Использование игр и игровых приемов в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью
статья по теме
В данной статье рассматривается роль влияния игровой деятельности в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталость, включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы, через игры и игровые упражнения. Описаны ряд игр, которые могут использоваться в работе с данной категорией детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_i_igrovyh_priemov.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы-составители:
Лебедева Н. В.
Нетребо Е.В.
Использование игр и игровых приемов в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью
Каждому этапу психического развития человека соответствует определенный вид ведущей деятельности, которая на той или иной возрастной стадии развития оказывает решающее влияние на изменение в психических процессах и психологических особенностях личности.
Особая роль в развитии личности ребенка принадлежит игре. Именно игра для ребенка - самый желанный и незаменимый вид деятельности. В игре ребенок может выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы, сопровождает человека на протяжении всей жизни и является неотъемлемой частью человеческой культуры.
Игра, с ее обучающей задачей, привлекала к себе внимание еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей. Огромную роль игры в воспитании и обучении детей, которые испытывают трудности в усвоении знаний, подчеркивали Эдуард Сеген, Декроли, Мария Монтессори, Блехер, Сорокина и др. Педагоги видели в игре источник физического и психического развития, мощный фактор, способствующий развитию всех детских способностей.
Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха и моторики. Их система игр была направлена на сенсорное развитие. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Игра рассматривалась как способ обогащения знаниями детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, т.е., расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления, в игре он открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные понятия. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны: слабая переключаемость внимания, его неустойчивость, непроизвольность памяти и мышления. В этом случае лучшим помощником учителя является игра. Она уместна во многих случаях: если дети устали и им нужно отдохнуть, или их нужно успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание.
Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении и эмоциональном контакте вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют, и, на которых сосредоточить внимание детей с выраженными нарушениями в развитии не удается. На таком уроке значительно повышается активность детей и снижается их утомляемость.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связанной речи.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретают основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками, а также способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, более доступной для детей с выраженным нарушением интеллекта. Все накопленные при этом знания создают необходимую подготовку к восприятию более сложного материала, который будет способствовать дальнейшему развитию детей и их социальной адаптации.
Поскольку игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка, можно говорить корригирующей роли игр. Вначале дети с выраженным недоразвитием интеллекта заинтересовываются игрой, а затем и учебным материалом, без которого невозможно участвовать в игре. Ценность игр заключается в том, что они используются в обучающих целях, служат всестороннему воспитанию и развитию детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Благодаря использованию различных игр во время занятий с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта, как показывает практика, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Использование игр во время занятий с данной категорией детей обусловлено и тем, что это позволяет индивидуализировать процесс обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта, т.е. дает возможность подбирать задания с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка, обогащать их жизненный опыт, способствовать формированию практических умений, которые необходимы в жизненных различных ситуациях.
В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся сдерживать свои желания, развивается чувство ответственности перед товарищами, воспитываются волевые качества.
Успешность процесса обучения игре детей с интеллектуальным недоразвитием будет определяться поэтапностью перехода от предметных игр к другим более сложным видам игровой деятельности.
При отборе игр принимались во внимание коррекционные цели обучения, учитывались особенности развития данной категории детей, возрастные показатели (психический возраст) и программные требования.
В работе с детьми мы широко используется игровое оборудование фирмы «Альма», которое помогает реализовать на практике современные методики развития и образования детей с интеллектуальным недоразвитием.
Игры с использованием оборудования фирмы «Альма»
Игра «Времена года»
Оборудование: модули из конструктора «Альма» синего, желтого, зеленого, красного цветов, четыре сюжетные картины, на которых изображены времена года с перепутанными признаками, иллюстрации с определенным временем года, CD-диск с быстрой музыкой или музыкой со звуками природы
Цели: Закрепить и уточнить знания о временах года, основных цветах.
Развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания.
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Ход игры:
Педагог показывает четыре сюжетные картины, на которых изображены времена года с перепутанными признаками, которые рисовал Незнайка по заданию Тюбика.
