ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
учебно-методическое пособие по английскому языку по теме

Селивёрстова Елена Игоревна

Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Слайд 1: На сегодняшний день волнующим и наиважнейшим вопросом в сфере языкового образования является вопрос о реализации стандартов второго поколения, поскольку их различия с предыдущим  стандартом велики и неоднозначны.  Стандарты второго поколения начального и основного общего образования ориентируют на достижение результата: развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Стандарт определяет переход к стратегии социального проектирования на основе разработки содержания и технологий образования.

Безусловно, учителей иностранного языка не может не волновать вопрос, как обучать детей в новых условиях. Любой иностранный язык далеко не легкий предмет. Государство поставило еще и усложненные задачи: развить не только коммуникативные умения на иностранном языке, но и сформировать в большом объеме универсальные учебные действия. Как выполнять новые расширенные задачи? Об этом мы и поговорим сегодня.

Новая трактовка задач вызывает некое волнение и даже тревогу у учителей небольших городов и сельской местности. Там еще низка мотивация к изучению иностранных языков по сравнению с городскими школами, где языковое образование учащихся представлено в расширенном (углубленном)  объеме. Необходимо основательно уяснить выдвигаемые требования к организации и проведению современного урока ИЯ, четко представлять какие УУД формируются на конкретном уроке, при выполнении того или иного вида коммуникативных задач.

Слайды 2-6: Цели образования: общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся. Образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся.
УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик  (А.Г.Асмолов).

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательных мотивов, низкую любознательность и активность учащихся, трудности произвольной регуляции учебной деятельности и школьной адаптации, рост девиантного поведения. В рамках предмета «Иностранный язык» это находит своё выражение в трудностях, возникающих у школьников в процессе учения.

Слайд 7: Функции универсальных учебных действий:

* обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели; искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс  и результаты деятельности;

* создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности  к непрерывному образованию;

* обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 8: Универсальный характер УД

1) Они являются надпредметными, метапредметными, т.е. УУД формируются  с помощью разных предметов, не ограничиваются одним учебным предметом.

2) Сформированные у ученика универсальные УД проявляются в виде различных умений, широко применяемых в разных сферах деятельности человека.

3) Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Слайд 9:Виды  УУД:

1.Личностные
2.Регулятивные
3.Познавательные
4. Коммуникативные

Слайд 10:Личностные универсальные действия

  1. Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
  2. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Слайд 11:Регулятивные УУД

Слайд 12:Познавательные УУД

1) ОбщеучебныеУУД:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане, чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в английском языке?);
  2. поиск и выделение необходимой информации(при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера);
  3. структурирование знания (действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ)
  4. действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения
  5. рефлексия способов и условий действия (действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности);
  6. смысловое чтение (действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста. Работа с аутентичным устным и письменным текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей);

2) Логические УУД:

  1. анализ
  2. синтез
  3. обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация
  4. подведение под понятия, выведение следствий
  5. установление причинно-следственных связей
  6. построение логической цепи рассуждений
  7. доказательство
  8. выдвижение гипотез и их обоснование

3) Знаково-символические УУД:

  1. моделирование
  2. преобразование модели

4) Постановка и решение проблемы:

  1. формулирование проблемы;
  1. самостоятельное создание алгоритмов деятельности, способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 13:Коммуникативные УУД:

Подробнее рассмотрим коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках нашего предмета.

Важно создавать условия, когда дети поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения; учитель демонстрирует детям образец не авторитарного стиля общения, предлагает необходимые языковые и речевые средства, оказывает любую необходимую помощь ученику, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.

В рамках изучения иностранного языка коммуникативные учебные действия трактуются как:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Слайд 14 - 15:Формирование универсальных учебных действий.

Слайд 16: Технологии формирования УУД

Слайд 17: Проблемное обучение

Образовательная задачасостоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Эти условия могут задаваться и описываться с помощью:

  1. образцов деятельности,
  2. различных методических или дидактических средств,
  3. последовательности выполняемых действий,
  4. особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

        Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

        Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя

  1. обнаруживают предмет своего действия,
  2. исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
  3. преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
  4. частично – запоминают.

