Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»
методическая разработка (10 класс) по теме
Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в профессиональном самоопределении - первом настоящем выборе молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, и от того, как этот выбор будет сделан, зависит многое. Задача учителя - помочь старшекласснику в выборе профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_oer.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
ПРОГРАММА
опытно-экспериментальной работы
Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры
Автор работы: Стародубцева Ольга Александровна,
Учитель русского языка и литературы
Бийск - 2011
Содержание программы
Обоснование темы………………………………………………2-3
Актуальность темы……………………………………………..3
Теоретическое обоснование……………………………………3-6
Концепция опытно-экспериментальной работы……………..6-7
Сроки и этапы опытно-экспериментальной работы…………7-8
Методы исследования………………………………………….8-9
Предполагаемые результаты………………………………….9.
Критерии оценки достигнутых результатов………………….9
Обоснование темы
Гуманизация и гуманитаризация образования, осуществление личностно ориентированного, развивающего обучения создают условия для самореализации личности школьника, способной успешно раскрывать свои потенциальные задатки и возможности в различных социальных сферах, в том числе в познании, в труде, в творчестве, в общении.
Очень часто в обыденной жизни мы употребляем слова «работа» и «карьера», вкладывая в них одинаковый смысл. Однако эти понятия принципиально разные, несмотря на то, что одно является важной частью другого. Работа, как точка на бумаге, нечто, не имеющее направления. Карьера - это движение по тому курсу, который вы для себя определили. Является ли ваша работа частью карьеры или нет, зависит от того, насколько осознано вы сделали выбор. К сожалению, мало кто целенаправленно занимается планированием карьеры. Выбор учебного заведения часто определяется его престижностью, мнением родителей, друзей. Иногда она случайно оказывается в центре интересов и ценностей человека, и тогда такая работа дает большое удовлетворение, приводит к самореализации и не воспринимается как трудовая повинность. Но чаще подобную гармонию люди обретают методом проб и ошибок. У многих на это уходят годы, а у некоторых вся жизнь.
Первая работа также чаще всего находится случайно: через знакомых, по рекомендации и т. п. При этом область деятельности может быть никак не связанной с полученным образованием или личными интересами. Войдя в колею, человек начинает двигаться по этому пути автоматически. Накапливаются связи, опыт и знания в конкретной сфере, и мы уже не представляем себя вне этой среды. Но через какое-то время появляется ощущение: «не мое». К сожалению, люди часто склонны его игнорировать, находя всевозможные объяснения (неинтересный проект, плохой начальник) или оправдывая свое бездействие, ссылаясь на разные обстоятельства (надо содержать семью, нет другой профессии, рецессия и т. д.). Однако, несмотря на все доводы и самоуговоры, выход искать необходимо.
Самореализация личности ученика возможна в том случае, если он будет ориентироваться на достижение успеха. Педагогика успеха представляет собой лестницу достижений, каждая ступенька которой — это достижение человеком определённой цели, совершённое с верой в себя и в значимость поставленной цели. В процессе самореализации личности на протяжении образовательного маршрута возможны и замедления, и ускорения, и отклонения, определяемые уровнем наличия готовности обучаемого, условиями образовательного поля, степенью педагогической поддержки учителя и другими факторами.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании жизненного самоопределения школьников как составной части процесса образования и развития личности, содержанием которого является активное самостоятельное участие школьников в своем жизненном самоопределении, связанном с осознанием, раскрытием и реализацией своего физического, нравственного, деятельностно-творческого, психического, образовательного потенциала; развитием адаптационных возможностей, направленных на выбор собственного жизненного пути, подготовкой к самостоятельной жизни и деятельности в качестве самодостаточной личности, члена семьи, гражданина, профессионала.
Актуальность темы
Актуальность опытно-экспериментального исследования по профессиональному самоопределению и планированию карьеры заключается в его практической значимости для решения главной задачи РФ по модернизации экономики. Решение этой задачи имеющимися трудовыми ресурсами затянется на десятилетия из–за недостатков приспособляемости трудовых ресурсов к социально – экономической среде. А именно: из–за неумения людей ставить жизненные цели и выстраивать отношения с коллегами; из–за недостаточной внутренней мотивации населения к труду; из–за непонимания социально-экономических процессов и путей адаптации в них и т.п. Поэтому уровень жизни людей остается низким, что вселяет в них настроение безнадежия, недоверия к властным структурам и нежелание трудиться. Для исправления этой ситуации требуется сделать конкретные шаги по увеличению численности крепко стоящих на ногах россиян за счет планирования их карьеры. Планирование карьеры – это единственный бесконфликтный шаг, который быстро скажется на уровне жизни населения. Улучшение характеристик трудовых ресурсов и обеспечение их планами карьеры наиболее эффективно можно осуществить во время обучения в школе. Если учесть, что через школы формируются все трудовые ресурсы страны, то проект по обеспечению планами карьеры выпускников школ приобретает общенациональное значение и масштабность.
