Обобщение опыта работы учителя физики
материал по теме
Обобщение опыта работы учителя физики МКОУ СОШ №40 Гайнетдиновой С.А. "Как преодолеть стандарты мышления и сформировать креативную личность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.rar | 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы Гайнетдиновой С.А.
учителя физики МКОУ СОШ №40 г
Пояснительная записка.
Образование – это узнавание себя
в ином пространстве, в ином времени.
Одной из основных проблем современной школы является отчуждение ученика от внешне задаваемого для него образования. Преподнося детям нивелированные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае, всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля. Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не на освоение реальной действительности методами изучаемых наук, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, на отыскание единственного, наперед заданного ответа, а не приучают детей к вариативности и многообразию познания. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием детей учиться, отчуждением от школьного обучения, гиперболизацией формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов, поступление в вуз).
Общепринятое понимание образования как усвоения учащимися опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. От современного человека требуется, например, осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственной цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях. Но для этого необходим иной подход к обучению. Решение проблемы отчуждения видится мною в изменении распространенного понимания образования как «передача ученику знаний». В традиционном обучении ученик вначале «получает знания», а затем применяет их. Считается, что приращение знаний, как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися знаниями.
Современные технологии позволяют представить учащимся изучаемые физические объекты и процессы во всем многообразии их проявлений и свойств, четко определить их место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире. Новые задачи в обучении предполагают изменения в требованиях к уровню владения информацией, способствуют самостоятельному поиску и обработке информации. Основу самостоятельной деятельности составляют умения индивидуально приобретать новые знания, владение которыми позволяет формировать ключевые компетенции учащихся как интегральные качества личности. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение общеобразовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области. Образовательный процесс должен строиться на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и креативный поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении, то есть создает ситуацию, в которой он вместе с ребенком, а не «над ним».
Содержание.
Глобальная проблема человечества – проблема образования. Его содержание, методы, технологии теряют свою устойчивость. Связано это с тем, что до конца двадцатого столетия наука была озабочена накоплением знаний. На сегодняшний день она сосредотачивается на способах овладения накопленными знаниями. Педагогика призвана решать эту задачу. Она представляет систему мер, цель которой – подготовка растущего человека к жизни в обществе. Каково общество, какова жизнь – такова и педагогика. Меняется жизнь, меняется и педагогика. Когда жизнь меняется быстро – педагогика не успевает, а педагоги пребывают в растерянности… От века основной функцией педагогики было воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, законы Ньютона, способ производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения – все это элементы современной культуры. Объем совокупных знаний человечества растет как минимум в геометрической прогрессии. Как быть? [3] Использовать ИКТ.
ИКТ расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения. Наличие большого набора информационных объектов позволяет учителю представить учащимся изучаемые физические объекты и процессы во всем многообразии их проявлений и свойств, четко определить их место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире. Разнообразие информационных объектов способствует расширению и углублению знаний учащихся. Самыми распространенными средствами ИКТ являются ЦОРы. [14] С их помощью становится возможным создание собственных информационных объектов и презентаций, которые помогают учителю в разработке своих методик. Поскольку ЦОР составлены с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, содержат дополнительный материал, они облегчают поиск необходимой информации, что сокращает время подготовки учителя к уроку и делает занятие разнообразнее. Их можно использовать на любом этапе изучения курса физики (изучение основ или углубленного изучения материала). ЦОР может использоваться на уроках, но не заменяет учителя.
Когда и как я использую ЦОР?
1. При подготовке к уроку: это дает осуществление быстрого поиска информационных объектов и их просмотр; использование информационных объектов как иллюстративный материал для изучения тем и постановки проблемных ситуаций. Использование ЦОР осуществляется при разработке лекций. Например, при изучении строения атома в 8, 9,11 классах, электрических цепей в 8, 10 классах, механического движения в 9, 10 классах и др.
2. При проведении урока: информационные объекты обеспечивают иллюстративное и информационное сопровождение урока. На различных этапах урока я демонстрирую презентации, организую частично-поисковые и исследовательские виды работ с использованием информационных объектов. Это стимулирует познавательный интерес учащихся. Так, например, в 8 классе при изучении электрических явлений задаю детям вопрос: «После большого грома - большой дождь. Почему?». Этот вопрос заставляет детей задуматься над тем, как объяснить с точки зрения физики народную мудрость.
- Во внеурочной работе: учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся, предлагая им самим решать проблемные ситуации. Например, как посчитать количество зерен риса в стакане? Ученик может и сам создавать презентации, демонстрировать опыты и комментировать их, создавать мультимедиа-сочинения.