        При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

        Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.

Слайд 18: Проектная деятельность

Слайд 19 - 21: Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Замысел

Организатор

Участник

В сфере личностных УУД у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных  УУД учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательныхУУД учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятель

ностный этап

Консультант

Творец

 В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

В сфере регулятивных  УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представ

ление

работы

Координатор

Актер

В сфере личностных УУД -самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных  УУД - учащиеся учатся  определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД -  учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД -  учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – вот далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе. В старшей школе учащиеся разрабатывают проектные работы различной степени сложности.

Универсальные учебные действия при проектной деятельности

•оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

•обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

•устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;

•проводить эффективные групповые обсуждения;

•обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

•чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;

•адекватно реагировать на нужды других.

Слайд 22:Информационные и коммуникационные технологии.

Слайд 23: Исследовательская деятельность

Слайд 24:Универсальные учебные действия при исследовательской деятельности.

•постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

•формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

•планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

•собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

•оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

•представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

• учебный эксперимент;

• домашнее задание исследовательского характера.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;

• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями,

коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, публичных защит, конференций;

Слайд 25:Технология дискуссий.

Слайд 26:Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

  1. умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;
  2. задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  3. решать проблемы;
  4. вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  5. способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  6. брать на себя ответственность;
  7. участвовать в совместном принятии решения;
  8. выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми

Слайд 27: Уровневая дифференциация.

Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.

        Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), что отвечает требованию преемственности в образовании.

Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.

        В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

        При этом данная технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п.

        Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует

  1. созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;
  2. обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
  3. формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;
  4. формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.

        Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.

Слайд 28: Технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности

1.Целевое пространство

1.1 Организация физического и социального пространства

1.2 Проблемный ввод

1.3 Целеполагание

2. Поисковое пространство

2.1 Организация поисковой деятельности по творческим микро группам.

2.2 Решение проблемы урока при обсуждении в микро группе (МГ), общем обсуждении.

2.3. Формирование выводного знания.

3. Рефлексивное пространство

3.1 Рефлексия деятельности.

3.2 Оценивание работы МГ

3.3 Выход на новую проблему

Слайд 29:Образовательная среда:учебное и игровое пространства

Учебноепространство:

Назначение:

  1. место учителя,
  2. место для работы учащихся,
  3. «центральное» место для выступлений,
  4. «центральная» доска,
  5. уголок книг и других информационныхисточников,
  6. аудио - и видео центр
  7. выставки, стенды и т.п.
  1. для подвижных занятий и для спокойной работы,
  2. для общения и для уединения,
  3. для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
  4. для поиска информации

Слайд 30:Планирование уроков в соответствие с ключевыми положениями ФГОС нового поколения.

Цель деятельности педагога:

Тип урока:

Планируемые результаты (предметные):

УУД (метапредметные результаты):

Лингвострановедческий материал:

Образовательные ресурсы:

Планирование уроков в свете стандартов второго поколения

Цель деятельности педагога:

Обеспечить понимание (усвоение) …; обеспечить развитие навыков, отработать навыки работы с …; создавать соответствующие условия для (овладения умением, овладения навыками (чтения, аудирования, письма, устной речи),  усвоения правила, повторения правила, отработки умения, усвоения нового лексического (грамматического) материала, закрепления умения); способствовать пробуждению мотивации;развитие фонетических навыков и навыков аудирования; развитие навыков письма; способствовать развитию памяти (логического мышления, познавательных и речевых умений); обеспечить развитие навыков говорения; развивать и совершенствовать творческие способности; актуализация использования в речи лексики по теме …; создать условия для осмысления мотивов и основ проектной деятельности (подготовки к предъявлению результатов и оценки усвоения изученного материала); создать условия для развития коммуникативных компетентностей; конкретизировать знания о …; формировать умения самостоятельно конструировать свои знания; создать условия для закрепления правил чтения (отработки чтения); оценить уровень сформированности УУД в рамках предмета и изучаемой темы; создать условия для позитивной мотивации учащихся на выполнение контрольных заданий, автоматизации умственных действий по изученным нормам; проверить умения учащихся;

