"Азбука шахматной игры" дополнительная образовательная программа
рабочая программа по теме
«Азбука шахматной игры» дополнительная образовательная программа для детей 5-7 лет направлена на изучение основ и приёмов игры в шахматы. Предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизические особенности ребёнка.
Большое значение в обучении игре в шахматы отводится принципу адаптирующей педагогики, обеспечивающей взаимодействие и сотрудничество семьи и педагогов.
Предназначена педагогам дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_shahmatnoy_igry_323.doc | 554 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДОД ДДТ
____________Н.П. Цибина
АЗБУКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ
дополнительная образовательная
программа для детей 5 - 7 лет
курс обучения 2 год
Автор: Фролова Наталья Валентиновна,
педагог дополнительного образования
Рассмотрено на МО
Шахматной школы «Дебют»
Протокол №2
От «__»______20 г.
Осинники
Автор: Фролова Наталья Валентиновна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Азбука шахматной игры
Дополнительная образовательная программа для детей 5-7 лет
Курс обучения 2 года
«Азбука шахматной игры» дополнительная образовательная программа для детей 5-7 лет направлена на изучение основ и приёмов игры в шахматы. Предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизические особенности ребёнка.
Большое значение в обучении игре в шахматы отводится принципу адаптирующей педагогики, обеспечивающей взаимодействие и сотрудничество семьи и педагогов.
Предназначена педагогам дополнительного образования
© Дом детского творчества
РЕЦЕНЗИЯ
на дополнительную образовательную программу
«АЗБУКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ» педагога дополнительного
образования МБОУ ДОД ДДТ
Фроловой Натальи Валентиновны
Дополнительная образовательная программа по физкультурно- спортивной направленности «Азбука шахматной игры» носит образовательный и развивающий характер, рассчитана на два года обучения и предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных и программных документов РФ и Кемеровской области общего образования детей, с учетом приоритетов развития системы дополнительного образования и существующего опыта реализации дополнительных образовательных программ.
Целью данной программы является формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры, создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется успешной социализацией ребёнка в современном обществе, его жизненным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Программа «Азбука шахматной игры» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается использование современных компьютерных технологий. Программа содержит методические рекомендации по организации занятий с детьми дошкольного возраста, составлена с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей.
Соблюдена структура программы. Четко определены: категория обучаемых, форма обучения, объем каждого этапа обучения в часах, учебная цель программы, задачи программы, спрогнозирован ожидаемый результат. Содержательная часть программы раскрыта достаточно полно, указаны основные темы и разделы занятий, анализ методического обеспечения программы. Составлен подробный учебно - тематический план, имеется дидактическое обеспечение «Дидактические игры», «План ежегодных соревнований для детей дошкольного возраста». Список литературы достаточно полный.
Программа может быть рекомендована педагогам дополнительного образования и воспитателям детских садов, имеющих навык игре в шахматы.
Содержание
Актуальность программы | 6 | |
Формирования первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры | 8 | |
Эффективность реализации дополнительной образовательной программы | 12 | |
Методические рекомендации по организации занятий | 14 | |
Список использованной литературы | 16 | |
6.1 | Приложение 1 Учебно-тематический план. 1-ый год обучения | 17 |
6.2 | Приложение 2 Учебно-тематический план. 2-ый год обучения | 19 |
6.3 | Приложение 3 Программное содержание | 21 |
6.4 | Приложение 4 Диаграмма уровня развития волевых качеств | 31 |
6.5 | Приложение 5 Участие в соревнованиях | 31 |
6.6 | Приложение 6 Диаграмма повышения спортивного разряда | 31 |
6.7 | Приложение 7 Дидактические игры | 32 |
6.8 | Приложение 8 План ежегодных шахматных соревнований | 38 |
Актуальность программы
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
Если до недавнего времени основное внимание было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3–4 года.
Школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление, логическое мышление. А это закладывается с раннего детства.
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний, умений и навыков.
Воспитание гармоничной личности должно начинаться с самых ранних лет жизни ребенка. Всему этому и многому другому, по мнению ученых, в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Так, проведенный нами опрос среди родителей, чьи дети посещают школу развития «Радуга детства» показал, что 56% опрошенных считают, что обучение детей шахматам обязательно должно быть в расписании занятий; 26% опрошенных вообще считают, что в раннем возрасте ребенку нужно только играть; а 18% - не видят смысла в этой игре.
В 2008 году в нашем городе был открыт шахматный клуб «Дебют». Проведенный анализ работы показал, что желающих научиться играть в шахматы в возрасте от 5 до 7 лет составляет 67% от общего числа обучающихся.
Все это привело к необходимости разработать дополнительную образовательную программу для детей 5 – 7 лет, реализующую основную цель: создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста; формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- способствовать приобретению знаний, умений и навыков для дальнейшей самостоятельной игры в шахматы;
- подготовить дошкольников к дальнейшим интеллектуальным нагрузкам во время школьного обучения;
- способствовать формированию основ гармонического развития, логического мышления, памяти, внимания, воображения;
- формировать и развивать коммуникативные способности ребенка;
- создать ситуации успеха для каждого ребёнка.
