План конспект проведения самоподготовки в 9 классе
план-конспект урока (9 класс) по теме

Анисимова Татьяна Ивановна

Закрепление и систематизация знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anisimovat.i.samopodgotovka.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект проведения самоподготовки в 9 классе

                                                                   Т.И. Анисимова

                                                         Куртамышская кадетская

                                                                               школа интернат, воспитатель

                                                   

Задачи:                

Закрепление и систематизация знаний.

  Развитие памяти, речи, логического мышления повышение   учебной мотивации.

 Воспитывать бережное отношение к школьному и личному                       имуществу.

Оборудование: Памятки «Работа с текстом», «Учись себя

                         оценивать», карточки с заданиями, таблица Шульте.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Спросите у любого человека: как он выбирал свою будущую профессию? Вряд ли кто-то внятно сможет обосновать свой выбор. Скорее всего, вы услышите, что так получилось, что родители посоветовали, что папа был военным, и я пошел по его стопам, что с другом за компанию и т. д. Другими словами, для большинства выбор профессии необдуманный, зачастую, спонтанный шаг.

Конечно, факт выбора профессии встает перед человеком относительно рано - в 17-18 лет. В таком возрасте достаточно сложно осознать в полной мере всю важность этого шага. Но последствия неправильного выбора могут быть очень печальными. Если выбранная вами профессия не подходит под ваш темперамент или склад ума? Например, вы получаете профессию бухгалтера, а оказалось, что работа с цифрами вам кажется нудной, да и усидчивость - это совсем не ваша черта характера?

Выбор профессии должен быть планомерным, детально обдуманным. Согласитесь, что, выбирая дело, на ближайшее будущее, а может быть и на всю жизнь, не стоит торопиться.

В процессе выбора профессии необходимо учитывать многие факторы.

Во-первых, ваши общие представления о карьере и вашем будущем. Определите, кем бы вы себя хотели видеть через 10 лет. Когда вы ответите на этот вопрос, то часть профессий, которые к вашему представлению о будущем не имеют никакого отношения, можно смело исключить.

Во-вторых, необходимо учитывать свои склонности к определенным видам деятельности, свои пожелания. Например, вам нравиться часами сидеть за компьютером.

Третий немаловажный фактор - это ваши способности, о которых вы знаете или еще предстоит узнать. Например, вы прекрасно рисуете, окончили художественную школу, или у вас выдающиеся математические способности.

 Важным фактором при выборе дела жизни должен быть социальный спрос на профессию. Необходимо изучить положение на существующем рынке труда, прочитать прогнозы аналитиков.

Идеальный вариант, когда все факторы совпадаю, тогда выбор профессии очевиден. А главное ваши,  знания, полученные в школе и закреплённые на самоподготовке.

  -Как прошёл сегодняшний день в школе нам расскажет учебный сектор.

    II. Выполнение домашнего задания.

- У вас на партах лежат памятки выполнения домашнего задания. Повторите их.

-открываем учебники русского языка, читаем задание. (Устный разбор домашнего задания)

 Подготовка к письменному выполнению домашнего задания. (Разбор письменного задания).

 Самостоятельное выполнение письменного  задания по предметам - математика, русский язык. (Оказывается индивидуальная помощь)

 - На ваших партах лежат памятки «Учись себя оценивать» Пользуясь ими, постарайтесь оценить свою работу.

 - Приступаем к самостоятельному выполнению домашнего задания. (При выполнении домашнего задания, используется взаимопроверка).

Перерыв (10 минут).

Выполнение домашнего задания по устным предметам.

Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание.    

Запомните пять правил гигиены вашего мозга:

1. Давайте больше кислорода крови.

2. Хорошо высыпайтесь.

3. Не курите.

4. Остерегайтесь алкоголя.                                                          

 5.Остерегайтесь некоторых лекарств.                                                                                   --       Прежде чем начать выполнение устных предметов, предлагаю вам несколько заданий на развитие памяти.

Упражнение на развитие логической памяти.    

  Курица-яйцо

 Ножницы - резать

 Кукла - играть

 Лампа – вечер

 Груша – компот

 Книга – читать

 Корова – молоко

Ученик -   школа                                                                                                              

   Упражнения на развитие зрительной памяти.

      .Запомните расположение цветных кружков

Упражнения на развитие слуховой  памяти.                                                                          

Шубка, сено, калач, сковорода, пароход, сапоги, парта, собака, гриб, ученик.

  Повторите  памятку  «Работа с текстом».