Планируемые результаты (предметные):

Дети находят…; адекватно произносят и различают на слух звуки (звукосочетания, слова, фразы, фразовые единства, конструкции, предложения) …; воспроизводят букву (звук, слово) …; воспринимают на слух …; отвечают на вопросы учителя по содержанию услышанного; ведут диалог по ситуации …; владеют новым (знакомым) лексическим и грамматическим материалом; составляют предложения с использованием грамматических схем (опорно-речевых таблиц, схем-опор); повторяют за учителем звуки (слова, словосочетания, фразы, …); накапливают багаж нового лексического и грамматического материала и приобретают опыт его применения; правильно читают; активно используют в речевой практике слова из нового (знакомого) лексического и грамматического материала; составляют монологические (диалогические) высказывания с опорой на (иллюстрации, грамматические модели)…; расширяют запас лексического и грамматического материала новыми единицами; воспроизводят наизусть изученный материал; понимают на слух текст; оперируют необходимым языковым и речевым материалом; вспоминают правила употребления …; задают вопросы и отвечают на них; соблюдают нормы произношения, интонации;

УУД (метапредметные результаты):

Личностные: осознают роль …, выражают свои эмоции (чувства) по поводу услышанного (увиденного, прочитанного); высказывают своё отношение к …; примеряют на себя роль социально активной, мобильной, толерантной и адаптивной личности; оценивают свои поступки; имеют желание учиться; понимают значение знаний для человека и принимают его; правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; ориентируются на ценности учебной деятельности, основанные на понятиях …; оперируют основными моральными нормами (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность); имеется в наличие адекватная позитивная самооценка, самоуважение и самопринятие; проявляют познавательный интерес к учебной деятельности (изучению иностранного языка); руководствуются значимыми учебными мотивами; осознают язык как средство общения между людьми; знакомятся с …; приобретают чувство сопричастности к своей Родине и культурной идентичности; определяют граница собственного знания и «незнания»; оценивают свои поступки;

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя (самостоятельно); проговаривают последовательность своих действий для решения учебно-познавательных задач (младшее звено); учатся работать по предложенному плану (алгоритму, правилу, памятке, схеме, …); контролируют свои действия по …; принимаюти сохраняют учебную задачу; участвуют в распределении ролей и их импровизационном выразительном воплощении; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (в том числе во внутреннем плане); при выполнении действий ориентируются на правило контроля и успешно используют его в процессе выполнения упражнений; оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;различают способ и результат действий; выполняют учебные действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату действия; используют речь для регуляции своих действий; слушают в соответствии с целевой установкой; определяют отклонения и отличия от образца; осуществляют взаимоконтроль; адекватно воспринимают оценку учителя (одноклассников); учитывают правила и используют грамматические модели при составлении монологических и диалогических высказываний; высказывают своё предположение (версию) …;

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях, схемах, опорно-речевых таблицах, на карте, …); выделяют необходимую (основную) информацию из текстов (аудиотекстов), (умеют выделять существенную информацию); осознанно строят речевое высказывание в устной (письменной) форме; овладевают при поддержке учителя (самостоятельно) учебно-организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями; находят ответы на вопросы в иллюстрациях; формулируют ответы на вопросы учителя и собеседника; делают выводы (обобщения) в результате совместной работы; составляютосознанные и произвольные речевые высказывания; осуществляют поиск необходимой информации; осуществляют сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; используют знаково-символические средства (грамматические модели и условные обозначения, принятые в учебнике); осуществляют синтез как составление целого из частей; ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; устанавливают причинно-следственные связи; доказывают и аргументируют свою точку зрения; сопоставляют результаты работы одноклассников;

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают на слух речь других (сверстников, носителей языка); договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им (приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов); работают в паре и группах в соответствии с нормами общения (правилами поведения, взаимопонимания, этикета); обмениваются мнениями в паре и группе; слушают друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно-деловой беседы; понимают позицию партнера (в том числе и отличную от своей); согласовывают свои действия с учителем и одноклассниками; понимают возможность различных позиций других людей; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулируют собственное мнение и позицию; строят в коммуникации понятные для партнера высказывания (учитывающие, что он знает и видит, я что нет); контролируют действия партнера; адекватно используют речевые действия для решения коммуникативных задач; осознанно строят речевые высказывания; осуществляют взаимопомощь в совместном решении поставленных задач;



