Разработка занятия по профориентации
методическая разработка (11 класс) по теме

Беренчик Елена Евгеньевна

Профориентационное занятие для обучающихся 11 класса с применением активных методов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya_po_proforientacii.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Беренчик Елена Евгеньевна

Должность

Учитель физики, математики

Образовательное учреждение

МБОУ сош №4 им.Нисанова Х.Д.

Республика/край

Ростовская обл.

Город/поселение

Г.Пролетарск

Предмет

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

11 класс (общеобразовательный)

Продолжительность урока/мероприятия

45 мин

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Энергосберегающий дом

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Профориентационное  занятие, основной целью которого является пропаганда технических специальностей, проводимое в теме «НТР» в 11 классе. Может проводиться как обособленное занятие в рамках недели профориентации для выпускников 11-х классов.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Обучающиеся выпускного класса разнородны с точки зрения индивидуальных особенностей: типа мышления, темпа деятельности, памяти, внимания, воображения. Поэтому занятие построено таким образом, чтобы задействовать различные каналы приема информации, применяются разнообразные формы и методы работ над решением общей практико-ориентированной задачи.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Создать условия для осмысления учащимися знаний, полученных при изучении точных наук, применения знаний на творческом уровне. Показать значимость в современном мире «технических» профессий, стимулировать учащихся к выбору профессий технической направленности.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Образовательные: способствовать овладению навыками генерирования и защиты идей на основе имеющихся знаний по основным разделам физики, химии и математики; активизировать познавательный интерес учащихся

Развивающие: развивать умение выбора и аргументации своей позиции; развивать коммуникативные способности учащихся; обеспечить условия для развития логического мышления и аналитических способностей учащихся.

Воспитательные: создать условия для воспитания толерантного отношения к мнению других, умения корректно выражать свою точку зрения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Умение вступать в общение, выдвигать идеи и аргументировать их на основе ранее приобретенных знаний, анализировать предложенные идеи, корректно отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других участников.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока


Флип-чат, три листа ватмана, фломастеры, цветная бумага.

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

(изложение в предложенной  форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных на стр.5)

Этап урока

/занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:


- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)


- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная


Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

5 минут



Метод «Вопреки законам физики»

авторский

Цели: приветствие учащимися друг друга, динамичное начало занятия,  формирование  групп.

Необходимые материалы: вырезанные из цветной бумаги фигуры – красные круги, желтые квадраты, голубые треугольники (всего фигурок по количеству детей в классе, одинаково  распределенных по цветам).

Технология проведения: для проведения необходимо свободное пространство,  обучающимся предлагается в начале занятия взять по одной фигурке в ладонь (можно зафиксировать на внутренней стороне ладошки предварительно прикрепленным двусторонним скотчем). Затем учащимся дается задание поздороваться как можно с большим количеством участником хлопком ладоней, но если фигурки одинаковые в ладонях, то здороваются ладошками с этими фигурками, если разные, то – пустыми ладошками. В конце ребята собираются по группам с одинаковыми фигурами (т.е. одинаковые притягиваются друг к другу).

Примечание: этот метод позволяет преодолеть скованность ребят, зарядить позитивной энергией и нестандартно начать занятие.

При необходимости можно разбить класс на большее количество групп, приготовив большее количество вариантов цветных фигур.

Физики говорят, что «противоположности притягиваются» - притягиваются разноименные заряды, полюса магнита. Но ваша задача, вопреки законам физики, поприветствовав каждого, собраться (притянуться) в группы с одинаковыми по цвету и форме фигурами. Приветствовать необходимо хлопком по ладошкам с фигурками, если они совпадает. Если фигурки разные – хлопнуть друг друга пустыми ладонями. На выполнение задания отводится до 5 минут.

Коммуникативные УУД – умение вступать в общение, поддерживать его, что обеспечивает эффективность взаимодействия и работы учащихся в создаваемых группах.

Формируется  коммуникативная компетентность – способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками.

Вхождение или погружение в тему







Ребята, вы стоите на пороге выбора следующей ступеньки своего дальнейшего образования. Кем быть? Как не прогадать с выбором будущей профессии? Очень хочется, чтобы она не только нравилась и приносила удовольствие, но и была востребована обществом.

Формирование ожиданий обучающихся

2-3 минуты

Метод «Задачка для Золушки»

авторский

Цели и задачи метода: выяснить намерения участников и их предпочтения в выборе дальнейшей профессии.

