Формирование универсальных учебных действий через коллективно - творческую деятельность по изобразительному искусству.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.
Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivno-tvorcheskaya_deyatelnost_uchashchikhsya_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективная деятельность на уроках ИЗО искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников.
В школе такому виду деятельности уделяется особое внимание, т.к. совместная эстетическая деятельность способствует развитию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, принимать и ценить художественное творчество других в процессе совместной художественной деятельности ИЗО искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Необходимо стремиться к наиболее совершенному общению на уроке, т.к. от этого зависит активность протекания процесса взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, становится богаче эмоционально - интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Таким образом, коллективная деятельность эго продуктивное общение. А общение в процессе коллективной деятельности л о средство передачи полочной информации и практическою опыта, средства формирования культуры самого общения.
Функции коллективной изобразительной деятельности:
- информационная- обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная - готовность к приему и передачи информации передачи;
- координационная - согласование действий и организация взаимодействия;
- перцептивная - восприятие и понимание друг друга;
- развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности.
Формы коллективной изобразительной деятельности:
- фронтальная - соединение индивидуальных рисунков учащихся со знанием замысла общей композицией;
- комплексная - коллективная работа на одной плоскости;
- коллективно-производственная - принцип конвейера;
Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в эстетическом воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально-активной позиции учащихся, дает потрясающий воспитательный эффект, развивает коммуникативные качества школьников. При правильной организации коллективно-творческой деятельности на уроках ИЗО нет нетворческих детей, обиженных, расстроенных наоборот, общий успех, общая радость, укрепившаяся вера в себя.
Внеклассная работа по изобразительному искусству
Состояние новой школы должна отличать ориентация не только но изучение конкретных предметов, но и на целостное формирование личности учащегося, развития социально-значимых компетенции.
Достижение поставленных целей обеспечивается за счет решения конкретных задач, стоящих перед системой внеклассной работы:
- предоставление каждому ребенку возможности самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его индивидуальные качества и способности:
- поддержание нравственного, эмоционального поля, стиля взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение личности каждого ребенка;
- объединение процессов образования и культурного становления школьника, повышение духовной культуры, формирование ценностных ориентаций через систему внеклассных мероприятий:
- изучение личности школьника через систем) комплексной социально- психологической диагностики с целью индивидуализации учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, внеклассная работа по изобразительному искусству является неотъемлемым компонентом системы эстетического воспитания и направлена на развитие социально-значимых компетенций.
Искусство должно постигаться неспешно: оно не только изучается. но проживается. Это единственный, соответствующий изобразительному искусству способ передачи опыта учителя. Иначе неминуемо поверхностное знаточество, а оно часто не лучше полной неграмотности.
Никакой уровень грамоты не гарантирует, что человек станет прекрасным поэтом или художником, будет понимать и любить искусство. Искусство нельзя выучить и сдать, как иностранный язык. Любая изучаемая тема должна быть ребенком прожита. Помочь ему в этом - задача и учителя, и родителя, которые тактично, умно сопереживают вместе с ним, строят этот процесс сознательно от уроков к урокам.
Общеобразовательная школа не может и не должна формировать художника-профессионала. Но она может и должна воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя, вернее, участника художественной жизни. Дать ребенку художественную культуру доступно сегодня грамотному, желающему этого педагогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Формирование универсальных учебных действий через вовлечение учащихся в проектную деятельность".
Стья о формировании УУД на уроках музыки через вовлечение учащихся в проектную деятельность....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку н...
Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсаль...
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе
В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...
Формирование универсальных учебных действий через разнообразные виды деятельности: факультативный курс («школа правовых знаний»).
Актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования, обеспечивающих компетенци...
Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность
Овладение учебно-исследовательской и проектной деятельностью как один из важнейших результатов общего образования...
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»
Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий, привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Те...