Обобщение опыта работы учителя физики
статья по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
учителя физики первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» а. Понежукая
Сахтарека Ислама Чатибовича.
Работаю учителем физики с 1999 года. Стаж моей педагогической деятельности 17 лет, из них в МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» работаю 17 лет.
На протяжении всей своей работы главным для меня является не процесс преподавания, а процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся.
Девизом моей работы при осуществлении учебной и внеурочной деятельности стали: «От развития творческой активности к развитию творческой личности».
. Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:
- проблемного обучения;
- здоровьесберегающие;
- информационно – коммуникационную и Интернет - технологию;
- игровые;
- проектную технологию.
- портфолио
Процесс информатизации образования предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий при изучении физии в основной и старшей школе для развития их творческих возможностей и способностей, создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. Компьютерное обучение является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса на уроках физики, наполняет деятельность учителя, принципиально новым содержанием, позволяя сосредотачиваться на главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.
В своей работе я использую технические средства кабинета физики (компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор и экран, Интернет).
Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:
- уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;
- межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;
- уроки лекции с просмотром различных сюжетов;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;
- урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;
- уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.
Новые нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, особо организованные, требующие напряжения эмоциональных и умственных сил, служат выходом творческой энергии учителя и ученика. Нестандартные уроки отличает высокая активность учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества на занятиях.
Методы, используемые на уроках: лекция, поисковые (учебно – исследовательская деятельность), творческие, практические с помощью компьютера становятся более эффективными.
Использую ИКТ при организации контрольно – оценочной деятельности.
Я выделил для себя несколько видов использования информационных технологий при подготовке и проведении уроков физики:
- Изготовление, оформление раздаточного материала;
- Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету;
- Интерактивные практикумы (работа с материалами Интернет, обучающими программами);
- Диагностика качества знаний;
- Творческие работы учащихся
Тема, над которой работал в течение последних трех лет, - «Использование информационных технологий на уроках физики в условиях ФГОС».
Использование информационных технологий на уроках физики позволяет мне осуществлять целенаправленное, поступательное развитие креативных сил каждого ребенка, его творческого потенциала. Разрабатывая и внедряя различные инновационные технологии, стараюсь создавать условия для развития интеллектуальных умений и такой образовательной системы, где учащиеся могут проявить свою активность, творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению своего «Я». Включая учащихся в целенаправленную деятельность, развивая творческую активность по овладению социальным опытом, способствую становлению у школьников личностно ориентированного отношения к познавательной деятельности, формированию активной жизненной позиции.
Использование информационных технологий на уроках и в вне даёт мне возможность:
1. изучать индивидуальные особенности учащихся и их интересы;
2. повышать внутреннюю мотивацию к образованию;
3. сочетать традиционные и активные формы и методы обучения;
4. развивать личностные качества;
5. повышать качество обучения;
Использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время разделяю на несколько основных видов. Это разделение достаточно условно, а предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.
Использование информационных технологий на уроке предусматривает:
- проведение учебного эксперимента;
- применение инновационного метода обучения;
- использование некоторых нетрадиционных форм занятий;
- применение домашних работ исследовательского характера.
Использование информационных технологий учащихся во внеурочное время включает в себя:
- процесс работы над учебным проектом;
- работу на факультативе или спецкурсе;
- участие в олимпиадах, конкурсах.
Развитие личности определяется содержанием, характером, разнообразием видов деятельности, но в определенный период жизни человека преобладает ведущий вид деятельности, в данном случае познавательной, которая определяет значительную роль учебной активности в формировании личности старшеклассника.
Исходя из этого, сформулировал основные задачи, которые позволяют мне решать инновационное обучение:
- создание познавательной базы исследовательской компетентности -представлений об общей систематике знаний человечества, которая задаётся через сетку учебного предмета, определяемых базисным учебным планом;
- развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъективности - или способности «строить» себя как человека, субъекта собственной деятельности;
- приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач с использованием ИКТ технологий.
