ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
учебно-методическое пособие по английскому языку по теме
Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Слайд 1: На сегодняшний день волнующим и наиважнейшим вопросом в сфере языкового образования является вопрос о реализации стандартов второго поколения, поскольку их различия с предыдущим стандартом велики и неоднозначны. Стандарты второго поколения начального и основного общего образования ориентируют на достижение результата: развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Стандарт определяет переход к стратегии социального проектирования на основе разработки содержания и технологий образования.
Безусловно, учителей иностранного языка не может не волновать вопрос, как обучать детей в новых условиях. Любой иностранный язык далеко не легкий предмет. Государство поставило еще и усложненные задачи: развить не только коммуникативные умения на иностранном языке, но и сформировать в большом объеме универсальные учебные действия. Как выполнять новые расширенные задачи? Об этом мы и поговорим сегодня.
Новая трактовка задач вызывает некое волнение и даже тревогу у учителей небольших городов и сельской местности. Там еще низка мотивация к изучению иностранных языков по сравнению с городскими школами, где языковое образование учащихся представлено в расширенном (углубленном) объеме. Необходимо основательно уяснить выдвигаемые требования к организации и проведению современного урока ИЯ, четко представлять какие УУД формируются на конкретном уроке, при выполнении того или иного вида коммуникативных задач.
Слайды 2-6: Цели образования: общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся. Образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся.
УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик (А.Г.Асмолов).
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательных мотивов, низкую любознательность и активность учащихся, трудности произвольной регуляции учебной деятельности и школьной адаптации, рост девиантного поведения. В рамках предмета «Иностранный язык» это находит своё выражение в трудностях, возникающих у школьников в процессе учения.
Слайд 7: Функции универсальных учебных действий:
* обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели; искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
* создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
* обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 8: Универсальный характер УД
1) Они являются надпредметными, метапредметными, т.е. УУД формируются с помощью разных предметов, не ограничиваются одним учебным предметом.
2) Сформированные у ученика универсальные УД проявляются в виде различных умений, широко применяемых в разных сферах деятельности человека.
3) Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Слайд 9:Виды УУД:
1.Личностные
2.Регулятивные
3.Познавательные
4. Коммуникативные
Слайд 10:Личностные универсальные действия
- Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
- Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Слайд 11:Регулятивные УУД
Слайд 12:Познавательные УУД
1) ОбщеучебныеУУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане, чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в английском языке?);
- поиск и выделение необходимой информации(при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера);
- структурирование знания (действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ)
- действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения
- рефлексия способов и условий действия (действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности);
- смысловое чтение (действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста. Работа с аутентичным устным и письменным текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей);
2) Логические УУД:
- анализ
- синтез
- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация
- подведение под понятия, выведение следствий
- установление причинно-следственных связей
- построение логической цепи рассуждений
- доказательство
- выдвижение гипотез и их обоснование
3) Знаково-символические УУД:
- моделирование
- преобразование модели
4) Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности, способов решения проблем творческого и поискового характера
Слайд 13:Коммуникативные УУД:
Подробнее рассмотрим коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках нашего предмета.
Важно создавать условия, когда дети поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения; учитель демонстрирует детям образец не авторитарного стиля общения, предлагает необходимые языковые и речевые средства, оказывает любую необходимую помощь ученику, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.
В рамках изучения иностранного языка коммуникативные учебные действия трактуются как:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Слайд 14 - 15:Формирование универсальных учебных действий.
Слайд 16: Технологии формирования УУД
Слайд 17: Проблемное обучение
Образовательная задачасостоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Эти условия могут задаваться и описываться с помощью:
- образцов деятельности,
- различных методических или дидактических средств,
- последовательности выполняемых действий,
- особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
- обнаруживают предмет своего действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
- частично – запоминают.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.
Слайд 18: Проектная деятельность
Слайд 19 - 21: Развитие УУД в процессе проектной деятельности
Этапы проекта | Роль учителя | Роль ученика | Формируемые УУД |
Замысел | Организатор | Участник | В сфере личностных УУД у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательныхУУД учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли. |
Деятель ностный этап | Консультант | Творец | В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей. |
Представ ление работы | Координатор | Актер | В сфере личностных УУД -самоопределение, действия нравственно-этического характера. В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – вот далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе. В старшей школе учащиеся разрабатывают проектные работы различной степени сложности.
Универсальные учебные действия при проектной деятельности
•оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
•обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
•устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;
•проводить эффективные групповые обсуждения;
•обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
•чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;
•адекватно реагировать на нужды других.