Формирования первоначальных знаний,
умений и навыков шахматной игры
Шахматы для детей - не просто игра, это очень интересное занятие, дающее сильный толчок для интеллектуального роста. Более осознанный возраст – от четырех до пяти лет, возраст, когда специалисты рекомендуют начинать обучение шахматам. Все известнейшие мировые шахматисты начинали постигать азы этой игры именно в этом возрасте, среди них и Г. Каспаров, и Н. Гаприндашвили, и А. Алехин. А Сухомлинский говорил: «Умственные способности и память нельзя воспитать полноценно без шахмат, обучение детей шахматам обязательно должно присутствовать в младшей школе, когда идет базовая закладка знаний и ребенок очень восприимчив к получаемой информации, ее усвоению».
Эта игра учит быть предельно собранным, внимательным. Шахматы являются прекрасным поводом для общения, организации досуга, в существенной степени формируют характер ребёнка. Во время игры у детей развиваются такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, честность, воля, характер, дисциплинированность.
Обучение основано на принципах личностно - ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых – ребёнок, реализующий свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизические особенности ребёнка. Немаловажное значение в обучении игре в шахматы отводится принципу адаптирующей педагогики, обеспечивающей взаимодействие и сотрудничество семьи и педагогов.
Данная программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к игре в шахматы, на формирование у них знаний правил и приёмов игры. Для этого необходимо учитывать следующие критерии:
- дивергентность поведения – способность необычно решать обычные задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
- мобильность поведения – способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств.
В программе большое значение придаётся сохранению здоровья ребенка, поэтому учтены рекомендации СанПиНа (2.4.1.1249-03), а также возрастные особенности детей. Занятия по программе строятся в игровой форме, в форме путешествия по шахматному королевству, с использованием современных средств обучения – компьютеров, видео - аудио техники.
Для формирования первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры, выбраны следующие принципы обучения:
Таблица 1
Основные компоненты | Принципы обучения |
Задачи обучения | Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого. |
Содержание обучения | Принцип научности, систематичности и последовательности обучения. |
Методы обучения и соответствующие им средства | Принцип наглядности обучения, сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения. |
Формы организации обучения | Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. |
Условия для обучения | Принцип создания необходимых условий для обучения. |
Результаты обучения | Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития. |
Программа рассчитана на два год обучения для детей старшего дошкольного возраста. В группах 1-го и 2-го года обучения программа предусматривает 72 часа занятий в течение года - по 2 часа в неделю. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года. Обучение направлено на изучение основ и приёмов игры в шахматы с учётом индивидуальных особенностей и способностей детей.
Тематический план
1-ый год обучения
Таблица 2
№ | Тема занятий | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Общие понятия о шахматах. Из истории шахмат. Легенды о шахматах. | 2 | 1 | 1 |
II. | Шахматная доска. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. | 14 | 7 | 7 |
III. | Правила игры. Шахматные фигуры и пешки. Ход и взятие. Ценность шахматных фигур. | 47 | 23,5 | 23,5 |
IV. | Цель игры. Шах. Мат. Пат. | 6 | 3 | 3 |
V. | Турниры в шахматном королевстве. | 3 | 3 | |
Итого: | 72 | 34,5 | 37,5 |
Тематический план
2-ой год обучения
Таблица 3
№ | Тема занятий | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | В гостях у шахматного короля. | 1 | 1 | |
II. | Начало партии - дебют. Дебют и его задачи. Три главных правила дебюта. Рокировка. Королевский гамбит. | 24 | 12 | 12 |
III. | Учебные партии. Игра со сказочными героями. Нападение и защита. Правила поведения во время игры. | 7 | 3 | 4 |
IV. | Миттельшпиль. Роль шахматных фигур в миттельшпиле. Мат на последней и предпоследней горизонталях. Атака и защита. | 13 | 6 | 7 |
V. | Эндшпиль. Роль шахматных фигур в эндшпиле. Король и пешка против короля и пешки. | 19 | 8 | 11 |
VI. | Турниры. Квалификационные турниры. | 3 | 3 | |
Итого: | 72 | 30 | 44 |
Кроме этого, для каждого тематического плана составлен учебно-тематический план и программное содержание (приложение 1, 2, 3).
Эффективность реализации
дополнительной образовательной программы
В результате поэтапной реализации данной программы в течение двух лет, обучающие овладели необходимыми навыками и качествами для дальнейшего обучения в школе (приложение 4).
Отмечен рост количества обучающихся дошкольного возраста в Шахматной школе «Дебют», если в 2009 году количество обучающихся составляло 28 человек, то уже в 2011 году - 60 обучающихся.
Обучающиеся активно принимают участие в городских, областных, региональных соревнованиях и турнирах (приложение 5).
21 обучающийся дошкольного возраста за время обучения повысили свой спортивный разряд (приложение 6).
К концу первого года обучения дети уже знают:
- правила и цель игры;
- основные шахматные термины;
- ходы и взятие фигур;
- ценность фигур;
- три защиты от шаха;
- простейшие способы матования;
- первичные знания по началу партии;
- общие сведения из истории возникновения и развития шахматной
умеют:
- читать шахматную нотацию;
- предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
- правильно защищать короля от угроз;
- составлять простейший план действий в игре;
- ставить мат в один ход.
Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
- выполнение заданий дидактических игр (приложение 7);
- игры с руководителем объединения;
- соревнования, в которых участвуют обучающиеся (приложение 8).
Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.
Методические рекомендации по организации занятий
Цель обучения - это привить интерес к игре, научить детей основам и правилам игры. Обучение ребенка шахматам можно начинать даже с двух-трех лет. Одним из условий в обучении детей шахматам - не давать им уставать.
