«ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАРДАТНЫХ ФОРМ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
методическая разработка на тему

 Традиционная  организация занятий с учащимися с умеренной умственной отсталости  не эффективна. Более целесообразно проведение нестандартных уроков. Урока – сказки, урока – путешествия, интегрированных уроков  ,объединяющих различные виды деятельности: чтение, письмо ,изобразительную деятельность, счет, развитие речи и т.д.

Такая организация урока обеспечивает частую смену видов деятельности и помогает предупредить быстрое утомление детей, сохраняет интерес к совместной учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 142 VIII вида»

«ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАРДАТНЫХ ФОРМ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Хомская Наталья Владимировна

Учитель - дефектолог

        

ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАРДАТНЫХ ФОРМ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 Традиционная  организация занятий с учащимися с умеренной умственной отсталости  не эффективна. Более целесообразно проведение нестандартных уроков. Урока – сказки, урока – путешествия, интегрированных уроков  ,объединяющих различные виды деятельности: чтение, письмо ,изобразительную деятельность, счет, развитие речи и т.д.

Такая организация урока обеспечивает частую смену видов деятельности и помогает предупредить быстрое утомление детей, сохраняет интерес к совместной учебной деятельности.

Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для младших школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Нетрадиционные уроки отвечают возрастным особенностям детей, полезны для их развития.

Нестандартные уроки занимают значительное место в обучении детей с умеренной умственной отсталостью. Это связано со спецификой занятий и особенностями таких детей, игровой основой данных уроков.

 Использование нестандартных форм работы даёт результаты: меняется характер, взаимоотношения между учащимися, возрастает активность  и творческая самостоятельность.

 Главное на таких занятиях максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, выявление скрытых возможностей. Но для достижения результата урок должен быть познавательным и занимательным, а не развлекательным. В условиях специальной (коррекционной) школы, не  получается применять все виды нестандартных форм урока, но некоторые из них необходимы для обучения детей.

Познавательная активность учащихся на таком уроке значительно повышается. Такие уроки отвечают всем требованиям современного подхода к обучению, а особенно важно, что они очень нравятся детям. Проводимая нами работа учитывает необходимость такой организации обучения, когда прохождение одних и тех же тем находит свое отражение в различных учебных предметах это и обуславливает необходимость введения в систему работы с учащимися двух особых принципов: расширение социальных связей и интегрированного обучения. При составлении плана урока мы учитываем возрастные и психологические особенности развития учеников, поэтому нетрадиционные уроки проходят в атмосфере творчества, сотрудничества и показывают хорошую результативность. Ребята на занятиях более активны, общительны.

Проведение нетрадиционных уроков, является одним из путей повышения интереса к изучению программного материала, они способствуют установлению положительного эмоционального контакта между всеми участниками, формируют положительные качества личности детей, устойчивый интерес к учению, снимают напряжения, скованность. Каким бы многоопытным не был бы учитель, ему всегда приходится пробовать, искать новые методы, приёмы, чтобы сделать занятие познавательным и интересным. На таких уроках нами используются не только игровые приемы, но и оригинальная подача материала.

Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий по аналогии. При подготовке к нестандартным урокам следует опираться на принципы:

- максимальное вовлечение всех учащихся;

- отказ от шаблона (отсутствие стереотипности);

- доступность материала;

- дифференциация и интеграция обучения;

- развитие коммуникативной и   когнитивной функции речи.

 Исходя из сказанного, важно отметить, что при подготовке нестандартных форм уроков происходит тесное взаимодействие ребёнка, учителя, которое приводит к более прочному усвоению материала. Главное, чтобы такие уроки не превратились в простые обычные занятия. Дети  должны их ждать, готовиться к ним.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СЧЕТУ

Урок - путешествие по русской народной сказке «Теремок». Учащиеся вместе с героями сказки выполняют доступные им задания. Благодаря разнообразию предлагаемых заданий урок интересен, и поставленной цели достигнут

Тема: « Сложение в пределах 8».

Урок – путешествие.

Цель: закрепление вычислительных навыков в пределах 8.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о структуре числового ряда, умения сравнивать числа.
  • формировать приемы сложения чисел в пределах 8;  
  • закрепить умения учащихся решать простые текстовые задачи; знание геометрических фигур.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать память, внимание, воображение, восприятие,  мышление учащихся.
  • развивать речь, уточнять и обогащать активный словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к учению.
  • воспитывать бережное отношение к природе

Ход урока.

  1. Организационный момент

1, 2, 3, 4, 5

 Все умеем мы считать,

 Отдыхать умеем тоже

 Руки за спину положим,

 Голову поднимем выше

 И легко-легко подышим.

Садитесь за свои парты.

Сегодня мы с вами ребята отправимся в путешествие по известной и любимой всем сказке. Отгадайте какой?

Звучит грамзапись начала сказки « Теремок»….