В процессе работы с ЦОР я использую следующие виды заданий:
- Ознакомительные: они предназначены для того, чтобы помочь учащимся познакомиться с различными физическими объектами и процессами. Такие задания должны содержать алгоритм выполнения и контрольные вопросы. Я их предлагаю на всех уроках.
- Творческие, исследовательские: предлагаю учащимся задания, в ходе выполнения которых необходимо спланировать и провести эксперимент, который бы позволил подтвердить или опровергнуть определенные закономерности. Например, в 10 классе говорю детям: «Представьте себе, что вы инженеры-конструкторы и ведете работу по созданию новых приборов. Ваша задача – придумать и собрать электрическую цепь устройства, применяемого в быту для облегчения работы. Оформить технический паспорт. Свои идеи и конструкции необходимо защитить».
- Проблемные ситуации: предлагаю учащимся самим разобраться в причинах таких ситуаций, например, в 11 классе объяснить природу цвета.
- Решение качественных задач. Они решаются на каждом уроке, а ЦОР помогает восприятию и созданию точной модели изучаемого явления, устройства различных приборов или тел.
Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информации. От понимания значимости этих умений и готовности к формированию соответствующих навыков у учащихся зависит не только успех в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, а иногда — и физического выживания в условиях современного информационного общества.
Одна из компетенций, которой должен обладать выпускник, - это умение осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем). Новые задачи в обучении предполагают изменения в требованиях к уровню владения информацией, самостоятельному поиску и обработке информации; изменения в содержании и организации материала; в использование адекватных современных технологий. Известно, что использование ИКТ легко адаптирует и модернизирует традиционные виды учебной деятельности к применению информационных носителей и мультимедийных проектов. [14]
Эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому, чтобы поддерживать интерес к физике, необходимо искать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учеников. В своей педагогической деятельности я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: 1-я стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску.[11]
В настоящее время образовательные электронные издания и ресурсы сети Интернет предоставляют широкие возможности и для самостоятельного изучения физики.
Основу такой деятельности составляют умения самостоятельно приобретать новые знания, владение которыми позволяет формировать ключевые компетенции учащихся как интегральные качества личности.
Применяя ИКТ, учащиеся
- приобретают навыки самостоятельного поиска информации;
- оптимально используют персональный компьютер как обучающее средство;
- развивают свой познавательный интерес (через тягу современного школьника к компьютеру).
У них формируется убеждение, что достижения современной техники неотделимы от науки физики.
Эффективность применения информационных технологий в значительной степени определяется тем, как организована самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Совершенно очевидно, что в процессе обучения на базе ИКТ роль преподавателя изменяется, но его деятельность не становится при этом менее значительной. Самостоятельная работа школьников на всех основных этапах по-прежнему координируется преподавателем посредством выбора способов организации среды обучения, создания виртуального рабочего места учащегося.
Особого внимания заслуживает работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями. Благодаря им учащиеся могут ставить многочисленные эксперименты и проводить исследования, что стимулирует развитие их творческого мышления, развивает способность решать различные ситуации в реальной жизни, повышает интерес к физике. Использование лаборатории «Архимед» позволяет нам решать многие из этих задач. Например, в курсе 10 класса по теме «Сила трения» мы исследовали коэффициент трения скольжения, в курсе 9 класса исследовали равноускоренное движение и т.д.
В 7 классе при изучении физики возможно формирование предметной информационной компетентности на элементарном уровне:
- самостоятельно изучать материал по учебнику или конспектам программ с использованием анимации процессов (например, правила взвешивания на рычажных весах, трение в природе и технике);
- составлять вопросы к рисункам, схемам, опытам (например, объем тела неправильной формы, бочка Паскаля, схема работы домкрата);
- готовить домашние задания, используя анимации (например, давление воздуха, закон Гука, закон Паскаля);
- используя алгоритм, решать задачи и проверять решение в электронных таблицах по условиям на бумажных носителях;
- готовить сообщения, мини исследования по материалам Интернета (например, «От опытных фактов — к научной гипотезе»: урок -исследование);
- осуществлять информационный поиск (например, составлять монографию Архимеда);
- делать тематическую подборку в Интернете рисунков, открытий ученого, применения данного закона или явления в практике (например, «Устройство каких приборов основано на существовании атмосферного давления?»)