Самостоятельная работа.                                          

Физминутка для глаз. (Использование таблицы  Шульте).

   -Продолжаем выполнение устных предметов.

  1. Проверка выполненных работ.

          Взаимопроверка  домашнего задания в  парах.

          Проверка  домашнего задания воспитателем.

          Проверка домашнего задания с дифференцированным подходом (сильный проверяет у слабого).

           

Итог самоподготовки. 

 

Бороться с неуверенностью можно только при условии если всегда и везде будете стараться верить в свои силы, успех, в победу над трудностями и над самим собой. Вы сегодня молодцы, хорошо потрудились, справились со всеми заданиями.  

 А сейчас сядьте поудобнее, проведём с вами несколько упражнений на восстановление сил.

Дыхательное упражнение

• Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.

• Задержите дыхание на четыре секунды.

• Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.

• Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.

• Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

Упражнение «Задуй свечу»

• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение «Ленивая кошечка»

• Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

• Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Следующий способ релаксации – это мышечное расслабление. При регулярных занятиях также снимается (и в дальнейшем не накапливается) напряжение, улучшается сон, настроение и работоспособность.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

• Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Воспитательные технологии,   используемые при проведении самоподготовки

Т.И.Анисимова

 ГОУ «Куртамышская кадетская  

школа интернат», воспитатель

    Самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.                      Следует отметить, что способы организации и виды деятельности учащихся в каждой структурной части самоподготовки значительно совершенствуются от начальной школы к старшему звену, по мере того как развивается уровень сформированности организационной и познавательной самостоятельности школьников.

    Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания под руководством воспитателя.         Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирования положительного отношения к учебе. При этом учитывается возраст детей, их самообразовательные возможности, полученные на уроках, нормы затраты времени в соответствии с Сан ПиН 2.4.2 1178-02. Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера:

  - закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т.д.;

   - выработка рациональных методов и приемов организации труда;

   - обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;

   - расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т.д.) В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:

   - развитие воли, умения преодолевать трудности;

   - формирование характера;

   - выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;

   - совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.

Реализация этих целей и задач позволит учащимся, школы полного дня успешно осуществлять свои умения и навыки в дальнейшей учебной деятельности.  

  Самоподготовка проводится в помещении класса. Для занятия следует обеспечить чистоту помещения и доступ свежего воздуха.  Воспитателю необходимо ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанников, как показатель качества на самоподготовке. С этой целью  выбирается учебный сектор, который ведёт систематический учёт успеваемости и записывает домашнее задание.  

     При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя.                                                                                                                                                                                                              

 Положительная мотивация в начале самоподготовки влияет на заинтересованность учащихся, веру в собственные силы, положительные эмоции. Одним из существенных моментов является настрой детей на работу, постановка задач, обсуждение рационального использования своего рабочего времени. Воспитатель обращает внимание на состояние природы, настроение, знаменательные даты, проф.ориентационную  подготовку,  патриотическое воспитание.    Напоминает детям, что нужно рационально использовать время, отведённое на выполнение  домашнего задания. Очень важно научить детей работать «Как лучше делать домашнее задание?» «Правила приготовления письменных заданий» «Подготовка устных заданий»                                              

 Памятки помогают выработать определённую систему в последовательности выполнения заданий.  

На  самоподготовке  эффективно применять такие формы и методы работы:

   - технологию  деловой игры (где дети в игровой форме находят самостоятельно ответы и закрепляют знания);

   - технологию поискового характера (связь с библиотекой, интернет ресурсы);

   - самопроверку  (пользуясь памяткой «Учись себя оценивать»                                           Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи  Полезно учить детей некоторым способам самопроверки:

- обратное вычисление;

- выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике;

 - расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу;

- спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.

- взаимопроверку- это способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.                                                                                                                              

    При усвоении и запоминании материала  используются  задания на развитие слуховой, зрительной и логической памяти,

  Обязательно во время самоподготовки проводится  физминутка и десятиминутная перемена.

  Во время самоподготовки необходимо похвалить детей за хорошую работу.

   В конце самоподготовки подводится итог, воспитатель должен  оценить работу каждого ученика отметить (кто старался, кто работал с интересом  и справился с заданием).

     Если ученик каждый день добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к труду.

Методические рекомендации

Рекомендации для воспитателя при выборе

цели самоподготовки

       Образовательные:                                                                                                           - Расширять, закреплять и систематизировать знания детей.                                Тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.

      Развивающие:                                                                                                                          - Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников.

- Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке, искать информацию в интернете.

