Доклад.«Приемы и методы используемые при формировании БУД у детей с умеренной умственной отсталостью»
статья
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования обучающимися с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/doklad_na_mo_0.docx | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 12 Г. ИРКУТСКА
ДОКЛАД
на тему:
«Приемы и методы используемые при формировании БУД у детей с умеренной умственной отсталостью»
Выполнила учитель
Беляева О.А.
Иркутск 2021г.
Тема: Приемы и методы используемые при формировании БУД у детей с умеренной умственной отсталостью.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования обучающимися с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Слайд 3
Приемы и методы: 1. В начальных классах школы для детей с умственной отсталостью необходимо создать специальные условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты: - формирование потребности в общении со взрослыми и сверстниками; Так на занятии по альтернативной коммуникации , как способ взаимодействия выступает игра в "пальчиковый театр". Во внеурочной деятельности мы с детьми обыгрываем небольшие сюжеты из сказок. - Овладение вербальными и невербальными средствами общения; Формируется при работе по карточкам , пиктограммам, графическим изображениям и т.д . Также на уроках используются карточки с напечатанными словами, как дополнительное средство коммуникации и формирование навыков глобального чтения . Для «безречевых» детей с интеллектуальными нарушениями необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Желательно поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с «безречевыми» детьми стремимся добиться подражания в повторении звукоподражаний, обиходных слов, простых фраз. Очень важно, чтобы ребенок речевой и «безречевой», умел подражать. Это относится и к речи ,и к движениям. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем- повторять слова и предложения. На уроке по окружающему природному миру ведётся работа по календарю природы со сменными карточками. Так, если осенью выпал снег, "безречевой" ребёнок покажет это, заменив карточку в кармашке. - эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству формируется в процессе выполнения групповых работ - умение слушать собеседника. Вырабатываем у детей на специально организованных тематических мини- докладах, при чтении сказок с опорой на картинки .
2. Для решения задач по формированию учебного поведения я использовала шумовые баночки ( разноцветные жестяные баночки, наполненные различными материалами), колокольчик для привлечения внимания детей. Неречевой (физический) слух и восприятие неречевых звуков играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Умение сосредоточиться на звуке необходимо развивать с первых лет жизни. Эта способность не появляется сама по себе, даже, если у ребёнка острый слух от природы. Специальное обучение ребёнка восприятию звуков поможет ему лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев. Следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение - слухозрительно. Для формирования умения выполнять инструкцию педагога , на начальных этапах обучения использовались предметы -заменители. Например игра "Бусы". Применялись задания с учётом зоны актуального развития ребенка, для создания "успешности". 3. Формирование умения выполнять задание :
Чтобы ребенок мог выполнять задание в течение определенного периода времени, можно использовать прием «песочные часы» Для выполнения задания от начала до конца «визуальное расписание: сначала-потом». Также можно использовать прием поощрения ( наклейка, карточка , жетон). Использование на уроках ярких интересных дидактических игр стимулирует ребёнка к выполнению задания от начала до конца.
Первоначально обучающиеся моего класса не могли усидеть за партой и 5 минут (сейчас дети могут сидеть за партой 30-35 минут, учитывая 5-10 минут времени на физминутки , пальчиковые и др. упражнения). Занятия проходят в игровой форме, так как отмечается слабая концентрация внимания, нежелание выполнять задания. Процесс обучения усложняется тем, что дети часто болеют и пропускают занятия в школе. По выздоровлению приходят в школу, и мы снова осваиваем правила поведения, графические навыки, которые за время отсутствия были утрачены.
В процессе обучения у детей отмечается слабая моторика кистей рук, в этом направлении для развития мелкой моторики проводятся занятия предметно-практической деятельности: лепка, рисование, различные упражнения для развития кистей рук. Обучающиеся не способны к подражанию, тем более к самостоятельным действиям. Поэтому, первоначально, все действия с предметами, с материалами выполнялись совместно со взрослым «рука в руке». В течение учебного дня применяю следующие подходы:
- индивидуальный подход;
- контроль за выполнением правил поведения в классе (разделение территории класса, где можно играть и брать игрушки и территория , где брать предметы без разрешения нельзя (нужно попросить желанный предмет).
- предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности); звучание музыки: музыкальные физминутки, перемены, уроки изобразительной деятельности.
- активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки); Например: буквы, цифры - лепили, рисовали, клеили, раскрашивали буквы из ватных дисков и т.д.
- коррекцию всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная помощь ребёнку) и обязательно в положительном эмоциональном настрое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы формирования представлений о себе в младшем школьном возрасте у детей с умеренной умственной отсталостью
Конспекты занятий, доклад по теме...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Материал может быть использован для выступлений на МО, педсоветах....
ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДА ОЦЕНИАВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ ПОКАЗ ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА ИЗ ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ
Мониторинг, навык чтения слогов, GOMs (новый генеральный формат оценки), умеренная умственная отсталость.В данной статье представлены требования технологии GOMS, разработанной сотрудниками Университет...
«Формирование социальной адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках»
Социализация - важнейшая и первостепенная задача обучения умственно отсталого ребенка. Современная педагогика под социализацией понимает процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-историче...
Методические рекомендации родителям для формирования графомоторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в повседневной жизни.
Методические рекомендации...
Статья Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью...
Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью.
Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью учитель-дефектолог -Харламова С.В....