТСО, дидактических материалов)

0-1-2

мотивация учащихся и создание ситуации успеха на уроке (роль оценки и отметки на уроке)

0-1-2

соблюдение здоровье сберегающего аспекта урока

0-1-2

Максимально

12 баллов

К4

Оценка основных характеристик учащихся на уроке – качество их деятельности

степень познавательной активности, творчества, самостоятельности

0-1-2

уровень сформированности предметных умений и навыков, универсальных учебных действий

0-1-2

степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности на уроке

0-1-2

Максимально

6 баллов

К5

Оценка целей и результатов проведённого урока

степень обучающего воздействия проведённого урока на учащихся (освоение учебного материала, чему научились)

0-1-2

степень развивающего воздействия урока (развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся)

0-1-2

степень воспитательного воздействия урока (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока)

0-1-2

качество выполнения целей и задач урока

0-1-2

Максимально

8 баллов

Всего баллов:

Максимально

42 балла

Качество урока оценивается по формуле КУ= (К1 + К2 + К3+ К4+ К5): 42* 100%

  • 85 % - 100 % - урок отличный,
  • 65 % - 84 % - урок хороший,
  • 45 % - 64 % - урок удовлетворительный,
  • 44 % и менее - урок неудовлетворительный,
  • Качество урока КУ=       %. Следовательно, урок (отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный).

Существует методика оценки деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроке (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Карта оценки деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроке:

По формированию регулятивных УУД

Перечень действий учителя

При помощи учащихся

Самостоятельно

Учит определять цель урока

Учит определять план действий

Учит формулировать алгоритм выполнения задания

Учит находить рациональные способы работы

Учит описывать желаемый результат

Учит способам самопроверки

Отмечаются (хорошие, средние, плохие) регулятивные УУД у большинства учащихся класса.

По формированию познавательных УУД

Перечень действий учителя

При помощи учащихся

Самостоятельно

Учит осмысливать, какая информация нужна для решения задачи

Учит читать и составлять схемы

Учит создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме

Учит решать задачу/ проблему разными способами и выделять наиболее оптимальный

Учит называть существенные признаки объектов и явлений

Учит находить в действиях причину (из-за чего, почему) и следствие (поэтому, из-за этого)

Учит анализировать

Учит выделять главную мысль

Учит обобщать

Учит выделять и формулировать проблему

Учит делать выводы

Отмечаются (хорошие, средние, плохие) познавательные УУД у большинства учащихся класса.

По формированию коммуникативных УУД

Перечень действий учителя

При помощи учащихся

Самостоятельно

Учит задавать/ отвечать на вопросы

Учит убеждать другого человека

Учит передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Создаёт ситуацию для убеждения

Учит критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту

Учит строить монологическое высказывание

Учит работать в группе

Учит вносить вклад в совместные действия

Отмечаются (хорошие, средние, плохие) коммуникативные УУД у большинства учащихся класса.

        В таблицу можно вносить дополнительные критерии.

Наиболее полно отражает аспекты работы учителя на уроке комплексный анализ урока.

Комплексный анализ урока

Предмет – ___________________-

Ф.И.О. учителя – _____________________________________

Цель посещения: анализ урока на соответствие методическим требованиям ФГОС ОО.

Тема урока: __________________________________________________________________________________

Цели, задачи урока: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Цели урока поставлены (не поставлены) учителем в начале урока (самостоятельно, с помощью учащихся, посредством решения ситуативной задачи практического содержания и т. д.), и полностью достигнуты (какие цели не достигнуты) по его окончанию.

Учащиеся понимают (не понимают) цели урока.

Каким урок является в разделе по предмету ________________________________.

Карта оценивания урока на соответствие методическим требованиям ФГОС ОО

Основные требования к уроку

Выполнение

Основные требования к уроку

Выполнение

ДА (+)

НЕТ (-)

ДА (+)

НЕТ (-)

САНИТАРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ГОТОВНОСТЬ К УРОКУ

ПЕРЕНОС ЗНАНИЙ В НОВУЮ СИТУАЦИЮ

Освещенность, чистота, порядок в классе

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ

Проветрено ли помещение

Поощрение, создание ситуации успеха

Подготовлены ли наглядные пособия, информационно-технические средства

-

Стимулирующее оценивание

Доска к уроку подготовлена

Свободный выбор заданий

Готовность учащихся к уроку

Опора на жизненный опыт

Как проведён орг. момент

Соответствует нормам - да

Создание проблемных ситуаций

ЦЕЛЬ И ТЕМА УРОКА

Побуждение к поиску альтернативных решений

Цель урока названа, соответствует требованиям рабочей программы

Выполнение творческих заданий

Целесообразна, сформулирована чётко, лаконично

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ТИП И СТРУКТУРА УРОКА

Организована учителем

Какой тип урока избран

Введение новых понятий, закрепление пройденных понятий, повторительно-обобщающий и т. д.