Теоретическое обоснование
В современной научной литературе имеется значительное количество работ, которые составили основу для выявления содержания и уточнения понятия «готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению».
Вопросы самоопределения и профессионального самоопределения личности затрагиваются в работах Б.С. Гершунского, Н.Н. Захарова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Е.Ю. Пряжниковой, Н.С. Пряжникова, Г.Н. Серикова, Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.Н. Чистяковой, П.Г. Щедровицко-го и др. Тема профессионального самоопределения старшеклассников получила развитие в работах М.И. Губановой, А.Я. Журкиной, И.С. Кона, Е.Н. Кондрат, Ю.В. Минова, Н.С. Пряжникова, П.А. Сергоманова, Н.П. Бру-дановой, С.Н. Чистяковой, П.А. Шавира, И.Ю. Шустовой и др.
Понятие готовности вообще и готовности к деятельности рассмотрено в работах JI.H. Баренбаум, А.К. Громцевой, В.И. Демидова, М.И. Дьяченко, JI.A. Денисовой, Д.Ф. Ильясова, J1.A. Кандыбовича, А.Г. Ковалева, Н.Д. Ле-витова, В.Н. Мясищева, С.П. и др.
Особое внимание было уделено вопросам педагогического содействия (Н.П. Бурнатова, В.М. Лукьянов, Т.А. Мельникова, Г.Н. Сериков и др.) и учебно-педагогического взаимодействия педагогических работников и учащихся (В .К. Крючков, Е.И. Панов, Л.Н. Рыбакова, Г.Н. Сериков и др.).
Важное значение для проводимого исследования имеют работы, посвященные профилизации образования на старшей ступени средней школы (Л.К. Артемова, В. Гузеев, Д.С. Ермаков, Г.Д. Петрова; С.Н. Чистякова и др.) и профессиональной ориентации старших школьников (С.В. Дармодехин, Н.Н. Захаров, Н.С. Пряжников, В.Л. Савиных, А.Д. Сазонов, Е.Е. Смирнова, И. Соломин, Н.В. Тутубалина, С.Н. Чистякова и др.).
Исследования, проведенные А. Я. Журкиной, Ю.В. Миновым, Н.С. Пряжниковым, С.Н. Чистяковой, И.Ю. Шустовой и др., выявили отсутствие у старшеклассников знаний, связанных с научными основами профессионального самоопределения; отсутствие опыта профессионального самоопределения; низкую информированность о типах профессий, которые сообразны выбранному профилю обучения на старшей ступени средней школы, и об образовательных учреждениях, где эти профессии можно получить; низкую информированность о современном рынке труда. Исследование нормативных документов, методической и учебной литературы позволило выявить, что в содержании образования не отражен аспект профессионального самоопределения; формы и методы образования, в том числе контроль, самоконтроль, стимулирование учащихся не направлены на успешное профессиональное самоопределение; в старшем звене средней общеобразовательной школы отсутствует скоординированная деятельность педагогов, направленная на становление готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Опрос педагогических работников старшего звена средней школы показал, что педагоги неоднозначно определяют содержание понятия «готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению». Их попытки содействовать учащимся в становлении готовности к профессиональному самоопределению не имеют четкого обоснования, разобщены, бессистемны, интуитивны; очень часто эти попытки не учитывают индивидуальных образовательных запросов учащихся, что приводит к изменению характера учебно-педагогического взаимодействия и, как следствие, к разрыву взаимодействия в аспекте становления готовности к профессиональному самоопределению.
Проведенный анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблеме становления готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию посвящено достаточное количество исследований. Тем не менее данная проблема изучена недостаточно. На сегодняшний день не освещены в полной мере условия, позволяющие целенаправленно осуществлять становление готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; недостаточно разработаны формы, средства и методы ее становления в учебно-педагогическом взаимодействии, теоретические и практические рекомендации по организации самого учебно-педагогического взаимодействия. Существующая организация учебно-педагогического взаимодействия в условиях профессиональной ориентации не всегда опирается на положения теории гуманно ориентированного образования.
На основании вышеизложенного сформулированы следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне: между потребностью общества в том, чтобы выпускники средней школы на момент ее окончания самоопределились с выбором профессии, путями ее получения и низким уровнем готовности выпускников средних школ к профессиональному самоопределению;
• на научно-педагогическом уровне: между социально обусловленной необходимостью становления готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и недостаточным обоснованием этой проблемы в педагогике;
• на методическом уровне: между целесообразностью использования потенциалов педагогического содействия становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему поиска содержания, форм и методов педагогического содействия старшеклассникам в развитии их готовности к профессиональному карьерному развитию.
Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы опытно-экспериментального исследования: «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры».
