Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет
план-конспект на тему

Фролова Наталья Валентиновна

Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры»  для детей 5-6 лет

Тема: Черно-белое  королевство

Цель: Знакомство  с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.

Задачи:

- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;

- учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями шахматных фигур;

- развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.

Оборудование и материалы:  напольная шахматная доска и шахматные фигуры; комплекты настольных шахмат в необходимом количестве; кубик (20 х 20) с изображением шахматных фигур для игры: «Шахматный кубик»; «Волшебная карта»; костюмы:  Волшебник, Шахматные фигуры (король, ферзь, слон, пешка, ладья, конь)

Компьютерное программное обеспечение: «Динозавры учат играть в шахматы» (1-е занятие)

1.     Вводная часть:

Занятие начинается в рекреации 1 этажа

Педагог:

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы пригласили вас, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть. Ребята, я хочу рассказать вам одну удивительную историю, сегодня утром я обнаружила на столе карту, посмотрите на нее (Показывает карту, на которой написано «Путь в Черно-белое Королевство») Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей)

Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство шахматных фигур, которые ведут к кабинету «Азбуки шахматной игры»)

 Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте найдем его. (Дети по карте ищут дорогу и проходят в кабинет).

  Вот мы его и отыскали, добро пожаловать в шахматное королевство!

 Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?

2.              Основная часть.

2.1.         Знакомство с шахматной доской

- Но почему же Королевство называется Черно-белым? (предположения детей)

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

 Ни патронов, ни штыков.

Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску).

- На, что похожа шахматная доска?

- Что вы видите на доске?

Черные и белые клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом.

Игра «Цвет поля»:

Дети  по заданию педагога располагаются на напольной шахматной доске:

- только на черных полях, только на белых полях, занимают поля на первой горизонтали, сделать шаг вперед на два поля, шаг вправо на три поля и т.д.

 Какие, вы молодцы, замечательно играли. Ребята, а вы хотите, познакомимся с обитателями шахматного королевства, и научится играть в эту удивительную и увлекательную игру?  

2.2.         Знакомство с шахматными фигурами

Звучит волшебная музыка, водит Старик Хоттабыч.

Старик Хоттабыч:

- О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы жизни!

Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные педагоги! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы?

 Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку.

Родиной шахмат считается Индия. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король-

Его хранит отряд.

Давайте познакомимся с шахматными фигурами. (дети рассаживаются за настольные шахматы)

Под музыку входят король и королева.

КОРОЛЕВА: Вот властелин идет, Король.

КОРОЛЬ: Но правит все же Королева.

Мы партии познаем соль

Когда найдем защиту слева.

КОРОЛЕВА: Мой Король – отважный воин

Пешке помогать идет.

Ее грудью защищает

И в обиду не дает.

У меня есть и другое название – ФЕРЗЬ, что в переводе значит “советник”. (дети на доске показывают и называют фигуры)

Входит “ пешка”. Старик Хоттабыч расставляет фигуры на доске.

Хоть пешка ростом и мала,

Имеет очень скромный вид.

Но в злобе так она сильна,

Себя всегда героем мнит.

Входит “ конь”.

Конь шахмат – вовсе и не конь.

Он мудрый, хитрый дипломат.

И скачет буквой хитрой он.

И объявить желает мат.

Появляется “ слон”.

Лишь одноцветные поля

Слона в походе привлекали.

Он на чужого короля

Нацелен по диагонали.

Входит “ладья”.

Её манёвр – сплошной кроссворд.

Горизонтали, вертикали...

Ладье по нраву – "тихий" ход,

Но вот – удар, и враг в печали!

Педагог:

- Какие вы молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Вы узнали название шахматных фигур и их расположение на шахматной доске.

Игры: «Шахматный кубик».

Кидаем кубик, выпадет одна фигура. Ее нужно найти и (по мере возможности ребенка) поставить на шахматную доску правильно.

-  Кубик – Кубик покатись и ребятам покажись.  Это кубик не простой, он предназначен для игры с вами. Поиграем?

- Молодцы. Я, думаю, из вас мудрые шахматисты получатся.

3. Закрепление пройденного материала

Старик Хоттабыч:

- О, мудрейшие из мудрейших, что за странные машины стоят в вашем королевстве? (показывая на компьютеры)

Педагог:

- Ребята, старик Хоттабыч не знает, что в нашем современном мире играть в шахматы могут на только люди, но и умные машины – компьютеры, которые иногда обыгрывают мастеров по игре в шахматы. Покажем ему как надо на них играть в шахматы. Одна группа детей за компьютерами повторяет на звание шахматных фигур по программе «Динозавры учат играть в шахматы»

Другая группа детей за столами составляет из кубиков макет шахматной доски

4.       Заключительная часть

Педагог:

- Наше путешествие подошло к концу. Мне было с вами весело и очень интересно.   Вам понравилось в нашем шахматном королевстве? Что больше всего понравилось? В знак нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии я хочу вам подарить эти небольшие сувениры (раздаёт подарки). А сейчас нас ждёт путешествие домой с помощью нашей волшебной карты (по той же карте проходим на первый этаж, уже повторяя знакомые фигуры)

 До свиданья, до новых встреч!

Список литературы:

1.      Авербах, Ю.  - Путешествие в шахматное королевство / Ю. Авербах, Бейлин М. М. – М.: Просвещение, 2006.

2.      Сухин, И.Г. – Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. -  М.: Астрель, 2008.

3.      Зенкова, Г.М. – На перекрестке муз / Г.М. Зенкова, М.И. Найдов. – Кемерово, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия по театральному творчеству

Данная разработка представляет конспект самого первого занятия по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству "Постижение". Основная цель данного занятия- заинтересовать ребя...

План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"

Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...

конспект вводного занятия группы "Юные исследователи природы"

Представленный материал "Из опыта работы с учебной группой "Юные исследователи природы"  (учебная группа эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования детей МБОУ Д...

Конспект вводного занятия - путешествия "Путешествие по океану "Друзья природы"

Конспект занятия для воспитанников первого года обучения (младшего школьного возраста) по программе "Друзья природы".  Цель занятия - познакомить воспитанников с главными темами учебной программы...

Конспект вводного занятия секции пешеходного туризма.

Конспект вводного занятия секции пешеходного туризма....

Конспект вводного занятия для детей «Мир мультипликации».

Подготовила конспект воспитатель: Назмутдинова Эльвера ДанисовнаЦель: познакомить детей с понятием мультипликация.Задачи:Обобщение и дополнение знаний детей о мультипликации, знакомство с видами ...