В процессе преподавания с использованием мультимедийных курсов «Библиотека наглядных пособий», «Физикон» мною собран большой дидактический материал по применению ИКТ в 7 классах:
- тестовые задания в электронных таблицах Excel по промежуточному и итоговому контролю;
- алгоритмы решения задач с применением программы Excel;
- система комбинированных и обобщающих уроков, направленных на формирование целостной картины окружающего мира, например, урок-лекция с элементами беседы и каскадом опытов виртуальных и реальных: «Сила трения в природе и технике», «Простые механизмы», «Все о давлении — решение задач»;
- нестандартные уроки-презентации (например, «Силы в природе», «Измерение — основа техники», «Роль атмосферного давления в живой и неживой природе», «Мореплавание и воздухоплавание», «Исследование морских глубин»).
Использование данной технологии способствует развитию личности ребенка. У него формируется устойчивое умение осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и обрабатывать ее, активизируется познавательный интерес, развивается эмоциональная сфера ребенка. Таким образом, ИКТ помогает объединить знания в единую динамичную систему, уйти от массовости, усредненности, нивелировки образования.
Во время крутых общественных поворотов, перестройки или смены экономических систем, востребованность в людях умных, знающих, интеллектуально развитых, способных быстро ориентироваться в новых процессах, резко увеличивается. Подготовить, обучить и воспитать таких людей призвана современная школа. Одна из главных ее задач – развивать у учащихся психологические инструменты познания, с помощью которых они смогут «учить себя», формировать научное мировоззрение на основе комплексных знаний о природе и социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В условиях увеличения объема научной информации, совершенствования учебных программ возникает острая необходимость в систематизации, обобщении, повышении уровня качества знаний учащихся. [5] Ведущие педагоги Скаткин М.Н., Занков Л.В., Кириллова Г.Д. считают, что для повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса необходимым является развитие познавательного интереса, формирование положительной мотивации учения, интерес к изучаемому предмету. Все это может быть достигнуто с помощью метапредметных связей, которые я активно использую в своей деятельности.
На первом этапе изучения курса физики выделяю на некоторых уроках время (5-7 мин.) для непродолжительных бесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. Здесь можно говорить об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники. Для развития познавательной компетентности учащихся на своих уроках я часто использую художественную и научно-популярную литературу, сведения из телевизионных научно-популярных передач (тележурнал «Галилео» - телеканал «СТС», передача «ACADEMIA» – телеканал «Культура» и т.д.). Это оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираю басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные выражения: «ехала деревня мимо мужика» и др.
Применение метапредметных связей позволяет "протянуть смысловые нити от одного предмета к другому … преодолеть их разобщенность". Через метапредметные связи отражается живая связь явлений в понятиях человека.
Каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет в той или иной степени дискретный набор сведений из определенной области знаний и уже по этой причине не может претендовать на системное описание действительности. Вполне понятно, что в таких условиях о целостном восприятии мира у школьников не может быть и речи.[12]
Интегрирование знаний позволяет включить учащихся в активную познавательную деятельность, проникнуть в суть изучаемого материала, освоить его на уровне общих закономерностей, ведущих идей учебного предмета, использовать материал способом дальнейшего познания. Так, например, в 7 классе при изучении темы «Давление в жидкости» был проведен интегрированный урок, в ходе которого прослеживалась связь между особенностями объектов живой природы и давлением на различной глубине в воде. Учащимся были предложены задания открытого типа:
- Рыбы обитают в морях на различных глубинах. С возрастанием глубины изменяется строение их органов зрения: вначале появляются рыбы с большими телескопическими глазами, затем – с маленькими глазами, а у некоторых рыб, обитающих на очень больших глубинах, глаза вовсе отсутствуют. Объясните эти особенности.
- Моряки давно заметили, что глубоководные рыбы, попавшие в сети, при подъеме на поверхность сильно раздуваются и в результате гибнут. Но есть исключение, например, семейство скумбриевых. Для них такой опасности не существует, и они могут добывать пищу на разных глубинах, часто при этом поднимаясь к самой поверхности. Как это можно объяснить?
- Известно, что плавательный пузырь придает плавучесть. Тогда с чем можно связать способность таких рыб, как камбалы и бычки, подолгу лежать на самом дне водоемов?
- При погружении на каждые 10м давление воды возрастает на 1 атмосферу и на больших глубинах составляет сотни атмосфер. У рыб, встречающихся на таких глубинах, ученые обнаружили необычайно пористые кости скелета и рыхлую скелетную мускулатуру. Почему давление воды не раздавливает глубоководных рыб?
