Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов-психологов для работы со слабослышащими подростками 9 класса «Тренинг: «Профессия на букву…»».
статья по психологии (9 класс)
Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса по программе «Психология и выбор профессии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мерзликина Юлия Евгеньевна, педагог-психолог, ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» |
Название работы: Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов-психологов для работы со слабослышащими подростками «Тренинг: «Профессия на букву…»».
Номинация: «Методические рекомендации».
Подноминация: методическая разработка педагога-психолога.
Статья
Тренинг: «Профессия на букву…».
Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса по программе «Психология и выбор профессии».
Тема: «Профессия на букву…».
Цели:
- расширить у учащихся знания о мире профессий или актуализировать уже имеющиеся знания;
- на ассоциативном, образном уровне научить учащихся соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить их готовность различать профессиональные стереотипы;
- осознать специфические моменты профессиональной деятельности.
Задачи:
- создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;
- повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;
- выработать умения соотнести качества работника с требованиями профессии;
- развитие навыков рефлексии.
Ожидаемый результат: осознание учащимися необходимости соотнесения своих возможностей с требованиями предполагаемой профессии.
Материально-дидактическое обеспечение занятия: стулья, магнитная доска, магниты, ватман, маркеры, запись с релаксационной музыкой, компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Форма проведения: профориентационное занятие с элементами тренинга, основой которого является игровая технология.
Форма работы: групповая.
Возрастная категория: учащиеся 9 класса.
Продолжительность занятия: 40 мин (блочное).
Ведущий тренинга: Мерзликина Ю.Е.
План занятия:
1. Приветствие, вводное слово психолога.
2. Упражнение: «Профессия на букву…».
3. Демонстрация видеоролика на тему: «Многообразие мира профессий».
4. Энергизатор: «Салат из профессий».
5. Упражнение: «Угадай профессию».
6. Энергизатор: «Поменяйтесь местами, кто».
7. Творческое задание: «Составление синквейна».
8. Подведение итогов. Рефлексия занятия.
9. Ритуал прощания.
Ход занятия:
- а) Учащиеся с педагогом- психологом садятся в большой круг.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем и подарим им улыбки и хорошее настроении. А теперь я предлагаю познакомиться. (Дети называю имя, если у кого имя повторяется нужно хлопнуть в ладоши).
А нас ребята ждет увлекательное занятие в мир профессий и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе. Педагог-психолог предлагает учащимся составить общее приветствие от всех и каждого, всем и каждому.
Упражнение: Давайте наше занятие начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. (Передаем друг другу мяч с ответом, затем в обратную сторону).
Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Педагог-психолог командует «СТОП», когда упражнение приветствия становится завершенным.
Мы спокойны и уверены в себе. У нас все получится. Итак, за работу.
б) Я напоминаю вам о правилах поведения в тренинговой группе (с мячом).
- активность,
- право на отказ,
- взаимопомощь и взаимовыручка.
А вы желаете добавить свои правила? (Обговариваем с детьми правила).
А теперь я бы хотела поговорить о проблеме выбора профессии. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
- Упражнение « Профессия на букву…».
Цель: расширить знания учащихся о мире профессий.
Педагог-психолог: И сейчас мы с вами поиграем в интересную игру – «Города». Только вместо городов мы будем называть профессии, т. е. первый участник называет какую-нибудь профессию, следующий участник называет профессию, начинающуюся на букву, на которую закончилась предыдущая профессия и т. д.
Обсуждение:
- Какие трудности вы испытали подбирая профессию на заданную букву?
- Какую новую профессию вы узнали?
Получается, что эти профессии вы уже знаете.
Слово педагога-психолога: А вот в 17 в. на Руси было всего 200 профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей. Мир профессий многообразен.
- Помните мы с вами смотрели видеоролик на тему: «Многообразие мира профессий».
Какие профессии там были? Здорово.
- Энергизатор: «Салат из профессий».
И теперь я хочу предоставить вам такую игру «салат из профессий».
Цель: вовлечь участников в действие, повысить общую активность. Усилить концентрацию внимания.
Педагог-психолог стоит в центре круга. Между участниками распределяется 3 профессии (врач, учитель, повар) по принципу 1-й, 2-й, 3-й. Далее педагог-психолог просит поменяться местами представителей какой-либо одной профессии, а сам в это время пытается сесть на освободившееся место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.
Молодцы немного поиграли. А теперь давайте узнаем. Все ли профессии вы знаете?
5. Упражнение «Угадай профессию».
Цель: развить умения соотносить личностные качества с требованиями различных профессий.
Педагог-психолог: угадайте загаданную профессию.
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России).
Примеры синквейнов:
1. Считающий, ответственный. Учитывает, осваивает, исполняет. Сохраняет средства для предприятия. (Экономист-бухгалтер).
