ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
материал по теме
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАЦЕЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_opytno-eksperimentalnoy_raboty.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа опытно-экспериментальной деятельности
МБОУ «ООШ № 7»
города Петровска Саратовской области
«Интеграция образовательных предметов как форма повышения духовно-нравственной компетенции обучающихся»
1. Паспорт программы
Наименование программы | Программа экспериментальной работы |
Дата принятия решения о разработке программы | 19.05.2012 год. |
Основания для разработки программы | Введение ФГОС ООН и ОРКСЭ |
Основные разработчики программы | Педагогический коллектив, родители, обучающиеся |
Исполнители программы | Педагогический коллектив, родители, обучающиеся |
Цель программы | Формирование духовно-нравственной, социализированной личности |
Задачи программы | Образовать и воспитать духовные и нравственные компетентности |
Сроки реализации программы | 2012- 2017 гг. |
Источники финансирования | Федеральный и муниципальный бюджет |
Ожидаемые конечные результаты | Повысить духовно-нравственную культуры выпускников основной школы |
Организация контроля выполнения программы | Диагностика, мониторинг, собеседования, анализ ситуаций, анкетирование, портфолио обучающихся и педагогов. |
2. Актуальность темы эксперимента
Программа экспериментальной работы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации воспитательной работы МБОУ «ООШ №7».
Программа экспериментальной работы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: Музыкальная школа ,ДДТ, Краеведческий музей, ФОК, ЦСЗУН, ДЮСШ.
Актуальность программы заключается в том, что духовно – нравственное воспитание личности рассматривается не только как одно из направлений содержания образовательных и воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса образования во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.
В основу программы положены ключевые образовательные и воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Ведущей идеей воспитательной системы школы является развитие личности обучающегося, его интересов и способностей. Весь процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала обучающегося, мотивации к самореализации и к личностным достижениям.
Воспитательная среда образовательного учреждения базируется на гуманных отношениях между детьми и взрослыми. В школе созданы условия для образовательной и творческой сферы деятельности обучающихся. Воспитательный процесс педагогический коллектив строит с учетом интересов и способностей обучающихся, социальных запросов родителей, условий и традиций школы. Воспитание занимает приоритетное направление в образовательном процессе школы и основывается на преемственности воспитания, формировании познавательной мотивации и ориентации на общечеловеческие ценности.
3. Цели и задачи эксперимента. Объект и предмет исследования.
- Образование и воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
- формирование личностной культуры;
- формирование социальной культуры
- формирование семейной культуры
4. Гипотеза эксперимента. Методы эксперимента.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.
Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК имеют богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в них принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности. В УМК заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.
Значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение. Учитывая особенности предметных областей учебного плана общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности развития школьников, создаются условия для развития у обучающегося интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Во всех учебниках обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражается многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
В этой связи, важное место в системе учебников занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников для решения задачи формирования у младших, а затем и старших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Сентябрь
«Россия для нас начинается с родного города».
1 сентября – День знаний;
Праздник посвящения в ученики;
Праздник Букваря;
праздник читательских удовольствий.
Октябрь
«Школа и моя семья».
Праздник осени (Праздник урожая, ярмарка);
конкурс чтецов (пушкинские дни в школе);
Весёлые старты(День Здоровья). День учителя.
Конкурс «За безопасность дорожного движения».
Ноябрь
«Я твой ученик, школа».
День народного единства.
Краеведческая конференция «Отечество». Посвящение в ШДО « Радужная»
Декабрь
«Предания старины глубокой».
День матери.
День символов России.
Новогодний праздник.
Театральная неделя.
Январь
«Друзья мои, прекрасен наш союз».
Праздник Рождества.
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье».
Игра-путешествие «По просторам нашей Родины».
Февраль
«Подвиг. Мужество. Отвага».
День защитника России.
Смотр песни и строя.
Масленица.
Конкурс рисунков на противопожарную тематику.
Март
«В здоровом теле -здоровый дух».
Праздник мам;
День птиц;
Праздник книги;
Встречаем весну.
Праздник «Прощание с азбукой».
Акция «Наше здоровье в наших руках».
Апрель
«Созвездие 45».
Праздник подарков (подарки просто так);
Праздник победителей олимпиад.
Акция «Чистота вокруг нас».
Концерт-отчет .
Май
«Мы – наследники Победы».
День Победы.
Акция «Никто не забыт, ничто не забыто».
Конкурс рисунков «Аист на крыше – мир на Земле».
До свидания, школа; Здравствуй лето! Летний оздоровительный лагерь.
Социальные проекты
В школе реализуются следующие социальные проекты:
ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, ), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.
ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.
ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.
Средовое проектирование
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (рекреации для организации игр на переменах или после уроков; )
- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности ( проведение школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).
Программа эксперимента включает следующие направления:
-развитие и упорядочение образовательной и воспитательной организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося;
-создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;
-использование в повседневной работе разнообразных доступных детям младшего возраста форм и методов работы;
-развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка;
-включение родителей учащихся в образовательный и воспитательный процесс;
-сплочение классных коллективов.
5. Ожидаемые результаты. Критерии оценивания ожидаемых результатов.
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
При реализации экспериментальной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть достигнуты результаты:
воспитательные результаты — духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффект — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности формирование его компетентности, идентичности). Достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ) и собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:
1. первый уровень результатов — приобретение обучащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта;
2. второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает);
3. третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
6. Сроки реализации эксперимента
Сроки | Направления |
2012 -2013 | приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
2013 -2014 | получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
2014 -2015 | получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной работы по теме "Проектирование цикла уроков по творчеству Ф. И. Тютчева на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов ".
Программа даёт чёткую систему изучения творчества Ф.И. Тютчева в 10 классе....
Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»
Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в профессиональном самоопределении - первом настоящем выборе молодого ч...
Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка»
ИКТ позволяют сделать занятия более наглядными и интересными. Посредством уроков с применением ИКТ активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо а...
Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»
Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....
Моделирование программы опытно экспериментальной работы МОУ гимназии № 13 Тракторозаводского района г. Волгограда. (краеведческий аспект)
Данная статья содержит описание опытно-экспериментальной работы МОУ гимназии №13 Волгограда. ...
Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»
В основу концепции ОЭР изначально заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность ...
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «Развитие социальной культуры обучающихся как результат освоения ФГОС»
Программа инновационной деятельности МБОУ СОШ № 28 на 2012 - 2017 года....
Комментарии
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
Программа рассчитана на 3 года
духовно-нравственное воспитание
в программе спланирован аналитический материал