Урок технологии в 6 классе
методическая разработка (7 класс) по теме

Горина Валентина Ивановна

Урок предназначен для учащихся 6-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tehnologii.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon Творческий проект 7 класс.60 КБ

Предварительный просмотр:

Горина Валентина Ивановна, учитель технологии

МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов г.Энгельса»

Модель урока технологии в 6 классе

Характеристика обученности, обучаемости, реальных возможностей детей 6 «В» класса, в котором планируется провести данный урок.

Планируемый урок будет проводиться в 6 классе, который имеет 100% успеваемости. В классе обучается 18 человек. Из них 6 девочек и 12 мальчиков. 4 девочки и 2 мальчика имеют оценки «4» и «5». Девочки дисциплинированы, мальчики подвижны, любят активную деятельность. Все учащиеся разделены на бригады по 3 человека и в каждой бригаде присутствует ученик с хорошей успеваемостью.

Ученики заинтересованы в качественном изготовлении своего изделия, т. к. оно является «последним кирпичиком» в их итоговой работе - макете дома - при изучении раздела: Основы чертежной грамотности. Возможности всех детей справиться с этой работой не вызывают сомнения.

Урок № 25(6)

Тема урока:

Построение развертки конуса.

Конструирование макета дома из геометрических тел.

Цели: продолжение знакомства учащихся с развертками геометрических тел; научить учащихся строить развертку конуса; воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к используемому материалу и инструментам; развивать умение анализировать форму предмета, представлять объемное изделие по его развертки и наоборот; умение работать чертежным инструментом; работать в команде; соблюдать правила техники безопасности, гигиены.

Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный.

Материально-техническое обеспечение урока: образцы разверток объемных тел; макет дома из объемных тел; демонстрационный стенд с поэтапным изготовлением развертки конуса; альбомный лист; клей; линейка; карандаш; циркуль; ножницы.

Ход урока

I. Организационная часть

Организационная часть является важным элементом урока и включает в себя две составляющие: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя составляющая включает в себя проверку наличия учащихся, осмотра внешнего вида, организацию рабочего места, наличия учебных и рабочих принадлежностей.

Внутренняя составляющая включает психологическую подготовку учащихся к уроку, основная цель которого возбудить у них интерес к учению, работе. Учитель сообщает цель урока:

  • Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с объемными телами и научимся строить развертку конуса. Это еще одно геометрическое тело, которое вы узнаете. Знание и умение построения разверток геометрических тел даст вам возможность использовать эти знания при анализе формы предмета, и чтении различных чертежей в строительстве и машиностроении, построении выкроек швейных изделий, детали которых имеют похожую объемную форму, помогут вам при изучении других предметов школьной программы.
  1. Актуализация прежних знаний учащихся

начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися. Классу задаются вопросы:

  1. развертки        каких объемных тел вы знаете? (демонстрирую развертки параллелепипеда, куба, цилиндра);
  2. с чего нужно начать построение развертки цилиндра? (с анализа какая геометрическая фигура лежит в основании цилиндра, его боковой части);
  3. как длина прямоугольника боковой части цилиндра зависит от радиуса основания? (она равна 6 радиусам);
  4. назовите этапы получения геометрического тела из его развертки? (построить клапаны для склеивания, вырезать развертку с учетом клапанов, отработать линии сгиба склеить).
  • Молодцы, все вспомнили.

По ходу урока учитель уточняет ответы учащихся.

  • А теперь давайте рассмотрим вот этот дом (учитель демонстрирует макет дома) и проанализируем, из каких геометрических тел он сделан (ступеньки - параллелепипеды, дом - из цилиндров разного размера, крыша - из конуса). На прошлом уроке вы научились строить развертки параллелепипеда и цилиндра, и собрали их.
  1. Изучение новых понятий и способов действия.

Учитель вместе с учащимися анализирует развертку конуса: что лежит в основании (круг), на какую геометрическую фигуру похожа боковая часть (часть круга, радиус которого является высотой конуса). Длина дуги, этой части круга, должна быть равна, по аналогии с длиной боковой части цилиндра, 6 радиусам основания. Учащимся предлагается определить размеры радиуса основания конуса и его высоту, обосновать (размер будет зависеть от радиуса основания цилиндра, который они сделали на прошлом уроке, и выбора высоты крыши).

