ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по теме
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnykh_uchebnykh_deystviy.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сергеева Л.В., учитель русского языка и литературы МАОУ Тоцкая СОШ
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Актуальность проблемы связана с тем, что на рубеже 1980–1990гг. произошел новый виток развития человеческого общества. С того времени и по сей день человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают сегодня характер глобальной информационной революции. Эти процессы оказывают все большее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом.
Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена, в том числе и международного, а также создает принципиально новые инструменты воздействия на массовое сознание, усиливая значение культурно-информационных аспектов глобализации.
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования.
“Развивающемуся обществу, - подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В 2009-2010 учебном году многие школы вступили в эксперимент по внедрению ФГОС нового поколения. Наш регион не остался в стороне. Идет активное повышение квалификации и переподготовка педагогов в связи с введением ФГОС второго поколения.
С 2010 году наша школа участвует в апробации по внедрению новых стандартов. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни.
В настоящее время благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру поток информации настолько велик, что у ребенка складывается свой запас знаний и преставлений об окружающем мире. Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. В традиционной школе ребенку зачастую объясняют, что он не прав, дадут правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагог, сам не желая того, отбивает у ученика желание рассуждать и искать истину. В результате ребенок замолкает, а затем перестает думать, в итоге он ждет, когда ему дадут новый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет. При этом ребенок не научен, строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию. Данные проблемы, связанные с общением существует и в нашей школе, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.
Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Основными направлениями являются:
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Художественно – эстетическая деятельность
- Научно – познавательная деятельность
- Военно-патриотическая деятельность
- Общественно-полезная деятельность
- Проектная деятельность
Третий год я буду работать по воспитательной системе «КРЫЛЬЯ МЕЛЬНИЦЫ». Своё название программа получила благодаря основным направлениям воспитательной работы (крылья мельницы), находящимся в реальной жизни в непрерывном движении.
В своей воспитательной системе я отступила от традиционных названий деятельности, они звучат так «Я – гражданин», «Колыбель талантов», «Труд – основа жизни», «Долгожитель», «В страну знаний», «КТД», «Классные часы», «Работа с родителями».
Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.
Мои ученики неоднократно становились участниками и победителями районных, областных и международных конкурсов и олимпиад.
Силаганова Оксана – 3 место в областном конкурсе «Моя история – история России» (стихотворение).
Иконикова Наталья – лауреат областного конкурса «Рукописная книга»
Головин Дима – грамота за оригинальность и эстетичность /областной конкурс детского творчества «Зеркало природы»/
Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
Основными идеями, которые явились основополагающими в практике моей деятельности стали:
- каждый ребенок талантлив;
- гуманное отношение к детям;
- демократический стиль отношений;
- обучение без принуждения;
Методы, которые были ориентированы на коммуникацию: все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах, олимпиадах.
Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.
В рамках участия в эксперименте по внедрению новых образовательных стандартов на базе школы мы должны через внеурочную деятельность создать для детей условия, в которых они сами, через игру, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Вся педагогическая деятельность педагогов направлена на формирования у детей коммуникативных УУД. Одной из главных отличительных особенностей организации внеурочной деятельности по каждому направлению является: свободный выбор каждым ребенком образовательной области, признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе; личностно - деятельностный характер обучения; личностно - ориентированный подход к ребенку; создание условий для самореализации; самопознания, самоопределения личности.
При работе в кружках педагогами использовались такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не был постоянным, он изменялся в зависимости от общих интересов детей, желаний. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах помогла формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. В итоге конечным результатом было участие в отчётном концерте школы, где все дети приняли участие. Каждый ребенок смог пережить чувство сопричастности к совместному общему делу. Положительная оценка со стороны родителей и гостей школы повлияла на развитие личностных качеств ребенка, подвигнув на участие в социальных проектах вне школы.
Каковы первые итоги в результате совместной деятельности?
представили свои первые индивидуальные и коллективные проекты; участие в олимпиадах и призовые места; участие в литературных конкурсах. В школе состоялся отчётный концерт.
Личностные качества оцениваются при помощи диагностической карты успешности. Дети становятся активными участниками школьных мероприятий. Родители — постоянные участники и организаторы различных праздников, акций, торжеств.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных пред...
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе
В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...
Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развит...
Реферированный каталог научно-методической литературы по проекту «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»
Автор приводит список литературы по заявленной теме, оформленный в соответствии с современными правилами библиографических указателей. Материал может быть полезен как учителям средних школ, так и мето...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в курсе внеурочной деятельности "Академия естественных наук"...
"Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"
конспект доклада...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной де...