Проводя интегрированные уроки, я учитываю противоречия сущности познания и в процессе преодоления стандартов мышления опираюсь на вариативное и константное, повторяющееся и неповторимое, случайное и закономерное, ясное и интуитивное, учу находить меру их взаимодействия как внутри одного предмета, так и между несколькими. Только обобщенные представления об окружающем мире дают возможность адекватно в нем ориентироваться. Интеграция ускоренно моделирует личность, служит импульсом здорового мироощущения, воспитывает философские начала в их сознании.
При планировании интегрированного урока важно подобрать материал, который учит мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. Для этого необходимо, чтобы учащиеся взглянули на вещи заново, как на непривычные для них. С этой целью они проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогию, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, делают выводы, полученные из наблюдений над одним явлением и, наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции. Например, на уроке «Прямолинейное распространение света» в 8 классе я ставлю перед детьми проблему: «Как получается тень?».
Метапредметные связи я использую и на уроках обобщающего повторения, которые провожу чаще всего нетрадиционными методами, например урок-конференция в 11 классе «Атом на службе человека» или «Квантовые свойства света». Все это способствует развитию творческих способностей учащихся. По мысли детского писателя Дж. Родари "развитие у детей творческих способностей, воображения необходимо не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом", то есть каждый должен быть мыслителем, ведь только мышление может сделать человека свободным в выборе поступков. Альтернативность и вариативность мышления – возможность, которую представляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза.
На основе опыта работы я сделала вывод, что формирование метапредметных связей необходимо начинать с момента прихода детей в основную школу, когда значительно увеличивается количество изучаемых предметов и между ними теряется логическая связь. Руководствуясь этими соображениями, я приняла решение преподавать пропедевтический курс естествознания с 5 класса.
Это обусловлено переходом школы на профильное обучение. Чтобы открыть в старшей школе класс, в котором физика будет изучаться на профильном уровне, необходимо, чтобы, во-первых, учащиеся выбрали этот профиль и, во-вторых, могли освоить предмет на выбранном уровне. Часто оказывается, что после традиционного изучения физики в основной школе ученики, выбирающие этот профиль, не могут его освоить на базе имеющихся знаний.
Обращение к опыту многолетних наблюдений за детским развитием позволило выделить период от 11-12 лет, в котором отмечаются повышенная любознательность детей, их неподдельный, живой интерес к явлениям природы, попытки экспериментировать. Исследования в области педагогической психологии подтверждают, что на возраст, соответствующий 5-6 классам, приходится максимум сензитивного периода для развития функциональной системы интеллекта, задачей которого является освоение окружающего мира. [4] В течение значительного времени современный ребенок оказывается погруженным в виртуальный мир, свойства которого, вообще говоря, не совпадают со свойствами реального физического мира. Именно поэтому в то время, когда ребенок начинает чувствовать себя «достаточно взрослым», переходя в основную школу, ему нужно дать возможность осваивать реальный физический мир - мир вещей и явлений. Осваивать на уровне фактов: самому открывать свойства разнообразных объектов реального мира, устанавливать закономерности протекания основных явлений. [2]
Почему этому сравнительно легко научиться на примерах физики? Потому, что законы физики наиболее простые и наиболее общие законы природы. Они лежат в основе всех более сложных природных явлений. А еще только физическое явление можно изучить на уроке фактически. Это обусловлено именно спецификой физики:
- во-первых, протекание физического явления не требует больших промежутков времени и, значит, терпеливого и кропотливого (и часто скучного и однообразного) наблюдения (известно, что дети всегда были нетерпеливы, им результат нужен «прямо сейчас»);
- во-вторых, физические явления легко воспроизвести (попробуйте это сделать с соответствующими явлениями на уроках географии и биологии!);
- в-третьих, закономерности протекания явления, влияние на его протекание различных факторов может установить сам ребенок, многократно воспроизводя опыт и видоизменяя его условия;
- в-четвертых, ребенок оперирует конкретными объектами, учится мыслить конкретно. Это создает условия для постепенного перехода к развитию абстрактного мышления.
Стержнем курса естествознания являются усиленное внимание к развитию мышления обучающихся, формирование и развитие у них умений видеть проявление законов физики в окружающем мире. Решение этих задач реализуется через выполнение большого количества экспериментальных заданий, наблюдений, качественных задач. Главным источником информации выступает натурный эксперимент. При этом использование экспериментальной деятельности в программе является последовательным и систематическим. Продуктами исследовательской деятельности учеников становятся усвоенные ими методы и способы познания: наблюдение за объектом, постановка вопросов и конструирование ответов, формулирование проблем, логические умозаключения, обобщения, выводы. [6]
Я считаю, что формирование познавательных интересов учащихся может быть достигнуто не только через интегрирование знаний, но и проблемным подходом к обучению, с помощью технологии ТРИЗ. Такие уроки требуют от учащихся активной мыслительной деятельности, включения в них самостоятельной работы с элементами творчества и исследования.