В возрасте четырех - пяти лет у ребенка игровая деятельность является ведущей, поэтому обучение ребенка должно проходить только в форме игры. Не стоит ждать от него постоянного интереса. Как только при игре в шахматы малыш начинает скучать, занятия лучше останавливать. Для начала, играя с малышом, можно просто научить его расставлять фигуры. Шахматы для детей дошкольного возраста с большим игровым полем - непосильная задача, поэтому можно для начала смастерить (нарисовать) доску с вдвое меньшим количеством клеток. Играть в такие шахматы можно не обычными фигурами, а персонажами сказок, например животными: волками и зайцами. Эти звери - шахматы, по замыслу, должны делать простейшие ходы (волки охотятся на зайцев или зайцы скачут друг за другом) по одной или две клетки в одном направлении. Это позволит ребенку взглянуть на шахматы, как на увлекательный мир, где все подчинено определенным законам, которые необходимо соблюдать.
Для успешного обучения дошкольников игре в шахматы, необходим оборудованный кабинет. Он должен быть большим, разделённым на несколько зон:
- учебная (столы, стульчики для детей и педагога, деревянные шахматные доски, напольные шахматы более 50 см высотой, магнитная доска с шахматными фигурами и различными магнитиками: кружочки, квадраты, животные, растения, рыбы, птицы).
- компьютерная (индивидуальные компьютеры для детей с играми, обучающими игре в шахматы, 1-2 развивающими играми, типа «Розовая пантера»)
- игровая - для проведения физкультминуток и смены вида деятельности во время занятия (диванчики, стол, настольные игры, пластиковые настольные замки с фигурками, карандаши, бумага).
Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но, обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной дошкольной подготовкой и залогом хорошего школьного обучения. Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным.
Список использованной литературы
- Весела, И. И. Шахматный букварь / И. Весела. - М.: Просвещение, 1983.
- Волокитин, А.А. Самоучитель для вундеркиндов / А.А. Волокитин.- М.: РИПОЛ классик, 2009.
- Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы / В.Г. Гришин. – М.: Просвещение, 1991.
- Зенков, Г.М. Первый шах / Г.М. Зенков. - Прокопьевск: Пласт, 1993.
- Тимощук, Н.В. История в шахматах / Н.В. Тимощук. – М.: Олимпия, Человек, 2007.
- Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. - СПб.: Питер, 2009. (+СД с обучающими видеоуроками и стимуляторами игр).
- Петрушина, Н. Шахматный учебник для детей / Н. Петрушина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Сокольский, А.П. Ваш первый ход / А.П. Сокольский. - М.: Физкултура и спорт, 1989.
- Сухин, И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухих. - М.: Астрель, АСТ, 2008.
- Дымченко, Л. Большое шахматное путешествие 1 // Детская шахматная обучающая компьютерная программа. -Издатель в России: "МедиаХауз", 2004.
- Гончаров, В.И. Шахматы в сказках// детская обучающая игра. - http://puzkarapuz.org/go.php?http://letitbit.net/download/01869.067786397f7818b2e2732f79bf99/Shahmaty_v_skazkah_tfile.ru_.rar.html, 2005.
Приложение 1
Учебно-тематический план
1-ый год обучения
п/п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Знакомство с шахматной школой. | 1 | 1 | |
2. | В гостях у шахматного короля. | 1 | 1 | 2 |
3. | Секреты шахматной доски. «Доску правильно клади…» | 1 | 1 | 2 |
4. | Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – горизонталь. | 1 | 1 | 2 |
5. | Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – вертикаль. | 1 | 1 | 2 |
6. | Секреты шахматной доски. Шахматная дорожка – диагональ. | 1 | 1 | 2 |
7. | Вот эта улица, вот этот дом. Секрет горизонтали, номера горизонтали: 1, 2,3,4,5,6,7,8. | 1 | 1 | 2 |
8. | Секрет вертикали. Восемь имён вертикали: А,B,С,D,E,F,G, H. | 1 | 1 | 2 |
9. | Вот эта улица, вот этот дом… Адрес шахматных клеток. | 1 | 1 | 2 |
10. | Начальная позиция в шахматной партии: Белый отряд. Чёрный отряд – друг против друга два войска стоят. | 1 | 1 | 2 |
11. | Ценность шахматных фигур. | 1 | 1 | 2 |
12. | Король – главная фигура в шахматах: Запомни: основную роль играет в шахматах Король!» | 1 | 1 | 2 |
13. | Как ходит Король: «У Короля короткий шаг». | 1 | 1 | 2 |
14. | В гостях у волшебного карандаша: портрет Короля. | 1 | 1 | |
15. | Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве. | 1 | 1 | |
16. | Ферзь – самая сильная фигура в шахматном королевстве. | 1 | 1 | |
17. | Как ходит ферзь: ходит он по многим клеткам, если бьёт, то очень метко. | 1 | 1 | 2 |
18. | В гостях у волшебного карандаша: портрет Ферзя. | 1 | 1 | |
19. | Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве. Прямолинейная ладья. | 1 | 1 | 2 |
20. | Как ходит Ладья: как танк могучий и стальной, она несётся по прямой. | 1 | 1 | 2 |