Слайд 22:Информационные и коммуникационные технологии.
Слайд 23: Исследовательская деятельность
Слайд 24:Универсальные учебные действия при исследовательской деятельности.
•постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
•формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
•планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
•собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
•оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
•представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент;
• домашнее задание исследовательского характера.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
• исследовательская практика обучающихся;
• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями,
коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, публичных защит, конференций;
Слайд 25:Технология дискуссий.
Слайд 26:Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
- умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми
Слайд 27: Уровневая дифференциация.
Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.
Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), что отвечает требованию преемственности в образовании.
Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.
В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
При этом данная технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п.
Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует
- созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
- обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
- формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
- формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.
Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.
Слайд 28: Технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности
1.Целевое пространство
1.1 Организация физического и социального пространства
1.2 Проблемный ввод
1.3 Целеполагание
2. Поисковое пространство
2.1 Организация поисковой деятельности по творческим микро группам.
2.2 Решение проблемы урока при обсуждении в микро группе (МГ), общем обсуждении.
2.3. Формирование выводного знания.
3. Рефлексивное пространство
3.1 Рефлексия деятельности.
3.2 Оценивание работы МГ
3.3 Выход на новую проблему
Слайд 29:Образовательная среда:учебное и игровое пространства
Учебноепространство: | Назначение: |
|
|
Слайд 30:Планирование уроков в соответствие с ключевыми положениями ФГОС нового поколения.
Цель деятельности педагога: | |
Тип урока: | |
Планируемые результаты (предметные): | |
УУД (метапредметные результаты): | |
Лингвострановедческий материал: | |
Образовательные ресурсы: |
Планирование уроков в свете стандартов второго поколения
Цель деятельности педагога: | Обеспечить понимание (усвоение) …; обеспечить развитие навыков, отработать навыки работы с …; создавать соответствующие условия для (овладения умением, овладения навыками (чтения, аудирования, письма, устной речи), усвоения правила, повторения правила, отработки умения, усвоения нового лексического (грамматического) материала, закрепления умения); способствовать пробуждению мотивации;развитие фонетических навыков и навыков аудирования; развитие навыков письма; способствовать развитию памяти (логического мышления, познавательных и речевых умений); обеспечить развитие навыков говорения; развивать и совершенствовать творческие способности; актуализация использования в речи лексики по теме …; создать условия для осмысления мотивов и основ проектной деятельности (подготовки к предъявлению результатов и оценки усвоения изученного материала); создать условия для развития коммуникативных компетентностей; конкретизировать знания о …; формировать умения самостоятельно конструировать свои знания; создать условия для закрепления правил чтения (отработки чтения); оценить уровень сформированности УУД в рамках предмета и изучаемой темы; создать условия для позитивной мотивации учащихся на выполнение контрольных заданий, автоматизации умственных действий по изученным нормам; проверить умения учащихся; |
Планируемые результаты (предметные): | Дети находят…; адекватно произносят и различают на слух звуки (звукосочетания, слова, фразы, фразовые единства, конструкции, предложения) …; воспроизводят букву (звук, слово) …; воспринимают на слух …; отвечают на вопросы учителя по содержанию услышанного; ведут диалог по ситуации …; владеют новым (знакомым) лексическим и грамматическим материалом; составляют предложения с использованием грамматических схем (опорно-речевых таблиц, схем-опор); повторяют за учителем звуки (слова, словосочетания, фразы, …); накапливают багаж нового лексического и грамматического материала и приобретают опыт его применения; правильно читают; активно используют в речевой практике слова из нового (знакомого) лексического и грамматического материала; составляют монологические (диалогические) высказывания с опорой на (иллюстрации, грамматические модели)…; расширяют запас лексического и грамматического материала новыми единицами; воспроизводят наизусть изученный материал; понимают на слух текст; оперируют необходимым языковым и речевым материалом; вспоминают правила употребления …; задают вопросы и отвечают на них; соблюдают нормы произношения, интонации; |
УУД (метапредметные результаты): | Личностные: осознают роль …, выражают свои эмоции (чувства) по поводу услышанного (увиденного, прочитанного); высказывают своё отношение к …; примеряют на себя роль социально активной, мобильной, толерантной и адаптивной личности; оценивают свои поступки; имеют желание учиться; понимают значение знаний для человека и принимают его; правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; ориентируются на ценности учебной деятельности, основанные на понятиях …; оперируют основными моральными нормами (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность); имеется в наличие адекватная позитивная самооценка, самоуважение и самопринятие; проявляют познавательный интерес к учебной деятельности (изучению иностранного языка); руководствуются значимыми учебными мотивами; осознают язык как средство общения между людьми; знакомятся с …; приобретают чувство сопричастности к своей Родине и культурной идентичности; определяют граница собственного знания и «незнания»; оценивают свои поступки; |