Предварительный просмотр:

"Универсальные учебные действия на уроках английского языка"

Краткое описание  задания

Какие УУД развиваются

Возможность использования ИКТ

Оценка результатов

Аудирование

Послушай сообщение одноклассника о меню ученика школы Гринвуд и отметь в списке продуктов услышанное.

 

Познавательные

Логические

Регулятивные

Презентация «Меню ученика школы Гринвуд»

Самооценка или взаимная проверка результатов в парах путём сличения отмеченного в списке с информацией на слайде презентации (после прослушивания).  

Монологическая речь

Расскажи о своём любимом питомце, не называя его.

Коммуникативные

Познавательные

Логические

Регулятивные

Презентация «Мир питомцев моих одноклассников»

Оценка ответа одноклассниками по заранее оговорённым критериям: количество ошибок, темп речи, количество предложений и т.д.

Слушающие называют питомца, обосновывая свой выбор.

Диалогическая речь

Проведи социологический опрос одноклассников (заполнить опросник)

Коммуникативные

Познавательные

Логические

Регулятивные

Создание презентации по итогам социологического опроса одноклассников (для выхода на монологическую речь по теме «Наши увлечения» и т.д.)

Сумели ли добыть информацию для ответов на все вопросы опросника. 

Подвести итоги опроса: … учащихся класса любят …, …

 

Чтение

Нарисуй инопланетянина по его описанию в тексте.

Познавательные Логические     

Коммуникативные

Регулятивные

Слайд шоу и музыкальное сопровождение по теме «Космос, Вселенная»

Сверить полученный рисунок с описание в тексте.

Грамматика

По ходу урока заполни таблицу:

1. Что ты знаешь о степенях сравнения прилагательных?

 2. Что ты хочешь узнать о степенях сравнения прилагательных?

3. Что ты узнал о степенях сравнения прилагательных?

 Познавательные

Коммуникативные

Логические

Регулятивные

 

Тренажёр на данное грамматическое явление

Заполненная таблица – правило на данное грамматическое явление.

Лексика

Назови, что ты мечтаешь иметь в своей комнате.

Коммуникативные

Познавательные

Логические

Регулятивные

Интерактивный плакат по теме «Комната»

Остальные учащиеся могут схематично зарисовать комнату мечты.

Письмо

Напиши объявление о потерявшейся собаке.

 

 

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

 

Поместить объявление на сайт города/посёлка в Интернете. (Представить, что его можно было бы туда поместить).

Наличие объявления с описанием собаки.

Проект

Изготовь поздравительную открытку ко Дню учителя и вручи её к празднику.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

 

 

Слайд шоу,  музыкальное сопровождение

Вручение открыток учителям со словами поздравлений и пожеланий на английском языке (монологическая речь).

Учебная ситуация "Shopping".

Краткое описание  задания         

 

Какие УУД развиваются 

 

Возможность использования ИКТ

 

Оценка результатов

Аудирование

Послушай рассказ продавца о наличии товаров, имеющихся в магазине, и отметь нужные картинки, о которых шла речь.

 

Познавательные

Логические

Регулятивные

Презентация "Магазин одежды"

Работа в парах, взаимоконтроль сравнения результатов отмеченной одежды на картинках и на слайдах презентации. 

Работа по заданию "Сходить в магазин и купить красивую одежду для празднования дня рождения" (нужно найти нужный магазин, отдел)

Личные

Познавательные

Логические

Регулятивные

Презентация "Виды магазинов"

Презентация "В магазине одежды, отдел готового платья"

Обучающиесяузнаютовидахмагазинов (baker's, grocer's, supermarket, department store). Определяют нужный магазин для совершения покупки.

Диалогическая речь

Составить диалог с продавцом отдела готового платья. Необходимо выбрать платье нужного размера, подходящего цвета, узнать стоимость изделия, совершить покупку, оплатив в кассе.