21. | В гостях у волшебного карандаша: портрет Ладьи. | 1 | 1 | |
22. | Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Быстроходный Слон. | 1 | 1 | 2 |
23. | Как ходит Слон: «Своей родной диагонали всегда, как рыцарь верен он». | 1 | 1 | 2 |
24. | В гостях у волшебного карандаша: портрет Слона. | 1 | 1 | |
25. | Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Защитник короля – хитрый Конь. | 1 | 1 | 2 |
26. | Первая хитрость Коня – как буква «Г» его скачёк. | 1 | 1 | 2 |
27. | Вторая хитрость Коня: скачет конь породы редкой, через фигуры, через клетки. | 1 | 1 | 2 |
28. | Третья хитрость Коня: защитник Короля он пылкий и любит всем он делать «вилки». | 1 | 1 | 2 |
29. | В гостях у волшебного карандаша: портрет Коня. | 1 | 1 | 2 |
30. | Смелый и стойкий воин – пешка. | 1 | 1 | 2 |
31. | Как ходит пешка: «Я «пешка, ход мой прямо – удар наискосок» | 1 | 1 | 2 |
32. | Волшебное превращение пешек: « А если я дойду до края, мне больше пешкой не бывать». | 1 | 1 | 2 |
33. | Хитрость Пешки: взятие на проходе. | 1 | 1 | 2 |
34. | В гостях у волшебного карандаша: портрет Пешки. | 1 | 1 | |
35. | Цель игры. Шах. | 1 | 1 | 2 |
36. | Цель игры. Мат. | 1 | 1 | 2 |
37. | Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном, конём пешкой. | 1 | 1 | 2 |
38. | Пат – упорному награда. Ничья. | 1 | 1 | 2 |
39. | Шахматная партия. | 1 | 1 | 2 |
40. | Повторение программного материала. | 2 | 2 | |
Итого: | 34 | 38 | 72 |
Приложение 2
Учебно-тематический план
2-ой год обучения
п/п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. В гостях у шахматного Короля. | 1 | 1 | |
2. | Начало партии – дебют. Три главных правила дебюта. | 1 | 1 | 2 |
3. | Первое правило дебюта: «В дебюте с первых же ходов за центр сражаться будь готов!» | 1 | 1 | 2 |
4. | Второе правило дебюта: вначале кони и Слоны в борьбу за центр вступать должны!» | 1 | 1 | 2 |
5. | Третье правило дебюта: опасно в центре Королю-то, пускай уходит он оттуда. | 1 | 1 | 2 |
6. | Ход очень ловкий – рокировка. | 1 | 1 | 2 |
7. | Роль шахматных фигур в дебюте. Роль Короля . | 1 | 1 | 2 |
8. | Роль Коня в дебюте, | 1 | 1 | 2 |
9. | Роль Слона в дебюте. | 1 | 1 | 2 |
10. | Роль Ладьи в дебюте. | 1 | 1 | 2 |
11. | Роль Ферзя в дебюте. | 1 | 1 | 2 |
12. | Роль Пешки в дебюте. | 1 | 1 | 2 |
13. | «Детский мат» в дебюте | 1 | 1 | 2 |
14. | В гостях у лисы Алисы и кота Базилио или правила поведения во время игры. | 1 | 1 | |
15. | Игра в шахматы со сказочными героями. Нападение и защита. | 3 | 3 | |
16. | Учебные партии. | 3 | 3 | |
17. | Роль Коня в миттельшпиле. | 1 | 1 | 2 |
18. | Роль Слона в миттельшпиле. | 1 | 1 | 2 |
19. | Роль Ладьи в миттельшпиле. | 1 | 1 | 2 |
20. | Роль Ферзя в миттельшпиле. | 1 | 1 | 2 |
21. | Роль Пешки в миттельшпиле. | 1 | 1 | 2 |
22. | Учебные партии. | 3 | 3 | |
23. | Роль шахматных фигур в эндшпиле. Роль Короля. | 1 | 1 | 2 |
24. | Роль Коня в эндшпиле. | 1 | 1 | 2 |
25. | Роль Слона в эндшпиле. | 1 | 1 | 2 |
26. | Роль Ладьи в эндшпиле. | 1 | 1 | 2 |
27. | Роль Ферзя в эндшпиле. | 1 | 1 | 2 |
28. | Роль Пешки в эндшпиле. | 1 | 1 | 2 |
29. | Учебные партии. | 6 | 6 | 6 |
30. | Квалификационный турнир среди обучающихся | 3 | 3 | |
31. | Конкурсно-игровая программа «В гостях у Каиссы» | 1 | 1 | |
32. | Конкурсно-игровая программа «Загадки шахматного королевства. | 1 | 1 | |
33. | Праздничные турниры в шахматном королевстве. | 4 | 4 | |
Итого: | 30 | 42 | 72 |
Приложение 3
Программное содержание
1. Знакомство с шахматной школой. Просмотр фрагмента из обучающей компьютерной игры «Шахматы в сказках» (приветствие шахматных королей). Знакомство с кабинетом «Азбука шахматной игры. Дидактическая игра – драматизация «Шахматный теремок». Стихотворение «Начальная позиция в шахматной партии». Дидактическая игра «Белые и чёрные» (напольные шахматы)
2. В гостях у шахматного короля. Дидактическая игра – драматизация «Шахматный теремок». Просмотр фрагмента обучающей компьютерной игры «Шахматы в сказках»: «Шахматные фигуры и их ходы». Дидактическая игра «Над головой» (настольные шахматы). Стихотворение «Начальная позиция в шахматной партии». Дидактическая игра «Белые и чёрные» (напольные шахматы)
3. Секреты шахматной доски. «Доску правильно клади…». Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнёрами. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактическая игра «Цвет» (напольные шахматы). Дидактическая игра «Кто у тебя в руке». Чёрные и Раскрашивание части листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска коричневым и жёлтым. Дидактическая игра «Загадки из тетрадки». Просмотр фрагмента обучающей игры «Шахматы в сказках» о шахматной доске и правильном её расположении перед игрой и решение заданий первого урока. Чтение стихотворения «Доску правильно клади». Дидактическая игра «Куча мала».
4. Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – горизонталь. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Дидактическая игра «Ряд». Фрагмент развивающей компьютерной игры «Розовая пантера» (игра с осьминогом). Знакомство с компьютером, клавиатурой. Тренировочные упражнения с клавиатурой: «Накорми осьминога» в развивающей игре «Розовая пантера». Дидактическое задание «Ответь как в сказке сам без подсказки». Игра «Собери шахматную доску из горизонталей». Рисование на первой горизонтали ладьи, ферзя, короля. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Большое шахматное путешествие 1» Дидактические игры на напольной доске «На одну клетку», «Через клетку», «Через клетку», «Через две клетки». Загадки из тетрадки. Знакомство с компьютером, клавиатурой. Тренировочные упражнения с клавиатурой: «Накорми осьминога» в развивающей игре «Розовая пантера».
5. Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – вертикаль. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали.
Чтение стихотворения «В поле много есть дорожек». Просмотр фрагмента обучающего фильма «Большое шахматное путешествие 1» о том, как бегает ладья и ферзь. Знакомство с компьютером, клавиатурой. Тренировочные упражнения с клавиатурой: «Собери монетки» в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие». Считалка о латинских буквах на шахматной доске. Обозначение вертикали на магнитной доске магнитиками. Поставить шахматные фигуры в свои домики в начальной позиции и назвать вертикаль. Дидактическая игра «Пирамида» Дидактическая игра «Запретная фигура». Собрать шахматную доску из вертикалей (вертикальных дорожек). Дидактические игры на напольной доске «На одну клетку», «Через клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок». Загадки из тетрадки. Нарисовать на ладью на вертикали Н, ферзь на вертикали D, короля на вертикали Е. Физкультминутка «Самолёт».
6. Секреты шахматной доски. Шахматная дорожка – диагональ. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Просмотр фрагмента обучающей игры «Большое шахматное путешествие 1» о том, как бегает слон. Знакомство с компьютером, клавиатурой, мышкой. Тренировочные упражнения с клавиатурой и мышкой в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие». Стихотворение «Слон». Задание «Нарисуй дорожки для слона». Работа в тетради. Раскрасить в клетчатой тетради чёрную диагональ из двух, трёх, четырёх клеток. Дидактические игры на напольной доске «На одну клетку», «Через клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок». Загадки из тетрадки. Тренировочные упражнения с клавиатурой и мышкой в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие».
Дидактическая игра «Угадай-ка». Раскрасить на шахматной доске разным цветом горизонталь, диагональ и вертикаль. Задание собрать шахматную доску из вертикальных дорожек для ферзя, ладьи и пешки; из горизонтальных дорожек для ладьи и ферзя. Вопросы для проверки знаний.
7. Вот эта улица, вот этот дом. Секрет горизонтали. Номера горизонтали 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали. Дидактическое задание: собери шахматную доску из горизонтальных дорожек для мышонка Гарика. Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Словарная работа. Дидактическая игра «Узнай и раскрась цифру». Дидактическая игра на напольной доске. «Угадай, на каких дорожках сидят игрушки. Дидактическая игра «Большая и маленькая». Упражнения на магнитной доске. Шахматные пазлы: собрать шахматную доску. Дидактическая игра «Назови дорожки – горизонтали, на которых стоят игрушки и шахматные фигуры». Физкультминутка «Паучок». Просмотр фрагмента из обучающей игры «Большое шахматное путешествие 1» о том, как ходит ладья. Тренировочные упражнения с клавиатурой и мышкой в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие».
8. Секрет вертикали. Восемь имён вертикали: A B C D E F G H. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Знакомство с латинскими буквами шахматной доски: A B C D E F G H. Считалка о латинских буквах. Дидактическое задание: поставить шахматные фигуры в начальной позиции на напольной доске и назвать букву, обозначающую ту вертикаль, на которой она стоит. Работа в тетради. Написать в тетради буквы A B C D E F G H. Вопросы из шахматной шкатулки. Шахматные пазлы. Дидактическая игра «Назови дорожки – вертикали, на которых стоят игрушки и шахматные фигуры». Физкультминутка «Паучок». Просмотр фрагмента из обучающей игры «Большое шахматное путешествие 1 и 2» о том, как ходит ладья, ферзь, пешка. Тренировочные упражнения с клавиатурой и мышкой в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
9. Вот эта улица, вот этот дом… Адрес шахматных клеток. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей. Дидактические игры и задания: «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Дидактическая игра на напольной шахматной доске «Пройди и назови поле».
10. Начальная позиция в шахматной партии: Белый отряд. Чёрный отряд – друг против друга два войска стоят. Чтение стихотворения «Начальная позиция». Расстановка фигур перед шахматной партией. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Мяч». Просмотр фрагментов из обучающих игр «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка» о начальной позиции в шахматной партии. Тренировочные упражнения с клавиатурой и мышкой в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
Дидактические задания «Построй войска», «Банкомат» из обучающей компьютерной игры «Большое шахматное путешествие 1».
11. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Просмотр фрагментов из обучающих компьютерных игр «Шахматные сказки», «Большое шахматное путешествие 1 и 2». Тренировочные упражнения: в обучающих компьютерных играх «Большое шахматное путешествие 1» и «Шахматные сказки». Дидактическая игра «Белые и чёрные», «Самолёты».
12. Король – главная фигура в шахматах: Запомни: основную роль играет в шахматах Король!» Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», просмотр фрагментов из обучающей компьютерной игры «Большое шахматное путешествие 1»: «Борцы сумо», «Займи свой трон», «Взятие». Тренировочные упражнения: в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
13. Как ходит Король: «У Короля короткий шаг». Чтение стихотворений о короле. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Тренировочные упражнения: «Борцы сумо», «Займи свой трон», «Взятие» в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
14. В гостях у волшебного карандаша: портрет Короля. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Короле. Дидактическая игра «Что могут Короли». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Короле. Рисование, лепка, аппликация на тему « В гостях у Короля».
15. Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве. Ферзь – самая сильная фигура в шахматном королевстве. Чтение стихотворений о ферзе. Место ферзя в начальном положении. Ферзь – тяжёлая фигура. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о ферзе.
16. Как ходит ферзь: ходит он по многим клеткам, если бьёт, то очень метко.
Ферзь – самая сильная фигура в шахматном королевстве. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Упражнения на магнитной доске «Собери монетки», «Собери цветочки». Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин». Тренировочные упражнения: «Собери букет», «Весёлый стрелок» в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
17. В гостях у волшебного карандаша: портрет Ферзя. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Ферзе. Дидактическая игра «Что могут Ферзи». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Ферзе. Рисование, лепка, аппликация на тему « В гостях у Ферзя».
18. Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве. Прямолинейная ладья.
Чтение стихотворений о ладье. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Дидактические задания и игры: «Соседи», «Туда – сюда», «Длинный ход», «По всем углам». «Лабиринт», «Один в поле воин», «Лови не лови», «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки» «Поворот», «Большой прыжок». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о ладье.
18. Как ходит ладья: как танк могучий и стальной, она несётся по прямой.
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие. Дидактические задания и тренировочные упражнения: «Лабиринт», «Весёлый стрелок» в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1». Упражнения на магнитной доске «Собери монетки», «Задача направления». Дидактические игры на взятие фигур: «Ладья против ладьи», «Ладья против слона».
19. В гостях у волшебного карандаша: портрет Ладьи. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Ладье. Дидактическая игра «Что могут Ладьи». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Ладье. Рисование, лепка, аппликация на тему « В гостях у Ладьи».
20. Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Быстроходный Слон. Чтение стихотворений о слоне. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Лёгкая и тяжёлая фигура. Дидактические задания и тренировочные упражнения: «Лабиринт», «Один в поле». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 12» о слоне. Тренировочные упражнения на магнитной шахматной доске «Путешествия белых и чёрных слонов на корабликах».
21. Как ходит Слон: «Своей родной диагонали всегда, как рыцарь верен он». Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Лёгкая и тяжёлая фигуры. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Дидактические задания и тренировочные упражнения: «Игра на уничтожение», «Сними часовых», Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защита», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов). Дидактические задания и тренировочные упражнения: «Лабиринт», «Весёлый стрелок» в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
22. В гостях у волшебного карандаша: портрет Слона. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Слоне. Дидактическая игра «Что могут Слоны». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Слоне. Рисование, лепка, аппликация на тему «В гостях у Слона».
23. Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Защитник короля – хитрый Конь. Чтение стихотворений о коне. Место коня в начальном положении. Конь – лёгкая фигура. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о коне. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка».
24. Первая хитрость Коня – как буква «Г» его скачёк. Чтение стихотворений о коне. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о коне. Тренировочные упражнения на магнитной шахматной доске «Путешествия коней по шахматной доске». Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
25. Вторая хитрость Коня: скачет конь породы редкой, через фигуры, через клетки. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Тренировочные упражнения на магнитной шахматной доске «Путешествия коней по шахматной доске». Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка». Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
26. Третья хитрость Коня: защитник Короля он пылкий и любит всем он делать «вилки». Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка». Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
27. В гостях у волшебного карандаша: портрет Коня. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Коне. Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Коне. Нарисовать рисунок на тему: «Сказочные шахматные кони». Выставка рисунков.
28. Смелый и стойкий воин – пешка. Стихи о пешке. Место пешки в начальном положении. Линейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о пешке. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка».
29. Как ходит пешка: «Я «пешка, ход мой прямо – удар наискосок». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Упражнения на магнитной доске. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защита». Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка».
30. Волшебное превращение пешек: « А если я дойду до края, мне больше пешкой не бывать». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Упражнения на магнитной Доске. Превращение пешки. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о пешке. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защита». Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
31. Хитрость Пешки: взятие на проходе. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Упражнения на магнитной Доске. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о пешке. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
32. В гостях у волшебного карандаша: портрет Пешки. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Пешке. Дидактическая игра «Что могут Пешки». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Пешке. Рисование, лепка, аппликация на тему « В гостях у Пешке». Маленькая, удаленькая, все поля прошла и фигуру нашла.