Физик Лео Сцилард предложил простой образ:
Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объем знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.
Таким образом, новый виток процесса цивилизации потребовал профессии Решателя. Не физика и не техника, не химика и не биолога, а именно Решателя, потому что большинство многофакторных задач значительно шире любой конкретной специальности.
Мы не можем всех сделать гениями. Но мы можем вооружить многих сильными методами решения сложных нестандартных задач. Подготовить выпускника к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше. [1]
Технология ТРИЗ основывается на реализации индивидуальных способностей, возможностей и интересов учащихся, выращивании их личного образовательного потенциала. Для такого обучения необходимо создание условий, приводящих учащихся к осознанию необходимости самодвижения, к самостоятельной постановке общеобразовательных задач и проблем, к овладению методами их решения, конструированию собственной системы знаний и способов деятельности. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ.
Целями педагога при использовании технологии ТРИЗ являются формирование логического мышления, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами; развитие творческой интуиции.
ТРИЗ способствует эффективному развитию следующих умений ребенка:
- изобретательской деятельности;
- видению не явно заданных качеств предметов и явлений, а скрытых ресурсов для решения задачи;
- выстраиванию причинно-следственных цепочек;
- владению аппаратом логики в условиях недостаточного знания;
- оперированию противоречиями;
- поиску и выделению закономерностей;
- сознательному генерированию гипотезы;
- выделению главного;
- умению задавать вопросы и ставить эксперимент.
Психологи различают 2 типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным».
Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Именно такие задачи традиционны в современной школе. Креатив способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия.
Каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Чтобы этого не происходило, нужно решать больше открытых задач. На своих уроках я использую открытые задачи следующих типов:
- Изобретательские: ставят вопрос «Как быть?», когда дополнительные условия делают очевидные условия невозможными. Например: Вы попали на незнакомую планету и должны выяснить наличие магнитного поля без компаса. Как быть?
- Исследовательские: происходит некоторое явление, необходимо объяснить его, выяснить причины. Ключевые вопросы: Как? Почему? Например: в одном европейском музее есть часы, работающие без подзавода уже два века. Каким образом?
- Конструкторские: не содержат открытых противоречий и предполагают придумывание устройств под заданную цель. Например: придумайте конструкцию настольной лампы, изменяющей цвет в зависимости от атмосферного давления.
- Задачи-открытия: в результате решения такой задачи ученик получает новые знания, «переоткрывает» явления. Например: магнитные жидкости реагируют на магнитное поле подобно железу. Что будет, если стакан с магнитной жидкостью и плавающим в ней предметом поместить в магнитное поле?
- Задачи с недостатком данных: условие такой задачи допускает несколько истолкований. Учащиеся анализируют и сами вводят необходимые данные и ограничения. Например: в ванну с водой бросили кирпич. Как изменится уровень воды в ванне?
ТРИЗ использую не только на уроках, но и во внеурочной работе. Так, например, были разработаны и проведены интеллектуальные игры для 7-8 классов и 9-11 классов.
Анализ результатов моей деятельности свидетельствует о том, что предложенная система работы по формированию познавательной компетентности учащихся дает серьезные результаты:
- повышение креативного потенциала учащихся (от индивидуальных творческих работ к компьютерной презентации авторских проектов);
- рост познавательного интереса (желание участвовать не только в школьных олимпиадах, но и в различных конкурсах);
- участие в конкурсах и Интернет - олимпиадах;
- успешная социализация выпускников: ежегодное поступление в ВУЗы на специальности физико-математического цикла;
- призовые места в районных и областных олимпиадах по предмету;
- ежегодно учащиеся успешно сдают экзамены в форме ЕГЭ и ГИА;
- 94 балла – максимальный результат итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы преподавателя физики "ПЛ-45" Блохиной Н. В.
В работе поднимается и анализируется автором актуальная при изучении физики в учебных заведениях начального профессионального образования проблема - профилирование предмета. Профилирование предмета ре...
Обобщение опыта работы учителя физики
Обобщение опыта...
Демонстрационный эксперимент на уроках физики в 8 и 10 классах, при изучении некоторых тем по разделу "Электростатика". Из опыта работы учителя физики
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)г. Санкт-Петербург Материалы настоящей статьи содержит описание демо...
Обобщение опыта работы учителя физики
Обобщение опыта работы учителя физики...
Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...