 

Коммуникативные

Познавательные

Логические

Регулятивные

Презентация "В магазине, отдел готового платья"

В результате беседы с продавцом вам удалось выбрать понравившееся платье, оплатить покупку в кассе

 

Чтение

Прочитать текст и нарисовать предметы, которые купили маленькому слоненку в магазине.

Познавательные Логические     

Коммуникативные

Регулятивные

Презентация "Покупки для маленького слоненка"

Взаимоконтроль нарисованных результатов

Лексика

Назвать слова, обозначающие продукты

"Shopping for food"

Коммуникативные

Познавательные

Логические

Регулятивные

Презентация "В супермаркете"

Выбор продуктов.

В ходе ролевой игры "накрывают на стол, расставляя угощение"

Письмо

Составь список покупок "Shopping list" для празднования дня рождения

 

 

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

 

Презентация "День рождения: угощение"

Работа в малых группах, сравнение, что удалось купить для угощения гостей.

Краткое описание задания

Какие УУД развиваются

Возможность использования ИКТ

Оценка результатов

 «В поисках английских слов».

Учащимся предлагается найти продукты, на упаковке которых есть английские слова. (Учитель может сам принести упаковки или дать задание посетить с родителями магазин и поискать такие продукты, или показать видео-ролик).

Далее эти слова вписываются в тематический альбом, словарь.

Личностные: развитие внимания, памяти.

Метапредметные: развитие языковой догадки.

Предметные: выучить лексические единицы в пределах заданной тематики

Видео-ролик «В продуктовом магазине»

Сколько слов найдено?

Можешь ли ты купить необходимые продукты в англоговорящей стране?

Краткое описание задания

Какие УУД развиваются

Возможность использования ИКТ

Оценка результатов

Аудирование

Послушай рассказ ученика лесной школы о себе и ответь на его вопрос, адресованный тебе.

 

Личностные (зачем мы слушаем текст? Чтобы рассказать о себе)

Регулятивные(выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; лексика по теме «Продукты) 

Познавательные: Какие слова и выражения я использую для будущего рассказа о себе

Коммуникативные: Работа с учебными моделями

Обучающая компьютерная программа

“Enjoy Listening and Playing”

Собственный ответ уч-ся

 

Краткое описание задания

Какие УУД развиваются

Возможность использования ИКТ

Оценка результатов

Вы познакомились с учениками лесной школы. Расскажи об ученике, который тебе особенно понравился, не называя его 

Личностные (мотивация)

Регулятивные (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено) 

Познавательные (поиск и выделение информации, выбор языковых средств)

Логические (составление целого из частей)

Коммуникативные (умение выразить свои мысли в соответствии с коммуникативной задачей, умение слушать) 

Слайд с изображением всех учеников лесной школы

Монологическое высказывание   учащегося

Учащиеся называют ученика лесной школы, о котором шла речь

 

Ситуация по теме "Покупки"

Краткое описание задания

Какие УУД развиваются

Возможность использования ИКТ

Оценка результатов

I этап: Ознакомление.

Прочитайте диалог "В магазине"

Личностные - нам нужно знать как вести такой диалог

Обучающая компьютерная программа - аудиозапись

Выразительное чтение

II этап: Понимание.

В каком магазине происходит разговор? Какие слова помогли вам узнать об этом?

Личностные - нам надо понимать, чтобы составить свой, похожий диалог.

Регулятивные - некоторые слова и выражения мы уже знаем, но нам нужно выучить еще, иначе мы не сможем купить то, что хотим!

Обучающая компьютерная программа -введение лексики

Проверка понимания (ответить на вопросы)

III этап: Применение.

Распределите роли, разыграйте диалог, поменяйтесь ролями.

 

Познавательные - работа с информацией (мы должны это делать так: в такой последовательности, используя такую форму вежливости, соблюдая правильную интонацию)

Обучающая компьютерная программа - модель диалога

Взаимопроверка

IV этап: Анализ, синтез.

Составьте свой диалог, используя данный как модель.

Коммуникативные -  взаимодействие.