33. Цель игры. Шах. Шах ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах». «Дай шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах». Упражнения на магнитной Доске. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о шахе. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
34. Цель игры. Мат. Цель игры. Мат ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Дидактические задания «Мат или не мат». Мат в один ход. Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Дидактическое задание «Мат в один ход». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о мате. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
35. Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Дидактическое задание «Мат в один ход». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о мате. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
36. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о пате. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
37. Пат – упорному награда. Ничья. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о пате. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».
38. Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
39. Повторение программного материала.
Приложение 4
Диаграмма уровня развития волевых качеств
Приложение 5
Участие в соревнованиях
Приложение 6
Диаграмма повышения спортивного разряда
Приложение 7
Дидактические игры
Шахматные фигуры. Волшебный мешочек
По очереди прячутся в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просят малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадываете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячут все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
Шахматный теремок
Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя шахматному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.
Шахматный колобок
Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» - король, «Баба» - ферзь, «Заяц» - пешка, «Лиса» - конь, «Волк» - слон, «Медведь» - ладья, а Колобок – шарик или клубок.
Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «ЛИСА» Колобка не съест – он от неё убежит.
Шахматная репка
Посадите «репку» - клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «Дедка» - это король, «Бабка» - ферзь, «Внучка» - слон, «Жучка» - конь, «Кошка» - ладья, «Мышка» - пешка.
Запретная фигура
Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.
Что общего
Возьмите любые шахматные фигуры и спросите любого малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются? (цветом, формой?).
Угадай-ка
Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовёт загаданную фигуру, следующую прячет он уже сам (лучше всего за спиной) и т.д.
Цвет
Попросите ребёнка поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две чёрные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.
По росту
Попросите у ребёнка по росту расставить шесть разных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
Догонялки
Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-нибудь чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.
Убери такую же
Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Попросите малыша взять эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т.д.
Жмурки
Оденьте на голову себе колпак, надвиньте его на глаза, возьмите любую шахматную фигуру, лежащую на столе, назовите её. Снимите колпак, проверьте, правильно ли вы назвали её название. Предложите аналогичное задание ребёнку.
В варианте с напольными шахматами с малышами играет какая-либо мягкая игрушка, например, кот, собачка, зайчик и т.д. , выполняющие роль жмурки, находящиеся в руках у педагога. Она ловят то малышей, то какую-либо напольную шахматную фигуру и спрашивают: «Кого я поймал?». Малыши называют или имя ребёнка, или название шахматной фигуры.
Самолёты
Играют две команды малышей. Одна команда стоит у зелёного столика, другая - у синего. На столиках – шахматные доски с правильно расставленными шахматными фигурами. Напротив, в комнате стоят столики таких же цветов с шахматными досками, но без шахматных фигур. Малыши – «самолёты», которые должны перевезти пассажиров с одного города в другой и правильно расставить их на шахматной дорожке.
Ладья. На одну клетку
Делайте с ребёнком по очереди ходы белой ладьёй, но только на соседнее поле по вертикали или горизонтали. Учите ребёнка ставить ладью аккуратно в середину клетки.
Через клетку
В этой игре белая ладья должна каждый раз перепрыгивать через одну клетку.
Через две клетки
Здесь ладьи по очереди ходят через два поля.
Поворот
После каждого вашего хода малыш следующий ход ладьёй совершает в перпендикулярном направлении, « поворачивает» белой ладьёй.
Задача направления
Расположитесь с ребёнком с одной стороны шахматной доски. Задайте малышу направление движения ладьи и количество полей, на которые она пойдёт. Например: «Налево на одно поле». Ребёнок делает этот ход и даёт задание вам. Давайте малышу посильные задания. Приблизительно максимальное количество полей, которое может точно отсчитать ребёнок, соответствует его возрасту, т.е.3 поля и т.д. Эта дидактическая игра очень важна для подготовки ребёнка к школе.
Длинный ход
Попросите малыша сделать ход ладьёй их какого-нибудь конкретного положения на максимальное количество клеток.
По всем углам
Поставьте белую ладью в один из углов шахматной доски. Предложите малышу «пробежаться» белой ладьёй по всем угловым клеткам и вернуться на исходное поле.
Если ребёнку трудно осваивать ходы ладьи, например, малыш, делая «длинные» ходы, всё время соскакивает ладьёй на соседнюю линию или ходит ею наискосок, поиграйте на фрагментах шахматной доски, маскируя «лишние» поля. Для дидактических игр рекомендуем также фрагменты: две клетки на две, две на три, три на три, три на четыре, четыре на четыре. Получить подобный набор фрагментов, можно и разрезав картонную шахматную доску.
Дидактические игры на взятие фигур
«Ладья против ладьи», «Ладья против слона», «Слон против слона», «Ферзь против ладьи и слона», «Ферзь, король, ладья и слон против пешки», «Конь против коня», «Ферзь, ладья и слон против коня», «Король и пешка против коня».
Шахматная доска. Снайпер
На шахматной доске в произвольном порядке расставляются 8 белых пешек. Игроку даётся 8 «выстрелов», т.е. он может 8 раз назвать клетку шахматной доски. Если на названной клетке действительно стоит пешка, то она снимается с доски. Снайпером становиться тот, кто за 8 ходов уничтожит все пешки-мишени. Эту игру можно усложнить: разрешить одним выстрелом поражать сразу две мишени, стоящие на одной вертикали или горизонтали.