- Создать условия для развития творческих способностей учащихся.

        Воспитательные:

- Воспитывать навыки культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, трудолюбия, самостоятельности и прилежания, дисциплинированности.

- Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей.

- Воспитывать бережное отношение к школьному и личному имуществу.

Методическая копилка

Памятка  «Учись контролировать себя»

1. Чем эта схема может быть тебе полезной.

Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто умеет проверить свою работу и исправить свои ошибки. Они также умеют ставить перед собой цели по улучшению своей деятельности.

2. Как пользоваться схемой самооценки. Есть несколько приемов. Ты можешь:  а) попробовать оценить часть выполненной работы и посмотреть, насколько она тебя удовлетворяет;

  б) попросить своего друга помочь тебе оценить, насколько хорошо выполнено тобой задание;

  в) воспользоваться схемой самооценки, для того чтобы улучшить свои умения выполнять задания.

                 

Схема самооценки  при выполнении письменного задания  

Внешний вид твоей работы:

 1. Выглядит ли она аккуратной?

 2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?

 3. Пользуешься ли ты полями?

 4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь заголовок и другие разделы работы?

 5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?

 6. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы улучшить внешний вид работы?

Важные элементы твоей работы:

 1. Легко ли прочесть то, что ты написал?

 2. Проверяешь ли ты правильность написания?

 3. Проверяешь ли ты знаки препинания?

 4. Можешь ли ты сказать про свои схемы и рисунки, что они выполнены аккуратно?

 5. Исправляешь ли ты ошибки?

 6. Можешь ли ты с чистой совестью сказать, что сделал все, на что способен?

 7. Моя оценка за старание. (Отлично. Очень хорошо. Хорошо. Удовлетворительно. Плохо).

Памятка на самоподготовку

  Общие указания:                                                                                                                                                                                        

Выполняй домашнее задание в одно и то же время.

Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.

Посмотри в дневнике домашнее задание.

Держи правильную осанку - спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу, не наклоняться близко к учебнику.

Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.

Если что-то не получается - переключись на другой предмет, потом вернись снова, спроси у тех, кто уже сделал или у воспитателя.

Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 – 2 часа.

Выполняй задание четко, аккуратно.

Через  каждые  10 минут   давай  отдых глазам   и пальцам  - несколько раз  открой  и зажмурь   их, посмотри по сторонам и т.д., сожми разожми пальцы.

Через 20 минут сделай небольшую физкультминутку -  встань,   сделай  несколько упражнений,  глубоко вдохни и выдохни.

Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов.

 Сдай   уроки    и   положи    дневник   воспитателю. Пройди очередной тест на компьютере. Осталось время - тихо займись своими делами, не мешая другим.

                                                                                               

Упражнения для развития памяти

Упражнения на развитие логической памяти

  Курица-яйцо

 Ножницы - резать

 Кукла - играть

 Лампа – вечер

 Груша – компот

 Книга – читать

 Корова – молоко

Ученик -   школа                                                                                                              

Упражнение  «Двойная стимуляция»

охотник – медведь – берлога

весна – солнце – ручей

река – рыболов – уха

праздник – песни – веселье

город – улицы – дома

больница – врач – больные

война – солдаты – сражение

чтение – глаза – книга

деление – делимое – делитель

куб – стороны – ребро

сад – земля – растение

игра – правила – игроки

школа – ученики – учитель

дерево – ствол – листья

Упражнение "Запомни фразы

Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.

Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:

- Лев, нападающий на антилопу.

- Собака, виляющая хвостом.

- Муха в супе.

- Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

- Молния в темноте.

- Пятно на любимой рубашке.

- Капли дождя, сверкающие на солнце.

- Крик ужаса в ночи.

Упражнение "Визуальный код"  

Чтобы запомнить число предметов, нужно использовать визуальный код. Например, чтобы запомнить "одна корова", надо представить себе одну корову, привязанную к колышку.

- Одна корова.

- Две автомашины.

- Три рубашки.

- Четыре зеркала.

- Пять солдат.

- Шесть карандашей.

- Семь шариков.

- Восемь стульев.

- Девять колец. - Десять стаканов

Упражнение на развитие слуховой памяти

Шубка, сено, калач, сковорода, пароход, сапоги, парта, собака, гриб, ученик. Упражнение   «Повтори пары»

Осень – дождь

Ваза – цветы

Кукла – платье

Чашка – блюдце

Книга – страница

Вода – рыба

Машина – колесо

Дом – окно

Конура – собака

Часы – стрелки

Упражнения на развитие зрительной памяти

 Запомни картинки. Запомни слова. Упражнение  «Зрительная гимнастика»

Испытуемому предлагается запомнить 12 слов и для лучшего запоминания графически изобразить их, но рисовать можно только картинки, не буквы. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты.

ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК, ВКУСНЫЙ УЖИН, СТРОГИЙ УЧИТЕЛЬ, ТЯЖЕЛАЯРАБОТА, ТЕПЛЫЙ СВИТЕР, БОЛЕЗНЬ, ОБМАН, РАССТАВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, СЛЕПОЙМАЛЬЧИК, СТРАХ, ВЕСЕЛАЯ КОМПАНИЯ. Через 20-30 минут листок с изображениями предъявляют испытуемому и просят воспроизвести все слова.

Упражнение   «Запомни порядок»

дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ:

"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает, и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".

пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта

Упражнение  «Оживление»

Предложите детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросите их "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть дети расскажут друг другу про своих зверей. Затем подведите итоги, чей рассказ оказался самым интересным Упражнение "Запомни фразы"

Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.

Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:

- Лев, нападающий на антилопу.

- Собака, виляющая хвостом.

- Муха в супе.

- Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

- Молния в темноте.

- Пятно на любимой рубашке.

- Капли дождя, сверкающие на солнце.

Упражнение «Что я сказал»

"Сейчас я буду читать  слова, услышав каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

Упражнение «Перескажи»

Грузовик           Умная кошка

Гнев                  Мальчик-трус

Веселая игра     Капризный ребенок

Дерево              Хорошая погода

Наказание         Интересная сказка

Веселый праздник   Радость

Темный лес             Болезнь

Отчаяние                 Быстрый человек

Смелость                 Печаль

Глухая старуха        Теплый ветер

Сомнение           Зависть

Сила воли           День

Успех                  Страх

      Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ).

   Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.                        2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средни

     Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.                                                                               3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раз

Приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10

 Релаксация – (лат. relaxatio – ослабление) – снятие психического напряжения; связана с умением отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путем сочетания физического и умственного расслабления.

Эти упражнения можно использовать в профилактических целях в периоды повышенной нагрузки, когда наше психологическое состояние становится особенно уязвимым. С их помощью повышается стрессоустойчивость и сохраняется спокойное и бодрое расположение духа. Можно использовать релаксационные техники и по необходимости – время от времени – например, в конце дня, когда усталость приводит к перевозбуждению и трудно заснуть, или перед ответственным мероприятием, или в момент, когда мы охвачены отрицательными эмоциями – страхом или гневом. Но, конечно, результат будет лучше, если у человека есть опыт регулярного применения подобных упражнений.

Многие релаксационные упражнения очень просты, а главное – абсолютно безвредны.

Например, описанное ниже упражнение (автор – немецкий врач Энкельманн) помогает быстро успокоиться и взять себя в руки.

Дыхательное упражнение

• Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.

• Задержите дыхание на четыре секунды.

• Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.

• Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.

• Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и нево

Упражнение «Задуй свечу»

• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение «Ленивая кошечка»

• Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

• Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Следующий способ релаксации – это мышечное расслабление. При регулярных занятиях также снимается (и в дальнейшем не накапливается) напряжение, улучшается сон, настроение и работоспособность.

Описанные ниже упражнения подходят как взрослым, так и детям. Их можно выполнять вместе с учениками на любом уроке во время физкультминутки. Особенно подходят детям упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Таким образом, дети могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ. Любое упражнение повторяется 5-6 раз.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

• Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно детям  крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Упражнение «Лимон»

• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость.

Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию. Возможно и расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления.

Наши образы имеют над нами магическую власть. Они могут быть деструктивными (разрушающими) и оказывать негативное влияние на нашу жизнь. Настойчиво лелея их в своем сознании, – например, представляя себя больным, беспомощным, несчастным, – мы действительно увеличиваем вероятность болезней и несчастий. Ведь каждый из нас действует в соответствии с имеющимся «образом себя». И если мы «видим» себя печальным или злым, то большую часть времени будем именно печалиться и злиться.

Но образы могут быть и позитивными, вызывающими состояние уверенности, спокойствия, радости, силы.

Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело

• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость

• Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей

При поиске наиболее близкого для вас образа дайте волю своему воображению. Возможно, к вам придет несколько образов. Не спешите с ними расставаться. Прочувствуйте, каким образом они действуют на ваше состояние. Возможно, вы сможете «соединить» эти образы в единую картинку, или это будет серия картинок.