Детям предлагается исправить ошибки, которые допустил Незнайка в своих рисунках. Например, на летнем лугу изображены лыжник и дети, лепящие снеговика, на снегу загорают дети в плавках, в осеннем парке дети сколачивают скворечники, а птицы кормят птенцов в гнездах, в весеннем лесу на проталинах дети собирают грибы и ягоды.
Дети находят ошибки Незнайки и аргументируют свои ответы.
-Каждому времени года соответствует какой-либо цвет. Выберите из четырех цветов (красный, желтый, зеленый, синий), какой соответствует зиме, лету, осени, весне.
Зима - синий
Весна-зеленый
Осень - желтый
Лето- зеленый
Педагог предлагает поиграть в подвижную игру. Под музыку дети двигаются между модулями из конструктора «Альма» синего, желтого, зеленого, красного цветов в произвольном порядке.
После звукового сигнала педагог показывает иллюстрацию с определенным временем года. Например, зима. Дети должны сесть на модули синего цвета.
Усложнение: Во время движения детей между модулями из конструктора «Альма» синего, желтого, зеленого, красного цветов. Звучит музыка со звуками природы:
шуршание листьев, стук дождя, вой вьюги, бурана, журчание ручейков, пение птиц, жужжание пчел, стрекотание кузнечиков.
После ее окончания дети определяют, к какому времени года относятся те или иные звуки. Затем, дети выбирают модули определенного цвета:
шуршание листьев, стук дождя (осень) – желтого цвета,
вой вьюги, бурана (зима) – синего цвета,
журчание ручейков, пение птиц (весна) – зеленого цвета,
жужжание пчел, стрекотание кузнечиков (лето) – красного цвета.
Игра «Листопад»
Оборудование: модули конструктора «Альма», листья красного, желтого, зеленого цветов, CD-диск с музыкой.
Цели:
Закрепление и уточнение знаний детей об осенних признаках.
Развитие мотивации имитационных навыков, произвольного внимания.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании.
Ход игры:
Педагог читает стихотворение.
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.
М.Ивенсен.
-В какое время года бывает листопад?
-Каких цветов бывают осенние листья?
-Давайте покажем, как падают и кружатся листья, (дети выполняют имитационные движения).
Педагог предлагает детям поиграть. Раздаются листья трех цветов (красные, желтые и зеленые).
– А теперь давайте превратимся в осенние листья. Кто-то будет зеленым листочком, кто-то красным, кто-то желтым. Как только заиграет музыка, все листочки должны кружиться и летать. Когда музыка остановится, и ветер перестанет дуть на листочки, каждый листочек должен найти свое место. Вы должны приземлиться на свои «полянки». У кого красный листочек, тот должен приземлиться на красную «полянку», зеленый- на зеленую, желтый- на желтую.
Дети садятся на модули из конструктора «Альма» по цветам.
Подвижная игра
Игра «День и ночь»
Оборудование: модули желтого и синего цвета разных геометрических форм из конструктора «Альма», ширма «Альма», картины с изображениями спящего мальчика и мальчика за партой, картины с изображениями солнца и звездного неба.
Цели: Закрепление и уточнение геометрического материала и временных представлений. Развитие и коррекция общей моторики, зрительного восприятия, внимания.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть две сюжетные картины, на которых изображен мальчик. На одной - мальчик, лежащий в кровати, на другой - сидящий за партой.
- Определите по действиям мальчика, какое время суток изображено на картине (день, ночь)?
- Расскажите, чем вы занимаетесь днем?
- Что вы делаете ночью?
Педагог предлагает поиграть в подвижную игру. Под музыку дети двигаются между модулями из конструктора «Альма» синего и желтого цвета и разных геометрических форм. Как только музыка перестает играть, в окне ширмы «Альма» появляется солнце или ночное небо со звездами. Дети, при появлении солнца, должны сесть на модули желтого цвета, при этом топать ногами и хлопать в ладоши. При появлении в ширме звездного неба, дети должны сесть на модули синего цвета и имитировать сон.