Обучающая компьютерная программа -модель диалога

Новый диалог на основе диалога-модели

V этап: Оценка.

Разыграть свой диалог перед одноклассниками

Коммуникативные - приближение к реальной ситуации (можно использовать игрушечные продукты, нарисованные деньги).

 

Оценка результата классом

Заданияиз Unit 7 “School is Fun” УМК“Enjoy English-4 класс”

Краткое описание задания

Какие УУД развиваются

Возможность использования ИКТ

Оценка результатов

Look at the picture. Compare your classroom with the classroom in the picture.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном

Иллюстрация кабинета- в обучающей компьютерной программе “Enjoy Listening and Playing” (ОКП для 4 класса)

Взаимоконтроль правильности услышанного

Complete the sentences. Say what pupils must or mustn’t do in the lesson

Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

Познавательные УУД: поиск и выделение информации и её структурирование

На интерактивной доске (ИД) –словосочетания и выражения, которые с помощью функции “draganddrop” постепенно распределяются в два столбика: MUSTи MUSTN’T

Взаимоконтроль учащихся, их одобрение/ неодобрение

Ask your classmates what they like best and what they don’t like to do in the English lesson.  Fill in the table.

КоммуникативныеУУД:  инициативное сотрудничество в сборе информацию

Познавательные УУД: извлечение информации из прослушанного и её структурирование

Возможно обобщение всей собранной информации в общую таблицу на ИД

Заполнение таблицы в соответствии с поставленной задачей и подведение итогов опроса

Arrange the sentences in the correct  order. Read and act out the dialogues.

Познавательные УУД:  анализ, синтез установление причинно-следственных связей.

КоммуникативныеУУД:  умение слушать и вступать в диалог

Возможно перемещение реплик из диалогов на ИД

Логически выстроенный диалог

Listen and find Mike and Tom in the picture.

Познавательные УУД: извлечение информации из прослушанного

ОКП для 4 класса

В случае правильного выполнения – фигуры героев «оживают»

Say what you do in different lessons

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Возможна зрительная опора в виде картинок

Оценка учителем по критериям: количество предложений и адекватность использованной лексики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ МОУ Мирновская СОШ, Торжокский р-он , Тверская обл. Селивёрстова Е.И.

Слайд 2

Цели образования Новые социальные запросы цели образования : общекультурное , л ичностное познавательное развитие учащихся Сформированность ключев ой компетенци и образования - « научить учиться » формирование совокупности « универсальных учебных действий »

Слайд 3

Сущностная часть содержания * изменение характера взаимодействия учителя с классом * личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения * внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения * репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач

Слайд 4

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Слайд 5

Универсальные учебные действия (в широком значении) У мение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта . Умение учиться предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

Слайд 6

Универсальные учебные действия (в узком значении) - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 7

Функции универсальных учебных действий * обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели; искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; * создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; * обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 8

Универсальный характер УД 1) Они являются надпредметными , метапредметными , т.е. УУД формируются с помощью разных предметов, не ограничиваются одним учебным предметом. 2) Сформированные у ученика универсальные УД проявляются в виде различных умений, широко применяемых в разных сферах деятельности человека. 3) Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Слайд 9

Виды УУД: 1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные

Слайд 10

Личностные УУД

Слайд 11

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Оценка Регулятивные УУД Волевая саморегуляция 03.11.11

Слайд 12

Познавательные УУД Общеучебные действия Логические действия Постановка и решение проблем Знаково-символические действия

Слайд 13

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Управление поведением партнера Умение полно и точно выражать свои мысли Разрешение конфликтов Владение монологической и диалогической формами речи

Слайд 14

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса через: * учебную деятельность * внеурочную деятельность * организацию жизнедеятельности в школе и классе

Слайд 15

ФормированиеУУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Уроки Внеурочная деятельность Организация форм учебного сотрудничества: Решение типовых задач Создание учебных ситуаций Применение СОТ: Рефлексия Тренинги Приемы доказательства Разновозрастное сотрудничество Дискуссии Совместная деятельность Технология развития критического мышления через чтение и письмо Метод исследования Метод проектов Проблемное обучение ИК технологии Уровневая дифференциация

Слайд 16

Технологии формирования УУД

Слайд 17

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ») Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Слайд 18

Базовые образовательные технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада : замысел- -реализация- -продукт

Слайд 19

Развитие УУД в процессе проектной деятельности Этапы проекта Роль учителя Роль ученика Формируемые УУД Замысел Организатор Участник В сфере личностных УУД у учащихся формируется внутренняя позиция , адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Слайд 20

Деятель ностный этап Кон суль тант Творец В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Слайд 21

Пред став ление рабо ты Координатор Актер В сфере личностных УУД - самоопределение, действия нравственно-этического характера. В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме . В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Слайд 22

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса ,

Слайд 23

Исследовательская деятельность Базовые образовательные технологии Развиваются умения ставить проблему, формулировать гипотезу, применять методы исследования (наблюдения, опыт, эксперимент, опрос , сравнение, анализ и т.д.), умение презентовать полученные результаты.

Слайд 24

Универсальные учебные действия при исследовательской деятельности •постановка проблемы и аргументирование её актуальности; •формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности; •планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; •собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; •оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; •представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Слайд 25

Технология дискуссий Базовые образовательные технологии Развиваются коммуникативные умения: высказывать мнение, слушать других, вести диалог, аргументировать свою точку зрения)

Слайд 26

Технология развития критического мышления через чтение и письмо Базовые образовательные технологии Развиваются коммуникативные умения, умения работать с информацией

Слайд 27

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

Слайд 28

Технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности 1.Целевое пространство 1.1 Организация физического и социального пространства 1.2 Проблемный ввод 1.3 Целеполагание 2. Поисковое пространство 2.1 Организация поисковой деятельности по творческим микро группам . 2.2 Решение проблемы урока при обсуждении в микро группе (МГ), общем обсуждении. 2.3. Формирование выводного знания. 3. Рефлексивное пространство 3.1 Рефлексия деятельности. 3.2 Оценивание работы МГ 3.3 Выход на новую проблему

Слайд 29

Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение : для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр выставки, стенды и т.п.

Слайд 30

Планирование уроков в соответствие с ключевыми положениями ФГОС нового поколения. На примере урока во 2 классе. Цель деятельности педагога: Создать условия для усвоения…, овладения навыками говорения, чтения и аудирования , способствовать развитию мышления, памяти, речевых умений … Тип урока: вводный, комбинированный, повторения , … Планируемые результаты (предметные): Адекватно произносят и различают на слух звуки … , воспроизводят графически корректно букву Ee , воспроизводят наузусть песенный материал, участвуют в элементарном этикетном диалоге, составляют предложения по иллюстрации… УУД ( метапредметные результаты): Личностные: осознают себя гражданами своей стран, знакомятся с особенностями счёта в разных странах; определяют границы собственного знания и «незнания»… Регулятивные: используют речь для регуляции своих действий, слушают в соответствии с целевой установкой, определяют отклонения и отличия от образца…. Познавательные: доказывают и аргументируют свою точку зрения, делают выводы и обобщения, сопоставляют результаты работы одноклассников, строят суждения в форме простых конструкций об объекте, его признаках, особенностях…. Коммуникативные: понимают на слух речь учителя, осознанно строят речевые высказывания по теме урока, договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности с учителем и одноклассниками, адекватно используют речевые действия для решения коммуникативных задач. Лингвострановедческий материал: Особенности счёта в англоговорящих странах и России. Образовательные ресурсы : куклы: Mr Tongue, Mr Rule , девочка, мальчик; плакат «Английский алфавит» или интерактивная презентация по теме

Слайд 31

Спасибо за внимание! Успехов и оптимизма в профессиональной деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка

Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной сред...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Презентация" Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)"

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в разных видах деятельности на уроках английского языка

УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осоз...

Формирование универсальных учебных действий через организацию проектной деятельности на уроках английского языка.

С психологической точки зрения  в основе проектного обучения  лежит принцип «эго-фактора», который  предполагает такой подход к обучающимся, который может быть соотнесен с р...