Если вам не приходят на ум символические образы, вспомните какие-нибудь ситуации из личного опыта, когда вы испытывали спокойствие, расслабленность и комфорт. Даже мимолетное «погружение» в приятную ситуацию благотворно воздействует на наше самочувствие. Не стоит торопиться выходить из созданного образа. Постарайтесь получше рассмотреть все детали, почувствовать те ощущения, которые этот образ заключает в себе.

При успешной тренировке через некоторое время вам будет достаточно только вспомнить ваш образ, и тело на уровне мышечной памяти воспроизведет состояние расслабления.

Ниже в качестве примера приведены традиционные тексты упражнений на мышечную релаксацию с использованием зрительных образов.

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение 5–7 раз.

Упражнение «Раздувающийся шар»

• Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется в высь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

В некоторых упражнениях достичь расслабления и спокойствия помогает управляемая фантазия. Образы в таких упражнениях часто сочетаются с текстами внушений – это релаксация с элементами аутотренинга.

Аутотренинг - метод воздействия на свое физическое и эмоциональное состояние благодаря самовнушению. Аутотренинг эффективен для кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости.

Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам и англ. training — тренировка, специальный тренировочный режим) — метод самовнушения, разработанный немецким психотерапевтом И. Шульцем в 1932 г. Этот метод предполагает обучение людей мышечной релаксации (расслаблению) и самовнушению, в целях последующего самостоятельного использования для воздействия на своё психическое и физическое состояние .

Такие несложные помогающие тексты педагог может составлять сам – и для «личного пользования», и в помощь школьникам. Главное – чтобы слова были позитивно окрашенными (избегайте частичек «не») и соответствующими ситуации. Например, можно использовать следующие внушения: «Я спокоен. Я уверен в себе. У меня все получится. Я смогу достичь своей цели». Или: «Я отдыхаю. Мое тело расслабляется. Мне тепло и спокойно».

Образы для релаксаций могут быть и более сложными. Некоторые упражнения похожи на целые путешествия, конечная цель которых – хорошее настроение и самочувствие.

Упражнение «Полет белой птицы»

Это упражнение особенно полезно выполнять вечером, например, в конце напряженного дня для снятия усталости и обретения новых сил и душевного равновесия.

Расположитесь как можно удобнее и расслабьтесь: закройте глаза, успокойте свое дыхание. Произнесите про себя следующий текст:

«Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.

В небе плавно летит белая птица.

Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам(а) – эта белая птица. Я лечу в спокойном синем небе, подо мной спокойное синее море. Вдали показался желтый песчаный берег, он все ближе и ближе.

Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.

Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен(а), я отдыхаю.

Ступней моих ног коснулась приятная прохлада, приятная прохлада заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила руки и грудь, мне легко дышать, приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю.

Я отдохнул(а)!»

И в заключение - некоторые правила для самостоятельно занимающихся релаксацией и аутотренингом.

График занятий. Первое время надо заниматься более интенсивно – для того, чтобы овладеть методом и применять его уверенно. Лучше, если первые один-два месяца занятия будут ежедневными, затем можно снизить частоту до 2-3 раз в неделю.

Время занятий. Лучшее время для занятий – утром – после просыпания; перед едой; перед отходом ко сну. Не рекомендуется заниматься после приема пищи – процесс пищеварения не способствует расслаблению.

Место занятий. Упражнения лучше делать в тихом, спокойном месте. Можно включить спокойную музыку (в продаже есть специальные кассеты и компакт-диски с музыкой для релаксации, в том числе, например, «Звуки природы» или «Шум водопада»). Позаботьтесь о комфортной температуре в помещении и отсутствии яркого света.

Поза для занятий. Для релаксации надо принять специальную расслабленную позу. Если вы занимаетесь лежа (например, утром, или вечером перед сном), то следует убрать подушку, лечь на спину, а голову повернуть на бок для лучшего расслабления мышц шеи.

Заниматься можно и сидя. В этом случае следует откинуться в кресле, предплечья положить на подлокотники; колени слегка раздвинуты и приподняты чуть выше бедер. Вся ступня полностью касается пола. Голова слегка откинута в сторону и «лежит» на удобной опоре; мышцы шеи при этом расслаблены.

Для занятий аутотренингом наиболее известной и распространенной является «Поза кучера». Она удобна и часто применяется потому, что ее легко можно принять везде, где есть стул, табурет и т. п.