Целесообразна

Целесообразность выбора типа урока

Занимает значительный объём времени

Осуществляется ли связь урока с предыдущим

Методы самостоятельной работы обоснованы

Соответствие структуры урока типу урока

Целесообразность использования пособий, наглядного материала

Обеспечена ли целостность и завершённость урока

Целесообразность использования классной доски

Подведение итогов урока

Целесообразность использования средств информатизации

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Соответствует рабочей программе по времени прохождения, теме урока

Имеется работа с учебником, текстом

Соответствует цели урока

Составление простого и сложного плана

Соответствует дидактическим требованиям отбора материала

Формирование навыков конспектирования

Уровень сложности соответствует уровню рабочей программы

Формирование умения пересказывать сжато, выборочно по плану

Осуществляются ли межпредметные связи

Формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Формирование умения работать в паре, группе

Объяснительно- иллюстративный

Формирование умения составлять схемы, таблицы, графики

Частично-поисковый

Развитие навыка монологической речи

Исследовательский

УРОВЕНЬ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Соответствие методов обучения содержанию учебного материала и цели урока

Большой охват опрошенных

Соответствие методов обучения возрастным особенностям учащихся

Требование понимания причинно-следственных связей

Методы обеспечивают мотивацию деятельности

Разнообразие форм контроля

Обеспечивают сотрудничество учителя и учащихся

Рецензирование ответа учащимися, комментарии оценки учащихся

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объективность оценки

Общеклассная (фронтальная)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ.  Учитель на уроке

Парная

Организует содержательную, интересную работу

Групповая

Избегает морализирования

Индивидуальная

Влияет только методом убеждения

Соотв. содержанию, методам и цели урока

При оценке ответа не переходит на оценку личности

Обеспечивают сотрудничество между уч-ся

В пример ставит работу самого ученика прежде и теперь

Обеспечивают включение каждого ученика в работу

Не допускает критических замечаний в начале работы

Обеспечивают сотрудничество учителя и ученика

Формирует позитивную самооценку ученика

УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Оптимистичное мажорное настроение учителя

Наличие интереса, активность на уроке

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Уровень формирования знаний, умений, навыков (компетентностей)

выс.

сред

низк.

Д/з: Дифференциация (да или нет)

Основные требования к уроку

Выполнение

ДА (+)

НЕТ (-)

Д/з: Соответствие объёма норме

Д/з: Есть ли инструктаж о выполнении

Д/з: В рамках урока или после звонка

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ УРОКА

Усвоили ведущие закономерности, понятия, идеи

Уверенные ответы при проверке дом. задания

Большое количество видов работ не только репродуктивных, но и конструктивных

Интерес к предмету

Сформированность общеучебных умений и навыков

РАЗВИВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ УРОКА

Развивается наблюдательность и логическое мышление

Присутствует самостоятельная поисковая деятельность

Обучение на высоком уровне сложности

Формируется синтез, сравнение, классификация, систематизация

Речевая активность учащихся высокая, формируется монологическая речь

Темп, отсутствие неоправданных повторов

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ УРОКА

Учитель осознает воспитательный потенциал урока и реализует его

Запланированные воспитательные цели реализовывались

Общение на уроке доброжелательное, учитель обращается к детям уважительно

Оценка является воспитывающим фактором

Оборудование, записи, наглядность эстетичны

Преобладание на уроке положительного нравственно-эмоционального состояния

Учитель формирует личностное отношение к знаниям

ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Владение классом

Эмоциональность ведения урока

Педагогический такт

Правильность речи

Наблюдательность, находчивость

Отношение к отдельным учащимся с учётом индивидуальных особенностей

Стиль и тон в работе

РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Активность

Дисциплина

Реакция на задания учителя (позитивная - негативная)

Реакция на ответы товарищей (позитивная - негативная)

Умение работать в паре, в группе

Положительных оценок

_____ (____ %)

Выводы: I. Урок (соответствует, частично соответствует, не соответствует) методическим требованиям ФГОС ОО.

Отмечается:

1) Научность, доступность изучаемого материала, актуальность, знание предмета и общая эрудиция учителя. Создание положительного эмоционального настроя, предоставление возможности свободного высказывания.

