ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
материал по теме

Филянина  Ольга Александровна

 ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАЦЕЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_opytno-eksperimentalnoy_raboty.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Программа опытно-экспериментальной деятельности

 МБОУ «ООШ №

города Петровска Саратовской области

«Интеграция образовательных предметов как форма повышения духовно-нравственной компетенции обучающихся»

1. Паспорт программы

Наименование программы

Программа экспериментальной работы

Дата принятия решения о разработке программы

19.05.2012 год.

Основания для разработки программы

Введение ФГОС ООН и ОРКСЭ

Основные

разработчики

программы

Педагогический коллектив, родители, обучающиеся

Исполнители программы

Педагогический коллектив, родители, обучающиеся

Цель программы

Формирование духовно-нравственной, социализированной личности

Задачи программы

Образовать и воспитать духовные и нравственные компетентности

Сроки реализации программы

2012- 2017 гг.

Источники финансирования

Федеральный и муниципальный бюджет

Ожидаемые конечные результаты

Повысить духовно-нравственную культуры выпускников основной школы

Организация контроля

выполнения  программы

Диагностика, мониторинг, собеседования, анализ ситуаций, анкетирование, портфолио обучающихся и педагогов.  

2. Актуальность темы эксперимента

Программа экспериментальной работы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации  воспитательной работы МБОУ «ООШ №7».

Программа экспериментальной работы  духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: Музыкальная школа ,ДДТ, Краеведческий музей, ФОК,   ЦСЗУН, ДЮСШ.

Актуальность программы заключается в том, что духовно – нравственное  воспитание личности рассматривается не только как одно из направлений содержания образовательных и воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса  образования во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

 В основу программы положены ключевые образовательные и воспитательные  задачи, базовые национальные ценности российского общества. Ведущей идеей воспитательной системы школы является развитие личности обучающегося, его интересов и способностей. Весь  процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала обучающегося, мотивации к самореализации и к личностным достижениям.

Воспитательная среда образовательного учреждения базируется на гуманных отношениях между детьми и взрослыми. В школе созданы условия для образовательной и творческой сферы деятельности обучающихся. Воспитательный процесс педагогический коллектив строит с учетом интересов и способностей обучающихся, социальных запросов родителей, условий и традиций школы. Воспитание занимает приоритетное направление в образовательном процессе школы и основывается на преемственности воспитания, формировании познавательной мотивации и ориентации на общечеловеческие ценности.

3. Цели и задачи эксперимента. Объект и предмет исследования.

- Образование и  воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

  1.  формирование личностной культуры;
  2. формирование социальной культуры
  3. формирование семейной культуры

4. Гипотеза эксперимента. Методы эксперимента.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов

Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных  предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК  имеют богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в них принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности. В УМК   заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.

Значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение. Учитывая особенности предметных областей учебного плана  общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности развития  школьников, создаются условия для развития у  обучающегося  интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Во всех учебниках обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражается многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в  систему учебников для решения задачи формирования у младших, а  затем и старших  школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 

Календарь традиционных школьных дел и праздников

Сентябрь

«Россия для нас начинается с родного города».

1 сентября – День знаний;

Праздник посвящения в ученики;

Праздник Букваря;

 праздник читательских удовольствий.

Октябрь

«Школа и моя семья».

Праздник осени (Праздник урожая, ярмарка);

конкурс чтецов (пушкинские дни в школе);

Весёлые старты(День Здоровья). День учителя.

Конкурс «За безопасность дорожного движения».

Ноябрь

   «Я твой ученик, школа».

День народного единства.

Краеведческая конференция «Отечество». Посвящение в  ШДО « Радужная»

Декабрь

«Предания старины глубокой».

День матери.

День символов России.

Новогодний праздник.

 Театральная неделя.

Январь

«Друзья мои, прекрасен наш союз».

Праздник Рождества.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

 Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье».

 Игра-путешествие «По просторам нашей Родины».

Февраль

«Подвиг. Мужество. Отвага».

День защитника России. 

Смотр песни и строя.

Масленица.

Конкурс рисунков на противопожарную тематику.

Март

«В здоровом теле -здоровый дух».

Праздник мам;

 День птиц;

Праздник книги;

Встречаем весну.

Праздник «Прощание с азбукой».

Акция «Наше здоровье в наших руках».

Апрель

«Созвездие 45».

Праздник подарков (подарки просто так);

Праздник победителей олимпиад.

Акция «Чистота вокруг нас».

Концерт-отчет  .

Май

«Мы – наследники Победы».

День Победы.

Акция «Никто не забыт, ничто не забыто».

Конкурс рисунков «Аист на крыше – мир на Земле».

До свидания, школа; Здравствуй лето! Летний оздоровительный лагерь.

Социальные проекты

В школе реализуются следующие социальные проекты: 

ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, ), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий,  как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д. 

 Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

  1. изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
  2. осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (рекреации для организации игр на переменах или после уроков; )
  3. демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности ( проведение  школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).  

Программа  эксперимента включает следующие направления:

-развитие и упорядочение  образовательной и воспитательной организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося;

-создание нового стиля взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиля совместной, равноправной, взаиморазвивающей, интеллектуальной творческой деятельности;

-использование в повседневной работе разнообразных доступных детям младшего возраста форм и методов работы;

-развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка;

-включение родителей учащихся в образовательный и  воспитательный процесс;

-сплочение классных коллективов. 

5.        Ожидаемые результаты. Критерии оценивания ожидаемых результатов.

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 

При реализации экспериментальной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся    должны быть достигнуты результаты:

 воспитательные результаты — духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

 эффект — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности формирование его компетентности, идентичности). Достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ) и собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:

1. первый уровень результатов — приобретение обучащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта;

2.  второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает);

 3. третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

 на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

 на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

 

6.        Сроки реализации эксперимента

Сроки

Направления

2012 -2013

приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2013 -2014

получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

2014 -2015

получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»

Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в  профессиональном самоопределении -  первом настоящем выборе молодого ч...

Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка»

ИКТ позволяют  сделать занятия более наглядными и интересными. Посредством уроков с применением ИКТ активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо а...

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

Моделирование программы опытно экспериментальной работы МОУ гимназии № 13 Тракторозаводского района г. Волгограда. (краеведческий аспект)

Данная статья содержит описание опытно-экспериментальной работы МОУ гимназии №13 Волгограда. ...

Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»

В основу концепции ОЭР изначально  заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность ...


 

Комментарии

Филянина  Ольга Александровна

Программа рассчитана на 3 года

Филянина  Ольга Александровна

в программе спланирован аналитический материал