2. Многогранный, экстравагантный. Творит, украшает, создает. Всегда неповторимый результат труда. (Дизайнер-художник).
3. Разбирающийся, предприимчивый. Чертит, конструирует, внедряет. Может обслуживать технику и руководить. (Механик-инженер).
4. Изысканный, творческий. Одаривает, волнуется, развивается. Часто предстает в разных образах. (Актер).
5. Бдительный, бесстрашный. Контактирует, организовывает, отвечает. Награждают, присваивая внеочередное звание. (Полицейский).
Обсуждение:
- Какие трудности возникли во время работы?
- Чему вы научились, выполняя данное упражнение?
Вывод: Научились выделять главное. Угадывать профессию по характеристике.
Слово педагога-психолога: Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха.
Давайте немного поиграем и узнаем кто, какую профессию себе выбрал.
6. Энергизатор: «Поменяйтесь местами, кто...».
Цель: снять напряженность и усталость.
Педагог-психолог стоит в центре круга и просит поменяться местами тех кто:
• Кто хочет работать в школе?
• Кто хочет получить профессию парикмахера?
• Кто интересуется машинами?
• Кто хочет получить профессию журналист?
• Кто еще не выбрал профессию?
• Кто хочет стать известным?
Итог:
Какие трудности возникали во время работы или было легко?
Обсуждение.
7. Творческое задание «Составление синквейна».
Цель: осознать особенности профессий, развить навыки конструктивного взаимодействия в малой группе, активизировать творческий потенциал.
Педагог-психолог: Синквейн – это стихотворение из 5 строк. (Определение синквейн). Сейчас мы рассчитаемся на 1-й, 2-й и разделимся на две группы. Для работы в команде я приготовила вам все необходимые материалы. Каждая команда выберет себе понравившуюся профессию и составит синквейн. Вам необходимо отразить в вашей совместной работе особенности профессиональной деятельности людей данной сферы, профессионально важные качества (правила составления синквейна я вам приготовила). По окончанию каждая команда презентует нам свой синквейн, а остальные участники попытаются угадать профессию.
Обсуждение:
- Что вам было легко, что трудно в выполнении задания?
Слово педагога-психолога: наше занятие я хочу завершить высказыванием Г. К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».
8. Подведение итогов. Рефлексия занятия.
Цель: подведение итогов занятия. (Это упражнение позволяет психологувзглянуть на занятие глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Педагог-психолог:
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
- Какие упражнения тренинга вам больше всего понравились?
- Самое важное открытие, которое вы сделали на этом занятии?
- С каким цветом ассоциируется занятие?
- Так и все таки на какую букву вы выбрали профессию?
9. Ритуал прощания.
«Вы сегодня хорошо работали и сейчас для вас последнее задание» Я вам даю клубок ниток. Каждый участник кидает его друг другу с каким-либо пожеланием на будущее. Так чтобы получилась паутина. Прошу всех встать.
«Я не случайно выбрала это упражнение. Посмотрите, какая крепкая получилась паутина, которая связывает нас друг с другом. Скоро вы все закончите 9 класс. И вы продолжите обучение в другом месте. Но я хочу, чтобы вы продолжали, общаться друг с другом и ваша дружба была такая, же крепкая как эта паутина. И я предлагаю вам ее сохранить. Положить вот в этот конверт. У вас есть еще время, чтобы наполнить его позитивными моментами. И на этом я хочу закончить наше тренинговое занятие».
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конкурсный материал "Лучшая методическая разработка занятия, реализуемая в рамках освоения ООП" по английскому языку 6 класс УМК Spotlight
Конкурсный материал содержит технологическую карту урока, сценарий урока, аналитическую записку, презентацию к уроку и сноску на видеоролик урока.https://youtu.be/SYwx57pRoNQ...
Региональный научно-методический семинар «Оценка соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию про-фессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: аспект алгоритмизации»)
Выступление по теме «Из опыта работы школы по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Методическая разработка мероприятия по профориентации "Дорога в завтра. Выбираем профессию будущего"
Мероприятие « Дорога в завтра. Выбираем профессию будущего» разработано для детей 8-12 лет, обучающихся объединений Центра дополнительного образования, с целью знакомства и формирования ин...
Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)
Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...
Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Использование профориентационных игр при формировании знаний о мире профессиональной деятельности "
Методическая разработка для педагогов при работе с подростками по направлению профориентационной деятельности. Данная методическая разработка содержит ряд профориентационных игр, способствующих ...
Методическая разработка занятия по профориентации «Выбор профессии – дело серьезное, или хочу, могу, надо»
Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере....
Методическая разработка урока по профориентации "Сельскохозяйственные профессии"
Данная разработка урока по профориентации "Сельскохозяйственные профессии"для детей с ОВЗ...
- Мне нравится (1)