( на доске теремок, он пустой на двери висит замок…)

– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок. Мышка к двери пробралась и тихонько поскреблась: “ Чей домок теремок? Можно я буду в нем жить? А волшебный голос из теремка говорит: выполнишь мои задания, и двери домика откроются.

  1. Устный счет

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Приглашаю вас, друзья

По грибы сегодня я.

Очень хочется узнать,

Кто их может собирать

И, конечно, различать.

Задание 1

По тропинке вместе с нами

Идут числа в два ряда.

Как нам хочется узнать

Где прямой и обратный ряд?

 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8

8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1

Составьте самостоятельно прямой числовой ряд у себя на партах.

-Исправьте мою ошибку

1,3,2,5,4,6,7,8

Счет предметов и соотнесение с числом, сравнение предметов

Задание 2

Только я в лесок зашла

Подосиновик нашла

И лисичку, боровик

И зеленый моховик

Сколько я нашла грибов

У кого ответ готов?

Учащиеся считают количество грибов

Один работает у доски, остальные ищут ответ у себя на партах

1+1+1+1=4

-А какие это грибы? (съедобные)

Молодцы двери домика открыты, и мышка может в нем жить может там жить.

– Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Задание 3

У стены стоят кадушки

В каждой ровно по лягушке

Если семь кадушек

Сколько в них лягушек?(7)

-Сделайте так, чтобы лягушек было столько же, сколько кадушек. (Один ученик у доски, остальные выполняют работу у себя на партах).

-Уберите 2 лягушки, чего стало больше? Меньше? На сколько?

Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Повторение пройденного 

Геометрический материал

Давайте вспомним, какие геометрические фигуры мы с вами уже знаем? (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Задание 4. “Подбери ключ к замку”.

У вас на столах лежат геометрические фигуры, посмотрите на них. Это непростые фигуры, это ключи от замков.

Каждому замку нужно подобрать свой ключ

Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок.

Физминутка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

 И ушами шевели

Вот  так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Решение веселых задач

(на дереве сидят снегири)

А)Прилетели снегири

  Посмотри, их ровно 3.

Прилетели, посидели,

5 еще к ним прилетели.

    Посчитай - ка поскорей

Сколько стало снегирей? (8 снегирей)

Один ученик решает задачу у доски, остальные выкладывают решение на парте

5+3=8

Б)5 ворон на ветки сели,

       2 еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело, сколько всех их прилетело?

(Дети выполняют задания с помощью кругов на парте и отвечают на вопрос задачи).

– Докажите (объясните) свой ответ. (5 + 2 = 7 ворон)

 – А снегири и вороны, это кто? (Это птицы.)

 – Правильно. А какие птицы зимующие или перелетные? (Зимующие.)

Работа в тетради

Запись примеров в тетрадь

5+3=8

5+2=7

Работа по карточкам

Физминутка

Молодцы, теперь и волчок может в нашем домике жить.

Прибежала Лисичка – сестричка к Теремку, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?”

– Я Мышка – Норушка!

 – Я Лягушка – Квакушка!

 – Я Зайчик – Побегайчик!

 – Я Волчок – Серый бочок! А ты кто?

 – А я Лисичка – Сестричка, пустите к себе жить.

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Задание 6

-Сколько всего зверей живет в теремочке? Выложи  на наборное полотно. Посчитай.

1м.+1л.+1з.+1в.+1л.=5 зверей

– Кто первый прибежал?

 – Кто последний?

 – Кто после зайца?

 – Кто прибежал перед лисой?

Дверь теремка и открылась для Лисички. Стали звери дружно жить да поживать.

 Итог урока, выставление оценок.

-Молодцы, мы с вами справились со всеми заданиями. Но мне хочется задать вопрос: на какое действие мы сегодня решали  примеры?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных форм уроков в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

В статье рассказывается о роли  нетрадиционных уроков-занятий  в обучении детей....

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Коррекционно-развивающая программа обучения детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом направлена на максимальную адаптацию, реабилитацию и социализацию ребёнка в условиях...

Применение активных форм и методов обучения на уроках математики

В статье рассматриваются активные методы и формы работы на уроках математики. Приводятся конкретные примеры из опыта работы....

Презентация "Основные направления коррекционной работы на уроках при обучении детей с умственной отсталостью "

Методические рекомендации "Основные направления коррекционной работы на уроках при обучении детей с умственной отсталостью "...

Презентация "Методические приёмы на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра"

Данная презентация является приложением к докладу на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ.....

Применение современных технологий в цифровой среде при обучении детей с умственной отсталостью

Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социального и культурно обусловленного образовательного пространства. В структуре планируемых результатов нового федерального государственного...

Индивидуальный и дифференцированный подход, применяемый на уроках географии при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

В обучении географии в специальной (коррекционной) школе осуществляется дифференцированный подход к учащимся с интеллектуальными нарушениями, учитывая их разные познавательные возможности по освоению ...