  1. Учебно-тренировочная часть.

Задачей этого элемента урока является выработка умений и навыков работы чертежным инструментом. Осуществляется посредством показа приемов работы, сопровождается комментариями учителя:

  • чтобы построить развертку конуса нужно построить основание - круг радиусом г-25, т. к. радиус основания цилиндра равен 20, и построить дугу радиусом R=l=40 - высота крыши, чтобы она касалась линии окружности основания. На этой дуге, с помощью циркуля, отложим 6 раз радиус основания г=25. Соединим полученные точки на дуге боковой стороны конуса, с точкой центра этой дуги R=40.
  • А теперь расскажите (вызываю Вову...):
  • Осталось построить клапаны для склеивания, вырезать, отработать линии сгиба и склеить.
  • Правильно и я хочу напомнить, что вы работаете в бригаде, и для конструирования дома будут использоваться только самые качественные изделия.
  1. Формирование умений и навыков.

Ученики приступают к работе. Учитель напоминает правила техники безопасности и гигиены. В каждой бригаде присутствует ученик, который помогает, в случае надобности, остальным учащимся. По окончании работы учащимся предлагается, из геометрических тел, сделанных на предыдущем и этом уроках (параллелепипеды, цилиндры, конусы) собрать макет дома. Это задание дети выполняют в бригаде, поэтому не каждое геометрическое тело может быть использовано, итоговая оценка ставится максимальной, если все геометрические тела одного ученика были использованы в макете.

  1. Заключительная часть.

Задачей заключительной части урока является активное включение учащихся в подведение итогов урока. Учащиеся сами анализируют свою работу (макет дома) объясняя, почему они не использовали чье-то изделие, говорят об ошибках при расчете или не аккуратном исполнении. Учитель комментирует объективность оценки результатов работы каждого ученика, выставляя отметки в журнал.

  • А теперь небольшой тест: учитель показывает выкройки швейных изделий (юбки, брюк), а ученики должны назвать какую форму имеют эти изделия.

- Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, вы остались довольны, а у кого получилось не совсем удачное изделие, на следующем занятии или дома вы сделаете его лучше.



Предварительный просмотр:

                                               Уроки творчества

                   

                          Творческий проект   « Подарок – сюрприз»

Предмет: «Технология»

Учитель технологии  МБОУ« СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов»  г. Энгельса  Горина Валентина Ивановна.

Класс: 7

Тема: Проект : « Подарок - сюрприз»

Цель: Формирование творческих и информационных компетентностей учащихся через создание и оформление  косметички, связанной крючком в подарок близкому человеку.

 Задачи: Придумать, выполнить косметичку связанную крючком.  Декоративно оформить подарок –сюрприз.

Виды деятельности учащихся:

  1. Информационно- аналитическая.
  2. Познавательная.
  3. Дизайнерская.
  4. Художественно-графическая.
  5. Технологическая.
  6. Экологическая.
  7. Экономическая.
  8. Творческая.

 Создание проблемной ситуации:

     1.Подарок к 8 Марта маме – вязаная косметичка.

     2. Беседа – какие бывают косметички, с какой целью могут  использоваться;                                                          

3.Просмотр журналов, поиск информации в интернете.

     4.Выбор модели, материала, инструментов ,оформления.

     5.Вручение подарка.

Дополнительные виды деятельности для учащихся, выполнивших работу быстрее других:

Связать дополнительные детали (цветочки) в подобной технике.

Межпредметные связи:

- математика;

- русский язык;

- литература ( продумать поздравление в стихотворной форме);

- черчение;

- биология;

- ОБЖ;

-физкультура (физминутки во время работы);

- химия.

.Новая терминология:

- Декорирование.- Терминологические названия при вязании (пико, ракушка, пышный столбик,  и т.д)

- Дизайн – спецификация.

- Критерии.

Материалы и оборудование:

- Компьютер.

- Крючок  №3.

- Ножницы.

- Хлопчатобумажные нитки, ирис  разных цветов соответствующей толщины.

- Схемы для вязания.

- Журналы по вязанию.

Алгоритм проектирования:

- Постановка задач и цели.

- Сбор информации о вязаных изделиях - аксессуарах.

- Постановка учебной проблемы.