Инновационная деятельность строиться на принципах доступности, культуросообразности, взаимного интереса, осмысленности, самодеятельности, экспериментальности, естественности, сотрудничества.
Для осуществления данных принципов я:
- создаю атмосферу поиска на уроках;
- выстраиваю диалогическое общение с учениками, в котором вопрошание к внутреннему миру ученика занимает значимое место;
- провоцирую появление вопросов и желание найти ответы;
- выстраиваю доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности;
- учитываю интересы и мотивацию учащихся;
- даю учащимся право в принятии значимых решений.
Рассмотрение физических процессов с разных позиций, включение в условие задачи разнообразных данных, использование вариативности решения задач неизбежно приводит к тому, что значительно повышается прочность знаний учащихся по физике и, как следствие, формируется нестандартное мышление учащихся.
В своей деятельности я стараюсь разрабатывать содержание, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывать его сегодняшние склонности и способности. Моя главная задача состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено, и развить уже имеющиеся способности, а также выявить одарённых детей, желающих и способных вести исследовательскую деятельность с помощью ИКТ технологий. Поэтому, в своей работе я стараюсь развить у учащихся исследовательское поведение через использование ИКТ технологий. Обучение с использованием ИКТ - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
В своей деятельности я опираюсь на такие психологофизиологические особенности школьного возраста как целостное восприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Я стараюсь смотреть на ребёнка не как на ученика, а как на искателя истины. Поэтому, в обучении и воспитании я использую исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. А чтобы развить у детей навык исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- доказывать и защищать свои идеи.
Развитие этих навыков я осуществляю в ходе урочной и внеурочной деятельности через следующие формы организации с применением информационных технологий к учебно – исследовательской деятельности :
- проблемное видение урока
- внедрение технологии деятельностного метода
- проведение элективных курсов
- внедрение технологии проектов
- внеурочная деятельность (индивидуальный подход)
- школьные, городские, областные, Всероссийские конференции.
На уроках дети учатся: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, обобщать, наблюдать. Причём включаются в эту деятельность все ученики класса. Этому способствует применяемая мною технология деятельностного метода. Она обеспечивает включение детей в деятельность (системное включение ребёнка в (самостоятельное построение им нового знания), саморазвитие личности, разноуровневое обучение, создаёт условия для достижения деятельностных целей образования, обеспечивает прохождение необходимых этапов усвоения знаний. Деятельностный метод даёт возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов определяющих развитие.
Показателем эффективности моей педагогической деятельности являются:
1. Динамика уровня обученности
- Анализ результатов обученности учащихся 11 класса, обучавшихся в в 7 – 9 классах по курсу А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутника а в 10-11 классе по программе Г.Я. Мякишева, Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. (1 ч) в течение двух лет на основании результатов итоговой контрольной работы.
11 | ||
2014-2015 | 2015-2016 | |
% уровня обученности | 85,7 | 90,9 |
% успеваемости | 100 | 100 |
- Анализ результатов обученности учащихся 9 А и 9 Б классов, обучавшихся по программе А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутника (2 ч) в течение двух лет на основании результатов итоговой контрольной работы.
Класс | 9 А | 9 Б | ||
Год | 2014-2015 | 2015-2016 | 2014-2015 | 2015 - 2016 |
% уровня обученности | 86,7 | 81,25 | 71,4 | 73,3 |
% успеваемости | 100 | 100 | 100 | 100 |
2. Текущий срез
Класс | Тема | Количество учащихся | % «5» | % «4» | % «3» |
8 А | Количество теплоты | 23 | 28,6 | 42,8 | 28,6 |
8 Б | Количество теплоты | 21 | 21,7 | 47,9 | 30,4 |
9 А | Законы сохранения в механике | 16 | 50 | 31,2 | 18,8 |
9 Б | Законы сохранения в механике | 15 | 26,7 | 46,6 | 26,7 |
11 | Законы постоянного тока | 11 | 45,4 | 36,4 | 18,2 |
3. Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах
- Участие учащихся в городских олимпиадах и конкурсах:
Олимпиады | Год | Участники | Класс | Место |
Районная олимпиада | 2013 | Джандар Аида Намитокова Диана Панеш Асиет | 8 класс 10 класс 11 класс | I I II |
Районная олимпиада | 2014 | Мугу Саида Заремук Заира | 7 класс 10 класс | I I |
Районная олимпиада | 2015 | Жачемуков Амир Ашинова Анжела Чундышко Амир | 8 класс 9 класс 11 класс | I I II |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы преподавателя физики "ПЛ-45" Блохиной Н. В.
В работе поднимается и анализируется автором актуальная при изучении физики в учебных заведениях начального профессионального образования проблема - профилирование предмета. Профилирование предмета ре...

Обобщение опыта работы учителя физики
Обобщение опыта работы учителя физики МКОУ СОШ №40 Гайнетдиновой С.А. "Как преодолеть стандарты мышления и сформировать креативную личность"...

Демонстрационный эксперимент на уроках физики в 8 и 10 классах, при изучении некоторых тем по разделу "Электростатика". Из опыта работы учителя физики
Учитель физики Колобухов А.В. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)г. Санкт-Петербург Материалы настоящей статьи содержит описание демо...

Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО
Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...