Необходимые материалы: цветные фигурки, полученные участниками в начале занятия, четыре импровизированных корзины (можно нарисованные на ватмане), на которых написаны – «экономические специальности», «технические специальности», «гуманитарные специальности», «творческие специальности».

Технология проведения: участникам предлагается приклеить свою фигуру на ту корзину, которая соответствует  выбранному или предпочитаемому ими направлению дальнейшего обучения. На фигуре предлагается написать причину, которая побудила к выбору данного направления.

Варианты проведения метода:  возможно применение данного метода с целью выяснения ожиданий и опасений учащихся (или пробелов в знаниях) при итоговом повторении в конце изучения темы. Тогда достаточно разделить весь материал на небольшие подтемы, каждая из которых даст наименование своей «корзине». В этой ситуации целесообразно дать возможность участникам приклеивать произвольное  количество фигур на корзинки с теми подтемами, которые ими усвоены хорошо. Количество приклеенных фигурок позволит учителю оценить, какой из тем при повторении необходимо уделить больше внимания.

Большинство из вас уже определились в выборе своей дальнейшей специальности. Давайте посмотрим, как распределились ваши приоритеты (участникам предлагается приклеить свою фигурку к корзине, над которой написана группа интересующих его специальностей).

 

Личностные – участники не только делятся своими желаниями, но и раскрывают мотивационную сферу своей личности, свои склонности, интересы; идентифицируют себя по отношению к профессии.

Социальные компетенции,  в частности  ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

3-5 минут

Проанализируем ваш выбор и сопоставим со среднестатистическими данными по нашему региону (на первом слайде презентации показана диаграмма предпочтения специальностей по Вузам Ростовской области). Как видно ваш выбор практически не отличается от среднестатистического.  Большинство из вас с уверенностью выбирают экономические и гуманитарные специальности. А рационально ли это? (Участники приводят причины своего выбора).  Сегодня мы попытаемся на занятии изменить ваши взгляды на выбор дальнейшей профессии, а для этого рассмотрим одну из злободневных тем не только в нашей стране, но и во всем мире.

В настоящее время очень актуальной является проблема энергетических ресурсов, которую поднимают в своих докладах не только экологи, но и государственные деятели. В 2009 году был принят закон об «Энергосбережении и  энергоэффективности», где одним из приоритетных направлений обозначено строительство энергосберегающих домов. Президент Д.А.Медведев на совещании по модернизации и экономическому развитию страны сделал акцент на необходимость внесения конкретных предложений в этом направлении (слайд №2). Многие технические Вузы и НИИ занимаются проектированием, конструированием и оснащением энергосберегающих домов, в которых не только удобно и уютно, но и экономично жить, т.е. домов будущего (слайд №3).

Вы подрастающее поколение, вам жить в этих домах, а значит, в ваших силах внести свой вклад в решение этой проблемы. Сегодня я предлагаю вам предстать в роли сотрудников научных  лабораторий и внести свои рационализаторские предложения, рассмотрев проблему строительства энергоэффективных домов с трех сторон: строительство, теплоснабжение и энергетика (слайд №4).

 

Учебно-познавательные компетенции:

Коммуникативные компетенции:

Проработка содержания темы


25 минут




10 минут

«Мозговой штурм»

Заимствованный, но измененный

Цели: генерировать как можно большее количество идей на предложенную тему, развить способность видеть проблему в многообразии подходов, способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы группы при решении общей задачи.

Необходимые материалы: три флип-чата, три листа ватмана (озаглавленные соответственно «Строительстве», «Энергетика», «Теплоснабжение») фломастеры, три «путевых» листа, на которых указаны маршруты движения групп так, чтобы у каждого стенда находилась только одна группа (целесообразно организовать движение, например, по часовой стрелке, тогда группы при переходе от стенда к стенду не будут сталкиваться), колокольчик для учителя.

Технология проведения: В группе выбирается руководитель,  который получает свой «путевой» лист с указанным маршрутом передвижения. Группам дается задание: следуя по своему маршруту у каждого стенда выписать на листе все возникающие идеи по строительству, энерго- и теплоснабжению энергосберегающего дома. У каждого стенда группа находится 3 минуты, затем продолжает движение к стенду №2, анализирует написанное предыдущей группой, добавляет свои идеи. После прохождения стенда №3 руководитель назначает того, кто будет представлять работу своей группы.

После завершения работы начинается анализ предложенных идей у каждого стенда, выделяются три самые значимые, по мнению ребят предложения. Учителем оценивается возможная экономическая выгода.