2) Психологический микроклимат на уроке позитивный: учитель организует содержательную, интересную работу. На уроке прослеживается оптимистичное мажорное настроение учителя, эмоциональность ведения урока учителем, владение классом и педагогический такт.

3) Соблюдение санитарно-гигиенических требований, готовность к уроку большинства учащихся.

4) Формирование общеучебных навыков учащихся: _______________

5) Наличие интереса, активность учащихся на уроке ___________________

6) Уровень формирования знаний, умений, навыков________________________

7) Развивающее воздействие урока: ________________________________________________ (развивается наблюдательность и логическое мышление, присутствует самостоятельная поисковая деятельность, формируется синтез, сравнение, классификация, систематизация. Речевая активность учащихся хорошая, формируется математическая речь).

8) Проведённая на уроке работа показала, что (большинство учащихся усвоили новый материал 7 класса по алгебре базового уровня сложности, а также то, что отдельные учащиеся имеют высокие вычислительные навыки) _______________________

Дисциплина __________________

Тип урока – ___________________________________________________________ (комбинированный урок введения новых понятий. Теоретический материал вводился с использованием проблемного обучения и диалогового общения. На уроке были созданы условия для актуализации опыта учащихся в исследовательской и аналитической деятельности. Учитель много работает над развитием устной математической речи: устные ответы с места, комментированное обоснование утверждений. Речь многих учащихся математически грамотная. Урок способствовал расширению кругозора учащихся. Учитель сумел заинтересовать учащихся. Психологическая комфортность и благоприятный микроклимат на уроке способствовали предупреждению переутомления и перегрузки учащихся; предупреждению перегрузки учащихся способствовали также смена устной и письменной деятельности. Постановка проблемы учителем использовалась на всех этапах урока с целью введения новых знаний, проверки знаний учащихся, анализа ситуации, иллюстрации к заданиям, проверки правильности выводов, запоминания способов сложения и подстановки при решении систем двух уравнений с двумя неизвестными, закрепления и осмысления изученного материала. Грамотные записи на доске опытного учителя способствовали усвоению научных идей темы.)

Ведение тетрадей учащимися (старательное, записи у большинства учащихся выполнены в полном объёме и выполняются в основном правильно) _________________

Использование учителем воспитательного потенциала урока (хорошее: воспитывается ответственное отношение к учёбе, толерантность, самостоятельность) _____________

II. Отзыв об уроке __________________________________________________________ (положительный, урок методически грамотный, логически выстроенный, использующий проблемное обучение и диалоговое общение. Урок проведён в полном соответствии с рабочей программой и УМК по _______ в ____ классе. Используемый УМК соответствует Федеральному перечню учебников и пособий.)

Цели урока ________________________________(достигнуты.)

Замысел урока ____________(реализован.)

Ведение тетрадей учащимися (аккуратное)____________

Записи на доске выполнены (аккуратно и грамотно) _______________

Дидактическая составляющая урока (достаточная)______________

 Качество (уровень) продуктивности урока (введение, рассмотрение, закрепление, обобщение) ___________________________________________ (хорошее и т. д.)

Рекомендации учителю: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Выводы об уроке делаются на основании заполненной таблицы комплексного анализа урока (по каждому разделу таблицы). На основании выводов даются методические рекомендации учителю по совершенствованию его работы на уроке и активизации познавательной активности учащихся.

Если учитель проводит самоанализ урока, то сможет увидеть проблемные моменты в своей работе и учесть это в дальнейшем для совершенствования методики преподавания и достижения учащимися глубоких, прочных и осознанных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...

Электронные образовательные ресурсы как стимул к повышению ответственности учащихся при выполнении домашних заданий по физике. Из опыта работы федеральной инновационной площадки ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга

В статье рассказывается об опыте применения интерактивной среды, обеспеченной инструментарием сайта LearningApps.org при формировании домашнего задания по физике в кадетских классах Морской школы...

Учебно-методическое пособие для учителей математики методиста ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны

В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования в 2019 – 2020 учебном году будет производиться обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9...

Методическая разработка методиста ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»

Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методической разработке предложены некоторые из них....

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Свойства,их свойства"

Свойства степени: 1) при умножении степеней с равными основаниями -основание остаётся прежним,а показатели складываются; 2)при делении степеней с равными основаниями-основание остаётся прежним,а показ...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Эффективные формы и методы работы с обучающимися ОВЗ и инофонами на уроках математики""

Формы работы на уроках математики с обучающимися ОВЗ и инофонами  Математический диктант;•Эстафета;• Найди ошибку;•Расшифруй;•Математическое лото;•Цепочки;•Уста...