- Выбор оригинального и оптимального способа достижения цели.

- Планирование самостоятельной работы на уроке и вне школы.

- Оценка результатов своих действий.

Информационная деятельность, дизайн- анализ:

- Сбор информации  (интернет, журналы).

- Дизайн анализ, поход по магазинам.

- Наличие материалов, оборудования.

- Анализ информации.

- Потребность в изделии.

Упражнения:

Практические упражнения - индивидуальные.

Фронтальные – обсуждение поставленных задач, сбора информации, критериев.

Этапы изготовления:

- Проработать лучшую идею.

- Выполнить эскиз или выбрать лучшую схему для вязания изделия.

- Выбрать цветовую гамму ниток, № крючка.

- Составить технологическую карту.

- Выполнить вязаный образец.

- Связать изделие,соблюдая ТБ при работе.

- Декорировать изделие.  

Знания и умения:

- Приобретение знаний в области проектирования.

- Умение вязать крючком и декоративно оформлять изделия.

- Умение оформить и подарить подарок близкому человеку.

- Способствовать воспитанию общечеловеческих ценностных качеств.

Возможности использования компьютера

- Поиск информации.

- Оформление проекта, создание презентации.

Поурочное планирование проекта:

- Выбор темы, запуск проекта, решение задач.

- Создание проблемной ситуации.

- Обсуждение способов решения задач.

- Выбор рационального и оптимального способа достижения цели.

- Дизайн спецификация.

- Выбор лучшей идеи, алгоритм изготовления.

- Изготовление (вязание, оформление).

- Самооценка проекта. Презентация.

Критерии оценки.

- За выбранный материал (обосновать).

- За выбор способа изготовления (обосновать).

- За выбор декорирования.

- За качество изготовления.

- За презентацию проекта.

     

 Деятельность учителя и учащихся в выполнении проекта.

 


урока

Процесс выполнения

проекта

Деятельность учителя

Деятельность         учащихся

1

Краткая формулировка задачи

Объясняет краткую формулировку задачи. Информирует о дальнейшем задании, о сборе информации.

Принимают участие в обсуждении поставленных задач. Записывает домашнее задание.

2

Исследование, сбор информации и её анализ. Дизайн спецификация.

Прослушивает собранную информацию. Дизайн спецификация на основе собранной информации.

Обсуждают собранную информацию.

3

Критерии качественного изделия

Объясняет существующие критерии качества

Обсуждают вместе с учителем.

4

Выбор лучшей идеи

Предлагает заполнить таблицу критериев и выбрать .

Заполняют таблицу критериев. Выбирают критерии для оценки .

5

Проработать лучшие идеи

Объяснение, как выполняется работа с использованием техники вязания крючком с использование схемы.

Выбор схемы для вязания крючком. Вяжут образец.

6

Изготовление

Контроль качества, консультации по декору и техники безопасности.

При вязании соблюдать технологию и последовательность, правила  техники безопасности

7

Самооценка проекта. Ответ на вопросы.

Задаёт вопросы. Насколько удачно выполнена работа? Соответствует ли качество задуманному результату?  Может ли изделие быть улучшенным?

Отвечают на вопросы.

8

Презентация

Подготовка кабинета к презентации – подготовить оборудование.

Презентует проект.

                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.

Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...

Урок технологии 6 класс (девочки) «Стилевые и цветовые решения в интерьере» (2 урока -80 минут).

Тип урока – изучение новых знаний. Согласно программе И.А. Сасовой проводится в рамках раздела «Проектирование интерьера и оформление детской комнаты или детского уголка».Учащиеся должны  и...

Урок технологии 8 класс Тема урока"Технология установки врезного замка"

Цель урока: Ознакомить детей с приёмами , способами и инструментами , необходимыми для установки врезного замка...

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....

урок технологии 8 класс Технология построения семейного бюджета.

    Тема урока:  Технология построения семейного бюджета.Цель:   Создать условия формирования умений планировать расходы финансов в семье. Содействовать формирован...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...

"Ты сам мастер - технология проектирования" урок технологии 5 класс

Блок уроков: Творческий проект (5 класс).Тип урока: урок открытия нового знания.Межпредметные связи: ИКТ, ИЗО, технология.Ресурсы урока: презентация; творческие проекты учащихся прошлых лет; таблица ...