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя (самостоятельно); проговаривают последовательность своих действий для решения учебно-познавательных задач (младшее звено); учатся работать по предложенному плану (алгоритму, правилу, памятке, схеме, …); контролируют свои действия по …; принимаюти сохраняют учебную задачу; участвуют в распределении ролей и их импровизационном выразительном воплощении; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (в том числе во внутреннем плане); при выполнении действий ориентируются на правило контроля и успешно используют его в процессе выполнения упражнений; оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;различают способ и результат действий; выполняют учебные действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату действия; используют речь для регуляции своих действий; слушают в соответствии с целевой установкой; определяют отклонения и отличия от образца; осуществляют взаимоконтроль; адекватно воспринимают оценку учителя (одноклассников); учитывают правила и используют грамматические модели при составлении монологических и диалогических высказываний; высказывают своё предположение (версию) …; | |
Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях, схемах, опорно-речевых таблицах, на карте, …); выделяют необходимую (основную) информацию из текстов (аудиотекстов), (умеют выделять существенную информацию); осознанно строят речевое высказывание в устной (письменной) форме; овладевают при поддержке учителя (самостоятельно) учебно-организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями; находят ответы на вопросы в иллюстрациях; формулируют ответы на вопросы учителя и собеседника; делают выводы (обобщения) в результате совместной работы; составляютосознанные и произвольные речевые высказывания; осуществляют поиск необходимой информации; осуществляют сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; используют знаково-символические средства (грамматические модели и условные обозначения, принятые в учебнике); осуществляют синтез как составление целого из частей; ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; устанавливают причинно-следственные связи; доказывают и аргументируют свою точку зрения; сопоставляют результаты работы одноклассников; | |
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают на слух речь других (сверстников, носителей языка); договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им (приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов); работают в паре и группах в соответствии с нормами общения (правилами поведения, взаимопонимания, этикета); обмениваются мнениями в паре и группе; слушают друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно-деловой беседы; понимают позицию партнера (в том числе и отличную от своей); согласовывают свои действия с учителем и одноклассниками; понимают возможность различных позиций других людей; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулируют собственное мнение и позицию; строят в коммуникации понятные для партнера высказывания (учитывающие, что он знает и видит, я что нет); контролируют действия партнера; адекватно используют речевые действия для решения коммуникативных задач; осознанно строят речевые высказывания; осуществляют взаимопомощь в совместном решении поставленных задач; |
Предварительный просмотр:
"Универсальные учебные действия на уроках английского языка"
Краткое описание задания | Какие УУД развиваются | Возможность использования ИКТ | Оценка результатов |
Аудирование Послушай сообщение одноклассника о меню ученика школы Гринвуд и отметь в списке продуктов услышанное. |
Познавательные Логические Регулятивные | Презентация «Меню ученика школы Гринвуд» | Самооценка или взаимная проверка результатов в парах путём сличения отмеченного в списке с информацией на слайде презентации (после прослушивания). |
Монологическая речь Расскажи о своём любимом питомце, не называя его. | Коммуникативные Познавательные Логические Регулятивные | Презентация «Мир питомцев моих одноклассников» | Оценка ответа одноклассниками по заранее оговорённым критериям: количество ошибок, темп речи, количество предложений и т.д. Слушающие называют питомца, обосновывая свой выбор. |
Диалогическая речь Проведи социологический опрос одноклассников (заполнить опросник) | Коммуникативные Познавательные Логические Регулятивные | Создание презентации по итогам социологического опроса одноклассников (для выхода на монологическую речь по теме «Наши увлечения» и т.д.) | Сумели ли добыть информацию для ответов на все вопросы опросника. Подвести итоги опроса: … учащихся класса любят …, …
|
Чтение Нарисуй инопланетянина по его описанию в тексте. | Познавательные Логические Коммуникативные Регулятивные | Слайд шоу и музыкальное сопровождение по теме «Космос, Вселенная» | Сверить полученный рисунок с описание в тексте. |
Грамматика По ходу урока заполни таблицу: 1. Что ты знаешь о степенях сравнения прилагательных? 2. Что ты хочешь узнать о степенях сравнения прилагательных? 3. Что ты узнал о степенях сравнения прилагательных? | Познавательные Коммуникативные Логические Регулятивные
| Тренажёр на данное грамматическое явление | Заполненная таблица – правило на данное грамматическое явление. |
Лексика Назови, что ты мечтаешь иметь в своей комнате. | Коммуникативные Познавательные Логические Регулятивные | Интерактивный плакат по теме «Комната» | Остальные учащиеся могут схематично зарисовать комнату мечты. |
Письмо Напиши объявление о потерявшейся собаке.
