Формирование универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС ООО
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ ГИМНАЗИЯ №1 Г.ЛЕБЕДЯНЬ
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В
РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
ГОРБАЧЕВА Н.А.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
2015год
При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности».
Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
В широком значении УУД - умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний.
Классификацией универсальных учебных действий занимались многие учёные-педагоги .
В программных материалах Фундаментального ядра содержания общего образования УУД представлено в трёх видах, таких как: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В процессе самоопределения человек решает две задачи – построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования). Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, а во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания на основе социальных и личностных ценностей.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В блоке универсальных действий познавательной направленности различают общеучебные, включая знаково-символические; логические действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез как составление целого из частей;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Что дают универсальные учебные действия?
-обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
-создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
-обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.
В связи с этим именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации ФГОС ООО. Следовательно, особое внимание уделяется изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной, исследовательской методике преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Задача учителя -максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся.Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.
Формирование УУД в школе - процесс чрезвычайно важный и необходимый на современном этапе развития общества .Умения работать в интенсивно развивающейся информационно насыщенной среде, способности к организации своей деятельности, к ценностно-смысловому ориентированию, коммуникативные навыки имеют огромное значение и необходимы современному учащемуся любого образовательного учреждения.
Для успешной реализации программы по формированию УУД необходимо применять различные формы проведения уроков. Однако если уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания, то уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний и на развитие личности учеников.
Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались педагогами в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса.
Великий физик Блёз Паскаль писал: «Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и тому же мячу, но не с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то, что я употребляю давным-давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные мысли в ином порядке – и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-другому расположенные слова образуют новые мысли».
У каждого учителя выражено стремление не только научить, передать ученику свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир, в котором мы живем, мир, который не укладывается ни в один школьный учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы.
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века «Образование: сокрытое сокровище» сформулированы «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить- это те основные глобальные компетентности, которыми должен овладеть современный человек. А значит cегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Анализ мероприятия по формированию универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности»
Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы во внеурочной деятельности....
Диагностический инструментарий для измерения уровня развития универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС ООО
В даном инструментарии представлены материалы для диагностики уровня развития универсальных учебных действий учащихся, обучающихся по ФГОС ООО...
Статья: Школа педагогического мастерства «Способы формирования, технология развития и оценки познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС НОО».
Школа педагогического мастерства....
Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности по предмету математика
В настоящей работе наш творческий коллектив математиков попытался показать, как можно организовать урок – повторение по уже изученному материалу по теме «Положительные и отрицательные числа» с использ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»
Современная школа ещё не полностью перешла на новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве руководителя про...
Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"
В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...
Сценарий педагогического совета "Современные подходы в формировании познавательных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС"
Способствовать осознанию направляющей и формирующей роли педагогического воздействия учебно-воспитательной деятельности в процессе развития и становления учащегося как личности....