Воспитательная работа в процессе обучения детей, имеющих тяжелую умственную отсталость.
статья по теме
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Основными функциями воспитательной работы является:
- планирование и организация жизнедеятельности обучающихся и осуществление их воспитания;
- взаимодействие с родителями или лицами, их заменяющими.
Воспитательная работа заключается в адаптации детей в новой окружающей среде, привитию навыков поведения в школе (бережное отношение к пособиям и школьным принадлежностям, доброжелательное отношение друг к другу, запоминании расположения своего рабочего места).
Дети очень сложные, с выраженными физическими и психическими нарушениями. У них наблюдается негативизм, упрямство, агрессивность. В случаях агрессии портят школьные принадлежности и дидактические пособия, также присутствует аутоагрессия, дети становятся неуправляемы. Поэтому им необходима спокойная обстановка, доброжелательное отношение, четкость и систематичность требований.
В начале года дети шли на контакт неохотно, но по мере адаптации освоились и ждут меня с нетерпением. Пока сопровождаю детей до класса, я закрепляю навыки приобретенные на занятиях при адаптивной физкультуре и навыки безопасного поведения (спускаться и подниматься по обычной лестнице, уметь держаться за поручни). У детей формирую навыки по самообслуживанию (одеваться и раздеваться в определенном порядке, снимать одежду и обувь с моей помощью, аккуратно складывать снятую одежду; приводить себя в порядок с моей помощью), а так же привычку под моим контролем мыть руки после туалета и по мере загрязнения.
На занятиях развития речи и окружающего мира моей задачей было неоднократное знакомство учащихся с помещением класса, с другими учениками. А также формирование умений, которые не могут появиться у ребенка без специального обучения (развитие движений, действий с предметами, совершенствование восприятия).
На занятии ручного труда требуется многократное привлечение внимания учащихся к используемому объекту, концентрировать взгляд на неподвижном предмете. Так же идет формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса (игры с кубиками, карандашами, палочками). В конце занятия у детей воспитываю положительное отношение к труду (убирать свое рабочее место после занятия, помогать другим сверстникам приводить в порядок используемое оборудование).
Осуществляю межпредметные связи, закрепляя навыки, приобретенные на занятиях СБО. А именно, развиваю умения ориентироваться в помещении (нахождение класса, туалета, ванной комнаты); формирование привычки поддерживать порядок в классе (не раскидывать игрушки, после игры ставить их обратно); привлечение внимания к тому, что делает взрослый и оказание помощи по просьбе); формирую навыки соблюдения элементарных правил поведения (здороваться и прощаться по напоминанию, доброжелательно относиться друг к другу).
Также проводятся динамические паузы. Цель которых заключается в предупреждении утомляемости учащихся и удовлетворении потребности детского организма в двигательной активности. Некоторые динамические паузы, по рекомендации медиков, проводятся в помещении (классе, игровой, спортивном зале, сенсорной комнате), где продолжаю формировать элементарные двигательные движения на координацию крупной моторики (ручками похлопать, ножку отставить, руки развести в стороны) под музыкальное сопровождение, под проговаривание потешек и детских стишков. Провожу пальчиковые игры (Сорока-сорока, Дом, Ай, ду-ду и др.). Закрепляю умения, полученные на занятиях адаптивной физкультуры (перешагивание через препятствия, ходьба в заданном направлении с моей помощью, ходьба друг за другом в указанном направлении с моей помощью). Посещаю с детьми сенсорную комнату, где дети играют в «сухом бассейне», ищут различные предметы, тем самым развивают тактильные ощущения. Закрепляю упражнения в ходьбе по дорожке, стимулирую зрительное восприятие (фиксация взгляда на (не) подвижном объекте). В динамических паузах, проходящих на улице, я организую наблюдение за природой, игры в песочном бассейне (развиваем мелкую моторику рук, тактильные ощущения).
Принимаем участие во внеклассных мероприятиях, которые проходят после уроков, праздники, посвященные 1 сентября, Дню учителя, тематическая неделя «Осенний калейдоскоп». Так же с детьми посещаем мероприятия, которые проводятся в школе и детском доме, по мере возможности участвуем в выставках и конкурсах. Поскольку наши дети имеют сложные психические и физические нарушения, то ранее не принимали участия в подобных мероприятиях. Для них присутствие на праздниках - сложный психологический момент. Здесь требуется поддержка взрослого, педагога. Я сопровождаю их, пытаюсь создать им комфортные условия. Дети уходят с праздников с позитивным и эмоциональным настроем, с чувством радости от увиденного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и игровых приемов в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью
В данной статье рассматривается роль влияния игровой деятельности в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталость, включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы, через игр...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье педагог делится опытом по работе в детьми с тяжелой умственной отсталостью на занятиях по развитию речи....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЙ ШКОЛЕ
Незрячие дети с тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся в коррекционной школе имеют свои права и потребности, которые очень специфичны.Но они изолированы от мира, поэтому нужно помочь им и знать к...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)
по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...

О детях с тяжелой умственной отсталостью
Статья об особенностях и специфики развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии....

Рабочая программа по предмету профильный труд , разработана для детей с тяжелой умственной отсталостью
Настоящая рабочая программа составлена для обучающихся 6-8(9) классов с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их зна...

ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ К...