|
Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные
| Поместить объявление на сайт города/посёлка в Интернете. (Представить, что его можно было бы туда поместить). | Наличие объявления с описанием собаки. |
Проект Изготовь поздравительную открытку ко Дню учителя и вручи её к празднику. | Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные
| Слайд шоу, музыкальное сопровождение | Вручение открыток учителям со словами поздравлений и пожеланий на английском языке (монологическая речь). |
Учебная ситуация "Shopping".
Краткое описание задания
| Какие УУД развиваются
| Возможность использования ИКТ
| Оценка результатов |
Аудирование Послушай рассказ продавца о наличии товаров, имеющихся в магазине, и отметь нужные картинки, о которых шла речь. |
Познавательные Логические Регулятивные | Презентация "Магазин одежды" | Работа в парах, взаимоконтроль сравнения результатов отмеченной одежды на картинках и на слайдах презентации. |
Работа по заданию "Сходить в магазин и купить красивую одежду для празднования дня рождения" (нужно найти нужный магазин, отдел) | Личные Познавательные Логические Регулятивные | Презентация "Виды магазинов" Презентация "В магазине одежды, отдел готового платья" | Обучающиесяузнаютовидахмагазинов (baker's, grocer's, supermarket, department store). Определяют нужный магазин для совершения покупки. |
Диалогическая речь Составить диалог с продавцом отдела готового платья. Необходимо выбрать платье нужного размера, подходящего цвета, узнать стоимость изделия, совершить покупку, оплатив в кассе.
| Коммуникативные Познавательные Логические Регулятивные | Презентация "В магазине, отдел готового платья" | В результате беседы с продавцом вам удалось выбрать понравившееся платье, оплатить покупку в кассе
|
Чтение Прочитать текст и нарисовать предметы, которые купили маленькому слоненку в магазине. | Познавательные Логические Коммуникативные Регулятивные | Презентация "Покупки для маленького слоненка" | Взаимоконтроль нарисованных результатов |
Лексика Назвать слова, обозначающие продукты "Shopping for food" | Коммуникативные Познавательные Логические Регулятивные | Презентация "В супермаркете" | Выбор продуктов. В ходе ролевой игры "накрывают на стол, расставляя угощение" |
Письмо Составь список покупок "Shopping list" для празднования дня рождения
|
Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные
| Презентация "День рождения: угощение" | Работа в малых группах, сравнение, что удалось купить для угощения гостей. |
Краткое описание задания | Какие УУД развиваются | Возможность использования ИКТ | Оценка результатов |
«В поисках английских слов». Учащимся предлагается найти продукты, на упаковке которых есть английские слова. (Учитель может сам принести упаковки или дать задание посетить с родителями магазин и поискать такие продукты, или показать видео-ролик). Далее эти слова вписываются в тематический альбом, словарь. | Личностные: развитие внимания, памяти. Метапредметные: развитие языковой догадки. Предметные: выучить лексические единицы в пределах заданной тематики | Видео-ролик «В продуктовом магазине» | Сколько слов найдено? Можешь ли ты купить необходимые продукты в англоговорящей стране? |
Краткое описание задания | Какие УУД развиваются | Возможность использования ИКТ | Оценка результатов |
Аудирование Послушай рассказ ученика лесной школы о себе и ответь на его вопрос, адресованный тебе. |
Личностные (зачем мы слушаем текст? Чтобы рассказать о себе) Регулятивные(выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; лексика по теме «Продукты) Познавательные: Какие слова и выражения я использую для будущего рассказа о себе Коммуникативные: Работа с учебными моделями | Обучающая компьютерная программа “Enjoy Listening and Playing” | Собственный ответ уч-ся |
Краткое описание задания | Какие УУД развиваются | Возможность использования ИКТ | Оценка результатов |
Вы познакомились с учениками лесной школы. Расскажи об ученике, который тебе особенно понравился, не называя его | Личностные (мотивация) Регулятивные (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено) Познавательные (поиск и выделение информации, выбор языковых средств) Логические (составление целого из частей) Коммуникативные (умение выразить свои мысли в соответствии с коммуникативной задачей, умение слушать) | Слайд с изображением всех учеников лесной школы | Монологическое высказывание учащегося Учащиеся называют ученика лесной школы, о котором шла речь
|
Ситуация по теме "Покупки"
Краткое описание задания | Какие УУД развиваются | Возможность использования ИКТ | Оценка результатов |
I этап: Ознакомление. Прочитайте диалог "В магазине" | Личностные - нам нужно знать как вести такой диалог | Обучающая компьютерная программа - аудиозапись | Выразительное чтение |
II этап: Понимание. В каком магазине происходит разговор? Какие слова помогли вам узнать об этом? | Личностные - нам надо понимать, чтобы составить свой, похожий диалог. Регулятивные - некоторые слова и выражения мы уже знаем, но нам нужно выучить еще, иначе мы не сможем купить то, что хотим! | Обучающая компьютерная программа -введение лексики | Проверка понимания (ответить на вопросы) |
III этап: Применение. Распределите роли, разыграйте диалог, поменяйтесь ролями.
