ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
методическая разработка на тему
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразования деятельности педагогических работников. Само время предъявляет к учителю такие требования, как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию потока информации. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту напрямую зависит и качество образования молодого поколения, его готовность к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_oer_nizhneivkino.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино
Кумёнского района Кировской области
ПРОГРАММА
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
«РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
(Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр
РАО Вятский ГГУ)
Разработала заместитель директора по УВР,
учитель биологии МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино
Гют Людмила Владимировна
2011 год
1. Сведения об авторстве
Авторами социально-пеадгогической инициативы, реализуемой муниципальным казенным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой пгт Нижнеивкино Куменского района Кировской области, являются педагогический коллектив учебного заведения, администрация школы в лице директора Чесноковой Ирины Михайловны, заместителя директора по УВР Гют Людмилы Владимировны и Трушкова Сергея Георгиевича, заместителя директора по ВВР Серовой Елены Александровны, научный руководитель (консультант) к.п.н., доцент кафедры педагогики ВятГГУ Селиванова Ольга Геннадьевна и старший преподаватель, заслуженный учитель РФ Сысолятина Нина Борисовна.
2. Тема экспериментальной работы «Развитие методологической культуры учителя сельской школы в контексте перехода на стандарты нового поколения»
3. Обоснование актуальности темы эксперимента
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразования деятельности педагогических работников. Само время предъявляет к учителю такие требования, как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию потока информации. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту напрямую зависит и качество образования молодого поколения, его готовность к жизни. Деятельность учителя в условиях изменяющейся среды становится все более ииновационной по своей сути, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития, как признака определенного уровня его педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Г.Ф. Каропова и др.). Следовательно, самообразование учителя является социальным заказом общества по отношению к образованию и фактором его непрерывного профессионального роста.
Сегодня очевидно, что научный и социальный прогресс нашего общества зависит и от степени готовности специалиста к самообразованию.
Педагогическая практика показывает, что многих учителей характеризует недостаточный уровень потребности в самообразовании (категория учителей старше 40-45 лет), учителя затрудняются в освоении передового педагогического опыта, оценке эффективности собственной деятельности. Такую ситуацию можно объяснить противоречием между существующей системой подготовки учителя, которая недостаточно ориентирована на формирование у будущего учителя потребности в постоянном профессиональном самообразовании и спецификой педагогической профессии, в сущности которой заложена необходимость «творить» себя и своих воспитанников.
Целью профессионально-педагогического самообразования является профессиональное и личностное самосовершенствование, что позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, повышения результативности педагогической деятельности, достижения педагогического мастерства и творческого отношения к делу. Наш опыт показывает, что эффективность образовательного процесса во многом определяется включенностью педагогов в инновационную деятельность. Мы полагаем, что инновационная деятельность педагога предполагает не только освоение им новых методик и технологий, но и необходимость формирования его методологической культуры. Мы основываем свою работу на мнении доктора педагогических наук, профессора Михаила Алексеевича Петухова, который под методологической культурой понимает: «знания философского, общенаучного, конкретнонаучного и технологического уровня; проектирование и организацию учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методологическую рефлексию». Мы рассматриваем методологическую культуру учителя в качестве высшего показателя его профессиональной готовности в условиях современного образования и основу его профессиональной самореализации.
4. Концепция экспериментальной работы основывается на следующих теоретических идеях и положениях:
- Идеи повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя (В.И. Загвязинский, В.А. Канн-Калик, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.);
- Идеи организации образовательного процесса в средней школе и методической подготовки учителей для сельских школ (Л.В. Байбородова, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова и др.);
- Исследования психолого-педагогических проблем общего, высшего и постдипломного образования, при учете которых возможна технологизация образовательного процесса (Б.С. Гершунский, В.В. Гузеев, Г.Ю. Ксензова, О.Е. Лебедева, И.П. Поджласый, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др. )
5. Цель и задачи экспериментальной работы
Цель: выявить и разработать механизмы управления и развития профессиональным и личностным самосовершенствованием педагога (его методологической культуры) в условиях перехода образовательного учреждения на стандарты нового поколения.
Задачи:
- Изучить теоретические идеи по развитию методологической культуры сельского педагога и продуктивности деятельности сельского учителя;
- Проанализировать сложившийся педагогический опыт в данном направлении в условиях образовательного учреждения;
- Обосновать и разработать формы, методы и технологии, направленные на становление методологической культуры учителя в условиях подготовки к реализации стандартов нового поколения;
- Провести экспериментальное исследование педагогической эффективности и результативности разработанной системы поддержки педагога в становлении его методологической культуры;
- Анализ полученных результатов эффективности экспериментальной работы в условиях образовательного учреждения.
