Выступление на семинаре по теме " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости"
методическая разработка
Выступление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.0aresursnogo_tsentra_.vystuplenie.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме:
" Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".
Методический семинар.
Ресурсного Центра
Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.
Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.
В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых детей (общая коррекция), и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция)
Исходя из протокола ПМПК, наших наблюдений и на основании входящей диагностики мы видим , что основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, «застревание» на привычных шаблонных действиях.
И на основании дефектов мы определяем основные направления коррекционной работы. Я предлагаю вам обратить внимание на таблицу, где в 1-ой колонке даны основные направления ,которые мы должны корригировать, во 2-ой , 3, 4, колонке, что мы в начальной школе и у умеренных развиваем, а в основной школе закрепляем.
Начальная школа | Основная школа | ||
Легкая степень | Умеренная степень | ||
Восприятие | Форма, цвет, величина, пространство и время, двигательная, вкус. ( Зрительное, слуховое, обоняние, осязание, анализаторы). | Форма, цвет, величина, пространство и время, двигательная, вкус. ( Зрительные, слуховые, анализаторы обоняние, осязание) | Величина, пространство, форма, время. ( зрительные, слуховые, анализаторы |
Внимание | Произвольное
| Произвольное
| Произвольное и постпроизвольное
|
Память | Долговременная: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная. | Долговременная: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная. | Долговременная + оперативная (умение применить) - оббьем -осмысленность ( словесно-логическое) |
Мышление | Наглядно- образное: анализ , синтез | Наглядно-действенное: обощение | Словесно-логическое: Обобщение, сравнение, классификация, систематизация). |
Речь | Развернутая, полные предложения. | Составная: вопросно- ответная , диалогическая | Развернутая: -фразовая речь -монологическая - рассказ. |
Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
И я хочу вам представить игровые упражнения направленные на исправление имеющихся недостатков. Задания даны от простого к сложному.
Эти упражнения используются на уроке русского языка.
- Найти все слова.
- Разделить слова на два столбика
(по количеству слогов, по смысловому значению), (посчитать сколько гласных, назвать звонкие глухие и глухие согласные).
3. Какое слово лишнее?
Какое слово может объединить все другие?
Следующее упражнение используется на математике при изучении или закреплении геометрических фигур.
- Какая фигура 1ая, последняя.
- Какая фигура находится между квадратом и треугольником?
- А какая фигура синего цвета?
- Какая фигура находится слева от круга?
2 .
- Назови жёлтую фигуру, но не круг? Коррекция формы
- Назови квадрат ни маленький , ни зеленый? Коррекция формы
- Покажи прямоугольник большой цвет, как травка? Дифференцирование и сравнение.
3.
- Назови фигуру, у которой 4 стороны, но не прямоугольник?
- Назови фигуру, у которой нет углов?
- Назовите фигуру. у которой 3 угла и 3 стороны?
Основные направления коррекционной работы
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
— развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
— развитие артикуляционной моторики.
2 Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
_ развитие зрительного восприятия и узнавания;
— развитие зрительной памяти и внимания;
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
— развитие пространственных представлений и ориентации;
— развитие представлений о времени;
— развитие слухового внимания и памяти;
— развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
— навыков соотносительного анализа;
— навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушении в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов а знаниях.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности воспитанников при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у воспитанников этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.
Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального воспитанника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества. В моем выступление приведены лишь небольшое количество упражнений и игр, которые можно использовать на уроках для достижения развивающих целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Программа танцевального кружка для детей с умеренной степенью умственной отсталости...
Игры по развитию внимания и памяти для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Расстройства памяти и внимания у детей с отклоняющимся развитием встречаются с большой частотой и носят стойкий характер. Такие расстройства оказывают существенное влияние на развитие системных функци...
Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе детей с умеренной степенью умственной отсталости и сочетанными дефектами развития
Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе детей с умеренной степенью умственной отсталости и сочетанными дефектами развития...
Статья «Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умеренной степенью умственной отсталости»
методические рекомендации...
Методические рекомендации родителям «Использование игровых приемов в обучении и воспитании детей с умеренной степенью умственной отсталости»
методические рекомендации родителям...