| Познавательные - работа с информацией (мы должны это делать так: в такой последовательности, используя такую форму вежливости, соблюдая правильную интонацию) | Обучающая компьютерная программа - модель диалога | Взаимопроверка |
IV этап: Анализ, синтез. Составьте свой диалог, используя данный как модель. | Коммуникативные - взаимодействие. | Обучающая компьютерная программа -модель диалога | Новый диалог на основе диалога-модели |
V этап: Оценка. Разыграть свой диалог перед одноклассниками | Коммуникативные - приближение к реальной ситуации (можно использовать игрушечные продукты, нарисованные деньги). |
| Оценка результата классом |
Заданияиз Unit 7 “School is Fun” УМК“Enjoy English-4 класс”
Краткое описание задания | Какие УУД развиваются | Возможность использования ИКТ | Оценка результатов |
Look at the picture. Compare your classroom with the classroom in the picture. | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном | Иллюстрация кабинета- в обучающей компьютерной программе “Enjoy Listening and Playing” (ОКП для 4 класса) | Взаимоконтроль правильности услышанного |
Complete the sentences. Say what pupils must or mustn’t do in the lesson | Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация Познавательные УУД: поиск и выделение информации и её структурирование | На интерактивной доске (ИД) –словосочетания и выражения, которые с помощью функции “draganddrop” постепенно распределяются в два столбика: MUSTи MUSTN’T | Взаимоконтроль учащихся, их одобрение/ неодобрение |
Ask your classmates what they like best and what they don’t like to do in the English lesson. Fill in the table. | КоммуникативныеУУД: инициативное сотрудничество в сборе информацию Познавательные УУД: извлечение информации из прослушанного и её структурирование | Возможно обобщение всей собранной информации в общую таблицу на ИД | Заполнение таблицы в соответствии с поставленной задачей и подведение итогов опроса |
Arrange the sentences in the correct order. Read and act out the dialogues. | Познавательные УУД: анализ, синтез установление причинно-следственных связей. КоммуникативныеУУД: умение слушать и вступать в диалог | Возможно перемещение реплик из диалогов на ИД | Логически выстроенный диалог |
Listen and find Mike and Tom in the picture. | Познавательные УУД: извлечение информации из прослушанного | ОКП для 4 класса | В случае правильного выполнения – фигуры героев «оживают» |
Say what you do in different lessons | Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Возможна зрительная опора в виде картинок | Оценка учителем по критериям: количество предложений и адекватность использованной лексики |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели образования Новые социальные запросы цели образования : общекультурное , л ичностное познавательное развитие учащихся Сформированность ключев ой компетенци и образования - « научить учиться » формирование совокупности « универсальных учебных действий »
Сущностная часть содержания * изменение характера взаимодействия учителя с классом * личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения * внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения * репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
Универсальные учебные действия (в широком значении) У мение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта . Умение учиться предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
Универсальные учебные действия (в узком значении) - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий * обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели; искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; * создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; * обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер УД 1) Они являются надпредметными , метапредметными , т.е. УУД формируются с помощью разных предметов, не ограничиваются одним учебным предметом. 2) Сформированные у ученика универсальные УД проявляются в виде различных умений, широко применяемых в разных сферах деятельности человека. 3) Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Виды УУД: 1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные
Личностные УУД
Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Оценка Регулятивные УУД Волевая саморегуляция 03.11.11
Познавательные УУД Общеучебные действия Логические действия Постановка и решение проблем Знаково-символические действия
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Управление поведением партнера Умение полно и точно выражать свои мысли Разрешение конфликтов Владение монологической и диалогической формами речи
Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса через: * учебную деятельность * внеурочную деятельность * организацию жизнедеятельности в школе и классе
ФормированиеУУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Уроки Внеурочная деятельность Организация форм учебного сотрудничества: Решение типовых задач Создание учебных ситуаций Применение СОТ: Рефлексия Тренинги Приемы доказательства Разновозрастное сотрудничество Дискуссии Совместная деятельность Технология развития критического мышления через чтение и письмо Метод исследования Метод проектов Проблемное обучение ИК технологии Уровневая дифференциация
Технологии формирования УУД
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ») Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Базовые образовательные технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада : замысел- -реализация- -продукт
Развитие УУД в процессе проектной деятельности Этапы проекта Роль учителя Роль ученика Формируемые УУД Замысел Организатор Участник В сфере личностных УУД у учащихся формируется внутренняя позиция , адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.