Шахматное лото
На обычное шахматное лото наклеить на бочонки с обеих сторон бумагой с надписями обозначения шахматных полей (а1, е4 и т.д. все 64 квадратика). Можно использовать также шашки или шахматные фигуры. На демонстрационной шахматной магнитной доске играют магнитными шахматными фигурами или шашками, на самодельной демонстрационной шахматной доске фигурами, которые вешаются на гвоздики. Цель игры: научить хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно (или с минимальными ошибками) находить название шахматного поля.
Играть можно индивидуально и команда на команду. Воспитатель называет поле и приглашает ребёнка, который должен поставить фигуру. Если допущена ошибка, выходит второй, третий игрок, пока не будет найден правильный ответ. Побеждает тот, кто отгадает большее число полей. Если школа располагает достаточным количеством шахмат, каждый игрок отмечает поля на своей доске; при командном соревновании лучше играть на демонстрационной доске: её видно всем, меньше недоразумений.
Расставь на доске
Разрезать одну картонную доску на восемь вертикалей, другую на восемь горизонталей и раздать капитанам, прежде перемешав карточки каждой доски (полями вниз). По команде « Расставь линии на доске» дети начинают соревнование: одни ставят на свою пустую доску горизонтальные линии, другие – вертикальные. Побеждает команда быстрее и правильнее выполнившая задание. При повторе игры команды меняются картонками-линиями.
Составь доску
Карточки используются те же, но собирают доску на пустом столе по памяти.
Пройди и назови поле
(Лучше играть на демонстрационной доске)
Две команды, имея фигуру (пешку, фишку, шашку), отправляются в путь: одна с поля а1 – по тёмным полям, другая с поля а8 – по светлым полям. Игрок переставляет фишку на одно поле и называет его(например, b2, b7). Только если поле названо правильно, по шахматному, он имеет право сделать очередной ход. (Продвигаются только по диагональным линиям .Если фишка второй раз попадает на поле, его можно не называть). Каждый игрок должен обязательно побывать на 32 полях своего цвета по одному разу. Выигрывает тот, кто первым пройдёт все поля. При повторе игры команды меняются цветом полей и начинают соответственно с полей h1, h8.
Шахматная эстафета
Играющие выстраиваются в две колонны. Напротив каждой – на расстоянии 6-8 м – ставится по столу. На них кладутся шахматные доски. Слева и справа от колонны тоже стоят стулья, на них лежит по восемь пешек (или другие фигуры).
По сигналу педагога игроки, стоящие первыми, берут со стола пешку, добегают до доски и ставят белую на поле а2, а чёрную на поле а7, обегают столы, возвращаются обратно, салят по руке следующего играющего и встают в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и не совершила ошибок в расстановке пешек. Когда все восемь пешек будут поставлены, эстафета не прекращается: 9-ый ребёнок снимает пешку, приносит её обратно и кладёт на стол.
Варианты игры:
а) расставлять и снимать пешки в том порядке, в каком укажет педагог;
б) обе команды ставят по 16 пешек (по восемь белых и восемь чёрных), каждая на своей доске.
Приложение 8
План ежегодных шахматных соревнований
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения | Место проведения |
Шахматный турнир «Связь поколений», посвященный Дню пожилого человека | сентябрь | ШШ «Дебют» | |
«Шахматный бульвар» | октябрь | городской парк | |
Шахматный турнир на приз Главы города Осинники, среди детей 8,10,12 лет | ноябрь | ШШ «Дебют» | |
Семейный шахматный турнир «Шахматная семья» | декабрь | ШШ «Дебют» | |
Областной Рождественский турнир «Шахматная семья – 2012» | январь | г. Новокузнецк | |
Первенство города по шахматам среди детей до 8 лет | январь | ШШ «Дебют» | |
Шахматный турнир на разряды, среди обучающихся ШШ «Дебют» | февраль | ШШ «Дебют» | |
Первенство Кузбасса среди мальчиков и девочек до 8 лет | февраль | г. Новокузнецк | |
Первенство СФО среди детей до 8 лет | март | г. Барнаул | |
Семейный шахматный турнир «Отважная пешка» | март | ШШ «Дебют» | |
Областной турнир «Кубок Чернобыля» | апрель | ШШ «Дебют» | |
Шахматный турнир на разряды, среди обучающихся ШШ «Дебют» | май | ШШ «Дебют» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Азбука счёта"
Программа дополнительного образования детей "Аэбука счёта" предназначена для обучения детей, не посещающих детский сад. Срок реализации программы 2 года. Возраст детей 4,5-6 лет.Цель...
Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры» для детей 5-6 летТема: Черно-белое королевствоЦель: Знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...
Сокращенный вариант модуля "Танцуй и не болей" модифицированной образовательной программы "Азбука балета". Белова Е.М.
Занятия для первоклассников в общеобразовательной школе по предмету ритмика....
Тема занятия: Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».
Цель: Формирование интереса к шахматной игре.Задачи:1. Познакомить детей с историей шахмат.2. Знакомство с шахматной доской, фигурами, первы...
Стратег основная образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по обучению основ шахматной игры для учащихся 11 -15 лет Срок реализации 3 года
Обучение шахматам содействует не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные де...
Образовательно-методический комплекс к образовательной программе "Азбука хореографии"
Здесь вы найдёте примерные вопросы для самостоятельной проверки знаний по курсу "Азбукуа хореографии"....
Образовательная Программа по дополнительной услуге «Шахматный клуб»
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных уч...