Примечание: лучше начать с анализа стенда «Строительство», а затем перейти к другим стендам. Можно последний из стендов, например «Теплоснабжение», оставить в качестве домашнего задания для самостоятельного анализа.

Каждой группе необходимо выбрать научного руководителя, который будет координировать ее работу и направлять движение согласно путевому листу. Ваша задача: привести группу к стенду, обозначенному в вашем путевом листе под номером 1, записать на стенде все возникшие предложения, даже самые фантастические, по строительству и оснащению энергоэффективного дома. Время нахождения группы у стенда ограничено – 3 минуты, и по сигналу перейти к стенду №2. Проанализировать записи предыдущей группы и добавить свои. После третьего стенда руководитель назначает того, кто будет представлять работу всей группы.


Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность,  доверие к собеседнику.

Регулятивные УУД:  планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений.

Познавательные УУД: сравнивать различные предложения, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; умение применять полученные ранее знания при решении творческой задачи, умение выбора и аргументации своей позиции.

Коммуникативные: умение корректно защищать свою точку зрения,  умение толерантно относиться к мнению других.

Учебно-познавательные компетенции: способность применять знания на практике, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, приемами планирования и анализа своей деятельности.

Коммуникативная: способность к выражению собственной идеи и корректной ее защите, навыки работы в группах, владение различными ролями в коллективе.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Подведение итогов






5 минут

Метод «Калейдоскоп впечатлений»

авторский

Цели и задачи метода:  выяснить впечатление участников от прошедшего занятия.

Необходимые материалы:  круг, нарисованный на листе ватмана, разноцветные геометрические фигурки, клеящий карандаш .

Технология проведения: учитель предлагает участникам выбрать цветную геометрическую фигурку и написать на ней одним- двумя словами впечатления от прошедшего занятия. Сам учитель задает тон первым, озвучивая написанное на своей фигурке, которую он прикрепит к кругу. Например: «Мне очень понравилась сегодня ваша активность, творческие идеи, инициативность. А каковы ваши впечатления?».

Примечание: каждый из участников может приклеить произвольное количество фигурок (чем более пестрый получается калейдоскоп, тем ярче впечатления участников).




В конце мероприятия можно попросить руководителей групп отметить наиболее активных участников заранее приготовленными грамотами «За лучшую идею», «Самому плодотворному участнику (за самое большое количество предложений)» и т.д.

Вы замечательно поработали. Скажите, пожалуйста, представителями каких профессий вам пришлось побывать? Знания каких школьных дисциплин вам сегодня потребовались? А вот оценить экономическую выгоду мне удалось самостоятельно. Согласно прогнозам службы занятости в ближайшие 15 лет на рынке труда не будут востребованы экономисты, бухгалтеры. В стране возникла потребность в работниках технических специальностей – конструкторах, инженерах, строителях. Президентом внесено предложение организовать поддержку выпускникам технических ВУЗов, создать условия для их самореализации (слайд№5). На Дону есть много таких ВУЗов: ДГТУ, НМА, НПУ и другие (слайд №6   презентации). Двери каждого из них раскрыты для вас.

Мне очень приятно было общаться с вами, и на прощание я хотела бы, чтобы вы также поделились своими впечатлениями. На центральной доске прикреплен круг- «Калейдоскоп впечатлений». Я прошу вас поделиться своими впечатлениям от прошедшего занятия. Что понравилось вам, что – не очень, над чем вы задумались? Выберите цветную фигурку по вашему настроению (можно несколько фигурок), напишите одним - двумя словами впечатления от прошедшего мероприятия и прикрепите к нашему кругу.

  Я тоже поделюсь своими впечатлениями - мне очень понравилась ваши активность, инициативность, творческие идеи.

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Учебно-познавательные компетенции:  рефлексия и самооценка учебно-познавательной деятельности.

Домашнее задание

 (если  имеется)










Беренчик Елена Евгеньевна



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Использование профориентационных игр при формировании знаний о мире профессиональной деятельности "

Методическая разработка для педагогов при работе с подростками по направлению профориентационной деятельности. Данная методическая разработка содержит ряд профориентационных игр, способствующих ...

Методическая разработка к занятию по профориентации

Цель занятия:Создание условий для формирования потребности в профессиональном самоопределении.Задачи занятия:- побудить интерес к самопознанию;- дать представление о взаимосвязи личностных качест...

Методическая разработка занятия по профориентации «Выбор профессии – дело серьезное, или хочу, могу, надо»

Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере....