Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок физик | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология сотрудничества на уроках физики
(из опыта работы учителя)
физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
Е.В.)
Цель использования технологии/методики | Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности | Результат использования технологии/методики | |
1.Обеспечение максимального вовлечения учащихся в учебный процесс. 2. Создание условий для качественного усвоения нового материала. 3. Создание рабочего психологического климата в группе. 4. Улучшение взаимопонимания между участниками учебного процесса. 5. Создание условий, чтобы учащийся, не стесняясь, делал попытку объяснить свою точку зрения, а в случае ошибочного мнения ему помогли найти правильное решение товарищи из группы. | Учащиеся разные: одним больше, другим меньше требуется времени на осмысление материала. На уроках я применяю вариант обучения в сотрудничестве – Studentteamlearning (обучение в команде) на этапе формирования и совершенствования понимания нового материала. Основными идеями обучения в сотрудничестве являются общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценивать себя наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
| При совместной деятельности формируется: 1.Умение обращаться за помощью к одноклассникам или учителю, умение не бояться отстаивать свое мнение, свою точку зрения, обосновав её, уважение к другой точке зрения, умение выслушать аргументы. Умение общаться между собой, с учителями. 2.Готовность оказать помощь, умения качественного оценивания своей работы и работы одноклассников, чувство товарищества, осознание равноправия всех участников учебного процесса, и в связи с этим формирования самоконтроля и самодисциплины. 3.Формирование творческого подхода к решению поставленных задач в выполнении поставленной цели. 4.Воспитание интереса к изучению предмета, повышение мотивации и, как результат, успеваемости учебного коллектива в целом. Каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает интерес и внимание учителя лично к нему. 5.Выступления учащихся на конференциях. 6.Открытые уроки. | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма взаимодействия |
1. Подготовка к выполнению группового задания.
| 1. Уточняет тематические рамки. Методический прием «Покопаемся в памяти» 2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. | 1. Активизируют имеющиеся знания по теме. | 1.Фронтальный опрос |
2. Групповая работа.
| 1.Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
| 1.Эмоциональное включение: группы приступают к выполнению эксперимента по плану, записанному в презентации к уроку. 2.В группах обсуждают, формулируют и аргументируют свое мнение по эксперименту. 3. Заполнение листа расчетов результатов эксперимента. 4.Составление опорного конспекта.
| 1.Работа в группах 2.. Индивидуальная работа 3.Фронтальная беседа |
3. Заключение.
общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.
| 1.Предоставление возможности ученикам задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. 2.Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика. 3.Подведение итогов, выдача домашнего задания. | 1.Каждая группа отчитывается о выполнение задания, систематизирует полученную информацию в ходе урока и формулирует свою точку зрения по эксперименту. 2. Заполнение листа расчетов результатов эксперимента. 3.Составление общего опорного конспекта. 4. Анализируют итоги урока | 1.Работа в группах 2.. Индивидуальная |
План - конспект открытого урока в 7 классе по теме «Действие жидкости на погруженное в нее тело»
(урок с применением технологии сотрудничества)
УМК «Физика 7класс»: «Дрофа», 2013..г /Автор Е.М. Гутник, А.В.Перышкин/
Цель: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов она зависит и от каких не зависит.
Задачи:
- образовательные - проконтролировать знания и достижения учащихся по теме «Выталкивающая сила »; изучить условия возникновения силы; закрепить полученные на уроке знания;
- воспитательные - формирование научного мировоззрения;
- развивающие - развитие навыков работы в группе, а также развитие памяти и внимания.
Тип урока: комбинированный.
Методы и методические приемы:
- словесные - объяснение;
- исследовательские - формировании практических умений и навыков;
- наглядные - электронная презентация « Выталкивающая сила»;
- закрепления - составление опорного конспекта;
- педагогическая технология - обучение в сотрудничестве (или технология работы в малых группах).
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, электронная презентация «Выталкивающая сила», сосуды с простой и соленой водой, маслом, динамометры, железный и алюминиевый цилиндр, тела из пластилина
План урока:
1. Организационный момент (1 мин).
2. Целеполагание (1 мин).
3. Активизация учащихся (4 мин).
4.Инструктаж по охране труда при работе со стеклом и динамометром(1 мин)
5. Изучение нового материала (20 мин).
6. Закрепление. Составления опорного конспекта по новой теме (15 мин).
7. Подведение итогов. Рефлексия (2 мин).
8. Задание на дом (1 мин).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Организация и приветствие учащихся. Выявление отсутствующих.
II. Целеполагание. Сообщение цели урока и его основных этапов.
III. Активизация учащихся. Класс разбит на группы - экипажи. Каждой группе предстоит выполнить 2 эксперимента и отчитаться о своей работе. От успеха работы каждой группы зависит результат работы в целом.
Методический прием «Покопаемся в памяти»
1.Что Вы слышали о весе тела?
2.Как определить вес данного Вам тела в воздухе?
3.Как определить вес тела в воде?
4.Что больше - вес тела в воздухе или вес тела в воде?
5.Существует ли сила, которая действует на тело в воде?
IV. Инструктаж по охране труда при работе со стеклом и динамометром.
V. Изучение нового материала. На этапе изучения нового материала учитель использует такую педагогическую технологию, как обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Для этого учитель делит класс на 5 групп.
Далее учителем проводится краткий инструктаж о предстоящей работе:
1) каждая группа внимательно изучает предложенные на листе задания;
2) в выполнении задания принимает участие вся группа;
3) ознакомление группы с учебным материалом;
4) распределение заданий внутри группы;
5) обсуждение общего задания группы, замечания, дополнения, обобщение;
6) подведение итогов группового задания;
7) выступление группы и сообщение изученного материала всему классу.
После этого учитель выдает каждой группе лист с заданием. Задания для выполнения эксперимента №1- одинаково у всех групп, задания для выполнения эксперимента №2 у всех групп различны.
Работа в группах над экспериментом №1
Задания для групп - эксперимент № 1
1.Определить вес данного тела в воздухе - Р1
2. Определить вес данного тела в воде - Р2
3.Сравнить результаты и сделать вывод.
Фронтальная беседа; осмысленное составление опорного конспекта по эксперименту на листах для расчета
1) Р2<Р1
2) Существует F
3) F=P1-P2
Работа в группах над экспериментом №2
Приступая к работе над экспериментом №2:
1) Внимательно прочитайте инструкцию
2) Выберите нужные приборы
3) Если Вам необходимо произвести расчеты, выполняйте их на листах для расчетов
Задания для групп - эксперимент № 2
Группа №1
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный цилиндр.
1.Определите силу Архимеда, действующую на каждое тело.
2.Сравните силу Архимеда и плотности тел ( таблица в учебнике, стр. 50)
3.Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от плотности тела.
Группа №2
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластилина.
1.Определите силу Архимеда, действующую на каждое тело.
2.Сравните эти силы.
3.Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от объема тела.
Группа №3
Оборудование: сосуд с простой и соленой водой, маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр.
1.Определите силу Архимеда, действующую на тело в разных жидкостях.
2.Чем отличаются эти жидкости?
3.Что можно сказать о силе Архимеда , действующей на тело в различных жидкостях?
4.Установите зависимость илы Архимеда от плотности жидкости.
Группа №4
Оборудование: мензурка с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр.
1.Определите силу Архимеда, действующую на тело на разных глубинах.
2.Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от глубины погружения тела.
Группа №5
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, кусочек пластилина.
1.Кусочку пластилина предайте форму шара, куба, цилиндра.
2.Поочередно, опуская фигурки в воду, с помощью динамометра, определите силу Архимеда.
3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от формы тела.
VI. Закрепление. Cоставления опорного конспекта
После получения результатов, каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Ответы групп сопровождаются электронной презентацией. Выводы записываются на доске и в тетрадях учащихся (от каких факторов зависит и не зависит сила Архимеда). Идет работа по составлению опорного конспекта под руководством учителя.
Демонстрация учителя:
1) Тело из пробирки плавает в воде
2) Шарик из картофеля тонет в воде
3) Тот же шарик всплывает в соленой воде
4) Шарик из пластилина тонет в воде
5) Лодка из того же пластилина плавает в воде
Попытаемся ответить на некоторые вопросы при дальнейшем изучении темы «Плавание тел».
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия).
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- У меня получилось…
∙ Я смог…
Краткое сообщение о том, что было сделано на уроке. Характеристика работы групп. Комментарий оценок, выставление отметок в дневник и в журнал.
VIII. Задание на дом. Изучить § 48, ОК – наизусть.
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013.
2. Л.И.Ерунова. Урок физики иего структура при комплексном решении задач обучения М., Просвещение,1988.
3. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя математики, Кострецкой С. Е, МБОУ СОШ №4
Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метопредметных результа...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания Коцур Лидии Ивановны
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания ...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Владимировская ООШ" Мамадышского района РТ.
В данном материале я поделилась своим опытом работы....
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке литературы ( из опыта работы учителя).
опыт использования технологии РКМЧП с целью развития личностных качеств учащихся позволяет вовлечь в активную умственную деятельность, способствовать развитию интеллектуальных способностей школьников....
Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...