Концепция опытно-экспериментальной работы
Цель опытно-экспериментального исследования: ознакомить старшеклассников с технологией профессионального самоопределения и планирования карьеры
Объект исследования: учащиеся 9-11 классов школы.
Предмет исследования: уровень приспособляемости старшеклассников к конкурентной социально – экономической среде.
Гипотеза исследования: решение проблемы становления готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию будет более эффективным в том случае, если:
1. Будут учтены и реализованы объективные требования к жизненному самоопределению школьников, рассматриваемые нами как требования среды: требования - нормы, требования - качества, требования — отношения, требование - результат и субъективный аспект - потребности личности в своем жизненном самоопределении.
2. Взаимодействие среды и самостоятельной деятельности школьников по реализации потребности в своем жизненном самоопределении будет рассматриваться как сложный многоаспектный процесс, успешное разрешение которого невозможно без специально организованного содействия жизненному самоопределению школьников.
3. Организационно-педагогическое содействие будет направлено на повышение самостоятельного участия школьников в своем жизненном самоопределении. Содержанием этой деятельности будет являться формирование базовых компетентностей, обеспечивающих успешность жизненного самоопределения школьников.
4. В состав базовых компетентностей успешного жизненного самоопределения будут включены следующие виды готовности школьников: готовность к жизни и деятельности в качестве самодостаточной личности; готовность к жизни и деятельности в качестве члена семьи; готовность к жизни и деятельности в качестве профессионала; готовность к жизни и деятельности в качестве гражданина.
В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой сформулированы задачи исследования:
· Дать знание теоретических основ технологии планирования карьеры.
· Оценить потенциал старшеклассника сделать успешную карьеру.
· Ознакомить старшеклассников с инструментом количественной оценки уровня готовности и приспособляемости человека к социально-экономической среде.
· Разъяснить старшекласснику причины неадекватности его намерений и планов в повышении уровня его готовности и приспособляемости.
· Ознакомить старшеклассника с алгоритмом выбора профессии и специализации внутри профессии.
· Сформировать практические навыки составления старшеклассником графика достижения квалификационно-статусных позиций во времени (на 7 – 10 лет).
Сроки и этапы опытно-экспериментальной работы
Диагностический этап (2011)
Анализ литературы по теме исследования;
Изучение опыта преодоления аналогичных затруднений;
Анализ содержания художественной литературы, влияющий на процесс профессионального самоопределения и планирования карьеры.
Прогностический
Постановка цели, определение задач исследования;
Формулирование гипотезы;
Выявление эффективных путей формирования профессионального самоопределения и планирования карьеры у учащихся старших классов;
Практический этап
Фиксация исходного состояния объекта исследования (констатирующие срезы);
Беседы;
Анкетирование;
Сравнительный анализ готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры с разным уровнем их развития;
Отслеживание процесса, результатов;
Корректировка нововведений;
контрольные срезы.
Обобщающий
Соотнесение результатов исследования с поставленной целью;
Систематизирование результатов экспериментальной работы;
Формулировка выводов.
Масштаб исследования
Опытно-экспериментальная работа проводится в течение 1 и 2 триместров в 2011-2012 г. и закрепляется в 2014 учебном году.
База эксперимента
Учащиеся старшего школьного возраста (9, 10, 11 классы)
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используется комплекс методов исследования:
Анализ литературы;
Беседы с учащимися;
Создание педагогических ситуаций;
Опытно-экспериментальная работа как ведущий эмпирический метод исследования;
Наблюдение, сравнение; обобщение;
Опрос, тестирование, анкетирование;
Классификация и систематизация.
Предполагаемые результаты
Повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональной конкуренции на рынке квалифицированного труда за счет обеспечения индивидуальными планами карьеры.
Критерии оценки достигнутых результатов
1. Качество знаний учащихся экспериментальных классов в сравнении с контрольными в этой же школе и средней оценкой по городу.
2.Расходы времени на повышение готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры.
3. Возникновение новых показателей, свидетельствующих о развитости тех или иных сторон личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по повышению уровня готовности ребёнка к школе
Как организовать подготовку ребёнка к школе? Это должны быть непродолжительные приятные для ребёнка занятия....
Программа опытно-экспериментальной работы по теме "Проектирование цикла уроков по творчеству Ф. И. Тютчева на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов ".
Программа даёт чёткую систему изучения творчества Ф.И. Тютчева в 10 классе....
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАЦЕЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ....
Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка»
ИКТ позволяют сделать занятия более наглядными и интересными. Посредством уроков с применением ИКТ активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо а...
Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»
Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «Развитие социальной культуры обучающихся как результат освоения ФГОС»
Программа инновационной деятельности МБОУ СОШ № 28 на 2012 - 2017 года....
Комментарии
Действительно, Ольга
Действительно, Ольга Александровна, очень важно помочь подростку разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. И тогда он примет решение и скажет: «Это мой выбор!»