Для того, чтобы принять эту позу, надо сесть на край сиденья, широко расставить ноги, голени поставить перпендикулярно полу. Спина сгорблена, голова свесилась вперед и вниз. Предплечья свободно и расслабленно лежат на бедрах. Глаза закрыты. Дыхание ровное.

Настрой на занятия. К занятиям релаксацией и аутотренингов следует относиться серьезно. Это не легкое развлечение, а серьезный помогающий метод. Перед занятием расслабьтесь и «отгородите» себя от внешнего мира.

Окончание занятия. Как из состояния расслабленности перейти в состояние бодрствования и активности? Если релаксация проводилась перед сном, то в этом нет необходимости. Но бывает так, что нам снова надо стать активным и бодрым. В этом случае после окончания упражнения подумайте о том, что вы хорошо отдохнули и готовы «вернуться в реальность». Медленно сожмите кулаки, почувствуйте силу в руках и во всем теле; вытяните руки в сторону коленей. Сделайте глубокий вдох, одновременно поднимите руки вверх, прогните спину, обратите лицо вверх и сделайте паузу на 1—2 секунды. Теперь одновременно резко выдохните через рот, разожмите кулаки и откройте глаза. После этого спокойно опустите руки. Вы снова полны сил и энергии!

Соблюдение этих простых правил поможет получить больший эффект от занятий.

Конечно, существуют и более серьезные циклы упражнений по релаксации и аутотренингу, но они должны проводиться прошедшим обучение специалистом – как правило, врачом или психологом. Описанные в данной статье техники, несмотря на их простоту, тоже могут принести пользу и взрослым, и детям.

"Порхание бабочки”

Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях”.

“Цветок”

Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте , что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком”.

“Необычная радуга”

 Воспитатель ключает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару.он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета.если нам не по себе, и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день”.

“Полет высоко в небо”

 Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день”.

“Отдых на море”

 Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте в удобном положении. закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день”.

“Тихое озеро”

 Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны.солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

“Дождь в лесу”

 Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Тянутся высоко-высоко, чтобы каждый листочек согрелся. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями касаются спины рядом стоящего товарища). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот появилось солнышко. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни”.

“Подснежник”

Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

  “В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло. Но вот подснежник вырос, окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой. Но подул ветер, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны. Цветочек склонялся все ниже и ниже. И совсем лег на проталину. Побежали ручьи. Вода подхватила и понесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям. Наконец он приплыл в сказочную страну”.

“Водопад”

Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”.

“Достань звезду”

Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!”

Место и условия проведения.

Проведение игр на релаксацию с тревожными детьми предполагает организацию соответствующих условий. Необходима маленькая комната для индивидуальной работы или большая комната для групповой работы. Обязательно затемняющие шторы. Спокойный цвет стен – синий, зеленый. Яркие места – блестящий шар, яркое изображение на стене, аквариум. Ковровое покрытие пола. Не должно быть холодно. Освещение рабочее и подсветка – торшер или бра, лучше желтого цвета.

Используется магнитофон, музыкальные записи спокойного, ровного характера.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

   «Задуй свечу «

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”.

 «Ленивая кошечка «

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”.

Упражнения на расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Расслабление мышц плечевого пояса  «Роняем руки»

Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются. Пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения Можно подсказать детям образ - руки висят, как веревочки.

Трясем кистями

Исходное положение - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

Стряхиваем воду с пальцев.

Исходное положение - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Поднимаем и опускаем плечи.

Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их, в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз)

Твердые мягкие руки.

Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук ( ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы - от плеча до концов пальцев. Затем, не ослабевая рук, ослабевают напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

Мельница.

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

Расслабление и напряжение мышц корпуса «Роняем руки

Дети поднимают руки в стороны и освобождают от напряжения мышцы спины, шеи и плеч. Корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.

Деревянные и тряпичные куклы.

Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояния мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то влево, то вправо. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг пояса.

Замедленное движение

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ В 8 КЛАССЕ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ В 8 КЛАССЕ...

План-конспект проведения урока в 5 классе по теме "My working day"

План-конспект открытого урока по теме "My working day" в 5 классе по учебнику "Happy English" (Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.)...

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

План-конспект проведения урока по лёгкой атлетике в 6 классе

Конспект урока физической культуры по лёгкой атлетике в 6 классе....

План-конспект по самоподготовке по русскому языку и подготовке к ГИА

Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в детском доме.Проведена в старшей разновозрастной группе девочек....

План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".

Тема:  Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.Цель:  Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на...

Анализ проведения самоподготовки 7 класс

Анализ организации и проведения  самоподготовки в7 классе                                    ...