6. Гипотеза экспериментальной работы
Развитие методологической культуры педагога строится на инновационной деятельности самого педагога и выступает средством его профессионального и личностного самосорешенствования, его профессиональной успешности.
- Сроки эксперимента
Сентябрь 2011 года – август 2014 года
- Объект и предмет исследования
Объект: методологическая культура учителя
Предмет: механизмы управления и развития методологической культуры учителя сельской школы
- База эксперимента
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт Нижнеивкино Куменского района Кировской области
- Критерии оценки и ожидаемый результат
Критерии качества опытно – экспериментальной работы:
- Реальное состояние готовности сельского педагога к инновационной деятельности;
- Степень использования инновационных методов, приемов и технологий в работе методической и психологической службы школы, направленных на повышение методологической культуры учителя;
- Динамика уровня развития методологической культуры учителя через участие в профессиональных конкурсах и фестивалях, публикации, учет достижений учителя, признание профессиональной компетентности учителя педагогическим сообществом школы, района, региона;
- Уровень презентации педагогическому сообществу исследовательских и опытно-экспериментальных результатов.
- Этапы и план экспериментальной работы
- Этап подготовительный
Цель: Обеспечение мотивационной и теоретической готовности педагогов к экспериментальной деятельности
№ | содержание деятельности | сроки | ответственный | ожидаемый результат |
1. | Заключение договора с ВВРНОЦ РАО ВятГГУ об открытии опытно-экспериментальной площадки на базе школы | сентябрь 2001 | директор, зам.дир по УВР | договор с ВВРНОЦ РАО ВятГГУ |
2. | Консультации с научными руководителями О.Г. Селивановой и Н.Б. Сысолятиной по проблеме эксперимента | октябрь 2011 | администрация | уточнение актуальности и окончательное формулирование темы экспериментальной работы школы |
3. | Разработка Программы ОЭР. Анализ педагогической ситуации в образовательном учреждении | октябрь-ноябрь 2011 | Сысолятина Н.Б., администрация | разработка программы и плана реализации ОЭР |
4. | Подбор и анализ литературы по проблеме | в течение 2011-2012 | педагогический коллектив, администрация, психологическая служба | мотивация и теоретическая готовность педагогического коллектива к ОЭР |
- Этап организационный
Цель: обеспечить организационную готовность участников эксперимента к продуктивной деятельности
№ | содержание деятельности | сроки | ответственный | ожидаемый результат |
1. | Определение функциональных обязанностей участников эксперимента | октябрь 2011 | директор | разработка локального акта о функциональных обязанностях методической и психологической службы в ходе ОЭР |
2. | Школьный семинар «Содержание методологической культуры сельского учителя и необходимость ее совершенствования в условиях перехода на стандарты нового поколения» | ноябрь 2011 | Селиванова О.Г. | мотивация, осознание и осмысление проблемы педагогическим коллективом школы |
3. | Определение творческих групп педагогов и направление их исследовательской деятельности в рамках ОЭР | ноябрь 2011 | руководители ШМО, учителя | уточнение и формирование групп по интересам, уточнение методической темы учителями, погружение в конкретный теоретический материал |
4. | Организация деятельности творческих групп учителей по выбранной проблеме | декабрь-март 2012 | зам.дир по УВР | разработка промежуточного педагогического продукта, первичная презентация опыта |
5. | Школьный научно-методический семинар «Актуальные проблемы современной педагогической науки и образовательной практики» | апрель 2012 | Селиванова О.Г. | разработка педагогических планов профессионального развития |
6. | Школьный семинар «Современные подходы и разработка рабочей программы учителем-предметником» | май 2012 | Сысолятина Н.Б. | коррекция учителями рабочей программы по предмету в соответствии с ФГОС второго поколения |
- Этап практический
Цель: разработка механизмов управления по становлению методологической культуры учителя
№ | содержание деятельности | сроки | ответственный | ожидаемый результат |
1. | Разработка основных направлений сопровождения методической и психологической службы профессиональной деятельности учителя по саморазвитию и самосовершенствованию | август 2012 | методическая, психологическая служба, зам.дир по УВР, ВВР | разработка пакета локальных актов, подбор методов, приемов и технологий по сопровождению учителя в его профессиональном становлении |
2. | Разработка модели педагогических условий, направленных на развитие методологической культуры учителя в сельской школе | сентябрь 2012 | администрация, Селиванова О.Г. | создание модели и ее научное обоснование |
3. | Корректировка рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС нового поколения | август-сентябрь 2012 | администрация, учителя | создание новой формы рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС в начальном, среднем и старшем звене |