Деятель ностный этап Кон суль тант Творец В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.
Пред став ление рабо ты Координатор Актер В сфере личностных УУД - самоопределение, действия нравственно-этического характера. В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме . В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса ,
Исследовательская деятельность Базовые образовательные технологии Развиваются умения ставить проблему, формулировать гипотезу, применять методы исследования (наблюдения, опыт, эксперимент, опрос , сравнение, анализ и т.д.), умение презентовать полученные результаты.
Универсальные учебные действия при исследовательской деятельности •постановка проблемы и аргументирование её актуальности; •формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности; •планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; •собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; •оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; •представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Технология дискуссий Базовые образовательные технологии Развиваются коммуникативные умения: высказывать мнение, слушать других, вести диалог, аргументировать свою точку зрения)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо Базовые образовательные технологии Развиваются коммуникативные умения, умения работать с информацией
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
Технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности 1.Целевое пространство 1.1 Организация физического и социального пространства 1.2 Проблемный ввод 1.3 Целеполагание 2. Поисковое пространство 2.1 Организация поисковой деятельности по творческим микро группам . 2.2 Решение проблемы урока при обсуждении в микро группе (МГ), общем обсуждении. 2.3. Формирование выводного знания. 3. Рефлексивное пространство 3.1 Рефлексия деятельности. 3.2 Оценивание работы МГ 3.3 Выход на новую проблему
Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение : для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр выставки, стенды и т.п.
Планирование уроков в соответствие с ключевыми положениями ФГОС нового поколения. На примере урока во 2 классе. Цель деятельности педагога: Создать условия для усвоения…, овладения навыками говорения, чтения и аудирования , способствовать развитию мышления, памяти, речевых умений … Тип урока: вводный, комбинированный, повторения , … Планируемые результаты (предметные): Адекватно произносят и различают на слух звуки … , воспроизводят графически корректно букву Ee , воспроизводят наузусть песенный материал, участвуют в элементарном этикетном диалоге, составляют предложения по иллюстрации… УУД ( метапредметные результаты): Личностные: осознают себя гражданами своей стран, знакомятся с особенностями счёта в разных странах; определяют границы собственного знания и «незнания»… Регулятивные: используют речь для регуляции своих действий, слушают в соответствии с целевой установкой, определяют отклонения и отличия от образца…. Познавательные: доказывают и аргументируют свою точку зрения, делают выводы и обобщения, сопоставляют результаты работы одноклассников, строят суждения в форме простых конструкций об объекте, его признаках, особенностях…. Коммуникативные: понимают на слух речь учителя, осознанно строят речевые высказывания по теме урока, договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности с учителем и одноклассниками, адекватно используют речевые действия для решения коммуникативных задач. Лингвострановедческий материал: Особенности счёта в англоговорящих странах и России. Образовательные ресурсы : куклы: Mr Tongue, Mr Rule , девочка, мальчик; плакат «Английский алфавит» или интерактивная презентация по теме
Спасибо за внимание! Успехов и оптимизма в профессиональной деятельности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка
Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной сред...
доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»....
Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...
Презентация" Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)"
Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...
«Формирование универсальных учебных действий на основе проектного обучения на уроках английского языка»
Презентация...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в разных видах деятельности на уроках английского языка
УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осоз...
Формирование универсальных учебных действий через организацию проектной деятельности на уроках английского языка.
С психологической точки зрения в основе проектного обучения лежит принцип «эго-фактора», который предполагает такой подход к обучающимся, который может быть соотнесен с р...