Конспект урока по курсу основы светской этики "Добро и зло"
план-конспект урока по теме
Материал урока построен на основе учебника "Основы светской этики" и электронного приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_kursu_osnovy_svetskoy_etiki.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО КУРСУ
Тема: «Добро и Зло»
Подготовила:
учитель начальных классов
Сынкова Олеся Владимировна
2012г
Санкт-Петербург
Цель: познакомить учащихся с понятиями добро и зло.
Задачи:
Образовательные:
Дать представления учащимся о понятиях добро и зло.
Учить выделять моральные нормы поступков человека.
Выделить нравственные ценности героев русских сказок.
Продолжать учить работать с пословицами и поговорками.
Учить анализировать и разбирать поступки героев.
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение устанавливать взаимосвязи между событиями.
Развивать умение анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения.
Развивать умение излагать свое мнение по поводу значения моральных и нравственных норм в жизни людей.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать друг друга.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать доброжелательное отношение и уважение к взрослым и сверстникам.
Ход урока.
Вводная часть.
- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь на свои места, давайте начинать урок.
- Перед вами лежит квадрат, прочитайте, что на нем написано (на странице рабочей тетради лежит квадрат, на котором написано: «Сказка о добре»).
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Вы правы, сегодня мы будем говорить о добре и противоположности добра – зле.
Основная часть.
- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 12.
- Давайте прочитаем, что же мы сегодня узнаем на уроке (чтение раздела учебника «Вы узнаете»).
- Сегодня мы узнаем, что такое добро, что такое зло и почему необходимо стремиться к добру.
- А расшифруем все эти понятия с помощью сказки.
- Вы любите сказки?
- Почему?
- Конечно, они очень интересные, в них много волшебства. Вам нравится, что в сказке побеждает добро?
- Как вы думаете почему?
- Потому что человек рожден для добра. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизни окажется под угрозой своего существования. Как нам помогают сказки почувствовать и понять это?
- Каких добрых героев сказок вы любите?
- Что есть общего, похожего в сказках и их героях?
- Почему так много похожего?
- Конечно, потому что сказки – отражение и воплощение человеческой мечты.
- Скажите, почему во многих русских сказках героем является Иванушка-дурачок?
- Видите, он оказывается и умнее, и более ловким, смелым и смекалистым. В чем же здесь дело?
- Он другой. И само это слово означает не глупость, а непохожесть. В чем же он другой?
- Да, ребята, он бескорыстен и добр. Душа его чиста и расположена к людям, и именно этим он отличается от своих жадных и недобрых братьев, недоброжелательных попутчиков. И что же оказывается в результате? Кто ему помогает?
- Ему помогают и люди, и звери, и птицы, и волшебники. Почему?
- Вы правы, потому что он помогал, выручал, не предал, не польстился на богатства, т.е. какой мы можем сделать вывод?
- Молодцы. Его поступки всегда были человечны и нравственны.
- Иванушка – дурачок действовал всегда по золотому правилу: как аукнется, так и откликнется.
- Что мы можем сказать о данной пословице?
- Правильно. Если ты идешь с добром, добро получишь в ответ.
- Но так бывает не всегда. Давайте вспомним сказку «Иван – царевич и серый волк». Что мы можем сказать о его братьях.
- Они злые, завистливые и корыстные. Они убивают Иван-царевича. И что же в результате?
- Вспомните, как его оживляет серый волк?
- Как вы думаете, почему в сказках существует живая вода?
- Правильно. Именно во имя справедливости и торжества добра.
- Посмотрите на пословицу, написанную на доске.
- Зло преодолимо, и преодолимо прежде всего добром.
- Можете ли вы назвать какие-то примеры этого утверждения?
- Попробуйте представить себя на месте человека, с которым поступили зло, несправедливо обидели. Какие чувства вы испытываете?
- А какие желания возникают?
- Видите, как часто мы хотим ответить тем же. Как вы думаете, зло от этого уменьшится?
- А что если следовать такой мудрости: отойди от зла и сотвори благо, т.е. доброе.
- Я думаю, что если очень постараться и понять, что зло всегда проигрывает, то можно не только сдержаться, но и найти более достойный способ поведения.
- А теперь вернемся к работе с учебником.
- Посмотрите на картинки, которые изображены.
- Кто нарисован на первой картинке?
- Почему папа стоит с ремнем?
- Правильно, вы догадались. Мальчик не хочет делать уроки. А правильно ли он поступает? Посмотрите на его лицо? Что испытывает мальчик?
- Какая основная деятельность школьника? Это является для него благом, т.е. добром?
- А, что мы можем сказать о папе? Правильно ли он поступает?
- Давай те поставим себя на место папы. Как вы бы поступили?
- Посмотрите на следующую картинку? Девочка тоже делает уроки. Что мы можем сказать о ее лице? Что делает мама?
- Чем эти изображения отличаются друг от друга?
- Мы с вами можем сделать вывод, что оценивая поступки людей, нужно понять, почему человек так поступает, чем он руководствуется, совершая данный поступок.
- Итак, теперь мы перейдем конкретно к понятию добро и зло и дадим характеристику данным понятиям.
- Давай те прочитаем в учебнике, что же такое добро (чтение детьми).
- Объясните своими словами, что такое добро.
- Давай те разберем следующий пример: если дать однокласснику списать домашнее задание, это будет считаться добрым поступком?
- А чем можно помощь однокласснику в такой ситуации?
- Разберем следующий пример: вы зашли в автобус и сели на свободное место. На следующей остановке вошла бабушка, и вы уступили ей место. Будет ли считаться это добрым поступком? Почему?
- Приведите примеры добрых поступков.
- Мы с вами разобрали понятие добро. А с вашей точки зрения, что такое зло?
- Давай те прочитаем в учебнике определение зла.
- Что приносят злые поступки?
- Давай те разберем одну ситуацию: Миша учится в 4 классе, и вышел из школы в плохом настроении, потому что получил двойку за не выполненное домашнее задание. Он был очень рассержен. Придя домой, он достал учебник и порвал его. На следующий день в школе он сказал, что учебник съела собака.
- Правильно ли поступил Миши? Хороший ли поступок он совершил? Как он должен был поступить?
- Итак, давай те поводить итоги нашего урока.
- Мы с вами определили, что такое добро и зло. Разобрали различные ситуации.
Итог урока
- Как вы думаете, можем ли мы ответить на вопросы, которые поставили перед собой в начале урока?
- Что такое добро и что входит в понятие добра.
- Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления.
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
- Молодцы. Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строчки:
Не обижай людей,
Придет расплата.
Нам счастья не сулит
Обида чья-то.
- В подтверждение этой мысли напишите дома свою сказку о добре на страничке рабочей тетради.
- Спасибо большое за урок. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Добродетельи порок". Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.
Конспект урока "Добродетель и порок". Основы религиозных культур и светской этики.4 класс....
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Тема: "Семейные праздники».
Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности ...
Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Тема: "Семейные праздники».
Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности ...
Презентация и конспект урока ОРКиСЭ модуля " Основы светской этики" по теме " Этикет" в 4 классе школы для глухих детей
Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в школе, во время поездки в общественном транспорте, в театре характеризует общий уровень культуры человек...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
Разработка урока по модулю "Основы светской этики"
Тема: Добродетель и порок.Цель: формирование понятий о добре и зле, о добродетели и пороке.Задача: 1) содействовать формированию у обучающихся умения характеризовать понятия...