4. | Диагностика уровня методологической культуры педагога Круглый стол | сентябрь 2012 | Сысолятина Н.Б., учителя | пилотные результаты уровня метологической культуры учителя |
5. | «Выявление метапредметных знаний и умений в рабочих программах» | октябрь 2012 | Селиванова О.Г., учителя | создание интегрированных программ с учетом метапредмета |
6. | Семинар «Современные педагогические технологии и проблема их применения в образовательной практике» | ноябрь 2012 | Селиванова О.Г. | моделирование уроков в различных педагогических технологиях |
7. | Установочный семинар по исследовательской деятельности учителя на практическом этапе эксперимента | декабрь 2012 | Селиванова О.Г. | разработка и утверждение планов индивидуального роста педагогов школы |
8. | Индивидуальные консультации | в течение года | Селиванова О.Г., Сысолятина Н.Б., Гют Л.В. | оказание теоретической и методической помощи учителям |
9. | Взаимообмен промежуточными результатами своей работы | в течение года | учителя, методическая служба | афиширование профессинальной компетентности учителя по применению педтехнологий в УВП |
10. | Проведение школьного, муниципального, регионального семинаров, педагогических советов, конференций по проблеме экспериментальной работы | в течение года | учителя, Селиванова О.Г. | обобщение передового педагогического опыта на разных уровнях |
11. | Диагностика уровня методологической культуры педагога и его готовности к инновационной работе | март-апрель 2013 | методическая служба | установить динамику уровня успешности педагогов школы на промежуточном этапе ОЭР |
12. | Аналитическая справка о промежуточных результатах ОЭР за период 201-2013 учебного года | август 2013 | зам.дир по УВР | определение уровня профессиональной компетентности учителей, оценка эффективности педагогических условий по сопровождению учителя в его профессиональном самосовершенствовании, оценка рисков, выявление их причин и их минимизация |
13. | Семинар «Обобщение ППО средствами мастер-класса» | сентябрь 2013 | Селиванова О.Г. | осознание, осмысление презентации ППО в инновационной форме мастер-класса |
14 | Работа творческих групп учителей по разработке и проведению мастер-классов | октябрь-ноябрь 2013 | учителя, методическая служба | совместная деятельность учителей по определению темы мастер-классов |
15. | Научная статья как средство презентации и обобщения педагогического опыта | в течение года | Селиванова О.Г. | обобщение ППО через научную статью |
16. | Научная консультация по разработке мастер-класса | в течение года | Селиванова О.Г. | разработка учителями мастер-классов |
17. | Научно-методический семинар регионального уровня «Методическая культуры учителя сельской школы в контексте перехода на стандарты нового поколения» | март 2014 | администрация, учителя районов (Куменского, Верхошижемского, КировоЧепецкого), Селиванова О.Г., Сысолятина Н.Б. | презентация результатов опытно - экспериментольной работы учителей |
18. | Аналитическая справка по результатам работы опытно-экспериментальной площадки за 2013-2014 гг | август 2014 | администрация | созданы педагогические механизмы и условия для самосовершенствования методологической культуры учителя |
- Этап контрольно-оценочный
Цель: проанализировать соответствие достигнутых результатов поставленным целям, обобщить опыт работы.
- Результативность работы опытно-экспериментальной деятельности
- Создана модель механизмов управления по сопровождению учителя в его саморазвитии и самосовершенствовании;
- Оценен уровень педагогической компетентности педагогов школы с помощью диагностического аппарата (составлен пакте педагогических диагностик);
- Разработана карта профессионального роста педагога сельской школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»
Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....
Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения
Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изуч...
Психологическая служба школы в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения.
В реферате представлены концепция и опыт авторской модели функционирования психологической службы общеобразовательной службы школы, которая эффективно реализует свои функции как ее с...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В условиях кардинальных изменений в образовательной системе нашей страны фактор учителя в школе становиться особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышени...
«Опыт работы РМО учителей технологии г. Ливны по переходу на ФГОС нового поколения»
Работа РМО учителей технологии г. Ливны направлена, на теоретическую подготовку выбор и анализ УМК. Анализ программ ФГОС предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, ...
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «Развитие социальной культуры обучающихся как результат освоения ФГОС»
Программа инновационной деятельности МБОУ СОШ № 28 на 2012 - 2017 года....
Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...