«Анализ мероприятия по формированию универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности»
материал (7 класс) по теме
Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasilnikova_e.v.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации
«Региональный социопсихологический центр»
Итоговая работа
по вариативному блоку «Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы во внеурочной деятельности»
по теме: «Анализ мероприятия по формированию универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности»
Выполнила работу:
Красильникова Е.В.
учитель проектной деятельности и
информатики
Руководитель курсов:
Карамаева Л.А., зам. директора
по научной работе ГБОУ
Регионального социопсихологического центра,
к.псх.н.
Самара 2013 г.
Пояснительная записка
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях современного образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Интеллектуальная игра только внешне кажется беззаботной и легкой. В ней требуется, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Игра всё ещё имеет большое значение в жизни учащихся и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для ученика. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения школьника для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей.
На первый взгляд, игра - слово однозначное, однако уже одно только многообразие представленных энциклопедических определений, обращает на себя внимание и требует тщательного анализа этого феномена для дальнейшего формулирования основной его роли в научном процессе, культурной практике и жизнедеятельности человека.
Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество - синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто не может получить в одиночку.
Интеллектуально-творческая деятельность участников интеллектуальной игры состоит в отыскании проблемы и способов ее решения, в выборе наиболее эффективного способа решения. Кроме того, непредсказуемость делает интеллектуальную игру совершенно специфической формой познавательной творческой деятельности.
Сущности интеллектуальной игры:
- интеллектуальная игра - игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.
В интеллектуальной игре происходит создание проблемной ситуации, генерация идей, анализ, проверка и выбор лучших идей, то есть, единство выбора и развития их при ограничении времени.
- интеллектуальная игра - игра, при которой в полной мере задействованы мышление и память, а умственные операции участников-игроков направлены на опознание и понимание предъявленного материала; игра, имеющая конвергентную (поиск в одном направлении при получении одного-единственного правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность с целью получить оцененное суждение о логичности (правильности) заданной ситуации, точности ответа или найденного решения. Содержанием интеллектуальной игры являются:
- - конкретное (реальные предметы или их изображение);
- - символическое (буквы, знаки, цифры);
- - семантическое (значения слов);
- - поведенческое (поступки другого человека и самого себя).
Конечный «продукт» интеллектуальной игры может быть представлен в следующих основных разновидностях:
- - единицы объекта (найти недостающие буквы и слова);
- - классы объектов (рассортировать, классифицировать предметы);
- - отношения (установить связи между объектами);
- - системы (выявить правила организации множества, нескольких объектов);
- - трансформация (изменить и преобразовать заданный материал);
- - импликация (предвидение результатов в рамках неопределенной ситуации).
Цель проведения чемпионата
Популяризация интеллектуального творчества среди молодёжи, введение альтернативных направлений интеллектуально-творческого движения среди молодёжных команд школы.
Объект исследования: познавательная деятельность учащихся в школе.
Предмет исследования: условия использования интеллектуальных игр в учебном процессе.
Задачи проведения чемпионата
- создание условий для участия молодёжи в соревнованиях, способствующих активизации накопленных в процессе учебы знаний, развитию логического мышления, повышению мотивации к познавательной деятельности;
- оказание поддержки в реализации программ интеллектуального развития молодёжи путём популяризации различных форм развивающих игр;
- выявление и закрепление у учащихся лидерских качеств, развитие навыков межличностного общения.
- организация и проведение развивающих игр различных форм.
Описание мероприятия чемпионата
Чемпионат представляет собой серию турниров игры «Что? Где? Когда?». Это интеллектуально-творческий конкурс, где участники соревнуются в умении принимать решения в ограниченный промежуток времени, для решения задач чемпионата участники применяют знания, накопленные за время учебного процесса. Также в рамках заданий используются загадки перевертыши, анаграммы, игра в слова, шарады, своя игра и другое. В состав каждой команды могут входить не более 6 человек, так же команда может иметь в своем составе дополнительного игрока, игроки могут меняться в перерыве между турами.
В ходе игры учащие высказывают свое мнение и доказывают свою точку зрения, формируются коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и сплошные монологические высказывания: оформлять диалогическое высказывание, различать особенности диалогической и монологической речи, описывать объект, характеризовать качества, разбиение объектов на группы.
Состав коммуникативных действий (по А.Г. Асмолову)
- Умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией.
- Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.
- Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
- Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
- Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
Коммуникативные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели коммуникации, выбирать адекватные стратегии коммуникации и др.
Вывод
В ходе проведения интеллектуальных игр у учащихся развиваются коммуникативные УУД:
умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;
умение разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
умение и убеждать, и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов,
умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечиваем через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств.
Данные соревнования помогают учащимся узнать много нового и интересного, наладить общение с окружающими, раскрыть свои таланты. Проведение таких соревнований помогает тренировать и развивать интеллект в самой лёгкой (на первый взгляд), но при этом максимально эффективной форме - игры. Для подростков, это самый доступный вид деятельности. Играя, мы вовлекаемся в процесс учения и заряжаемся знаниями.
Список литературы
- Ушинский К.Д. Собр. соч. в 8 т. Т.8. - М.; Л., 1950. - 552 с.
- Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2. - М.: Педагогика, 1980. - 416 с.
- Новая философская энциклопедия. Т.2. - М.: Мысль, 2001. - С.67.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - С.127-128, С.271.
- Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Изд-во «Центр», 1997. - С.139.
- Кант И. Основы метафизики нравственности / Собр. Соч. в 6-ти т. Т.4. Ч.1. - М.: Мысль, 1965. - С.219-305.
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - М., 1987. - 189 с.
- Спенсер Г. Основания психологии. - СПб., 1897. - 412 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди / Пер с англ. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 320 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
- Исаенко В.П. Лидерская направленность в деятельности специалиста социально-культурной деятельности: Монография /МГУКИ.-М.: МГУКИ, 2002. - 148 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Формирование универсальных учебных действий через коллективно - творческую деятельность по изобразительному искусству.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.Современная система обра...
Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсаль...
Формирование универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС ООО
Выступление на педсовете...
Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности по предмету математика
В настоящей работе наш творческий коллектив математиков попытался показать, как можно организовать урок – повторение по уже изученному материалу по теме «Положительные и отрицательные числа» с использ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»
Современная школа ещё не полностью перешла на новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве руководителя про...