Конспект урока по курсу основы светской этики "Добро и зло"
план-конспект урока по теме

Сынкова Олеся Владимировна

Материал урока построен на основе учебника "Основы светской этики" и электронного приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_kursu_osnovy_svetskoy_etiki.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО  КУРСУ

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Тема: «Добро и Зло»

                                                                               Подготовила:

                                                                     учитель начальных классов

                                                                            Сынкова Олеся Владимировна

2012г

Санкт-Петербург

Цель: познакомить учащихся с понятиями добро и зло.

Задачи:

Образовательные:

Дать представления учащимся о понятиях добро и зло.

Учить выделять моральные нормы поступков человека.

Выделить нравственные ценности героев русских сказок.

Продолжать учить работать с пословицами и поговорками.

Учить анализировать и разбирать поступки героев.

Коррекционно-развивающие:

Развивать  умение устанавливать взаимосвязи между событиями.

Развивать умение анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные нормы поведения.

Развивать умение излагать свое мнение по поводу значения моральных и нравственных норм в жизни людей.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Воспитывать доброжелательное отношение и уважение к взрослым и сверстникам.

Ход урока.

Вводная часть.

-  Здравствуйте ребята.  Присаживайтесь на свои места, давайте начинать урок.

-  Перед вами лежит квадрат, прочитайте, что на нем написано (на странице рабочей тетради  лежит квадрат, на котором написано: «Сказка о добре»).

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Вы правы, сегодня мы будем говорить о добре и  противоположности добра – зле.

Основная часть.

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 12.

- Давайте прочитаем, что же мы сегодня узнаем на уроке (чтение раздела учебника «Вы узнаете»).

- Сегодня мы узнаем, что такое добро, что такое зло и почему необходимо стремиться к добру.

- А расшифруем все эти понятия с помощью сказки.

- Вы любите сказки?

- Почему?

- Конечно, они очень интересные, в них много волшебства. Вам нравится, что в сказке побеждает добро?

- Как вы думаете почему?

- Потому что человек рожден для добра. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизни окажется под угрозой своего существования.  Как нам помогают сказки почувствовать и понять это?

- Каких добрых героев сказок вы любите?

- Что есть общего, похожего в сказках и их героях?

- Почему так много похожего?

- Конечно, потому что сказки – отражение и воплощение человеческой мечты.

- Скажите, почему во многих русских сказках героем является Иванушка-дурачок?

- Видите, он оказывается и умнее, и более ловким, смелым и смекалистым. В чем же здесь дело?

- Он другой. И само это слово означает не глупость, а непохожесть. В чем же он другой?

- Да, ребята, он бескорыстен и добр. Душа его чиста и расположена к людям, и именно этим он отличается от своих жадных и недобрых братьев, недоброжелательных попутчиков. И что же оказывается в результате? Кто ему помогает?

- Ему помогают и люди, и звери, и птицы, и волшебники. Почему?

- Вы правы, потому что он помогал, выручал, не предал, не польстился на богатства, т.е. какой мы можем сделать вывод?

- Молодцы. Его поступки всегда были человечны и нравственны.

- Иванушка – дурачок действовал всегда по золотому правилу: как аукнется, так и откликнется.

-  Что мы можем сказать о данной пословице?

- Правильно. Если ты идешь с добром, добро получишь в ответ.

- Но так бывает не всегда. Давайте вспомним сказку «Иван – царевич и серый волк». Что мы можем сказать о его братьях.

- Они злые, завистливые и корыстные. Они убивают Иван-царевича. И что же в результате?

- Вспомните, как его оживляет серый волк?

- Как вы думаете, почему в сказках существует живая вода?

- Правильно. Именно во имя справедливости и торжества добра.

- Посмотрите на пословицу, написанную на доске.

- Зло преодолимо, и преодолимо прежде всего добром.

- Можете ли вы назвать какие-то примеры этого утверждения?

- Попробуйте представить себя на месте человека, с которым поступили зло, несправедливо обидели. Какие чувства вы испытываете?

- А какие желания возникают?

- Видите, как часто мы хотим ответить тем же. Как вы думаете,  зло от этого уменьшится?

- А что если следовать такой мудрости: отойди от зла и сотвори благо, т.е. доброе.

- Я думаю, что если очень постараться и понять, что зло всегда проигрывает, то можно не только сдержаться, но и найти более достойный способ поведения.

- А теперь вернемся к работе с учебником.

- Посмотрите на картинки, которые изображены.

- Кто нарисован на первой картинке?

- Почему папа стоит с ремнем?

- Правильно, вы догадались. Мальчик не хочет делать уроки. А правильно ли он поступает? Посмотрите на его лицо? Что испытывает мальчик?

- Какая основная деятельность школьника? Это является для него благом, т.е. добром?

- А, что мы можем сказать о папе? Правильно ли он поступает?

- Давай те поставим себя на место папы. Как вы бы поступили?

- Посмотрите на следующую картинку? Девочка тоже делает уроки. Что мы можем сказать о ее лице? Что делает мама?

- Чем эти изображения отличаются друг от друга?

- Мы с вами можем сделать вывод, что оценивая поступки людей, нужно понять, почему человек так поступает, чем он руководствуется, совершая данный поступок.

- Итак, теперь мы перейдем конкретно к понятию добро и зло и дадим характеристику данным понятиям.

- Давай те прочитаем в учебнике, что же такое добро (чтение детьми).

- Объясните своими словами, что такое добро.

- Давай те разберем следующий пример: если дать однокласснику списать домашнее задание, это будет считаться добрым поступком?

- А чем можно помощь однокласснику в такой ситуации?

- Разберем следующий пример: вы зашли в автобус и сели на свободное место. На следующей остановке вошла бабушка, и вы уступили ей место. Будет ли считаться это добрым поступком? Почему?

- Приведите примеры добрых поступков.

- Мы с вами разобрали понятие добро. А с вашей точки зрения, что такое зло?

- Давай те прочитаем в учебнике определение зла.

- Что приносят злые поступки?

- Давай те разберем одну ситуацию: Миша учится в 4 классе, и вышел из школы в плохом настроении, потому что получил двойку за не выполненное домашнее задание. Он был очень рассержен. Придя домой, он достал учебник и порвал его. На следующий день в школе он сказал, что учебник съела собака.

- Правильно ли поступил Миши? Хороший ли поступок он совершил? Как он должен был поступить?

- Итак, давай те поводить итоги нашего урока.

- Мы с вами определили, что такое добро и зло. Разобрали различные ситуации.

Итог урока

- Как вы думаете, можем ли мы ответить на вопросы, которые поставили перед собой в начале урока?

- Что такое добро и что входит в понятие добра.

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления.

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

- Молодцы. Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строчки:

Не обижай людей,

Придет расплата.

Нам счастья не сулит

Обида чья-то.

- В подтверждение этой мысли напишите дома свою сказку о добре на страничке рабочей тетради.

- Спасибо большое за урок. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Добродетельи порок". Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.

Конспект урока "Добродетель и порок". Основы религиозных культур и светской этики.4 класс....

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Тема: "Семейные праздники».

Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности ...

Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Тема: "Семейные праздники».

Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности ...

Презентация и конспект урока ОРКиСЭ модуля " Основы светской этики" по теме " Этикет" в 4 классе школы для глухих детей

Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в школе, во время поездки в общественном транспорте, в театре характеризует общий уровень культуры человек...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

Разработка урока по модулю "Основы светской этики"

Тема: Добродетель и порок.Цель: формирование понятий о добре и зле, о добродетели и пороке.Задача: 1) содействовать формированию у обучающихся умения характеризовать понятия...