ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
методическая разработка на тему
В статье педагог делится опытом по работе в детьми с тяжелой умственной отсталостью на занятиях по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shushlebina.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Шушлебина О.В.,педагог-дефектолог
ГБУ РС(Я) РРЦ «СУВАГ» г. Нерюнгри
Современные реабилитационные учреждения, работающие с детьми с тяжелой умственной отсталостью, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы. Они обусловлены отсутствием регламентирующих документов, учебников, специального дидактического инструментария, публикаций в специальной литературе, освещающих практический опыт работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью. Между тем, социальный заказ родителей детей, посещающих реабилитационные учреждения, весьма значителен: адаптация в обществе (формирование элементарных навыков жизнеобеспечения), овладение навыками письма, чтения, счета.
На начало 2009 г. в коррекционной группе Центра «СУВАГ» проходили реабилитацию 6 детей, из них мальчики от 6 до 14 лет ( 3 ребенка с диагнозом аутизм, 3 – с тяжелой умственной отсталостью). У всех воспитанников по результатам медико-логопедического обследования на фоне тяжелой умственной отсталости выявлена средняя степень неврологической патологии. Таким образом, все тяжело умственно отсталые дети (5 чел.) имели сложную структуру дефекта. У детей коррекционной группы по результатам логопедического обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие голосовых модуляций, нарушение тонуса язычной, губной и языковой мускулатуры, гиперсаливация. Нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечалось выраженное ограничение словарного запаса, которое проявлялось в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, на вопросы предпочитают отвечать жестами (там, тут) или кивком головы (да, нет).
В сентябре 2010 г., проанализировав проблемы и трудности предыдущего года с целью более успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), стали подбирать материал для разработки рабочих тетрадей с учетом специфики восприятия материала детьми данной группы. Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно - отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом.
Достоинства этой методики очевидны: вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает: концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.
Процесс составления рабочих тетрадей начался с тематического планирования, в котором использовался речевой материал наиболее знакомый ребенку по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Зима», «Профессии» и т.д. Тематика подбиралась и с учетом социально- бытовой направленности.
Структура занятий по развитию речи выстраивалась с учетом соблюдения охранительного педагогического режима, повышения учебной мотивации, соблюдения динамических пауз, выбора наглядно-дидактического материала. Включались задания на формирование психофизической сферы детей (психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание). В приложении к рабочим тетрадям были помещены подборки пальчиковых игр, речевых игр с движением на одну и ту же лексическую тему.
Соблюдение принципа “от простого – к сложному”, использование системы поощрений, создание ситуации успеха, дозировка речевого материала, работа с детьми в группе и индивидуально позволило увеличить объем изучаемого материала. На протяжении 2-х лет рабочие тетради постепенно совершенствовались. В тетради прописаны виды работ по всем направлениям:
- Социально бытовая ориентация;
- Графическая деятельность;
- Развитие речи; обучение чтению;
- Развитие мелкой и крупной моторики;
- Предметно-практическая деятельность.
На начало и конец года совместно с воспитателем педагог-дефектолог проводит диагностику по критериям усвоения детьми изучаемых понятий.
- Активный словарь. Знание названий понятий.
- Пассивный словарь. Покажи…
- Чтение табличек с названием понятий.
- Предназначение данного понятия.
- Сопоставление табличек с понятием к соответствующей
картинке.
Все взятые понятия по одной теме приняты за 100%. 2 детей показали 100% усвоение материала по всем параметрам, 3 детей - 60%.
По результатам исследования можно сделать вывод, что в 2011-2012гг. показатели работы по рабочим тетрадям у воспитанников с тяжелой умственной отсталостью значительно улучшились. Произошло накопление активного и пассивного словаря, которым они стали пользоваться как в центре, так и дома. Дети с ОВЗ стали более самостоятельны, успешны в социально бытовой адаптации. У детей, в зависимости от их диагноза наблюдаются успешные попытки чтения и печатания простых или коротких слов. Результаты анкетирования и собеседования с родителями дали положительную оценку работы с тетрадями по итогам года. Весной 2011 г. по решению ПМПК г. Нерюнгри воспитанник коррекционной группы Центра «СУВАГ» с диагнозом аутизм показал хорошие результаты при обследовании и был направлен на обучение в речевую школу г. Якутска. Другой ребенок с аналогичным диагнозом на данный момент свободно пишет и печатает свое имя, фамилию, дни недели и весь пройденный материал.
Сложности в реабилитации детей с тяжелой умственной отсталостью остаются, но благодаря постоянному поиску нового, данная работа не стоит на месте, адаптируется, видоизменяется и приносит ожидаемые результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа в процессе обучения детей, имеющих тяжелую умственную отсталость.
Из опыта работы....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ У НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЙ ШКОЛЕ
Незрячие дети с тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся в коррекционной школе имеют свои права и потребности, которые очень специфичны.Но они изолированы от мира, поэтому нужно помочь им и знать к...
Асикритова Е.А., Прокофьева Е.М., Попова В.Н. Оорганизация полифункциональной предметно-развивающей среды на логопедических занятиях с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Асикритова Елена Анатольевна, логопед Санкт-Петербургск...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)
по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...
Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики
Презентация "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"...
Презентация "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"
Презентация для педагогов начальной школы "Развитие речи обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения и речевой практики"...
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ К...