Игра «Солнышко и Месяц»
Оборудование: Солнышко, сшитое из ткани, набитое синтепоном, по краям вшитые веревочки (косички) равномерно распределенные по кругу, или наборы прищепок по цветам, месяц, изготовленный из фанеры, кольца, шарма фирмы « Альма».
Цель:
Знакомство с временными представлениями и их закрепление.
Развитие мелкой моторики рук.
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.
Ход игры:
Педагог предлагает прослушать и отгадать загадки:
Днем весь мир освещает
И усталости не знает.
Улыбается в оконце
А зовут его все …
(Солнце)
Позолоченный рожок
В небе висит,
Никого не согревает.
Ночью путь он освещает
Сладких снов всем нам желает
(Месяц)
Далее педагог спрашивает у детей:
-что светит днем?
-что светит ночью?
Затем, вниманию детей предлагаются две картины с изображениями одного и того же пейзажа, в разное время суток (день, ночь). Детям дается задание найти сходства и различия.
Педагог читает стихотворение:
Солнце рано утром встало.
Волосы не причесало:
«Как по небу мне идти?
Надо косы заплести!»
Далее, педагог предлагает помочь «Солнцу» привести себя в порядок.
Дети садятся вокруг стола, на котором лежит «солнце» и заплетают косички, кто быстрее.
Усложнение: надеть резинки на заплетенные косы, завязать бантики.
Педагог читает стихотворение:
-Месяц, месяц посвети!
Нам дорожку не найти!
-Как голодному светить?
Мне бы бублик проглотить!
А затем предлагает поиграть с «Месяцем». Дети набрасывают кольца на «месяц».
Игра « Лабиринт»
1-ый вариант игры.
Оборудование:
Ткань прошитая в два слоя в виде лабиринтов, шарики для пинг-понга оранжевого цвета Стрелками указан «вход и выход», СD с песенкой колобка
Цели:
Закрепление знаний о персонажах сказки «Колобок».
Развитие диалогической речи, формирование умения ориентироваться в инструкции.
Коррекция мелкой моторики рук и зрительного восприятия.
Ход игры:
Педагог читает или напоминает детям сказку «Колобок» если она уже им знакома.
Затеем, задаются вопросы по содержанию.
-Как появился Колобок на свет?
- Каких животных он встретил на своем пути?
-Чем закончилась сказка?
-Вам жалко Колобка?
-Хотели бы вы помочь убежать Колобку от диких животных?
Далее детям предлагаются лабиринты, сшитые из ткани.
(дети путем нажима на шарик проталкивают его по лабиринту) Во время выполнения задания звучит CD с песенкой Колобка.
2-ой вариант игры.
Оборудование: конструктор «Альма», загадки, мягкие игрушки: корова, собака, слон, жираф, крокодил, заяц, волк, медведь, лиса.
Цель: Учить выполнять постройки из крупного конструктора по словесной инструкции педагога. Развивать моторику рук, зрительное восприятие и память.
Ход игры:
Для закрепления сказки можно применить вариант игры, с использованием конструктора «Альма».
Под руководством педагога дети строят лабиринт, внутри которого нужно в определенной последовательности, согласно сюжету сказки расположит диких животных. Которых они предварительно выбирают из ряда других домашних и экзотических животных.
Индивидуальная работа:
Если дети затрудняются в выборе животных, педагог предлагает им загадки
о персонажах сказки.
Зимой - белый,
Летом - серый.
(Заяц)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный.
(Волк)
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
(Медведь)
Рыжая, плутовка
Хитрая и ловкая.
(Лиса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа в процессе обучения детей, имеющих тяжелую умственную отсталость.
Из опыта работы....
"Использование методических приемов в обучении и воспитании детей с умеренной умственной отсталостью младшего дошкольного возраста."
Методические приемы и их использование....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга н...
«ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАРДАТНЫХ ФОРМ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
Традиционная организация занятий с учащимися с умеренной умственной отсталости не эффективна. Более целесообразно проведение нестандартных уроков. Урока – сказки, урока – путешествия...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Календарно-тематическое планирование по коммуникации...
Доклад.«Приемы и методы используемые при формировании БУД у детей с умеренной умственной отсталостью»
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образовани...